Развитие России в XVII веке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие России в XVII веке.



XVII век в истории России занимает особое место. Это время было чрезвычайно насыщено событиями, отразившими, с одной стороны, завершение или подступ к завершению многочисленных процессов политического, экономического, социального и т.п. свойства, эволюция которых насчитывала не одно десятилетие или даже столетие, а, с другой, - именно в "бунташный век" Российская государственность, социально-экономическая структура приобрели новые элементы и характеристики, что дало историкам основание называть этот период "предреформенным", когда вызрели все условия (и в позитивном, и в негативном смысле) для "революционных" преобразований Петра I.

В XVII в. Россия мучительно пыталась избавиться от средневекового уклада жизни и перейти к обществу нового времени. Но одновременно старые, феодально-крепостнические, порядки еще более закреплялись в законах, захватывали все новые территории и новые массы людей. Они, эти порядки, как ни парадоксально, проникали даже в то новое, что формировалось в недрах социально-экономических отношений. Например, мануфактурное производство и по составу владельцев, и по составу работников, и по характеру взаимоотношений между ними (как фактическому, так и законодательно оформленному) почти исключительно было крепостническим.

Наиболее явно явления нового времени просматривались в политической области. Достаточно быстро шло становление новой самодержавной, абсолютной монархии, которая вырастала на почве старой, феодальной, т.е. сословно-представительной монархии. Развитие в политической области значительно опережало и даже определяло развитие во всех иных областях, а прежде всего в социально-экономической. Роль государства, крепнувшей самодержавной власти российских царей в XVII в. становилась чуть ли не определяющей во всем.

Именно благодаря усилившейся власти царя стали возможны реформы в области управления, подчинение церкви светской власти, фактическое создание регулярной армии (а с ее помощью начался приступ к разрешению многих наболевших внешнеполитических проблем и территориальных притязаний). Царская власть во имя долговременных своих интересов не побоялась пойти на существенное реформирование православной обрядности и церковных канонов и жесткой рукой подавляло всякое сопротивление никоновским нововведениям. Церковная реформа расколола общество, но в сложнейшей внутриполитической ситуации государство не только сумело через свою опеку почти полностью подчинить себе власть церковную, но и окрепнуть в целом.

Утверждение самодержавия выражалось не только в усилении мощи самой власти царя, но сопровождалось формированием постоянно растущего бюрократического аппарата, различных карательных органов, соответствующего идеологического обеспечения, что увеличивало не только всесилие и бесконтрольность высшей власти, но и бесправие и раболепие подавляющей массы населения.

Между тем именно в XVII в. как никогда ранее обострились социальные противоречия. Различные группы населения имели свои претензии к высшей власти, ее администрации, друг к другу. Столетие началось со "смутного времени", и "смута", "бунташность" стали его характеристиками в целом. "Замирить'' служилое дворянство и вотчинников власти в значительной степени удалось через статьи Соборного Уложения и путем беспрерывных земельных раздач, благо территориальные приобретения в XVII в. стали обыденным результатом активной наступательной внешней политики. Однако совладать со все более эксплуатируемым и лишаемым элементарных свобод простым сельским и городским населением становилось все труднее и труднее. Свидетельством тому цепь т. н. городских восстаний, которые охватывали как Москву, так и далекие провинциальные города. А как апогей народного возмущения - широкое социальное движение под руководством Степана Разина. Это была борьба "за волю", которая объединила различные слои населения. Достичь цели, естественно, восставшие не могли, тем более, выступая под лозунгом борьбы за "доброго царя". Более того народное возмущение вынуждало правительственные органы и господствующие сословия совершенствоваться, эволюционировать, сплачиваться вокруг царя и укреплять его самодержавную власть.

Россия в XVII в. шла по своему специфическому пути исторического развития. Замедленные темпы экономического роста, своеобразие эволюции социальной структуры общества и архаичность, консерватизм многих его институтов глушили социальную активность населения, создавали благоприятные условия для укрепления позиций российского самодержавия. Этот век - период накопления всякого рода противоречий, время перехода от старого к новому. Однако реализация нового была более всего заметна в политической области.

 

II

 

1613-1645 - правление Михаила Федоровича Романова.

1611, 1613, 1618, 1634 - указы, в которых содержались положения о юридическом уравнивании поместий с вотчинами.

1619-1633 - патриаршество Филарета.

1620-1632 - указы о "дворовой четверти" для бобылей.

1630 - первый набор в солдатскую службу.

1621 и 1647 - создание первых воинских уставов.

1632 - основание А.Д. Виниусом железоделательного завода.

1642 - указ о запрещении перехода служилых людей в холопы.

1645 - 1676 - правление Алексея Михайловича Романова.

1645 - 1648 – деятельность правительства Б.И. Морозова.

1646 - указ о налоге на соль.

1647 - отмена указа о налоге на соль.

1648 - 1650 - городские восстания.

1649 - Соборное Уложение.

1649 - 1652 - посадская реформа.

1650 - создание Монастырского приказа.

1652 - 1658 - патриаршество Никона.

1653 -работа последнего Земского собора.

1654 - учреждение приказа Тайных дел.

1654 - 1666 - церковные реформы, начало Раскола.

1659 - "Послание" Никона царю.

1658 - 1660 - проведение трех общегосударственных наборов в пожизненную солдатскую службу даточных людей (1 человек из 20-25 крестьянских и посадских дворов).

1662 - "Медный бунт" в Москве.

1667 - Новоторговый устав.

1667 - 1669 - закладка верфи в селе Дединово Коломенского уезда и спуск на воду первого российского корабля "Орел".

1668 - 1676 - восстание в Соловецком монастыре.

1670 - 1671 - восстание под руководством С. Разина.

1672 - упразднение Монастырского приказа.

1676 - 1682 - правление Федора Алексеевича Романова.

1679 - 1681 - введение подворного налогообложения

1б82 - сожжение Аввакума в Пустозерске.

1685 - Стрелецкий бунт.

 

III

 

"Новый летописец" - историко-публицистический трактат, созданный ок. 1630, проводивший идею о божественном предначертании, законности и наследственных правах избранного всенародно (Земским собором) нового царя Михаила Романова.

Принятие Соборного Уложения 1649 стало итогом всего предшествующего развития законодательной системы России и кодификации старых и новых правовых документов. Подготовка и принятие Соборного Уложений было ускорено восстанием 1648. Основная работа по созданию Соборного Уложения была проведена специальной комиссией во главе с Н.И. Одоевским. Обсуждено и принято Земским собором в 1649. Состоит из 25 глав, и 967 статей. Соборное Уложение юридически зафиксировало крепостнические порядки, оформило самодержавный строй, ввело строго регламентированную систему норм и правил буквально во всех областях государственной и частной жизни, определило функции и прерогативы деятельности государственных и иных органов, установило порядок судебных процессов, систему наказаний и др.

Суд в XVII в. находился в ведении государственной власти, ее центральных (приказы) и местных (у воевод) органов. Политические дела находились в юрисдикции самого царя. Известен также церковный суд и суд вотчинный. Развивалась новая форма судебного процесса - розыск (сыск), который разбирал особо важные дела (политические, церковные, гражданские). Суд не только судил, но и вел следствие, допрашивал, пытал подозреваемых.

Организация вооруженных сил в XVII в. основывалась на двух принципах: 1) сохранение и попытка реформирования поместного ополчения: 2) образование новых подразделений регулярного войска. Для них было характерным низкое материально-техническое обеспечение со стороны государства, слабые дисциплина, маневренность и мобильность, давление местнических настроений и принципов.

Построение войска в XVII в. не претерпело существенных изменений:

обычно к театру военных действий выдвигались 5 полков (большой, передовой, правой руки, левой руки, сторожевой), сопровождаемых ертаулом и нарядом (артиллерия).

Военное управление в XVII в. было сосредоточено в таких приказах, как Разрядный, Рейтарский и Стрелецкий. Т.е. единого центрального военного управления не было. На местах военным делом ведали съезжие, разрядные, стрелецкие и казачьи приказные избы.

Московское восстание 1648 стало результатом противоречий, которые накопились в отношениях между разными социальными группами горожан. Главной причиной было то, что многие были недовольны существованием т.н. "белых слобод", население которых имело много налоговых льгот, потому что принадлежало "лучшим людям". С остальных же - "тяглых людишек" правительство взимало повышенные поборы. Свои интересы преследовали и дворяне, которые стремились сравняться в правах с феодальной аристократией, добиться от правительства "урочных лет". Кроме того, почти все были недовольны действиями, обогащением и ролью в руководстве страной "дядьки" и шурина молодого царя Алексея Михайловича боярина Б.И. Морозова и его родни. Восстание вспыхнуло летом 1548 в ответ на отказ царской свиты передать челобитную москвичей на имя Алексея Михайловича. Разъяренная толпа начала громить дворы В.И. Морозова и его сторонников, некоторые из которых были убиты. Только по просьбе царя восставшие позволили ему сослать Морозова, хотя хотели также убить.

Правительство пошло на удовлетворение некоторых экономических требований восставших. Был созван Земский Собор, который создал комиссию для подготовки нового Уложения, которое учло бы пожелания прежде всего дворян и посадских людей.

Городские восстания 1648-50 имели те же причины, что и Московское восстание, хотя, конечно, с учетом местных особенностей. Можно напомнить: 1648 - в городах Поморья (Соль Вычегодская, Устюг Великий, Каргополь и др.), во Владимире, Козлове, Воронеже, Курске, Томске и др., 1650 - в Новгороде и Пскове. В последнем случае наиболее ярко проявились противоречия между верхами и низами городского населения. Низы были возмущены возросшей спекуляцией хлебом в условиях недорода. Власть перешла в руки земских старост. Но правительственные войска во главе с князем Хованским И.Н. захватили Новгород, а через несколько месяцев и Псков.

Восстание 1662 в Москве известно под названием "Медный бунт". Причины выступления москвичей против правительства было введение медных денег и усиление налогового гнета с взиманием недоимок за прошлые годы. В связи с военным положением и хлебным недородом правительство увеличило разные сборы. Восстание началось с подачи челобитных царю с требованием выдать бояр "на убиение" и уменьшить налоги. Но стрелецкие отряды, неожиданно напав, рассеяли толпу и устроили кровавое побоище: несколько тысяч челобитчиков было убито в селе Коломенское, а десятки повешены в Москве.

Народное движение под руководством С. Разина, разворачивалось в 1670-71 на Дону и Волге. В нем отразились разные линии социальных противоречий, которые обострились в конце правления Алексея Михайловича. Грабительские походы донских казаков за "зипунами" переросли в могучий всплеск народного недовольства своим экономическим положением. Вокруг казачьих отрядов, которыми руководил атаман Степан Тимофеевич Разин, очень быстро объединились группы беглых крестьян, "работных людей", голытьбы, "ярыжек", стрельцов. С этой силой в 1667 г. был взят Яицкий городок, в течение нескольких лет совершались нападения на прикаспийские города Персии. Удачные действия С. Разина увеличивали его авторитет среди донских казаков, поволжского крестьянства и нерусских народов Поволжья. Весной 1670 с 7 тыс. человек он пошел на Царицын, откуда осуществлялось царское управление этим регионом. Город был взят, а воевода Тимофей Тургенев убит. Был разбит стрелецкий карательный отряд. Летом же 1670 после короткого приступа разинцы захватили Астрахань и замучили около 500 человек, имевших отношение к власти, в том числе воеводу князя Ивана Прозоровского. Везде вводилось казачье правление. Следующей целью стало взятие Москвы. Через "прелестные листы" С. Разин звал к себе всех, кто был недоволен боярами, воеводами, приказными людьми, звал на борьбу за "доброго царя" Алексея Алексеевича, который будто бы находился среди казаков. Собралось пестрое воинство, ядро которого составляли донские казаки. (В ранее изданной научной литературе события 1670-71 чаще всего названы "крестьянской войной". В последние годы историки были сдержаны в своих оценках, потому что нет оснований говорить о массовом и широком крестьянском движении, хотя крестьяне, ощутив крепостной гнет, где с опаской, а где и активно реагировали на "прелестные листы". Поэтому, наверно, более правильной будет оценка этих событий, как "народное движение", в котором разные социальные группы преследовали свои интересы, а его руководители были не без политических амбиций). Наконец, разинцы безрезультатно пытались взять Симбирск осенью1670 и были откинуты царской армией воеводы Н. Боря-тинского. Казацкая старшина Дона во главе с атаманом К. Яковлевым обратились к Москве за военной помощью и подготовила захват С. Разина в Когальницком городке весной 1671. А 6 июня 1671 казацкий атаман был казнен на Красной площади Москвы.

Реформирование православной церкви в России было вызвано необходимостью ликвидировать накопившиеся за столетия расхождения с другими православными церквями (в первую очередь с Константинопольской греческой) в обрядности и богослужебных книгах. Эта необходимость была ускорена вероятностью соединения с православной церковью Украины, которая в большей степени придерживалась классических образцов православной обрядности. Патриарх Иосиф и правительство пригласили в 1649 ученых монахов из Киева для исправления богослужебных книг. Реформирование обрядности началось после того, как патриарх Никон 14 марта 1653 г. разослал по церквям "память" о замене земных поклонов поясными, и о крещении тремя пальцами вместо двух. В скором времени были изменены и другие обрядовые нормы, были запрещены иконы т.н. "нового письма". Реформы были утверждены на церковных соборах 1654, 1655, 1656, а их противники были отлучены от церкви. Р. ц. проводилось при поддержке и инициативе царского правительства и фактически приблизило время подчинения церкви светской власти.

Церковный раскол стал итогом реформ, которые в 50-х гг. XVII в. проводил патриарх Никон при поддержке правительства царя Алексея Михайловича. Реформы размежевали общество на своих сторонников и противников. Среди последних (т.н. "раскольников", "старообрядцев") были самые разные люди: феодальная знать, духовенство, крестьяне, посадские люди и др. Фактически раскол в обществе внесли сами реформы, их инициаторы, но правительственная и церковная пропаганда определила и закрепила в исторической памяти виновников раскола среди тех, кто не согласился принять нововведения и начал борьбу за возвращение старых порядков. В 1685 правительство определило систему репрессий против раскольников, начиная от конфискации имущества до сжигания в срубе самого инакомыслящего.

Соловецкое восстание 1668-76 отразило ту напряженность в российском обществе, которая возникла после проведения церковных реформ. Монахи Соловецкого монастыря с самого начала не приняли нововведений Никона, объявив их "латинской ересью". На попытку правительства сломать сопротивление посылкой сюда стрелецкого отряда монахи ответили вооруженным выступлением под руководством архимандрита Никонора и старца Геронтия. К монахам присоединились монастырские крестьяне и посадские люди, беглые стрельцы, казаки, крестьяне, бывшие участниками разинского движения. Только благодаря предательству одного из монахов, который открыл перед правительственной армией потайной ход, монастырь был взят. Восставшие были жестоко наказаны.

Преодоление хозяйственного запустения - многолетний процесс ликвидации разорительных итогов ''смутного времени". В условиях господства феодальной системы хозяйствования, с ее примитивными орудиями труда, незащищенностью производителя от сил природы и низкой заинтересованностью в повышении результатов своего труда, восстановление уровня "досмутного" времени в экономике России растянулось на 20-50-е гг. XVII в.

Вовлечение в оборот новых земель, т.е. экстенсивный путь развития сельского хозяйства, когда в России XVII в. не было иных (пожалуй, кроме производства хлеба на продажу) путей преодоления хозяйственного запустения начала XVII в. Это распашка ранее возделываемых земель и, главным образом, заселение новых территорий (Среднее Поволжье, Сибирь и др.)

Тенденция социально-экономического развития России XVII в.: укрепление феодально-крепостных порядков, что выразилось в стирании граней развития между условным (служилым) и вотчинным землевладением, ужесточении мер борьбы с побегами зависимых крестьян, расширении крепостного землевладения и числа закрепощенных крестьян, отмене местничества.

 

IV

 

Романовы - боярский род, к представителям которого в 1613 по решению Земского собора перешла корона российских царей (первый царь из династии Р. - Михаил Федорович). Решающую роль в этом сыграло то, что Р. были поддержаны верхушкой казачества, посадскими людьми, они были в родстве с прежней династией Рюриковичей (Михаил Федорович был племянником царя Федора Ивановича). Немаловажной была и позиция аристократических кругов, полагавших, что молодой и болезненный Михаил Романов станет орудием исполнения их воли. Однако вскоре новая династия укрепила свои позиции и удерживала престол до 1917 г.

Михаил Федорович - первый царь из династии Романовых (1613-1645). На царство избран Земским Собором, что положило конец т.н. "смутному времени". Застал Россию в состоянии крайнего хозяйственного разорения и политического беспорядка. По молодости лет и будучи слабовольным и болезненным М.Ф. правил чисто номинально: государственные дела вершили его отец, патриарх Филарет и ближайшие родственники (Стрешневы, Сал­тыковы). Внутренняя политика России в его царствование определялась ин­тересами дворянства: расширялось феодальное землевладение, дальнейшее развитие получило крепостничество, были введены новые прямые и косвенные налоги и т.п. Во внешней политике правительство М.Ф. решало две главные задачи: борьба с Речью Посполитой и угрозой со стороны крымс­ких татар. Были расширены дипломатические связи с Англией, Голландией и др. странами Европы.

Филарет (мирское имя - Романов Федор Никитич) (1554-1633) - пат­риарх, отец первого царя из династии Романовых. Еще в 1608 в Тушинском лагере был "наречен" патриархом, хотя официально этот пост занял в 1619. С 1611 по 1619 находился в польском плену. По возвращении в Рос­сию стал фактическим духовным и светским правителем, полностью ведя государственные дела за своего слабовольного и болезненного сына-царя.

Алексей Михайлович (1629-1676) - русский царь (1645-1676). Первые годы царствования находился под влиянием боярина Б. И Морозова, но затем значительно укрепил свое самодержавное правление. При нем значительно усилился госаппарат, ослабла роль Боярской думы, Земских соборов. А. М. добился весомых внешне-политических успехов: была присоеди­нена Левобережная Украина, укреплены границы России на юге. С царской поддержки прошло реформирование церкви, которая постепенно преврати­лась в часть госаппарата. С его правления фактически началось превращения сословно-представительской монархии в абсолютную.

Федор Алексеевич (1661-1682) - сын царя Алексея Михайловича и его первой жены Марии Милославской, российский царь с января 1676. Из-за малолетства и болезненности к управлению государством имел формальное отношение. Делами заправляло семейство Милославских, патриарх Иоаким, которые опирались на неродовитых помещиков. Проводилась политика уве­личения их числа за счет раздачи казакам и служилым людям поместий и вотчин на вновь присоединенных землях. В годы царствования Ф.А. были осуществлены ряд реформ: перепись населения (1678), введение подворно­го налогообложения (1679), составление первого госбюджета (1680) с расходами на армию в б2,2%, ликвидация местничества (1682). Была ре­формирована приказная система, (проведено укрупнение и усилено руко­водство), ужесточены меры борьбы с раскольниками, развернута подгото­вительная работа по созданию славяно-греко-латинской академии. Царь слыл слабохарактерным человеком, но был хорошо образован, увлекался музыкой (его воспитателем и учителем был Симеон Полоцкий).

Иван V Алексеевич (1668-1696) - сын царя Алексея Михайловича и его первой жены Марии Милославской, российский царь с мая 1682. Был посажен на престол в результате восстания стрельцов. Земским собором утвержден как "первый царь", тогда как его сводный брат Петр I - "вто­рым". Тем самым это уникальное двоецарствие отразило сложную полити­ческую борьбу за власть, которую вели группировки Милославских и На­рышкиных. До 1689 фактически правила сестра И. V царевна Софья. Он же был крайне болезненным, полуслепым человеком. После 1689, когда бразды правления перешли в руки Петра I, И. V оставался царем, но его участие в государственных делах было формальным.

Милославские – дворянский род, известный с XV в., но особо возвысившийся после женитьбы Алексея Михайловича на Марии Ильиничне М. Ее отец Илья Данилович после восстания 1648 г. стал фактическим главой правительства. Своей политикой и влиянием при дворе М. вызывали нена­висть народа, что ярко проявилось в ходе восстания 1662 г.

Нарышкина Наталья Кирилловна. (1654-1695) - вторая жена царя Алек­сея Михайловича (с 1671). С детства воспитывалась у близкого друга от­ца А.С. Матвеева, который и сосватал ее за царя-вдовца. Родила ему троих детей, в т.ч. и будущего царя Петра I, который питал к ней очень теплые чувства. Слыла образованной женщиной.

Морозов Борис Иванович (1590-1661) - боярин (с 1653 г.), глава правительства в царствование Алексея Михайловича, шурин царя. Лично руководил несколькими приказами. Инициатор введения высокого налога на соль, приведшего к восстанию 1648 г., когда взбунтовавшиеся москвичи растерзали его ближайших помощников дьяков Чистого и Траханиотова. Са­мого М. спас царь, отправив его в фиктивную ссылку. М. - один из авто­ров Соборного Уложения. Он был крупнейшим землевладельцем (имел 9 тыс. тяглых дворов) и предпринимателем (владел кирпичными, железоделатель­ными, поташными и др. мануфактурами).

Матвеев Артамон Сергеевич (1625-1682) - государственный деятель и дипломат. Управлял Малороссийским и Посольским приказами. С 1674 - бо­ярин. Сторонник полного присоединения Украины. Родственник и доверен­ное лицо царя Алексея Михайловича (Наталья Нарышкина - воспитанница М.). С 1675 в ссылке. В 1682 убит во время стрелецкого бунта.

Иосааф I - патриарх Московский и всея Руси (1634 - 40), преемник и протеже Филарета. Известен своей лояльностью к царю, изучением и исправлением церковно - богослужебной литературы и составлением "Лествицы властям" - своеобразного руководства в церковном местничестве.

Вонифатьев Стефан - протопоп, настоятель Благовещенского собора Московского Кремля, духовник царя Алексея Михайловича. В конце 40-х гг. VXII в. возглавил т.н. "Кружок ревнителей благочестия", члены которого ставили цель ликвидировать непорядок в церковной жизни.

Неронов И. - протопоп

Ртищев Ф. - окольничий Члены "Кружка ревнителей

Никон - архимадрит благочестия".

Иванов Ф. – дъякон

Аввакум - протопоп

Даниил - протопоп

Лазарь - протопоп

Славинецкий Епифаний, Сатановский Арсений, Птицкий Дамаскин - ученые монахи Киева, которые в 1649/50 гг. были приглашены в Москву правительством России для исправления богослужебных книг по греческим образцам.

Никон (Минов Никита) (1605-1681) - патриарх русской православной церкви с 1657 по 1666 г. Пользуясь поддержкой царя Алексея Михайловича провел реформу обрядности, службы и кононов церкви. Приобрел огромную власть и значение в делах светских и государственных (в том числе военных, дипломатических и т.п.). Низложен на церковном соборе при учас­тии восточных патриархов с обвинением в его адрес об оскорблении церк­ви, царя, "всех православных христиан" и др. Сослан.

Аввакум Петрович (Петров) (1620 или 1621 - 1682) - протопоп, свя­щенник Казанского собора в Москве, идеолог раскола, активный противник церковных реформ патриарха Никона. С 1653 г. в ссылке, а в 1666 г. предан анафеме, расстрижен и сослан в Пустозерский острог. Известен как писатель, обличавший пороки официальной церкви (например, "Жи­тие"). По царскому указу сожжен вместе с ближайшими сподвижниками.

Неронов Иван (1591-1670) - священник, наставник и друг Аввакума, один из руководителей "Кружка ревнителей древлего благочестия", ярый обличитель Никона и его реформ.

Морозова Федосья Прокопьевна (1623 - 1675) – боярыня, дочь царского родственника окольничьего П. Соковнина, невестка (жена брата) известного государственного деятеля периода правления царя Алексея Ми­хайловича Бориса Ивановича Морозова. Как ярая противница церковной реформы, навлекла на себя гнев царя. Была взята под стражу, заточена в тюрьму, где умерла голодной смертью, не изменив своей вере. Ее изобра­зил художник В. Суриков на своей знаменитой картине.

Иоаким - патриарх Московский и всея Руси (1674 - 1690). Проявил известную строптивость по отношению к царской власти: в 1675 был вве­ден церковный суд, сбор церковной дани перешел в руки духовных лиц. Автор полемических антираскольничьих сочинений (в первую очередь - "Увет духовный"). В 1687 переподчинил Киевскую митрополию.

Чистой Назарий - дьяк Соратники и родственники

Плещеев Леонтий - судья Земского приказа боярина Б.и. Морозова,

Траханиотов Петр - окольничий убитые во время Москов

ского восстания 1648 г.

Одоевский Н.И. - князь, руководитель Члены комиссии ("приказа"),

Прозоровский С.В. - князь созданного Земским собором

Волконский Ф.Ф. - князь 1648 для разработки нового

Леонтьев Гаврила - дьяк Уложения. Кодифицировали

Грибоедов Федор - дьяк все прежние царские указы,

соотнесли их со старыми Судебниками, проанализировали юридические нормы других стран (прежде всего Статут ВКЛ) и внесли дополнения и не­которые изменения в действовавшее российское законодательство и таким образом стали создателями Соборного Уложения 1649 г.

Демидов Гаврила - земский староста в Пскове, руководитель восста­ния 1650 г.

Копыто Иов, Коза Порфирий, Лисица Елисей - руководители восстания посадского люда в Пскове в 1650 г., члены временного правительства. Наиболее активные и непримиримые противники московских властей.

Щербак Андрей - посадский человек, один из инициаторов "медного бунта" 25 июля 1662 в Москве. Подталкивал к выступлению стрельцов и солдат, посадских людей, звал нести челобитную царю. Был схвачен и после пыток казнен.

Разин Степан Тимофеевич (ок. 1630-1671) - донской казак, предво­дитель народного движения 1670-1671. Известен с начала 60-х гг., ког­да как атаман водил казаков против крымских татар и турок, а затем ор­ганизовал поход по Волге и вдоль побережья Каспийского моря с целью захвата добычи. Этот поход с 1670 перерос в широкое народное движение c ярко выраженной антикрепостнической направленностью, проходившее под лозунгом борьбы за "доброго царя". Поражение отрядов С.Р. под Симбирском в октябре 1670 вскоре привело к полному разгрому восставших. С.Р. был схвачен, привезен в Москву и казнен.

Разин Фрол Тимофеевич (после 1630-1676) - младший брат Степана

Разина, один из руководителей казачьих отрядов, действовавших в 1670-1671 в верховьях Дона. Был схвачен вместе с братом и приговорен к смертной казни. То ли умер во время пыток, то ли был казнен а 1676 г.

Ус Василий Родионович (ум. 1671) - атаман донских казаков, возг­лавивший в 1666 поход к Москве. Простояв лагерем около Тулы некоторое время, казаки вернулись на Дон. Один из ближайших соратников С. Разина в событиях 1670-1671. После захвата Астрахани - главный атаман.

Семенов Матвей,

Харитонов Михаил, казачьи атаманы, соратники С. Разина, руководив-

Шелудян Федор, шие отрядами, которые направлялись для захвата

Шилов Михаил, поволжских городов,

Осипов Максим

Чирок Михаил - крепостной крестьянин, предводитель крестьянских отрядов в событиях 1670-1671. Формировал свое воинство как из кресть­ян-добровольцев, так и по разверстке - с дома по человеку. Его отряд влился в казачий отряд атамана М. Харитонова. Судьба неизвестна.

Алена - предводительница крестьянского отряда в период восстания под руководством С. Разина. Ее отряд действовал в Темниковском и Шацком уездах, участвовал во взятии Темникова. Была схвачена правительствен­ными войсками, подверглась жестоким пыткам и затем сожжена.

Алексей Алексеевич (1654-1670) - царевич, сын Алексея Михаилови­ча. Его неожиданная смерть позволила С. Разину объявить, что якобы А.. А. примкнул к восставшим, спасаясь от жестокого отца и происков бояр, но не умер.

Борятинский Юрий - князь, воевода, который вел борьбу с разинцами под Симбирском в 1670 г.

Милославский Иван - боярин, воевода Симбирска во время штурма его разинцами осенью 1670 г.

 

V

 

Абсолютизм (абсолютная монархия) – форма государственного управления, когда монарх как верховный властитель обладает никем и ничем неограниченной властью, реализуя ее через мощный и разветвленный государственный аппарат, армию, полицию, сыск, церковь. Становление А. приходится на правление Алексея Михайловича и утверждается при Петре I. Ослабевает и эволюционирует в процессе развития буржуазных отношений.

"Бунташный век" - условное обозначение, утвердившееся в истори­ческой литературе, политических событий, происшедших в России в XVII в.

Староверы (старообрядцы, раскольники) - значительная часть насе­ления России XVII в., не принявшая реформирование православной церкви, проведенное патриархом Никоном, и оставшееся верным "старой" вере и обрядам.

Боярская дума - в XVII в. этот представительный орган феодальной аристократии трансформировался и превратился всего лишь в правительст­венный орган, целиком подчиненный царю. В члены Б.д. назначались царем пожизненно преимущественно представители высшей знати. Думные люди между тем делились на четыре степени: бояре, окольничьи, думские дворяне, думские дьяки. Т.е. наблюдалась своеобразная демократизация представительства господствующих слоев в Б.д. (гл. образом за счет не­родовитых царских фаворитов, преданных царю высших бюрократов). Б.д. разрабатывала законодательные акты (совместно с царем), была высшим контрольным учреждением, исполняла распорядительные функции, курирова­ла дипломатические вопросы и др.

"Царь указал и бояре приговорили" - словесная формула, которой начинались многие документы XVII в, в которых зафиксированы решения по важнейшим государственным вопросам. Отражает характер взаимоотноше­ний монарха и высшей феодальной аристократии, функции этих двух сто­рон, их отношение к власти и управлению государством.

Ближняя (Тайная) дума - узкий круг особо доверенных лиц при пер­вых Романовых, с которыми они обсуждали важнейшие вопросы внутренней и внешней политики.

Земский собор - в XVII в. представительный орган дворянства и по­садских людей. Его роль особо возросла в связи с тем, что именно З. с. 1613 г. "всенародно" избрал на царство нового царя, и в первые годы царствования Михаила Романова неокрепшей царской власти приходилось ссылаться на "всенародный приговор". Вскоре роль органа сословного представительства стремительно ослабевала (З. с. стал созываться гл. обр. для организации сбора служивых людей ввиду военных действий), и З. с. 1653 г. по сути стал последним, хотя царь в XVII в. несколько раз вынужден был прибегать к выслушиванию мнения "всей земли".

Приказы - центральные правительственные учреждения, ведавшие оп­ределенными отраслями государственного управления или конкретными тер­риториями, регионами. На XVII в. приходится расцвет приказной системы управления - как количественно (св. 80), так и по значимости. Следует различать временные и постоянные приказы. Находились в прямом подчине­нии царя и Боярской думы. П. имели различный уровень компетенции: об­щегосударственной (Разрядный, Поместный, Монастырский, Ямской, Посоль­ский, Тайных дел и др.) и областной (Земский, Соборский, четверти и др.). Выделялись и приказы, ведавшие делами царского двора - дворцовые (Большого двора, Казенный, Аптекарский и др.). В XVII в. не раз предп­ринимались попытки реформировать приказную систему управления с целью повышения эффективности деятельности приказов.

Четверть - особая форма приказа, в задачу которого входили вопросы финансового, судебного, управленческого характера регионального масштаба (известны 5 четвертей - Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская, Устижская).

"Начальные люди" (судьи) - руководящие лица в приказах. Назнача­лись из числа служилых людей думных или московских чинов, а также дь­яков.

Подъячий, пристав, сторож - приказные люди XVII в.

Дьяк - один из "начальных людей" приказа, выходец из дворянства. Обычно в XVII в. дьяк являлся фактически руководителем приказа. Особо важные приказы возглавляли думные дьяки, т.е. члены Боярской думы.

Стол - один из отделов приказа (четверти), ведавший или опреде­ленной территорией, или вопросом (например, сбор денег).

Уезд - основная административная единица в России XVII в. (из­вестно более 250), в центре которой находился город как сосредоточение военного, судебного и административного управления.

Стан, волость, погост, губа - составные части уезда.

Земская изба - орган местного управления (волости, посада и др. во главе с выборным земским старостой.

Воевода - глава воеводского управления, утвердившегося на местах (город, регион и др.) в России XVII в. Сосредотачивал в своих руках не только военную, но и административную, судебную, финансовую власть, т.е. все местное управление, тем самым заменив или подчинив себе земс­кое управление, находился в подчинении и под надзором московских при­казов. Для воеводского управления характерны поборы, злоупотребления, открытые насилия над местным населением, которое называло воевод "му­чителями и разорителями".

Съездная изба (приказная палата) - центр воеводского уездного уп­равления, сосредоточение делопроизводства, судебных дел, расправы.

"Товарищи" - дьяки или подьячие, посылаемые из Москвы в помощь воеводам в ведении управления на местах.

Подъячий с приписью - "товарищ" воеводы, облаченный правом подпи­сывать документы воеводского делопроизводства.

Тульский разряд, Белгородский разряд, Севский разряд, Смоленский разряд и др. - военно-административные округа, созданные в XVII в. на пограничных территориях для их охраны и управления, которые возглавля­ли воеводы (иногда окольничьи).

Судебники ХV-ХVI вв., указы и боярские приговоры, указные книги приказов и др. - юридические документы, на основании которых в первой половине XVII в. велось все судо- и делопроизводство.

"Слово и дело государевы" - политические дела, которые вели су­дебные органы в XVII в., когда обвиняемым вменялись в вину преступле­ния, направленные против чести, достоинства и жизни царя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.32 (0.084 с.)