ТОП 10:

Церковь и великокняжеская власть в конце 15 – начале 16вв. Еретические движения.



Правление Ивана III проходило в обстановке напряженной борьбы за укрепление великокняжеской власти. Во второй половине 70-х годов 15в. осложнились отношения с церковью. Дело дошло до открытого конфликта между великим князем и митрополитом Геронтием. Причиной было стремление церковных властителей воспротивиться усилению власти великого князя над церковью.

В руках церкви находились большие земельные владения. Чтобы получить земли для испомещения дворян, а также ослабить самостоятельность церкви, Иван III вынашивал планы секуляризации церковных земель. Обстановка для этого была благоприятной, потому что авторитет церкви к концу 15в. стал колебаться, о чем свидетельствовало оживление еретических движений.

Еретические течения и движения представляют собой своеобразную форму социального протеста в религиозной оболочке и свойственны всему европейскому средневековью.

Противники еретиков – воинствующие церковники – называли участников возникшей в конце 15в. в Новгороде ереси «жидовствующими» за некоторое сходство их взглядов в вопросах веры с иудаизмом. Из 27 известных по именам участников новгородской ереси 22 принадлежали к низшему сословию духовенства. Несколько иным был состав московских еретиков. Московский кружок образовался позже, в середине 80-х годов 15в., во главе его был приближенный Ивана III думный дьяк Федор Курицын. В состав кружка входили некоторые дьяки, а также купцы.

Московские еретики связывали свои идеи с задачами государственной централизации. Именно этим объясняется сочувственное отношение великокняжеской власти к еретикам, которые выступали против церковного землевладения, против существования сословия церковнослужителей и монашества. Они настаивали на том, что каждый человек без посредства священников должен «общаться» с богом. На церковном соборе 1490г. еретики были подвергнуты проклятию и отлучению от церкви, а позднее казнены.

Церковь искала и другие пути для укрепления своего положения. Нил Сорский, основатель далекого северного монастыря, считал, что авторитет церкви надо поднять путем строгого исполнения духовенством правил и обрядов, ведения аскетического образа жизни. Нил осуждал стяжание церковью богатств, в том числе владение населенными землями. Его сторонники получили наименование «нестяжатели».

«Нестяжателям» противостояло другая группа церковных деятелей, которая настаивала на необходимости для церкви иметь большие материальные средства. Во главе этой группы стоял игумен подмосковного монастыря Иосиф. Осифляне, как называли его сторонников, были воинствующими церковниками, требовали беспощадной расправы со всеми инакомыслящими, невмешательства светской власти в дела церкви, утверждали, что только сильная и богатая церковь может выполнять свои функции.

Великокняжеская власть склонна была поддержать нестяжателей, тем более, что Иосиф встал на сторону удельных князей в борьбе против великокняжеской власти.

В 1503г. собрался церковный собор, на котором по инициативе Ивана III был поставлен вопрос об отказе церкви от землевладения. Однако воинствующие монахи оказали упорное сопротивление. «Нестяжатели» потерпели поражение. Следом усилились расправы над еретиками. Собор 1504г. осудил еретиков. На льду Москвы-реки в деревянных клетках заживо сожгли несколько еретиков.

После смерти Ивана III по завещанию власть переходила к Василию. соотношение социальных сил в стране продиктовало неизбежность поисков компромисса с церковью. Сильная церковь в качестве союзника была предпочтительнее церкви-соперника. Вскоре обнаружились разногласия между Василием III и митрополитом – «нестяжателем» Варлаамом. Великий князь пошел навстречу «осифлянам» с их теорией сильной государственной власти, имеющей «божественное» происхождение пошли навстречу и церковники, которым поддержка светской власти сулила большие выгоды, нежели опора на терявших силу удельных князей.

После 1508г. глава «осифлян» – Иосиф, у которого возник конфликт с удельным князем Федором Волоцким, перешел со своим монастырем под опеку Василия III. Вскоре великокняжеская власть повернула от поддержки «нестяжателей» к политике предоставления церкви широких иммунитетных привилегий. Тем самым была сохранена самостоятельная в экономическом отношении церковная организация со своей системой администрации, суда и управления.

В 1510-1511гг. монах Филофей обратился с посланием к Василию III, в котором развивал мысль о Москве – «третьем Риме». Согласно его взглядам, существовало 3 мировых центра христианства – сначала древний Рим, который пал из-за отступления от «истинного христианства», потом таким центром стала Византия. Но византийские правители тоже изменили православию, заключив в 1439г. Флорентийскую унию с католической церковью, что привело к падению Византии. Москва же, не признавшая Флорентийской унии, является мировым центром православия.

Представление о «Москве – третьем Риме», однако, не стало основной политической теорией московских правителей. Ею стали взгляды, отразившиеся в другом произведении – «Сказании о князьях Владимирских», в котором доказывалось, что московские князья ведут свое происхождение от самого римского императора Августа.

Культура Руси в 14-15вв.

Монголо-татарское нашествие и установление золотоордынского ига нанесли страшный удар по культуре Руси, задержав ее развитие и положив начало ее отставанию от развития культуры западноевропейских стран. Было уничтожено много материальных и духовных ценностей. Были истреблены или уведены в плен лучшие ремесленные и художественные силы страны, истреблено большинство городов, центров развития культуры. Исчезли навсегда или были утрачены на столетия некоторые виды ремесла, уровень ремесленного и художественного мастерства резко снизился. На полстолетия прекратилось каменное строительство. Надолго прекратилось и искусство белокаменной резьбы. Прекращение каменного строительства приостановило развитие фресковой живописи. В связи с этим возросла роль станковой иконописи, но иконы конца 13 – начала 14в. в своем большинстве отличались примитивностью рисунка, бедностью цветового решения. Тяжелый удар был нанесен и письменности – погибло много книг.

В первые столетия после нашествия усилия русского народа были направлены на восстановление разрушенного хозяйства и сохранение уцелевших от гибели культурных ценностей. Церковный собор во Владимире (1274г.) выносит постановление о сборе уцелевших от гибели рукописных книг. Со второй половины 14в. в русских землях начался культурный подъем.

Летописание. Среди жанров русской литературы ведущую роль продолжало играть летописание. После временного упадка, вызванного нашествием, летописание возобновляется во всех крупнейших политических центрах Руси. Со второй половины 14в. наибольшее значение приобретает московское летописание. В составленных в 1392 и 1408гг. в Москве летописных сводах, носивших уже общерусский характер, обосновывались непрерывность великого княжения московских князей и их исторические права на главенство в объединительном процессе. В середине 15в. в Москве был создан первый русский «Хронограф» - краткая всемирная история с включением в нее сведений из русской истории.

Устное творчество и литература. Ведущей темой стала тема борьбы с монголо-татарами, борьбы за государственно-политическое единство страны. Одним из приемов разработки этой темы было обращение к героическому прошлому Киевской державы. Древний цикл былин о киевских богатырях перерабатывается и дополняется новыми, в которых главными врагами вступают уже не печенеги и половцы, а монголо-татары. Особый цикл былин сложился в Новгороде, в которых прославлялись богатство и могущество «вольного» города (былины о Садко Сытиниче, о Василии Буслаеве и т.д.). В 14-15вв. складывается жанр народных поэтических и исторических песен, многие из которых в переработанном виде вошли в состав летописных текстов и литературных сборников (историческая песня о Щелкане Дудентьевиче, повествующая о народном восстании в Твери в 1327г., повесть о битве на Калке, «Сказание о городе Китае», эпические дружинные воинские повести о разорении Батыем Рязани, об обороне Владимира и Киева, о легендарных русских богатырях Евпатии Коловрате, Меркурии Смоленском и Сухмане). В жанре «житий» создаются повести о князьях, прославившихся в борьбе с захватчиками (о псковском князе Довмонте, о жизни и подвигах Александра Невского, о гибели в орде Михаила Ярославича и т.д.). В конце 14 – начале 15в. создается целый цикл летописных повестей и «сказаний» о Куликовской битве, «Сказание о Мамаевом побоище» и патетическая художественная поэма «Задонщина». «Задонщина» прославляет Москву как новый государственно-политический центр всей Руси и московского князя Дмитрия Ивановича Донского.

В подъеме русской литературы и искусства большое значение имело восстановление и расширение культурных связей с европейскими странами и странами Востока. зНачительно расширился ареал «хожений». Выдающимся литературным памятником 15в. является «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (1466-1472гг.), содержащее ценне сведения о жизни и культуре народов Индии.

Для Руси этого времени важное значение приобрели культурные связи с Болгарией и Сербией, оказавшие влияние на русскую литературу и изобразительное искусство (сложная литературно-стилистическая манера письма, отличавшаяся витиеватой словесной вычурностью, нарочитой торжественностью и риторичностью).

Живопись. Своего наивысшего расцвета в конце 14 – первой половине 15в. достигла церковная живопись. В современной литературе русскую культуру этого времени иногда характеризуют как «русское Возрождение». В жестких рамках богословских канонов и традиций средневековой церковной живописи русские мастера могли создать произведения большого общественного значения. В творчестве Феофана Грека и Андрея Рублева древнерусское изобразительное искусство достигло своей вершин. Центральной темой их творчества, как и творчества других мастеров (Симеон Черный, Даниил Черный, Прохор из Городца и др.) становится человек и его внутренний духовный мир, раскрываемый иконописными средствами через сюжеты церковной мифологии.

Феофан Грек соединил в своем творчестве лучшие традиции византийского искусства с достижениями русских живописных школ. Лучшими работами Феофана Грека являются написанные им фрески в новгородской церкви Спаса на Ильине и часть икон из иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле.

Творчество А. Рублева – высшая точка в развитии древнерусского искусства. Созданная Рублевым икона «Троица» наиболее полно раскрывающая его творческие принципы и живописные приемы, принадлежит к самым выдающимся произведениями мирового изобразительного искусства.

Особое место в истории русского средневекового искусства занимает живопись Новгорода и Пскова (фрески Волотовской и Мелетовской церквей, икона «Молящиеся новгородцы» и т.д.).

Архитектура. В 14-15вв. продолжается развитие местных архитектурных школ, среди которых все большее значение приобретает московская школа. Каменное строительство в Москве началось при Иване Калите, заложившем основу соборного ансамбля московского Кремля, строительство которого было завершено при Иване III и Василии III. При Дмитрии Донском в Москве воздвигается первый в Северо-Восточной Руси белокаменный Кремль. Московские зодчие производят реставрацию и обновление ряда уникальных памятникв владимирского зодчества (соборы во Владимире, Переяславле-Залесском и др.). Памятниками раннемосковского зодчества являются соборы Успения на Городке и в Саввино-Сторожевском монастыре близ Звенигорода, Троицкая церковь в Троице-Сергиевом монастыре и собор Андроникова монастыря в Москве). Для московских зодчих было характерным стремление к использованию в каменном строительстве элементов деревянного зодчества, что в 16в. приведет к созданию в храмовом строительстве так называемого шатрового стиля.

Особенности в развитии местных архитектурных школ наиболее наглядно прослеживаются в архитектурном строительстве Новгорода. Новые веяния наиболее ярко сказались в выстроенных в 14в. храмах Федора Стратилата «На Ручью» (1361г.) и Спаса на Ильине (1374г.). Эти храмы были легкими по внешнему облику, нарядными и торжественными, в отличие от суровых, тяжелых по форме, лишенных каких-либо украшений храмов 12-13вв.

По мере ликвидации политической самостоятельности удельных княжеств за Москвой утверждается значение не только государственно-политического, религиозного, этнического, но и культурного центра. В Москве сосредоточиваются лучшие культурные силы страны.

Украинские земли в составе Великого княжества Литовского и Польского королевства в 14 – первой половине 16в. Общее и особенное в контексте политического, экономического и социально-культурного развития.

В течение 14в. значительная часть бывшей Киевской Руси перешла под власть литовских князей. Это было вызвано тем, что в 12-13вв. ВКЛ вело борьбу с немецким натиском балтийского поморья, грозившего неокрепшему литовскому государству полным уничтожением. Ресурсы Литвы были ограничены, в связи с чем земли были для нее жизненной необходимостью. Следует учитывать, что в Золотой Орде, являвшейся номинальным правителем Украины, в 14в. шла острая борьба за власть между Чингизидами, что способствовало ее распаду.

Земли Киевской Руси могли выплачивать Литве дань и, имея значительный демографический потенциал, могли предоставить силы, в которых остро нуждалось ВКЛ.

Галицко-волынские князья с опасением наблюдали за усилением ВКЛ, однако противодействовать ему не могли. Не увенчались успехом их попытки поставить своих родственников на княжеские столы в новом Литовском государстве. Сыну Даниила Романовича удалось получить литовский великокняжеский престол от сына Миндовга, Войшалка.

В начале 14в., утвердившаяся в литовских землях династия Гедеминовичей активизировала процесс собрания литовских и белорусских земель. Из истории следует, что уже в первой половине 14в. при последних Галицко-волынских князьях династии Романовичей от Галицко-Волынского княжества была отторгнута и присоединена к ВКЛ Берестейско-Драгическая волость.

Затем один из князей – Витовт – присоединил к ВКЛ значительную часть бывшей Древлянской земли – северо-западную Киевщину. При Гедемине в 10-е годы 14в. Киев попадает под политическое влияние Литвы, но полностью подчинить его не удается, т.к. здесь возникло своеобразное двоевластие – одновременно управляли баскаки и администрация, подчинявшаяся литовскому князю. Наместником великого князя Литовского был посажен брат Гедемина, принявший после крещения имя Федор. Под власть литовской династии Киев перешел при сыне Гедемина, Ольгерде, который отвоевал его у Федора, а в конце 1361-середине 1362г. посадил здесь своего сына Владимира.

Вместе с Киевом оказались в зависимости территории на левом берегу Днепра. При Ольгерде в зависимость от литовского князя попадают и земли бывшего Черниговского княжества, а также по среднему течению Днестра и Южного Буга (Подолия). Захватив в середине 14в. Брянское княжество и передав его во владение своему сыну Дмитрию, Ольгерд дал старт процессу постепенного втягивания в сферу влияния ВКЛ всех остальных княжеств Черниговской земли – Старо-Дубское, Новгород-Северское.

Татарская орда, считавшая эти земли своими улусами, была слишком слаба, чтобы оказать серьезное сопротивление. Особенно успешным для ВКЛ был поход вглубь ордынских владений (1362г. битва у Синих Вод). Разгромив их, литовский князь добился расширения ВКЛ, закрепив земли Волынского княжества, Подолья, Киевщину. Т.о. вся восточная Украина находилась в подчинении великого князя Литовского. Этот впечатлительный результат был достигнут в сравнительно короткое время. Население без сопротивления подчинялось великому княжеству Литовскому.

Удельные князья Руси обладали всей полнотой власти, являясь вассалами великого князя Литовского. Однако на высших ступенях государственной системы в ВКЛ находились исключительно представители литовских княжеских родов.

Гораздо больших усилий потребовалось, чтобы удержать в своих руках западные земли Украины. На подконтрольные земли претендовали Польша и Венгрия, действовавшие заодно. Союзником польского короля Казимира являлся и Папа Римский.

Ольгерд и другие литовские князья лишь изредка могли прийти на помощь Галиции и Волыни. Это было вызвано тем, что до 15в. силы ВКЛ были сконцентрированы на борьбе с рыцарскими орденами. Время от времени правителями Галицко-Волынских земель оказывались татары. В таких условиях началась борьба за Галицко-Волынские земли, что приводит к началу оккупации Польшей украинских земель.

Начавшаяся ч 1340г. фаза активного противостояния против польской короны привела к перемирию 1352г., в соответствии с которым ВКЛ сохранила за собой Волынский и Берестейские земли, а Галицкая земля осталась у Польши и Венгрии. Чтобы ослабить сопротивление на приобретенных территориях, Польша начала проводить репрессии и конфискации, а также стимулировала переселение польских и немецких колонистов.

После смерти Казимира в 1370г. Галиция, находившаяся в фактическом владении Польши, переходит к венгерскому королю Людовику, который передал ее во владение онемеченному силезскому князю Владиславу. Начиная с 1379г. Галиция была превращена в венгерскую провинцию и оказалась под управлением венгерским наместников. Однако в 1387г., устроив брак королевы Ядвиги с Ягайло, польское правительство организовало поход и вернуло Галицию Польше.

Ягайло, крайне заинтересованный в объединении под своей властью Литвы и Польши, дал свое согласие на условия, главным из которых было его обещание присоединить к Польше ВКЛ. Юридически такое решение было оформлено 14 августа 1385 года в Креве грамотой. В 1386г. последовал брак Ягайло с Ядвигой. Благодаря усилиям польской дипломатии, Польша приобрела юридические права на огромные территории. Но как только польские правители захотели осуществить свои права, воспротивился Витовт (139-1430). Активное противодействие со стороны Витовта привело к тому, что политическая самостоятельность княжества была восстановлена и закреплена Городельским актом 1412г.

Т.о. теряло всякое юридическое значение, содержавшееся в Кревском акте обещание присоединить к Польше украинские земли – Подолию и Волынь.

В начале 15в. происходит дальнейшее расширение ВКЛ, в том числе и за счет колонизации. Витовт распространил свое влияние и на Крымский полуостров. После смерти Витовта в 1430г. литовцы надолго потеряли интерес к степям. Не теряя надежды вернуть Галицко-Волынское княжество, поляки присоединили к себе западное Подолье. Здесь уже была польская шляхта. В связи с тем, что Свидригайло удалось отбить его у польского государства, такое положение вещей было закреплено юридически: Восточное Подолье и Волынь – у ВКЛ, Западное Подолье – у Польши. Остальные украинские земли входили в состав ВКЛ, сохранявшего свою самостоятельность. Пока эта личная уния не оказывала влияния на внутреннюю политику ВКЛ, население чувствовало себя свободно. Центральная власть не оказывала сильного влияния, украинские земли управлялись самостоятельными княжествами.

В конце 14в. в территориально-административной системе ВКЛ происходит ряд серьезных изменений. Еще при правлении Ягайло и Витовта в 1390-х годах были ликвидированы все наиболее мощные удельные княжества в землях ВКЛ и низведены до положения провинций. У Дмитрия Карлатовича были отняты Черниговские земли, еще ранее эмигрировал в Москву Дмитрий Ольгердович. Вскоре Волынское княжество было превращено в провинцию, а бывшему местному князю Федору Любартовичу предложили владения в Черниговских землях. С Подолья Витовт согнал Федора Карлатовича, а Киевская земля была отобрана у Владимира Ольгердовича, получившего взамен мелкое Слуцкое княжество.

В первой половине 15в. в украинских землях оставались лишь мелкие княжества, которые не представляли угрозы для государственной целостности ВКЛ. По мнению Грушевского – это не только спасло ВКЛ от разложения, но и отдало эти провинции под центральную власть.

Наместничества однако сохраняли самостоятельность и самобытность, получив областные привилегии.

Разгоревшаяся национально-религиозная вражда в литовском государстве вызвала после смерти Витовта настоящую войну за великое княжение между Свидригайло Ольгердовичем, которого поддерживала русская местная знать и Сигизмундом Кейстутовичем, за которым стояли литовские паны, желавшие дальнейшего сближения с Польшей, в которой поражение потерпел Свидригайло и была возобновлена уния. Однако победа Сигазмунда нелегко ему далась. В результате заговора знати он погибает. С провозглашением Великим князем Казимира, правление переходит в руки литовской аристократии.

Ввиду грозившей войны с Польшей, а также по причине внутренних неурядиц, литовские правители решили учесть мнение Руси. Киевскую землю отдали сыну бывшего киевского князя Владимира, Олейку, умеренному представителю украинского княжеского слоя, близко стоявшему к литовской аристократии. Сын и приемник Олейко на киевском престоле Семен Олейкович был женат на дочери одного из видных литовских вельмож Гаштовта и в силу этих родственных связей был даже выставлен кандидатом на пост великого князя.

Все это создавало иллюзию гармонии. Однако исключительные обстоятельства скоро прошли и положение литовских князей укрепилось и они уже не считали необходимым заигрывать с ВКЛ. В 1370г. умер Семен, литовские правители не согласились предоставить киевский престол его брату Михаилу и потребовали от Казимира, чтобы он обратил Киевскую землю в провинцию, а наместником назначил Гаштовта. Казимир принял их предложение. Несмотря на сопротивление киевлян, Гаштовт прибыл в Киев и захватил его силой, чем практически прекратил существование Киевского княжества. Тем не менее, ощущая противодействие со стороны киевлян своей власти, Гаштовт возвращается в Литву.

Лишившись киевского престола, Михаил Олейкович с некоторыми другими князьями организовал заговор. Заговорщики ставили своей целью завладеть великокняжеской властью в государстве. Посадив на престол одного из русских князей, они рассчитывали на помощь великого Московского князя и намерены были отдать за эту помощь восточную окраину ВКЛ, но заговор был раскрыт, некоторые его участники успели бежать в Москву, в Михаил и князь Гальшанский были схвачены и в 1481г. казнены. В этом моменте литовская партия опиралась на католическую Польшу, а Украина – на Москву.

В 1493г. великий князь Московский Иван III начинает титуловать себя во внешнеполитических отношениях Государем всея Руси, а затем требует Киев, Смоленск и др., грозя иначе не оставить Литву в покое.

Симптомом перемен в реальном соотношении сил обоих противников послужила ситуация на Черниговском пограничье. Утрата в 145г. Волынью, а в 1470г. Киевом своей автономии, вызвала стремление князей перейти под патронаж Московского государства. Раньше литовские князья не препятствовали подобным переходам, теперь же, напуганные этим процессом, начинают отрицать законность таких переходов.

Переход многих литовских князей под власть Москвы привели к отчуждению от Литвы большей части чернигово-северских земель. В 1492г. спор за земли спровоцировал военный конфликт. Московские войска без объявления войны вошли в приграничные районы, принадлежащие Литве и заняли Мценск, Любуцк и др. зимой 1493-1494гг. они совершили еще один поход на Мценск, Сербейск, Вязьму. В 1494г. между Иваном III и Алексеем Казимировичем, сыном Казимира IV был подписан договор, согласно которому к Руси окончательно перешло Вяземское княжество, а границей на юго-западе стало верхнее течение Оки и Днепра.

Формальным поводом для войны со стороны Москвы стало религиозное гонение на православных в ВКЛ. Под этим предлогом Москва продолжает принимать князей, среди которых можно встретить довольно крупных владетелей, таких как Семен Можайский, Василий Шемятич, который владел Новгород-Северским.

Согласно условиям перемирия 1503г. Литва признала за Москвой земли Чернигово-северщины с 19 городами и волостями.

С 1504г. Московское руководство продолжает требовать Киев и Смоленск. При Василии III был отвоеван Смоленск (1514г.).

Несколько лет спустя организуют заговор и восстают украинская семья Глинских, недовольные великим князем и королем Сигизмундом II. Во главе заговора – Михаил Глинский. Представители православной знати рассчитывали при помощи великого князя Московского и крымского хана посадить Глинского на престол ВКЛ. Однако крымский хан не принял участия в заговоре, а Василий поддерживал очень слабо. Заговор был вскоре подавлен.

Руководители заговора ушли в пределы Московского государства и единственным последствием попытки государственного переворота была потеря ВКЛ Смоленской земли, которая отошла к Москве. Это восстание было последней конвульсией украинско-белорусского православной партии в ВКЛ. Оно показало полную неспособность украинских и белорусских магнатов, а также выявило отсутствие между ними солидарности и сплоченности. С падением Свидригайло они были неспособны самостоятельно вступить в борьбу с литовской партией. Москва же рассматривалась ими как союзник для переворота. Это были действие небольших групп, не имевших ни определенного плана, ни программы. Большинство правителей смирились с той второстепенной ролью, которую отвела им литовская администрация.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.171.181 (0.013 с.)