Балансовое обобщение и отчетность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Балансовое обобщение и отчетность



Системность бухгалтерского учета предполагает не только локальное (на счетах), но и полное обобщение и сравнение всей информации о состоянии объектов учета.

Для этого используются такие методы бухгалтерского учета, как балансовое обобщение и отчетность.

Балансовое обобщение — способ обобщения и группировки информации об активах предприятия по их составу и размещению, источниках их образования на определенную дату в денежном измерителе.

Цель составления баланса — предоставление пользователям полной, правдивой и непредубежденной информации о финансовом состоянии предприятия на отчетную дату.

Согласно П(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности» баланс — это отчет о финансовом состоянии предприятия, который отображает на определенную дату его активы, обязательства и собственный капитал.

Обобщение информации о хозяйственных процессах и других самых важных объектах бухгалтерского учета обеспечивается в отчетности.

Отчетность — это система итоговых взаимосвязанных и взаимообусловленных показателей, которые характеризуют хозяйственную и финансовую деятельность предприятия, результаты использования его активов и состояние обязательств.

Цель составления финансовой отчетности — предоставление пользователям полной, правдивой и непредубежденной информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств для принятия решений.

Пользователи информации могут быть внешние (проверяющие органы, контрагенты, инвесторы, банки) и внутренние (администрация предприятия).

Бухгалтерская финансовая отчетность включает баланс (форма № 1), отчет о финансовых результатах (форма № 2), отчет о движении денежных средств (форма № 3), отчет о собственном капитале (форма № 4) и примечания к финансовой отчетности (форма № 5).

Выделяют следующие принципы подготовки финансовой отчетности:

— автономности;

— непрерывности деятельности;

— периодичности;

— исторической (фактической) себестоимости; начисления и соответствия доходов и расходов;

— полного освещения;

— последовательности;

— осмотрительности;

— превалирования сущности над формой;

— единого денежного измерителя.

Бухгалтерская финансовая отчетность отображает нарастающим итогом (за первый квартал плюс за второй, третий и четвертый — получаем за год) имущественное и финансовое состояние предприятия, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

ДОКУМЕНТАЦИЯ И ДОКУМЕНТООБОРОТ

Документ в переводе с латинского означает свидетельство, доказательство, поэтому любая хозяйственная операция оформляется документом, который подтверждает факт ее свершения и делает бухгалтерскую запись юридически законной. В составе документов бухгалтерского учета различают: первичные документы; учетные регистры; отчетные документы.

Под первичным учетом понимают первоначальную стадию учетного процесса, на которой производится измерение данных хозяйственной операции и регистрация их в документах. Документы должны быть составлены в момент совершения операции или непосредственно после ее окончания, они являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Все первичные документы имеют унифицированные, т. е. типовые формы. К основным первичным документам относятся: документы, оформляющие прием и выдачу денежных средств (приходные и расходные кассовые ордера), перечисление денежных средств с расчетного счета (платежные поручения), поступление и отпуск материалов (доверенности, требования) и т.д.

Бухгалтерские проводки переносятся и группируются в учетных регистрах. Регистры несут вторичную информацию, источником которой были документы. Под учетными регистрами подразумеваются носители упорядоченной информации, в которых систематизируются признаки и показатели хозяйственных операций.

Отчетность — это набор форм и показателей, а также пояснительных материалов к ним, отражающих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Промежуточная квартальная бухгалтерская отчетность содержит бухгалтерский баланс (ф№1) и отчет о прибылях и убытках (ф№ 2). Годовая отчетность, кроме того, должна включать в себя: отчет об изменении капитала (ф№ 3); отчет о движении денежных средств (ф№ 4); приложение к бухгалтерскому балансу (ф№ 5); пояснительную записку к отчету.

Основными требованиями, которые предъявляют к отчетности, являются:

- достоверность — отчетность должна отражать реальные хозяйственные операции, которые можно легко проверить;

- полнота — отчетность должна содержать все необходимые данные для заинтересованных лиц и включать в себя соответствующие комментарии;

-нейтральность — отчетность не должна отражать интересы каких-либо лиц;

- преемственность — последовательность применения форм отчетности и их содержания от одного отчетного периода к другому.

Под документооборотом в бухгалтерском учете понимают порядок и путь прохождения документов по всем инстанциям с момента их составления до сдачи в архив.

Движение первичных документов в бухгалтерском учете регламентируется графиком документооборота, который составляется бухгалтером и утверждается руководителем предприятия. В графике документооборота устанавливается назначение первичных документов, порядок их оформления и сроки сдачи в архив. График документооборота может быть оформлен в виде схемы, графика или перечня работ, с указанием исполнителей и сроков движения документов. Каждому исполнителю вручается выписка из графика документооборота, в которой перечисляются документы, относящиеся к сфере его деятельности, и сроки предоставления этих документов.

Контроль за выполнением графика документооборота осуществляет главный бухгалтер.

Установлены определенные правила и сроки хранения документов в архиве. Например, первичные и учетные документы хранятся в течение 5 лет, инвентаризационная документация, акты проведения ревизии — 3 года, бухгалтерские отчеты и балансы, квартальные балансы — 3 года, годовые — 10 лет, лицевые счета рабочих и служащих — 75 лет и т.д.

Бухгалтерские документы должны быть заполнены правильно и четко, без помарок и исправлений. Но иногда при ведении учета возникают ошибки. Наиболее распространенными методами исправления ошибок являются: корректурный; «красное сторно»; дополнительной записи.

При корректурном методе неправильный текст или сумма зачеркиваются тонкой чертой так, чтобы исправленная запись была видна, а сверху записывают правильный текст. Такой вид исправления оговаривается на полях с указанием подписи лица, сделавшего исправление.

Метод «красное сторно» применяется, когда в расчетах указана сумма больше, чем следует. При этом дополнительная запись для уточнения исправляемой суммы оформляется красной пастой (ручкой) или ее обводят в рамку. Красная сторнировочная запись считается отрицательной величиной, поэтому при подсчете итогов эта сумма вычитается.

Метод дополнительной записи используется в том случае, если запись сделана в сумме меньшей, чем следует. При этом на разницу в сумме делается дополнительная запись с той же корреспонденцией счетов.

 

КАЛЬКУЛЯЦИЯ

Калькуляция – это общая сумма затрат на производство продукции, работы, услуг, представляющих собой фактическую себестоимость продукции. Определенную себестоимость единицы продукции называют – калькуляцией.

Способ группировки затрат и определения себестоимости продукции по статьям расходов имеет несколько методических приемов. Правильно составленная калькуляция дает возможность реально оценить все возможные затраты на различные виды продукции и выбрать ту, которая даст наивысшую прибыль.

Калькуляция бывает:

1) плановая;

2) сменная;

3) нормативная;

4) фактическая;

В бухучете различают: объект учета и объект калькуляции.

Объектом учета является аналитический счет по которому собирают затраты.

Объектом калькуляции является продукция, которая получена от объекта учета и себестоимости которой определяют. От одного объекта учета может быть получено несколько видов продукции, в этом случае продукцию называют сопряженной. Кроме того выделяют основную продукцию, себестоимость которая определяется и побочной продукцией, стоимость которой учитывается по цене возможной реализации.

При определенной себестоимости основная продукционная стоимость побочной продукции всегда вычитается из общей суммы затрат.

По способу включения в себестоимость затраты делятся на прямые и косвенные.

Прямые затраты можно непосредственно включить в ту или иную калькуляцию. Это заработная плата основных производственных рабочих с отчислениями на социальное страхование и обеспечение, материалы. Косвенные затраты обычно относятся ко всему производству в целом или к отдельным его подразделениям. Это амортизационные отчисления, затраты на ремонт, заработная плата административно-управленческого персонала, канцелярские, почтовые, телеграфные расходы и т. д. Они в течение месяца собираются на отдельных счетах, а в конце месяца распределяются по видам выпускаемой продукции.

Основой для такого распределения могут быть либо прямые затраты, либо заработная плата основных производственных рабочих (распределение идет пропорционально заработку работников разных видов производств).

Способ калькулирования косвенных расходов выбирается предприятием самостоятельно.

 

7.инвентаризация и оценка капитала

При инвентаризации финансовых вложений проверяют фак­тические затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям зай­мы.

При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавли­ваются:

• правильность оформления ценных бумаг;

• реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг;

• сохранность ценных бумаг;

• своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам.

При хранении ценных бумаг в организации их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе.

Финансовые вложения в уставные капиталы других организа­ций, а также займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами.

Выявленные при инвен-ии неучтенные ценные бумаги приходуются: Д58К 91.

Недостачи и потери от порчи ценных бумаг списывают Д 94 К 58.

Не­компенсируемые потери ценных бумаг, связанные со стихийными бедствиями, пожарами и т.п., списывают Д 99 К 58.

Оценка финансовых вложений:

1) Первоначальная оценка - фактические затраты на приобретение ценных бумаг могут быть суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу; суммы, уплачиваемые специализированным организациям и иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ценных бумаг.

Ценные бумаги, не принадлежащие организации, но находя­щиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с усло­виями договора, принимаются к учету в оценке, предусмотренной в договоре.

2) Последующая оценка финансовых вложений - это первоначальная стоимость финансовых вложений, по которой они приняты к уче­ту, может изменяться. Для целей последующей оценки финансо­вых вложений они разделяются на две группы:

• вложения, по которым может быть определена текущая рыноч­ная стоимость (приобретение акций и др.); Д 58 К 83

• вложения, по которым рыночная стоимость не определяется (вклады в уставные капиталы других организаций, предостав­ленные займы, уступленная дебиторская задолженность, обли­гации и др.).

3) Оценка финансовых вложений при их выбытии – это(погашении, про­даже, безвозмездной передаче, передаче в счет вклада в уставный капитал другой организации и пр.). Финансовые активы, по кото­рым определяется текущая рыночная стоимость, оцениваются на момент выбытия исходя из последней оценки.

Номинальная стоимость ценных бумаг – это сумма, обозначенная на бланке ценной бумаги.

Эмиссионная стоимость ценных бумаг – это цена продажи при ее первичном размещении.

Курсовая стоимость ценной бумаги – это цена, определяемая при котировке ценных бумаг.

 

8. бухгалтерский учет как информационная система, его правовое и методическое обеспечение

Бухгалтерский учёт составная часть информационной системы ор­ганизации. Организация бухгалтерского учёта, его правовое и методиче­ское обеспечение. Принципы бухгалтерского учёта. Пользователи учёт­ной информации. Федеральный закон о бухгалтерском учёте. Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ и его значение. Бухгалтерская отчетность и её значение.

Ни одна организация не может функционировать без ведения бух­галтерского учета. Поскольку только данные бухгалтерского учета дают полную информацию об имущественном и финансовом состояния орга­низации, что позволяет управлять хозяйственной деятельностью, кон­тролировать выполнение планов прибыли, разрабатывать планы разви­тия предприятия. Таким образом, бухгалтерский учет является составной частью управленческой и информационной системы организации.

Учетная информация служит основой для принятия управленче­ских и финансовых решений, она обеспечивает выполнение следующих функций: информация, планирование, контроль, сохранность, анализ.

По поручению Правительства РФ правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляет Министерство финан­сов. Регулирование вопросов учета предполагает четырехуровневую сис­тему нормативных документов (законы РФ о бухгалтерском учете, нор­мативные акты президента и правительства, стандарты и приказы по от­дельным темам, рекомендательные документы по организации и веде­нию бухгалтерского учета отдельных видов имущества, их источников. хозяйственных операций).

Бухгалтерская отчетность предприятия, учреждения является за­вершающим этапом учетного процесса. В ней отражается имущественное и финансовое положение организации, результат её хозяйственной дея­тельности за отчетный период. Показатели отчетности обосновываются не только данными текущего учета, но также инвентаризацией имущества предприятия и его финансовых обязательств.

Значение бухгалтерской отчетности предприятия повысилось за последние годы в связи с расширением прав предприятий в условиях ры­ночной экономики, изменением системы планирования и т.д. Использо­вание данных текущей бухгалтерской отчетности как средства оператив­ного руководства на самом предприятии, а также инвесторами, поставщи­ками, покупателями, кредиторами, налоговыми, финансовыми и банков­скими органами в настоящее время особенно важно.

При изучении данной темы студенты должны получить общие сведе­ния об отчетности предприятия: уяснить значение отчетности, познать:ос­новные виды и их общую характеристику, обратить надлежащее внимание на такие важные мероприятия по обеспечению высококачественной бух­галтерской отчетности, как своевременное проведение инвентаризаций, со­блюдение реальных и действующих правил оценки статей бухгалтерского баланса.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 988; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.31 (0.024 с.)