Церковь и великокняжеская власть в XIV – XV вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Церковь и великокняжеская власть в XIV – XV вв.



Идеологическая поддержка и в целом роль православной церкви в период становления и укрепления Московской государственности была столь велика, что ее следует выделить особо. Русская церковь не была в стороне от политической борьбы. После установления ордынского господства русская митрополия перебралась во Владимир, поскольку доходы кафедры в Киеве стали ничтожны. Митрополит Максим (1283 – 1305) установил тесные связи с Тверью и выступил против московского князя Юрия Даниловича. После смерти Максима тверской князь Михаил Ярославич, стремясь сохранить в своих руках такое влиятельное средство политической борьбы, каким была церковь, послал для утверждения в Константинополь своего кандидата в митрополиты игумена Геронтия. Но патриарх утвердил Петра, прибывшего из Галицкого княжества. В 1308 г. митрополит Петр (1308 – 1326) прибыл на Русь и был враждебно встречен в Твери. Михаил Ярославич даже предпринял попытку свергнуть Петра, обвинив его в грехе «симонии» (продаже церковных должностей). Но церковный собор, созванный в 1311 г. в Переяславле-Залесском, оправдал Петра, благодаря поддержке московскогокнязя Юрия. Вполне понятно, что после этого митрополит старался не навещать Тверь, но стал частым гостем в Москве. В 1313 г. Петр посетил Орду, где получил подтверждение широких привилегий церкви. Эта поездка, очевидно, содействовала склонению хана Узбека на сторону Москвы.

В 1328 г. московский князь Иван Калита занял великий стол. В том же году в Москву прибыл новый митрополит – грек Феогност (1328 – 1353). Он всецело поддерживал московского князя, а сильная княжеская власть, в свою очередь, обеспечивала его власть над епархиями. Чтобы добиться изгнания из Пскова бежавшего туда тверского князя, Феогност отлучил Псков от церкви и запретил там богослужения. Цель была достигнута: тверскому князю пришлось покинуть Псков и бежать в Литву. В Пскове и в Новгороде на должность епископов были поставлены сторонники Москвы. Во второй четверти XIV в. позиции русской церкви, связавшей свою судьбу с наиболее сильными из русских князей – московскими, еще более укрепились. Феогносту удалось добиться ликвидации возникшей галичской митрополии. При нем митрополия была перенесена в Москву. Так, еще не став столицей великого княжения, Москва уже превратилась вобщерусский церковный центр.

Утверждению Москвы как церковного центра способствовали и политические обстоятельства, в частности, ориентация тверского князя Александра на Литву и его союз с язычником - Гедимином. Кроме того, как справедливо отмечает Л.Гумилев, Москва провозгласила принцип «этнической терпимости». Московские князья принимали на службу и выходцев из Орды, и из Великого княжества Литовского, и половцев, независимо от их происхождения и веры. Однако обязательным условием для получения вознаграждения за службу было принятие православия. Креститься в православную веру необходимо было и при заключении брака. Многие татары женились на русских девушках, а татарки выходили замуж за русских. Так православная вера стала силой, связующей разнородные этнические и социальные элементы не только в Московском княжестве, но и во всей Северо-Восточной Руси.

Правящие круги Московского княжества оставались верными своей политике «собирания русских земель». Сам князь Дмитрий Иванович, особенно в начале правления, не играл в ней активной роли. Подлинным вдохновителем и руководителем этой политики являлся митрополит Алексей (1353 – 1378). Происходивший из знатного боярского рода, Алексей был человеком большого государственного ума и одним из крупнейших политических деятелей своей эпохи. Как верховный глава русской церкви он обладал номинальной властью над всеми русскими князьями без исключения. При малолетнем Дмитрии он объединил в своих руках и духовную, и светскую власть и фактически возглавил московское правительство. Благодаря его дальновидным и решительным действиям, за Москвой сохранилось великое княжение, на которое претендовали суздальские князья. Воспользовавшись внутренними конфликтами в Орде, он сумел получить ханскую грамоту, удостоверяющую, что великое княжение является наследственным правом московских князей из династии Калиты. В 1370 г., когда шла война Москвы и Твери, Алексей отлучил от церкви тверского князя Михаила Александровича, и его союзника, смоленского князя.

Великие литовские князья упорно добивались поставления на православных землях Великого княжества Литовского отдельного митрополита, чтобы создать тем самым рычаг противодействия московской митрополии и самой Москве. Особенно активно в этом направлении действовал Ольгерд, при этом пик его активности приходится на начало 70-х годов XIV в., в период его походов на Москву. Не без его участия Константинопольскому патриарху посыпались жалобы на Алексея. Митрополит обвинялся в том, что благословляет московского князя «на пролитие крови» (в борьбе с союзной Ольгерду Тверью) и в том, что не посещает Киев. На этом основании Ольгерд просил патриарха дать другого митрополита не только для Литвы, но и для Руси: «на Киев, Смоленск, Тверь, Малую Русь, Новосиль, Нижний Новгород». В 1375 г. патриарх поставил митрополитом Киевским и «всея Руси» Киприана с условием, что если обвинения против Алексея подтвердятся, то Киприан станет общерусским митрополитом. Прибыв в Великое княжество Литовское, Киприан прежде всего послал грамоты в Новгород и Москву с предложением признать его. Новгородцы, в тот момент дружившие с Москвой, отвечали: «посылай к великому князю в Москву, и если он примет тебя митрополитом на Русь, то и нам будешь митрополитом». В Москве великий князь отвечал послам Киприана: «есть у нас митрополит Алексий, а ты зачем поставился на живого митрополита?» Митрополит Алексей и великий князь обратились с протестом к патриаршему собору. Обвинения против митрополита не подтвердились, однако единая русская митрополия фактически раскололась на три части: Галицкую, Киевскую и Московскую.

Отношения великокняжеской власти и церкви не были идиллическими, как это пытаются представить историки церкви. Возмужавший Дмитрий Иванович стал тяготиться властной опекой митрополита. Дальнейшие события еще более показали стремление великого князя лишить церковь независимости. В 1377 г. Алексей умер. Еще при его жизни князь Дмитрий выдвинул своего кандидата на место митрополита. Им стал княжеский духовник Митяй, близкий помощник и советник князя в государственных делах. Подготавливая почву для его выдвижения, князь возвел Митяя в архимандриты кремлевского Чудова монастыря. Митрополиту Алексею, при всей его готовности поддерживать великокняжескую власть, не нравилось это бесцеремонное вмешательство в церковные дела. Поэтому он уклонился от благословения Митяя, ссылаясь на собственную неправомочность в этом вопросе. У Алексея была своя кандидатура на митрополичий престол – Сергий Радонежский, основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря. Это был признанный духовный авторитет своего времени, оказывающий влияние на многие события духовной и политической жизни Руси. Человек твердых религиозных убеждений и правил, аскет и подвижник, Сергий Радонежский своей благочестивой жизнью укреплял авторитет церкви и поддерживал великокняжескую власть. Однако он наотрез отказался от митрополичьего сана.

Сразу же после смерти Алексея Митяй по приказанию великого князя поселился на митрополичьем дворе. Сначала он собирался ехать в Константинополь для утверждения патриархом, но затем раздумал и предложил великому князю утвердить нового митрополита на соборе епископов. Дмитрий Иванович согласился и созвал собор, на котором против Митяя выступили некоторые высшие церковные иерархи, и он не был избран. Однако этот факт имел большое значение: впервые великий князь предпринял попытку освободить русскую церковь от подчинения Константинопольской патриархии. Митяю пришлось ехать в Константинополь, но по дороге он умер. Сопровождавшее его духовенство составило от имени великого князя подложное письмо с просьбой поставить на русскую митрополию переяславского архимандрита Пимена. Патриарх назначил Пимена, но его отверг великий князь, приказав отправить самозваного митрополита в ссылку.

Настойчивые стремления князя Дмитрия Ивановича подчинить церковь своей власти были одним из элементов проводимой им политики централизации. Дмитрий приказал пригласить на митрополичий престол Киприана, который в 1381 г. прибыл в Москву. Однако и он вскоре был фактически изгнан за то, что во время нападения Тохтамыша, когда Дмитрий Иванович ушел из Москвы на север собирать рати для ее защиты, убежал в Тверь. В Москву был возвращен из заключения митрополит Пимен. Налицо был кризис русской митрополии, во многом спровоцированный постоянным вмешательством в ее дела великокняжеской власти.

Лишь в 1391 г., уже после смерти Дмитрия Ивановича в Москву снова прибыл митрополит Киприан, под главенством которого вновь объединилась русская церковь, в том числе и на землях, входивших в состав Великого княжества Литовского. Киприан сменил почти все руководство церковью и взял курс на укрепление независимого положения церкви и ее связей с Константинополем. Так соперничество церковной и светской власти закончилось победой церкви. Более того, теперь церковь уже не безоговорочно выступала на стороне великокняжеской власти в ее борьбе с противниками. В 1413 г. возник острый конфликт между великим князем Василием I и митрополитом-греком Фотием, который требовал вернуть все церковные земли, расхищенные боярством или пожалованные князем своим слугам. Недовольство Фотия вызывало также соперничество московских и литовских князей, приведшее к поставлению отдельного митрополита для русских земель Великого княжества Литовского и нарушению единства русской церкви.

ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ. После смерти Фотия на московскую митрополичью кафедру в 1436 г. был прислан из Константинополя грек Исидор, с которым византийская церковь связывала далеко идущие планы. В XV в., в обстановке угрозы турецкого завоевания ослабевшая Византия искала союзников среди европейских государств и соглашалась на соблазнительные предложения о заключении церковной унии с католической церковью. Для византийских политиков было важно сохранить в орбите своего влияния богатую русскую церковь и попытаться втянуть Московское великое княжество в борьбу с Турцией. Осуществлению этих планов и должен был содействовать митрополит Исидор. Вопреки воле великого князя он отправился на Ферраро-Флорентийский собор и в 1439 г. подписал вместе с византийским императором унию, основным условием которой было признание православной церковью католических догматов и главенства римского папы. В 1441 г. Исидор в сане кардинала вернулся в Москву, объявил о происшедшем соединении православной и католической церквей и передал великому князю послание римского папы с просьбой о поддержке.

Великий князь Василий II, назвав Исидора «латынским злым прелестником», приказал заточить его в монастырь. Одновременно великий князь обратился к патриарху с резким осуждением унии и с просьбой разрешить избрание другого митрополита. Тем самым был предрешен вопрос о самостоятельности русской церкви: либо патриарх должен был уступить и дать соответствующее разрешение, либо московский великий князь получал полное право порвать с патриархом-«вероотступником» и избрать главу русской церкви без санкции Константинополя. В 1448 г. рязанский епископ Иона был предложен «во митрополиты» самим великим князем, и в том же году «наречен» собором русских епископов. В борьбе Василия Васильевича с удельными князьями Иона неизменно стоял на стороне великого князя и своим авторитетом оказал ему большую поддержку. Таким образом, с одной стороны, русская церковь оторвалась от константинопольской церковной организации и стала автокефальной. С другой стороны - она осталась один на один с крепнущей властью великого князя. В московском обществе формировалось убеждение, что великокняжеская власть является единственным оплотом православия. Однако данную точку зрения разделяли далеко не все иерархи. Во время длительной феодальной войны, развернувшейся во время правления Василия II, многие деятели церкви нередко оказывались в числе его врагов. Именно при участии руководства и «братии» Троице-Сергиева монастыря Василий II попал в плен, а затем был ослеплен. В 1446 г. состоялся церковный собор, оказавший поддержку Дмитрию Шемяке, и только после его изгнания из Москвы духовенство предпочло перейти на сторону великого князя. Нередко иерархи поддерживали и один, и другой лагерь, преследуя собственные интересы.

Иона был последним митрополитом «Киевским и всея Руси». После его смерти в 1461 г. произошло окончательное разделение русской митрополии. Московская митрополия попала под власть московского великого князя и в этих условиях стала превращаться в национально-государственное учреждение.

Таким образом, взаимоотношения церкви и великокняжеской власти в XIV – XV вв. были полны противоречий и конфликтов, которые свидетельствуют о том, что церковь не всегда занимала позицию безоговорочной поддержки централизаторской политики московских князей. В то же время она являлась единственным институтом, объединявшим все русские земли, часть которых находилась в составе Великого княжества Литовского. Только учитывая это значение русской церкви, можно правильно понять ее взаимоотношения со светской властью.

 

II.

 

 

  Присоединение Переяславского княжества к Московскому
  Присоединение Можайска к Московскому княжеству
  Присоединение Коломны к Московскому княжеству
  Перенесение столицы из Владимира в Москву
  Восстание в Твери против ханского посла Чолхана
1328 – 1340 Великое княжение Ивана I Калиты
1340 - 1353 Великое княжение Симеона Гордого
1353 - 1359 Великое княжение Ивана II Красного  
1368, 1370, 1372 Походы литовского князя Ольгерда на Москву
1363 - 1389 Великое княжение Дмитрия Донского
  Победа московского войска над татарами на р. Воже
1380, августа 11 Куликовская битва
  Поход на Москву Тохтамыша
  Заключение Кревской унии между Великим княжеством Литовским и Польшей
1392 - 1393 Присоединение Нижнего Новгорода к Москве
  Разгром Золотой Орды Тамерланом (Тимуром)
1389 – 1425 Великое княжение Василия I
  Разгром Тимуром Золотой Орды, его поход на Русь
  Поход Едигея на Русь
1425 – 1462 Великое княжение Василия II Темного
1425 – 1453 Феодальная война на Руси
  Флорентийская уния восточной и западной церквей

 

 

III.

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ – великий князь тверской (1326 – 1339), второй сын Михаила Ярославича, брат Дмитрия Михайловича. Боролся с московским князем Иваном Калитой. Во время восстания в Твери и убийства Чолхана (1327) пытался сдержать восставших, но был обвинен Ордой и лишен великого княжения. Бежал в Псков, где был осажден войсками Ивана Калиты. Отлучен от церкви митрополитом Феогностом, позже бежал в Литву. В 1337 г. в Орде вернул себе ярлык на тверское княжение, но вследствие интриг Ивана Калиты в 1339 г. был вызван в Сарай и убит вместе с сыном Федором.

АЛЕКСИЙ (в миру Елевферий Бяконт) – митрополит Московский (1354 – 1378). Происходил из черниговского боярского рода, был выдвинут митрополитом Феогностом и Иваном Калитой. Был крупным церковным и политическим деятелем своей эпохи, фактическим правителем Московского великого княжества при малолетнем князе Дмитрии Ивановиче. Выступал против притязаний литовских князей, стремившихся создать митрополию в Киеве. Отстроил белокаменный кремль в Москве.

АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ – великий князь владимирский (1281 – 1283 и в 1283 – 1304 с перерывами), князь городецкий (с 1263), сын князя Александра Невского. С 1281 г. вел упорную борьбу за великое княжение против брата, Дмитрия Александровича. Удерживал великокняжеский стол в борьбе с Тверью и Москвой, опираясь на поддержку хана Тохты. Для защиты своих династических прав в 1293 и 1297 гг. приводил татарские «рати», разорявшие Русь. Продолжал политику отца, направленную на союз с Золотой Ордой.

БОБРОК-ВОЛЫНСКИЙ, Дмитрий Михайлович (вторая половина XIV в.) – князь, воевода Дмитрия Донского, был женат на его сестре Анне. Сын литовского князя на Волыни Кориата Михаила Гедиминовича, внук Гедимина. Выехав с Волыни, стал тысяцким у нижегородского князя Дмитрия Константиновича, затем перешел на службу в Москву. Являлся активным сторонником великого московского князя в создании сильногогосударства. В 1371 во главе московской рати наголову разбил рязанского князя Олега и принудил его оставить рязанский стол. В 1376 г. возглавил поход на Волжскую Болгарию, в результате которого болгарские князья стали платить дань Москве. В 1379 г. участвовал в походах против Великого княжества Литовского; взял города Трубчевск и Стародуб. Стал одним из героев Куликовской битвы (8 сентября 1380), в которой он командовал засадным полком. Своевременный удар этого резерва решил исход сражения.

БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ (ум. 1461) – великий князь тверской. Проводил активную политику союза с Москвой. В период феодальной войны принял сторону Василия II, принимал его в Твери. В 1452 г. его дочь Мария стала женой наследника великого московского князя Ивана Васильевича. Вел борьбу с Новгородом за пограничные земли. Способствовал культурному подъему и росту международного значения Тверского княжества.

ВАСИЛИЙ I ДМИТРИЕВИЧ – великий князь московский (1389 – 1425). Старший сын и наследник Дмитрия Донского и великой княгини Евдокии, дочери великого князя суздальского Дмитрия Константиновича. В 1391 г. женился на дочери великого князя литовского Витовта Софье. Присоединил к Московскому великому княжеству Муром, Городец, Тарусу, Вологду и земли коми. Выделял временные уделы, усиливал значение княжеских наместников, ограничивал судебные полномочия местного боярства. Воевал с Новгородом. Опираясь на поддержку Орды, в 1406 – 1408 гг. воевал с Витовтом из-за Пскова. В 1408 г. подвергся нашествию Едигея, был заложником в ханской ставке и был вынужден заплатить выкуп. После смерти старшего сына и наследника князя Ивана в 1417 г. передал престол младшему сыну Василию II, назначив великого литовского князя Витовта его опекуном.

ВАСИЛИЙ II ВАСИЛЬЕВИЧ ТЕМНЫЙ – великий князь московский (1425 – 1462). Младший сын Василия I. Был провозглашен наследником после смерти старшего брата Ивана (1417). С ранних лет пользовался поддержкой младших братьев отца (кроме Юрия Дмитриевича), митрополита Фотия и великого литовского князя Витовта. В 1431 г., почти одновременно с Юрием Даниловичем отправился в Орду и в 1433 г. с санкции хана Улу-Мухаммеда был официально посажен на великокняжеский стол. В ходе войны со своим дядей Юрием Дмитриевичем, оспорившем его права, несколько раз терял великое княжение, был ослеплен (1466), но в итоге одержал победу. Присоединил к Москве Нижегородское княжество, часть ярославских земель и др. Провел унификацию налогового обложения, перепись податного населения. Отверг унию православной и католической церквей, провозглашенную в 1439 г. Ферраро-Флорентийским собором. Добился независимости Русской православной церкви от Константинопольского патриарха. В 1456 г. предпринял поход на Новгород и заключил с ним Яжелбицкий мирный договор.

ВАСИЛИЙ КОСОЙ (ум. 1448) – удельный князь звенигородский, старший сын князя Юрия Дмитриевича. Активный участник борьбы с Василием II в период феодальной войны. В 1434 г. захватил великокняжеский стол, но был смещен младшими братьями, заключившими союз с Василием II. Получил ряд городов и территорий к северу от Москвы, проводил жесткую политику. В 1436 г., нарушив перемирие, был разгромлен объединенными силами, взят в плен и ослеплен по приказу Василия II. В дальнейшем не принимал участия в политической жизни.

ВАСИЛИЙ ЯРОСЛАВИЧ – князь костромской, великий князь владимирский (1272 –1276), брат князя Александра Невского. В 1257 г. вместе с братом усмирял новгородцев, поднявшихся на восстание против переписи населения ордынцами. При нем была проведена татарами вторая перепись.

ВИТЕНЬ – великий князь литовский (1293 – 1316), брат Гедимина. Укреплял единство государства, опираясь на Новгородское, Гродненское, Полоцкое княжества. Совершил ряд походов в земли Ливонского ордена. В 1298 г. заключил мирный договор с Ригой

ВИТОВТ – великий князь литовский (1392 – 1430), сын и наследник князя Кейстута, тесть великого московского князя Василия I. Проводил активную внешнюю политику. В 1395 г. (окончательно в 1404 г.) присоединил Смоленск, установил протекторат над Рязанью, неоднократно совершал походы на Псков и Новгород, трижды вторгался в пределы Московского княжества (1406 – 1408). Заключил союз с ханом Тохтамышем, с помощью которого надеялся укрепиться на московском престоле. В 1399 г. потерпел тяжелое поражение от татар на реке Ворскле. Вместе с польским королем Ягайло разгромил войска Тевтонского ордена в битве при Грюнвальде (1410). Дважды (1429 и 1430) пытался принять королевский титул и корону, чему препятствовали польские магнаты.

ВСЕВОЛОЖСКИЙ ИВАН ДМИТРИЕВИЧ – боярин, активный участник феодальной войны во второй четверти XV в. сначала на стороне Василия II, затем на стороне Юрия Дмитриевича. Был ослеплен Василием II.

ГЕДИМИН – (ум. 1341), с 1316 г. – великий князь литовский, по одним источникам брат, по другим – сын князя Витеня, основатель династии Гедиминовичей. Под его власть перешли земли Киевской Руси с городами Полоцк (1307), Гродно и Брест (1315), Витебск (1320), Минск (1326) и др. Проводил наступательную политику относительно Пскова и Новгорода, соперничая с московским князем Иваном Калитой. В союзе с польским королем вел активную борьбу с Тевтонским орденом и Бранденбургским маркграфством. В годы его правления были заложены многие города и замки (Лида, Крево, Троки, Медники), а столица Великого княжества Литовского перенесена из Новогрудка в Вильно

ГЕДИМИНОВИЧИ – династия великих князей литовских и политических деятелей Венгрии, Чехии, Польши, России, родоначальником которой являлся Гедимин. В качестве служилых князей приглашались в Новгород и Псков. С XV в. служили великим московским князьям. В Москве были вторым по знатности родом после Рюриковичей.Сыновья Гедимина дали начало русским аристократическимфамилиям: Наримунт – князьям Голицыным, Хованским, Патрикеевым, Куракиным, Булгаковым; Ольгерд - Бельским, Трубецким, Мстиславским, Корецким и др.

ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (ум. 1303) - князь московский (1276 – 1282), младший сын Александра Невского. Присоединил к Московскому княжеству Коломну. В 1302 г. после смерти своего племянника, переяславского князя Ивана Дмитриевича, по завещанию вокняжился в Переяславле-Залесском. Проводил миролюбивую политику по отношению к другим княжествам, был одним из самых влиятельных князей на Руси в начале XIV в. Отстраивал и укреплял Москву, основал Данилов монастырь, где была учреждена первая в Московском княжестве архимандрития. Канонизирован Русской православной церковью.

ДЖАНИБЕК – (ум. 1357), с 1341 г. хан Золотой Орды, сын Узбека, продолжавший его политику по распространению ислама в Орде. В борьбе за великое княжение Владимирское поддерживал московских князей Симеона Гордого и Ивана II Красного. Русские летописцы называют Джанибека «добрым царем». Во время его правления в Орде начался процесс феодального дробления – «великая замятня». В династической борьбе был убит собственным сыном Бердибеком, претендовавшим на ханский трон.

ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - князь переяславский (1259 – 1294), великий князь владимирский (1277 – 1281; 1283 - 1292), второй сын князя Александра Невского. В 1268 г. участвовал в сражении при Раковоре. Вел борьбу за великое княжение Владимирское с братом Андреем Александровичем, городецким князем. Как и Андрей, обращался за помощью в Орду и пользовался поддержкой темника Ногая, приводил на Русь татар, подвергавших разорению русские земли. В 1299 г. вместе с татарскими отрядами Ногая был разбит объединенным войском Андрея Александровича и хана Тохты

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ДОНСКОЙ (ум.1389) – великий князь московский (с 1359) и владимирский (с 1362), сын великого князя Ивана II Красного. При нем в 1367 г. построен белокаменный кремль в Москве. Возглавил вооруженную борьбу русского народа против Золотой Орды. Руководил русскими войсками в битве на реке Воже (1378), в которой были разгромлены татарские отряды. В 1380 г. возглавил объединенные вооруженные силы Руси в битве с татарами на Куликовом поле (верховья Дона), где ордынские войска во главе с Мамаем потерпели тяжелое поражение. Эта победа дала князю Дмитрию Ивановичу прозвище «Донской», с которым он и вошел в историю. Был выдающимся полководцем и дальновидным политиком. Во время его княжения Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Он впервые передал великое княжение сыну Василию I без санкции хана, положив тем самым начало новому порядку наследования престола. Канонизирован Русской православной церковью.

ДМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (ум. 1383) - князь суздальский (с 1355), великий князь владимирский (1360 – 1363), великий князь нижегородский (1364). В середине 60-х годов выступил против великого московского князя Дмитрия Ивановича (Донского), оспаривая право политического лидерства во Владимирской Руси. В 1366 г. конфликт закончился примирением и браком Дмитрия Ивановича с дочерью суздальского князя Евдокией. В союзе с Москвой воевал с волжскими болгарами и татарами. В 1382 г. поддержал Тохтамыша и способствовал захвату татарами Москвы.

ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ГРОЗНЫЕ ОЧИ (ум. 1325) -великий князь тверской (1319 - 1325) и владимирский (1322 - 1325). Сын великого князя Михаила Ярославича. В борьбе за великое княжение ориентировался на Литву, в 1322 г. женился на дочери Гедимина Марии. Под давлением московского князя Юрия Даниловича в 1321 г. был вынужден отказаться от претензий на великокняжеский престол. Однако в 1322 г. с помощью интриг сумел получить в Орде ханский ярлык на великое княжение. В 1325 г. по жалобе московского князя был вызван для судебного разбирательствав Орду, где убил князя Юрия и сам был казнен по приказу хана.

ДМИТРИЙ ШЕМЯКА (1420 – 1453) – князь Галича Костромского, второй сын князя Юрия Дмитриевича, внук Дмитрия Донского. С 1436 г., после смерти отца и ослепления старшего брата Василия Косого, возглавил удельно-княжескую и боярскую оппозицию Василию II, которого в 1466 г. взял в плен и ослепил. Правил в Москве в 1466 – 1467 гг. Не сумел закрепиться на великокняжеском престоле, поскольку не получил поддержки служилого населения Москвы. Позже безуспешно пытался бороться с Василием II. После изгнания из Галича (1450) жил в Устюге, затем в Новгороде, где, по сообщению летописей, был отравлен по приказу Василия II.

ЕДИГЕЙ (ум. 1419) – золотоордынский правитель, военачальник. Вел борьбу за власть с Тохтамышем, опираясь на помощь Тимура. Совместно с ханом Тимур-Кутлуком разбил войско великого князя литовского Витовта на реке Ворскле (1399). Разгромил и убил Тохтамыша (1406). После смерти хана Тимур-Кутлука на короткое время подчинил своей власти большую часть Золотой Орды. Проводил активную внешнюю политику. В 1408 г. совершил поход на Русь, чтобы снова заставить ее платить дань, разграбил северо-восточные города, осадил Москву. Был убит одним из сыновей Тохтамыша.

ИВАН АНДРЕЕВИЧ – можайский князь, участник феодальной войны, союзник Дмитрия Шемяки. После смерти последнего в 1454 г. бежал в Литву, его земли отошли великому князю.

ИВАН I КАЛИТА – великий князь московский (1325 – 1340), великий князь владимирский (1328 –1331 и с 1332). Сын князя Даниила Александровича. Заложил основы экономического и политического могущества Москвы. Содействовал переезду в Москву из Владимира митрополита Петра (1325). Основой его политики являлось стремление использовать союз с татарами в интересах Москвы. За участие в подавлении антиордынского восстания в Твери (1327) получил (1328) от хана Узбека ярлык на часть территории великого Владимирского княжества (Кострому) и право княжить в Новгороде. Добился также у Золотой Орды права сбора ханской дани с русских земель. Присоединил к Москве основную территорию Владимирского великого княжества (1332). Построил в Москве дубовый кремль (1339). Был хитрым и дальновидным политиком. Не ограничивая себя в способах, постоянно пополнял свою казну, чем заслужил прозвище «Калита» (кошель).

ИВАН II КРАСНЫЙ – великий князь владимирский и московский (1353 –1359), второй сын Ивана I Калиты. В 1340 – 1353 гг. князь звенигородский и рузский. Отстаивал права на великое княжение в борьбе с суздальским князем. Пользовался поддержкой боярства и духовенства. Продолжал политику объединения русских земель вокруг Москвы.

ИОНА – митрополит Московский и всея Руси с 1448 г. Первый русский митрополит, фактически независимый от Константинопольского патриарха. Был возведен на митрополичий престол по воле великого князя Василия II Темного и утвержден собором архиереев. В 1451 г. взял под свое управление Литовскую митрополию. Автор ряда посланий и грамот. Обладая большим влиянием и авторитетом, оказывал поддержку московскому государю. Умер в 1461 г. Канонизирован Русской православной церковью.

ИСИДОР (ум. 1463) – митрополит Московский и всея Руси с 1437 г. Грек, направленный на Русь из Константинополя. На Ферраро-Флорентийском соборе подписал унию православной и католической церквей, был возведен в сан кардинала. По возвращении в Москву был смещен и заключен в тюрьму, откуда в 1441 г. бежал в Италию.

КИПРИАН – митрополит Киевский и всея Руси в 1381 – 1382 и с 1390 г. До смерти митрополита Алексия (1378) находился в Киеве, с 1381 – в Москве, в 1382 г. был изгнан и возвратился в Киев. Вторично прибыл в Москву в 1390 г. Активный сторонник князя Василия I. Автор многих посланий, составил «Житие митрополита Петра», инициатор составления Троицкой летописи. Умер в 1406 г. Канонизирован Русской православной церковью.

МАКСИМ – митрополит Киевский (1287 – 1305). В 1299 г. перенес резиденцию во Владимир Суздальский, что вызвало недовольство галицких князей, которые добились у Константинопольского патриарха назначения отдельного митрополита Галичского.

МАМАЙ – (ум. 1380) - ордынский темник при хане Бердибеке. Женившись на дочери хана, стал с 1370 г. фактическим правителем Золотой Орды, талантливый полководец и расчетливый политик. В 1377 г. нанес поражение суздальскому ополчению на р. Пьяне. В союзе с великим князем литовским Ягайлом в 1380 г. предпринял поход на русские земли, но в битве на Куликовом поле потерпел поражение от великого московского и владимирского князя Дмитрия Ивановича. В борьбе за ханский трон был разбит Тохтамышем, после чего бежал в Крым и был убит генуэзцами.

МИХАИЛ (МИТЯЙ) – митрополит, назначенный великим князем Дмитрием Донским в 1378 г. В 1379 г. умер по пути в Константинополь, куда направлялся для утверждения патриархом.

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (ум. 1399) – великий князь тверской (1368 – 1375). Заключил союз с великим князем литовским Ольгердом. При его поддержке вел безуспешную борьбу с великим князем московским Дмитрием Ивановичем за великое княжение Владимирское, в 1371 и в 1375 гг. получал ханские ярлыки в Орде, но успеха не добился. В 1375 г., когда Дмитрий Иванович выступил в поход против Твери, бежал в Литву.

МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ – князь тверской с (1285 – 1318), великий князь владимирский (1305 – 1317), племянник Александра Невского. Боролся с московским князем Юрием Даниловичем за великое княжение при поддержке хана Тохты. После смерти Тохты и перехода власти к хану Узбеку был убит в Орде, чему способствовали интриги Юрия Даниловича.

ОЛЕГ ИВАНОВИЧ (ум 1402) – великий князь рязанский. Находился в сложных отношениях с Москвой, выступая то в союзе с ней, то против нее. В 1371 г. был разбит московскими войсками, однако через два года, когда Рязань была разорена ордой Мамая, получил помощь от Дмитрия Ивановича. В 1380 г. был в союзе с Мамаем и литовским князем Ягайлом против Москвы. В 1385 г. разорил Коломну. В этом же году конфликт был урегулирован, и между Олегом Ивановичем и Дмитрием Ивановичем был подписан «вечный мир».

ОЛЬГЕРД – великий князь литовский (1345 – 1377), сын Гедимина. Проводил политику, направленную на окончательное объединение восточнославянских земель в составе Великого княжества Литовского. В 40-х годах XIV в. было присоединено Чернигово-Северское княжество, около 1355 г. – Брянское княжество. Стремился укрепить свое влияние в Смоленской, Псковской и Новгородской землях. Поддерживал борьбу тверских князей против объединительной политики Дмитрия Ивановича, что привело его к конфликту с Москвой. Три похода на Москву, предпринятые Ольгердом в 1368, 1370 и 1372 гг., были неудачными. В 1362 г. в битве на р. Синие воды он разбил татар, в результате чего присоединил Подолию, а в 1377 – Волынь. В период его правления территория Великого княжества Литовского увеличилась более чем в два раза.

ПЕТР – Киевский митрополит(1308 – 1326). Проявил себя как ревностный сторонник православия. Вступив в конфликт с тверскими князьями, пользовался поддержкой московского боярства. Заложил Успенский собор в Москве. В 1313 предпринял поездку в Орду.

ПИМЕН – митрополит Московский с 1380, русский. Дмитрием Донским был сослан в монастырь, возвращен в 1382 г.; был низложен патриаршими послами, что было подтверждено константинопольским патриархом в 1387 г. Умер в 1389 г.

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (1321 – 1391) – церковный и политический деятель. Родился в семье боярина, переселившегося в Московское княжество и получившего землю недалеко от города Радонежа. Вместе со старшим братом Стефаном основал Троице-Сергиев монастырь, стал его игуменом (1351 – 1391). Был инициатором введения общежитийного устава в монастырях, что уничтожило ранее раздельное проживание монахов. Получил в этом поддержку великого князя, митрополита, одобрение Константинопольского патриарха. Стремился укрепить на Руси почитание Троицы (как символа единения Русской земли). Активно поддерживал политику Дмитрия Донского, был крестным отцом его сыновей (Юрия и Петра). Оказывал большое влияние на политические события своего времени, воспитал плеяду учеников. Был похоронен в основанном им монастыре. Канонизирован Русской православной церковью. В начале XV в. одним из его учеников (Епифанием Премудрым) было составлено «Житие Сергия Радонежского».

СИМЕОН ИВАНОВИЧ ГОРДЫЙ – великий князь московский (1340 – 1353) и владимирский (с 1341), старший сын Ивана I Калиты. Успешно воевал с Новгородом и Литвой. Продолжал политику отца. Во внешней политике ориентировался на Орду. Умер во время эпидемии чумы, не оставив детей и передав престол брату Ивану II

СОФЬЯ ВИТОВТОВНА (ум. 1453) – дочь великого князя литовского Витовта, жена великого князя Московского Василия I (1390 – 1425). В малолетство сына – Василия II управляла княжеством. Активно участвовала в борьбе против удельных князей. В 1451 г. руководила обороной Москвы от татар.

СТЕФАН ПЕРМСКИЙ – православный миссионер-просветитель в землях коми с 1379 г., первый епископ новой Пермской епархии (1383 – 1384). Составил азбуку языка коми и перевел на древний язык ряд церковных сочинений. Автор полемических сочинений против еретиков в Новгороде и Пскове.В начале XV в. Епифанием Премудрым было написано «Житие Стефана Пермского».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 2808; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.047 с.)