Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение фольварочно-барщинной системы

Поиск

Наиболее динамично процесс развития крупного феодального землевладения проходил в Галичине и на Волыни. Основными его источниками были королевские и великокняжеские пожалования, захват общинных земель, покупка имений у других собственников. В XV в. в Галичине исчезает темин “панский двор” как признак собственного хозяйства феодала, а взамен для обозначения многоотраслевого феодального хозяйства, основанного на барщинном труде, появляется термин «фольварк».

Одновременно с ростом фольварков увеличивалась и барщина. Так, если в начале XV в. в Галичине крестьяне отрабатывали 14 дней барщины в год, то в конце столетия – 2 дня в неделю, т. е. 104 дня в год.

В Галичине, на Волыни и Подолье интенсивному росту фольварочной системы хозяйствования способствовали повышение спроса горожан на продукты питания и сырье для ремесленного производства, а также постоянное увеличение товарооборота со странами Западной Европы. В фольварках сырье не только производили, но частично и перерабатывали на мельницах, винокурнях и т. д. В Центральной и Восточной Украине к середине XVI в. фольварки распространения не получили.

Начало юридического оформления крепостного права

В процессе роста феодального землевладения происходило сближение между различными категориями крестьянства, а его феодальная зависимость постепенно перерастала и юридически оформлялась в зависимость крепостную. Все более ограничивалась личная свобода хлебороба, он прикреплялся к земле и становился «непохожим» (в отличие от «похожего» – лично свободного).

На украинских землях в составе Польши процесс юридического оформления крепостного права проходил несколько быстрей. С 1435 г. галицкий крестьянин имел право уйти от феодала только раз в году, на Рождество, уплатив солидную по тому времени сумму и найдя себе замену. В 1496 г. это право было ограничено одним хозяйством в селе. Польские сеймы 1505 и 1520 гг. запретили крестьянам покидать свой надел без согласия пана и узаконили двухдневную барщину.

Привилей 1447 г. Казимира IV ограничил прием феодалами ВКЛ беглых крестьян и одновременно пожаловал им право вотчинного суда. Панам коронных земель такое право было подтверждено Нешавскими статутами 1454 г. Статут Великого княжества Литовского 1529 г. не позволял зависимому крестьянину при переходе к другому землевладельцу забирать с собой имущество, скот, орудия труда. Беглых крестьян разрешалось возвращать на протяжении 10 лет. «Устава на волоки» 1557 г., называя формы землевладения, уже не упоминает о крестьянской земельной собственности.

Города

Украинские города и местечки по своему юридическому статусу делились на великокняжеские (королевские), частновладельческие и церковные. Частновладельческие города продавались, покупались, сдавались в аренду. В XIII – XV вв. в частной собственности феодалов находилось около 80 % всех городов и местечек Украины. Часто феодальные собственники владели отдельными городскими территориями, так называемыми «юридиками», население которых платило подати в пользу своего владельца. Но со временем все больше городов добивалось права на самоуправление.

Южнорусские города в составе Короны и ВКЛ различались по национальному составу населения, хозяйственной деятельности жителей. В Галицкой Руси первоначально основную массу колонистов составляли немцы. Но как чехи и венгры они довольно быстро полонизировались благодаря общей религии и смешанным бракам с колонистами-поляками. Важной по влиянию и численности этнической группой городского населения были армяне, которые со второй половины XIV в. образовали отдельную церковную общность во главе с епископом, подчиненным католикосу. Со времен Казимира Великого покровительством Короны пользовались евреи. Поскольку в большинстве городов они не имели права заниматься ремеслами, а отчасти и торговлей, в их руках оказалось ростовщичество, и накопились немалые капиталы. Евреи и армяне совершенно не растворялись в славянском мире как, например, немцы.

В отличие от пестрых в этническом отношении городов Галичины, в поселениях городского типа на Волыни и Киевщине, как правило, преобладало русское население. Прирост городских жителей происходил в основном за счет окрестных сел, а отчасти и за счет миграции из других регионов ВКЛ. Так, в Житомире по данным ревизии 1552 г. проживали выходцы из Киевщины, Волыни, а также из Беларуси (Бобруйска, Копыля, Слуцка и Турова). Кроме того, на Киевщине городское население традиционно пополнялось за счет степняков, а в больших городах Волыни существовали еврейские общины.

В целом городское население западных регионов росло значительно быстрей. Уже в начале XV в. по числу жителей (15 тыс.) резко выделялся Львов, в то время как в Киеве тогда проживало 3 тысячи человек. Горожане Галичины, Западного Подолья и отчасти Волыни заметно превращались в новую общность открытого типа.

Если города Западной Руси становились центрами ремесла и торговли, то городские поселения Южной Руси в целом сохраняли феодально-аграрный характер. Их жители занимались земледелием, скотоводством, промыслами и только частично ремеслом и торговлей; пребывали в феодальной зависимости и подобно крестьянам выполняли различные повинности, платили подати. Так, например, «чистое» торгово-ремесленное население Ковеля составляло лишь треть его жителей.

В связи с тем, что Южная Волынь, Киевщина и Брацлавщина жили под постоянной угрозой татарских нападений, городам отводилась важная роль в защите окрестного населения. Оборонные функции накладывали свой отпечаток на весь уклад жизни мещан, консервировали архаичное деление жителей на десятки и сотни. Для жителей Киева, Черкасс, Белой Церкви, Корсуня и других городов уплата податей заменялась обязанностью нести сторожевую службу, выступать с оружием в руках на защиту своего города. Но и в городской жизни Южной Руси наблюдались новые явления и процессы. Получила распространение ярмарочная торговля. Постоянные ярмарки существовали в Киеве, Луцке и других городах. Углублялась специализация ремесленного производства.

Характерной чертой городской жизни была цеховая организация. Ремесленники одной или родственных специальностей объединялись в цехи, которые обеспечивали им хозяйственную независимость, монополию на занятие данным ремеслом в городе, регулировали закупку сырья и раздел его между членами цеха. Первое упоминание о цеховой организации на Украине датируется 1386 г. и относится к цеху сапожников Перемышля. В конце XV – начале XVI в. цеховые обьединения ремесленников получили распространение в городах Волыни и Киевщины. Во Львове, Луцке и Киеве действовало по 15 – 30 цехов в каждом.

Магдебургское право

С XIV в. в отдельных украинских городах начинает вводиться Магдебургское право, которое позволяло им создавать органы самоуправления. Первыми получили это право вместе с немецкими колонистами города Закарпатской Украины (с 1329 г. - Хуст), которые принадлежали Венгрии. В 1339 г. галицкий князь Болеслав-Юрий II даровал его городу Санок (сейчас на территории Польши). В 1356 г. Магдебургское право получил Львов.

С переходом украинских земель под власть Польши и Литвы жалованные грамоты на введение в украинских городах Магдебургского права давали короли и великие князья, видя в нем средство колонизации новых земель. В XV – XVI вв. оно стало основой жизни ряда городов Правобережной Украины. Так, в 1494-1497 гг. его получил Киев. С XVI в. Магдебургское право стали даровать своим городам и крупные феодалы.

Получение городом Магдебургского права означало ликвидацию власти и суда над горожанами со стороны феодалов, местной королевской и великокняжеской администрации. Кроме того, городское население освобождалось от натуральных повинностей и обкладывалось определенными налогами с торговли и промыслов. Функции управления городом переходили к магистрату. Он состоял из двух коллегий – лавы, которая ведала судом в криминальных вопросах, и рады, которая ведала гражданским судом, полицией, наблюдала за торговлей и т. п. Во главе магистрата стоял войт.

Степень городского самоуправления на Украины не была одинаковой: отдельные города имели полное Магдебургское право, другие – неполное. Из всех украинских городов, которые жили по магдебургскому образцу, только Киев самостоятельно выбирал войта. Право на самоуправление давалось в первую очередь иностранным колониям, даже нескольким для одного города. Так, в Каменце-Подольском существовало три магистрата – польский (с 1374 г.), украинский (с 1553 г.) и армянский (с 1565 г.). Они имели свои жилые кварталы, храмы, цехи, рынки.

Распространение на города Украины Магдебургского права – сложный и неоднозначный процесс. С одной стороны, оно содействовало освобождению горожан от своеволия королевских и великокняжеских наместников, злоупотреблений крупных землевладельцев, вело к европеизации городской жизни. С другой – Магдебургское право, открывая шлюзы для усиления немецкой и польской колонизации, вытесняло коренных жителей из органов местного самоуправления, тормозило развитие местных норм и традиций городской жизни. Поэтому М.С.Грушевский, например, давал ему негативную оценку, подчеркивая, что оно нарушало единство традиционного украинского общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.148.63 (0.011 с.)