Сущность и виды бухгалтерского учета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и виды бухгалтерского учета



Сущность и виды бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

В настоящее время в России можно выделить четыре вида БУ:

Статистический учет изучает закономерности и взаимосвязи массовых общественных явлений и процессов. При наблюдении за различными массовыми явлениями, происходящими на предприятиях, в организациях и учреждениях, в статистическом учете исчисляют количественные и качественные показатели производительности труда, объема производства, заработной платы и др. Полученные результаты обрабатывают и обобщают в масштабе районов, областей, республик, отдельных отраслей и народного хозяйства в целом. От других видов учета статистический отличается широким кругом изучаемых объектов. Он изучает не только хозяйственные явления, но и другие стороны жизни общества (рождаемость детей и смертность населения, его движение и т.д.) путем статистических наблюдений (переписей, обследований или специальной регистрации).

Оперативный учет применяют для наблюдения и контроля за отдельными фактами и операциями хозяйственной деятельности предприятия, организаций, учреждений с целью оперативного на них воздействия. Он вводится в основном в тех случаях, когда необходимо быстрее получить данные о хозяйственных операциях (ежедневные сведения о выпуске продукции, расходе фонда заработной платы, себестоимости продукции, рентабельности, сведения о поставках нефти, газа в другие страны и др.). Вместе с тем он охватывает и те хозяйственные операции, которые не находят непосредственного отражения в бухгалтерском и статистическом учете (явка работников на предприятие и уход с него, работа машин и станков, их простои, режим технологического процесса и т.д.).

Бухгалтерский учет служит для наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений, организаций и их объединений. В бухгалтерском учете отражаются все виды имущества организации и все операции, вызывающие его движение, поэтому его необходимо вести постоянно, с охватом всех без исключения хозяйственных операций по движению имущества.

Понятие налогового учета введено в НК РФ. Налоговый учет осуществляется организациями для определения налоговой базы по налогу на прибыль. Для ведения налогового учета используются правильно оформленные бухгалтерские документы. Налоговый учет можно вести в общеустановленных регистрах бухгалтерского учета, в которые при необходимости вводятся соответствующие изменения, или использовать специальные регистры налогового учета.

Сущность бухгалтерского учета заключается в непрерывном и взаимосвязанном отражении хозяйственной деятельности предприятия с помощью различных измерителей на основе документации. Любая совершенная операция, заверенная документом, называется хозяйственной операцией. Сплошное отражение хозяйственной деятельности подразумевает обязательный учет всех видов производственных затрат, запасов, имущества, денежных средств, задолженностей, фондов и прочего. Непрерывность во времени вызывает необходимость беспрерывного наблюдения и записи фактов совершающихся на производстве, таких как движение денежных средств, материальных ценностей, фондов, расчетов, кредитов и прочего.

Сущность бухгалтерского учета показывает взаимозависимость хозяйственной деятельности и происходящих между собой фактов. Например, после выплаты заработной платы работникам уменьшается не только количество денежных средств в кассе предприятия, но и также задолженность предприятия перед этими работниками. Эти зависимости отличают сущность бухгалтерского учета от сущности статистического и оперативного учетов, и увеличивают его значение и роль в общем системном учете. Применение всех названных видов учета позволяет предприятию более полно и объективно вести хозяйство, не допускать непроизводственных затрат, что в свою очередь ведет к понижению себестоимости продукции и увеличению доходов предприятия.


СЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ

Счета бухгалтерского учета – способ группировки информации о состоянии и изменении объекта бухучета с целью текущего контроля. Для каждого вида имущества, обязательства и операции открываются отдельные счета со своими наименованиями и цифровым №, которые соответствуют каждой статье баланса. Например, 01 «Основные средства»

Каждый счет представляет собой двустороннюю таблицу, где левая сторона называется дебитом, правая – кредит. На каждом счете на основании первичных документов накапливается и систематизируются текущие данные по однородным хозяйственным операциям. Остаток средств на начало и конец отчетного периода называется сальдо начальное или конечное.

Начальные остатки на счетах бухгалтерского учета записывается по данным вступительного баланса, при этом остатки по статьям активов баланса записываются в дебит соотв. счетов, а по статье пассива – кредит счетов.

Движение средств называется оборотом. Оборот – итог по отчет. периоду по дебиту или по кредиту без сальдо начального. Остаток по счету на конец отчетного периода = сальдо начальное отчетного периода + увеличение по счету за отчетный период- уменьшение по счету за отчетный период.

Счета, предназначенные для учета имущества предприятия называется активными. Счета, предназначенные для учета источников образования имущества называется пассивными. Активно-пассивные счета могут иметь дебетовое или кредитовое сальдо. (например счет 99 «Прибыль и убытки»).

Двойная запись представляет собой запись, в результате которой каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды: по дебиту одного счета и по кредиту другого. Корреспонденция счетов - взаимосвязь счетов бух. учета возникающая при методе двойной записи. Бух. проводка – оформление корреспонденции счетов на сумму хозяйственных операций подлежащих регистрации. Бухгалтерские проводки бывают простыми и сложными. Простые – когда дебет одного счета корреспондируется с кредитом другого счета.(Дт 50 Кт51) Сложные - дебет 1 счета корреспондируется с кредитом нескольких счетов (Дт 51 Кт 90,91/3).

План счетов – систематизированный перечень синтетических счетов и субсчетов бух. учета, в основе которого используются классификация счетов по экономическому содержанию.

 


КАЛЬКУЛЯЦИЯ

Калькуляция – это общая сумма затрат на производство продукции, работы, услуг, представляющих собой фактическую себестоимость продукции. Определенную себестоимость единицы продукции называют – калькуляцией.

Способ группировки затрат и определения себестоимости продукции по статьям расходов имеет несколько методических приемов. Правильно составленная калькуляция дает возможность реально оценить все возможные затраты на различные виды продукции и выбрать ту, которая даст наивысшую прибыль.

Калькуляция бывает:

1) плановая;

2) сменная;

3) нормативная;

4) фактическая;

В бухучете различают: объект учета и объект калькуляции.

Объектом учета является аналитический счет по которому собирают затраты.

Объектом калькуляции является продукция, которая получена от объекта учета и себестоимости которой определяют. От одного объекта учета может быть получено несколько видов продукции, в этом случае продукцию называют сопряженной. Кроме того выделяют основную продукцию, себестоимость которая определяется и побочной продукцией, стоимость которой учитывается по цене возможной реализации.

При определенной себестоимости основная продукционная стоимость побочной продукции всегда вычитается из общей суммы затрат.

По способу включения в себестоимость затраты делятся на прямые и косвенные.

Прямые затраты можно непосредственно включить в ту или иную калькуляцию. Это заработная плата основных производственных рабочих с отчислениями на социальное страхование и обеспечение, материалы. Косвенные затраты обычно относятся ко всему производству в целом или к отдельным его подразделениям. Это амортизационные отчисления, затраты на ремонт, заработная плата административно-управленческого персонала, канцелярские, почтовые, телеграфные расходы и т. д. Они в течение месяца собираются на отдельных счетах, а в конце месяца распределяются по видам выпускаемой продукции.

Основой для такого распределения могут быть либо прямые затраты, либо заработная плата основных производственных рабочих (распределение идет пропорционально заработку работников разных видов производств).

Способ калькулирования косвенных расходов выбирается предприятием самостоятельно.

 

7.инвентаризация и оценка капитала

При инвентаризации финансовых вложений проверяют фак­тические затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям зай­мы.

При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавли­ваются:

• правильность оформления ценных бумаг;

• реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг;

• сохранность ценных бумаг;

• своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам.

При хранении ценных бумаг в организации их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе.

Финансовые вложения в уставные капиталы других организа­ций, а также займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами.

Выявленные при инвен-ии неучтенные ценные бумаги приходуются: Д58К 91.

Недостачи и потери от порчи ценных бумаг списывают Д 94 К 58.

Не­компенсируемые потери ценных бумаг, связанные со стихийными бедствиями, пожарами и т.п., списывают Д 99 К 58.

Оценка финансовых вложений:

1) Первоначальная оценка - фактические затраты на приобретение ценных бумаг могут быть суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу; суммы, уплачиваемые специализированным организациям и иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ценных бумаг.

Ценные бумаги, не принадлежащие организации, но находя­щиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с усло­виями договора, принимаются к учету в оценке, предусмотренной в договоре.

2) Последующая оценка финансовых вложений - это первоначальная стоимость финансовых вложений, по которой они приняты к уче­ту, может изменяться. Для целей последующей оценки финансо­вых вложений они разделяются на две группы:

• вложения, по которым может быть определена текущая рыноч­ная стоимость (приобретение акций и др.); Д 58 К 83

• вложения, по которым рыночная стоимость не определяется (вклады в уставные капиталы других организаций, предостав­ленные займы, уступленная дебиторская задолженность, обли­гации и др.).

3) Оценка финансовых вложений при их выбытии – это(погашении, про­даже, безвозмездной передаче, передаче в счет вклада в уставный капитал другой организации и пр.). Финансовые активы, по кото­рым определяется текущая рыночная стоимость, оцениваются на момент выбытия исходя из последней оценки.

Номинальная стоимость ценных бумаг – это сумма, обозначенная на бланке ценной бумаги.

Эмиссионная стоимость ценных бумаг – это цена продажи при ее первичном размещении.

Курсовая стоимость ценной бумаги – это цена, определяемая при котировке ценных бумаг.

 

8. бухгалтерский учет как информационная система, его правовое и методическое обеспечение

Бухгалтерский учёт составная часть информационной системы ор­ганизации. Организация бухгалтерского учёта, его правовое и методиче­ское обеспечение. Принципы бухгалтерского учёта. Пользователи учёт­ной информации. Федеральный закон о бухгалтерском учёте. Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ и его значение. Бухгалтерская отчетность и её значение.

Ни одна организация не может функционировать без ведения бух­галтерского учета. Поскольку только данные бухгалтерского учета дают полную информацию об имущественном и финансовом состояния орга­низации, что позволяет управлять хозяйственной деятельностью, кон­тролировать выполнение планов прибыли, разрабатывать планы разви­тия предприятия. Таким образом, бухгалтерский учет является составной частью управленческой и информационной системы организации.

Учетная информация служит основой для принятия управленче­ских и финансовых решений, она обеспечивает выполнение следующих функций: информация, планирование, контроль, сохранность, анализ.

По поручению Правительства РФ правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляет Министерство финан­сов. Регулирование вопросов учета предполагает четырехуровневую сис­тему нормативных документов (законы РФ о бухгалтерском учете, нор­мативные акты президента и правительства, стандарты и приказы по от­дельным темам, рекомендательные документы по организации и веде­нию бухгалтерского учета отдельных видов имущества, их источников. хозяйственных операций).

Бухгалтерская отчетность предприятия, учреждения является за­вершающим этапом учетного процесса. В ней отражается имущественное и финансовое положение организации, результат её хозяйственной дея­тельности за отчетный период. Показатели отчетности обосновываются не только данными текущего учета, но также инвентаризацией имущества предприятия и его финансовых обязательств.

Значение бухгалтерской отчетности предприятия повысилось за последние годы в связи с расширением прав предприятий в условиях ры­ночной экономики, изменением системы планирования и т.д. Использо­вание данных текущей бухгалтерской отчетности как средства оператив­ного руководства на самом предприятии, а также инвесторами, поставщи­ками, покупателями, кредиторами, налоговыми, финансовыми и банков­скими органами в настоящее время особенно важно.

При изучении данной темы студенты должны получить общие сведе­ния об отчетности предприятия: уяснить значение отчетности, познать:ос­новные виды и их общую характеристику, обратить надлежащее внимание на такие важные мероприятия по обеспечению высококачественной бух­галтерской отчетности, как своевременное проведение инвентаризаций, со­блюдение реальных и действующих правил оценки статей бухгалтерского баланса.

 

 

Виды инвентаризации

Инвентаризация — это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта. Это основной способ фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств.

Выделяют следующие виды инвентаризаций:

-по объему - полная и частичная;

-по методу проведения - выборочная и сплошная;

-по назначению - плановая, внеплановая, повторная, контрольная.

Полная инвентаризация проводится перед составлением годового отчета, при аудиторской проверке или ревизии и охватывает все материальные ценности, денежные средства и расчетные отношения с другими организациями и лицами. При полной инвентаризации охватывают также все виды средств, в том числе ценности, не принадлежащие организации (арендованные основные средства; товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение; материалы, принятые в переработку, и т.д.).

Каждая отдельная инвентаризация, охватывающая часть средств организации, называется частичной инвентаризацией. К ней относятся, например, инвентаризация денежных средств (ревизия кассы), инвентаризация материальных ценностей, связанная со сменой материально ответственных лиц, и т.д.

При выборочной инвентаризации у конкретного материально ответственного лица проверяют только некоторые ценности на выбор. Выборочная инвентаризация проводится в организациях с большой номенклатурой ценностей.

Сплошная инвентаризация проводится одновременно во всех структурных подразделениях и предприятиях, которые принадлежат данной организации.

Плановая инвентаризация проводится по графику в указанные сроки, утвержденные руководителем, причем сроки проведения ее не подлежат оглашению.

Внеплановая инвентаризация проводится не по плану, а в силу сложившихся обстоятельств (при передаче дел материально ответственным лицом, после стихийных бедствий, хищений).

Повторная инвентаризация проводится, если возникли сомнения в достоверности, объективности, качестве проведенной инвентаризации.

Контрольная инвентаризация. По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.д., где проводилась инвентаризация.

 

Учет заработной платы

Предприятия самостоятельно, но в соответствии с законодательством устанавливают штатное расписание, формы и системы оплаты труда, премирования. Различают две основные формы оплаты труда: сдельную (когда в основу расчета берется объем работы и расценка за выполнение его единицы) и повременную (за основу - тарифная ставка за час работы или оклад и отработанное время). Кроме того, возможно применение разновидностей этих форм (простая повременная, повременно премиальная, прямая сдельная, сдельно премиальная и т.д.).

На основании выбранной системы оплаты труда на предприятии учет ее регламентируется следующими документами: -выписка из протокола собрания о ставках повременщиков; -табель учета рабочего времени; -карточка учета выработки; -наряды, договора, контракты, трудовые соглашения с визой руководителя о выплате.

Из оплаты труда работников, как состоящих в списочном составе, так и лиц, работающих по трудовым соглашениям, договорам подряда, по совместительству, выполняющих разовые работы, могут быть произведены различные удержания: либо обязательные, либо удержания по инициативе предприятия. К ним относятся удержания для уплаты гос налогов, обязательных страховых взносов в ПФ и т.д. Кроме того, зарплата может быть перечислена по заявлению работника на счет личного вклада в банк.

Синтетический учет расчетов с персоналом, как состоящим, так и не состоящим в списочном составе организации по всем видам оплаты труда, ведется на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Счет пассивный. По кредиту счета отражаются все начисленные (зарплаты, отпускные по временной нетрудоспособности, премии и т. д.) по дебету удержания из начисленной суммы; выплата начисленных видов оплаты труда за минусом удержаний; депонированная заработная плата. Кредитовое сальдо счета 70 показывает задолженность организации перед работниками по начислению не выданной заработной плате.

При начислении заработной платы делается следующая проводка: -дебет счета 20 "Основное производство" (08, 10, 23, 25, 26, 44), -кредит счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".

Аналитический учет ведется на лицевых счетах, открываемых на каждого работника. К документам аналитического учета относятся: налоговая карточка учета совокупного дохода физического лица, расчетные, расчетно-платежные и платежные ведомости.

Депонированная заработная плата. Не полученная работниками в срок заработная плата депонируется. Депонированная заработная плата переносится со счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" на счет 76 "Расчет с разными дебиторами и кредиторами", на котором для этих целей открывается субсчет "Депоненты" (дебет счета 70, кредит счета 76).

Депонированные суммы сдаются в банк по объявлению на взнос наличными. На сданные суммы составляется один расходный кассовый ордер.

Невостребованная депонированная заработная плата хранится на расчетном счете в банке в течение трех лет. По истечении этого срока неполученные суммы относятся на финансовые результаты организации.

 

Учет кассовых операций

Выполнение всех операций с наличными деньгами возложено на кассира. Факт получения денежных средств оформляется в ПКО, который подписывается главным бухгалтером, заверяется печатью и регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров и документу присваивается номер, затем передается кассиру для получения денег, он подписывает ордер квитанцию к нему и регистрирует в кассовой книге.

Наличные деньги из кассы выдаются по РКО или другим документам (например, платежная ведомость по счетам). Документы на выдачу денег подписываются руководителем предприятия и главным бухгалтером, получатель расписывается в получении выданной суммы.

Прием и выдача денег по кассовым ордерам производится в день их составления. По истечении срока выдачи денег по ведомостям против фамилий лиц не получивших деньги кассир ставит штампы «Депонировано» и составляет реестр депонированных сумм на всю сумму выданную по ведомости составляется расходный кассовый ордер.

Учет движения денег в кассе ведется кассиром в кассовой книге. Каждая организация имеет только одну кассовую книгу. Эта книга должна быть пронумерована и опечатана. Записи ведутся кассиром в 2 экземплярах сразу после получения или выдачи денег по каждому ордеру. ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день и выводит остаток денег в кассе и передает в бухгалтерию, 2 экземпляр отрывной является отчетом кассира. Контроль за ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера.

Для учета наличия, движения денежных средств в кассе используется активный счет 50. кассовые операции, записываемые по кредиту счета 50 отражаются в журнале ордере №1, обороты по дебету в ведомости №1. Основанием для заполнения вышеуказанных документов являются отчеты кассира

Учет переводов в пути

Счет 57 "Переводы в пути" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте РФ и иностранных валютах в пути. На счете отражаются суммы денежных средств, внесенные в кассы кредитных учреждений для зачисления на расчетные счета организации, до момента фактического зачисления. Как правило, основанием для внесения записи по счету 57 "переводы в пути" является квитанция о приеме денежных средств, выданная кредитным учреждением или отделением почты. В зависимости от вида денежных средств - валюта РФ или иностранная - к счету могут открываться субсчета для ведения раздельного учета.

Внесение денежных средств в кассу организации, осуществляющей их доставку и зачисление, сопровождается записью по дебету счета 57 "Переводы в пути" в корреспонденции со счетами, отражающими источник внесения. Зачисление денежных средств на счет организации сопровождается записью по кредиту счета 57 "Переводы в пути" в корреспонденции со счетом, отражающим соответствующий счет организации, как правило - счет 51 "Расчетные счета", счет 52 "Валютные счета".

Некоторые типовые проводки по дебету счета 57 "Переводы в пути".

Д К Содержание хозяйственной операции

57 50 Отражена сумма наличных средств, внесенных в кассу почтового отделения для перевода контрагенту

57 51 Учтена сумма денежных средств, перечисленная с расчетного счета для покупки иностранной валюты

57 62 Учтена сумма, внесенная покупателем в кассу почтового отделения для расчетов с организацией за предоставленную услугу

57 91 Учтена сумма денежных средств, вырученная от продажи прочего имущества, внесенная в кассу кредитного учреждения для зачисления на расчетный счет организации

Некоторые типовые проводки по кредиту счета 57 "Переводы в пути".

Д К Содержание хозяйственной операции

50 57 Учтено оприходование в кассу денежных средств, отправленных почтовым переводом

51 57 Учтена сумма денежных средств, находившаяся в пути и зачисленная на расчетный счет организации

60 57 Учтена сумма денежных средств, находившаяся в пути и зачисленная на счет подрядчика

62 57 Учтена сумма денежных средств, направленная покупателю почтовым переводом и зачисленная на его расчетный счет

Выручка»

Себестоимость продаж»

Акцизы»

Прибыль/убыток от продаж»

Записи по субсчетам 90-1, 90-2, 90-3, 90-4 производятся накопительно в течении отчетного года. В течение месяца на счете 90 стоимость отгруженной продукции (включая НДС, акцизы, и др. аналогичные платежи) отражается записью: Д-т 62 К-т 90/1

Себестоимость отгруженной покупателю продукции списывается: Д90/2К43

На сумму НДС, полученных в составе выручки, делается запись: Д 90/3 К 68

По окончании каждого месяца сопоставляют сумму итогов дебетовых оборотов по субсчетам 90/2, 90/3, 90/4 и т.д. с итогом кредитовых оборотов по субсчету 90/1. Полученный результат будет представлять собой прибыль или убыток от продаж за месяц. Эту сумму заключительным оборотом отчетного месяца списывают проводкой

Д 99 К 90/9 – получен убыток

Учет расходов на продажу

К расходам на продажу относятся расходы, связанные с продажей продукции, оплачиваемые поставщиком.

В организациях, осуществляющих производственную деятельность, это расходы:

· на затаривание и упаковку;

· по доставке продукции, погрузке в транспортные средства;

· комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;

· по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи;

· на рекламу;

· на представительские расходы;

· другие аналогичные по назначению расходы.

· В организациях, осуществляющих торговую деятельность, это расходы:

· на перевозку товаров;

· на оплату труда;

· на аренду;

· на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря;

· по хранению и подработке товаров;

· на рекламу;

· на представительские расходы;

· другие аналогичные по назначению расходы.

Учет расходов на продажу ведется на счете 44 "Расходы на продажу". По дебету счета 44 накапливаются суммы произведенных расходов с кредита материальных, расчетных и денежных счетов.

Д44 К10 - учтена стоимость израсходованных на упаковку материалов

Д 44 К23 - учтены расходы вспомогательного производства по доставке продукции

В конце месяца расходы на продажу списываются на себестоимость проданной продукции одним из способов:

Списываются все расходы в полном объеме.

Расходы на упаковку и транспортировку (для производственных организаций) и расходы на транспортировку (для торговых организаций), учтенные на счете 44 - с распределением на отдельные виды продукции (товаров), остальные расходы на продажу - в полном объеме.

Распределение на отдельные виды продукции осуществляется прямым способом или при помощи пропорционального распределения. Также расходы на продажу распределяются между выпущенной реализованной продукцией и остатках на складах.

 

Д-т 90/9 К-т 99

Полученный убыток отражается записью:

Д-т 99 К-т 90/9

Счет 90 «Продажи» закрывается и сальдо не имеет

 

 

Д-т 99 К-т 84

Сумма чистого убытка отчетного года списывается:

Д-т 84 К-т 99

В следующем за отчетным году на основании решения об­щего собрания акционеров (участников) производится рас­пределение чистой прибыли. Чистая прибыль может быть на­правлена на выплату дивидендов акционерам и учредителям, на возмещение убытков предыдущих отчетных периодов, на отчисление средств в резервные фонды организации и на дру­гие цели.

При формировании резервного фонда за счет чистой прибы­ли делается запись:

Д-т 84 К-т 82

Дивиденды выплачиваются ежеквартально, раз в полгода или раз в год по результатам года.

Для учета расчетов по дивидендам используется активно-пассивный счет 75 субсчет «Расчеты по выплате доходов».

Начис­ленные суммы дивидендов отражаются бухгалтерской запи­сью:

Д-т 84 К-т 75

На суммы налога, удержанные по дивидендам, делается проводка

Д-т 70 К-т 68.

 

Сущность и виды бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

В настоящее время в России можно выделить четыре вида БУ:

Статистический учет изучает закономерности и взаимосвязи массовых общественных явлений и процессов. При наблюдении за различными массовыми явлениями, происходящими на предприятиях, в организациях и учреждениях, в статистическом учете исчисляют количественные и качественные показатели производительности труда, объема производства, заработной платы и др. Полученные результаты обрабатывают и обобщают в масштабе районов, областей, республик, отдельных отраслей и народного хозяйства в целом. От других видов учета статистический отличается широким кругом изучаемых объектов. Он изучает не только хозяйственные явления, но и другие стороны жизни общества (рождаемость детей и смертность населения, его движение и т.д.) путем статистических наблюдений (переписей, обследований или специальной регистрации).

Оперативный учет применяют для наблюдения и контроля за отдельными фактами и операциями хозяйственной деятельности предприятия, организаций, учреждений с целью оперативного на них воздействия. Он вводится в основном в тех случаях, когда необходимо быстрее получить данные о хозяйственных операциях (ежедневные сведения о выпуске продукции, расходе фонда заработной платы, себестоимости продукции, рентабельности, сведения о поставках нефти, газа в другие страны и др.). Вместе с тем он охватывает и те хозяйственные операции, которые не находят непосредственного отражения в бухгалтерском и статистическом учете (явка работников на предприятие и уход с него, работа машин и станков, их простои, режим технологического процесса и т.д.).

Бухгалтерский учет служит для наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений, организаций и их объединений. В бухгалтерском учете отражаются все виды имущества организации и все операции, вызывающие его движение, поэтому его необходимо вести постоянно, с охватом всех без исключения хозяйственных операций по движению имущества.

Понятие налогового учета введено в НК РФ. Налоговый учет осуществляется организациями для определения налоговой базы по налогу на прибыль. Для ведения налогового учета используются правильно оформленные бухгалтерские документы. Налоговый учет можно вести в общеустановленных регистрах бухгалтерского учета, в которые при необходимости вводятся соответствующие изменения, или использовать специальные регистры налогового учета.

Сущность бухгалтерского учета заключается в непрерывном и взаимосвязанном отражении хозяйственной деятельности предприятия с помощью различных измерителей на основе документации. Любая совершенная операция, заверенная документом, называется хозяйственной операцией. Сплошное отражение хозяйственной деятельности подразумевает обязательный учет всех видов производственных затрат, запасов, имущества, денежных средств, задолженностей, фондов и прочего. Непрерывность во времени вызывает необходимость беспрерывного наблюдения и записи фактов совершающихся на производстве, таких как движение денежных средств, материальных ценностей, фондов, расчетов, кредитов и прочего.

Сущность бухгалтерского учета показывает взаимозависимость хозяйственной деятельности и происходящих между собой фактов. Например, после выплаты заработной платы работникам уменьшается не только количество денежных средств в кассе предприятия, но и также задолженность предприятия перед этими работниками. Эти зависимости отличают сущность бухгалтерского учета от сущности статистического и оперативного учетов, и увеличивают его значение и роль в общем системном учете. Применение всех названных видов учета позволяет предприятию более полно и объективно вести хозяйство, не допускать непроизводственных затрат, что в свою очередь ведет к понижению себестоимости продукции и увеличению доходов предприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 2293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.242 (0.097 с.)