ТОП 10:

Православная церковь и государство в 16в.



Общий процесс централизации неизбежно должен был охватить и церковь, игравшую важную роль в жизни средневековой Руси. Между тем внутри самой церковной организации существовали заметные различия в составе «святых», которым поклонялись в разных землях, не было строгого порядка в исполнении церковных обрядов, отсутствовала четкая система внутреннего управления. Такое положение церкви волновало не только ее руководителей, но и царскую власть, которая нуждалась в мощной церковной организации как инструменте для осуществления централизаторской политике.

В этой обстановке начался церковный Собор 1551г., созванный по инициативе царя и патриарха. Собор получил название «Стоглавого», так как его постановления состояли из ста глав. На Соборе, помимо высшего духовенства, присутствовали служилые люди. Иван IV стремился, во-первых, заручиться поддержкой со стороны церкви в проводимых им реформах, и во-вторых, дополнить эти централизаторские мероприятия соответствующими реформами в церкви, придав последним государственный характер. В начале Собора царь обратился с призывом одобрить Судебник и другие реформы, а также поставил ряд вопросов относительно «исправления» церковных дел. Помимо осуждения получивших широкое распространение многих пороков в поведении церковников и принятия мер по наведению порядка в их среде Собор продолжил оформление нового единого пантеона русских «святых». По вопросу о церковном землевладении дело кончилось компромиссом: было решено отдать прежним владельцам земли, приобретенные церковью после 1553г., а впредь приобретать и продавать земли только с царского разрешения. «Стоглав» запретил церковникам ростовщичество как в денежной, так и в натуральной форме. На практике решения «Стоглава» нарушались, процесс обогащения церкви продолжался. Лишь в условиях Ливонской войны правительству удалось добиться соборного приговора 1581г. о запрещении церкви приобретать вотчины.

Русская культура в 16в.

Русский язык. В конце 15 – 16в. завершилось формирование русской народности. В результате сложных этнических и языковых процессов сложился русский язык. В разговорном и близком к нему так называемом приказном, деловом языке господствующее влияние оказывал ростовско-суздальский диалект, в нем – московский говор. Многие слова, появившиеся первоначально в московской письменности, получили общерусское распространение (крестьянин, деньги, деревня). Утратились древние виды прошедших времен, получили развитие формы глагола. Стала приближаться к современной система склонений и спряжений. В разговорном языке отмерла старинная «звательная» форма существительных (Иване, отче).

Жилища и поселения. В это время сложился тип жилого дома, состоящий из трех помещений – избы, клети (или горницы) и соединяющих их сеней. Дом покрывался двускатной крышей. В городах уже с конца 15в. стали появляться каменные жилища бояр, высшего духовенства, крупного купечества.

Деревни 16в. насчитывали обычно 10-15 дворов, более крупными поселениями были села. Города развивались по традиционно радиально-кольцевой системе: радиус складывались по дорогам, ведущим в другие города, кольца – по линиям дерево-земляных и каменных укреплений. Городские усадьбы обычно выходили на улицу заборами, жилые дома и хозяйственные помещения скрывались внутри. В редких случаях улицы мостились деревом. На каждой улице была одна или несколько церквей. В 15в. улицы городов на ночь стали запираться решетками. В городах появились «объезжие головы» - зародыш городской полицейской службы.

Одежда и пища. В 16в. сложился своеобразный костюм крестьян и горожан – понева, сарафан, кокошник у женщин; косоворотка с разрезом на левой стороне и валенок (головной убор) у мужчин. Стали выделяться еще более значительно социальные верхи – богатые шубы, горлатные шапки зимой, нарядные кафтаны – летом. Распространенная пища – капустные щи, каши, пареная и печеная репа, лук, чеснок, рыба, овсяный кисель; по праздникам ели пироги с начинкой, блин, яйца, икру, пили пиво и мед. В 50-х – 60-х гг. открылись царевы кабаки, продававшие водку.

Религия. В 16в. христианское вероучение глубоко проникло лишь в среду господствующего класса. Среди народных масс были еще очень сильны и широко распространены народные языческие праздники и обряды (празднования Купалы). Церковь старалась привлечь народ пышными обрядами и церемониями, особенно в дни больших праздников.

Народное творчество. Народные песни отражали различные стороны жизни. Тема борьбы с внешними врагами породила своеобразную переработку древнего цикла киевских былин, рассказы о борьбе с половцами и татарами слились воедино.

Грамотность и письменность. На Стоглавом соборе 1551г. было решено обучать при соборах и монастырях духовных лиц, были также и светские школы. Сначала ученики полностью выучивали тексты церковных книг, затем разбирали их по слогам и буквам, затем их обучали письму, а также сложению и вычитанию. Во второй половине 16в. появляются пособия по грамматике и арифметике.

Распространялись рукописные книги. Наряду с пергаментом появилась привозная бумага из Италии, Франции, Германских государств. Из бумажных листов в правительственных учреждениях склеивали огромные длинные ленты – так называемые «столбы».

Книгопечатание. В середине 16в. произошло основание книгопечатания в Москве. Инициатива в этом деле принадлежала Ивану IV и митрополиту Макарию. Книгопечатание началось в 1553г., а в 1563г. во главе казенной типографии стали бывший дьякон одной из кремлевских церквей Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец. В 1564г. был издан «Апостол». В 1568г. печатники работали уже в Литве. Однако после Люблинской унии 1569г. их деятельность в Литве прекратилась. Иван Федоров перебрался во Львов, где работал до конца жизни где напечатал в 16в. первый букварь, содержащий элементы грамматики и материалы для чтения.

Общественно-политическая мысль. Острополитическое звучание общественной мысли свойственно было всем ее формам и проявлениям. Летописи с самого начала имели характер политических документов, но теперь это их назначение еще более возросло. В 16в. была предпринята громадная работа по составлению новых летописных сводов, в которые вошли отобранные и интерпретированные известия из местного летописания. Так появились огромные Никоновская и Воскресенская летописи. Особенностью стало широкое использование в летописании правительственных материалов – разрядных записей, посольских книг. Одновременно происходило усиление церковного влияния на летописание, что особенно заметно в «Хронографе» 1512г.

Появились исторические повести, посвященные событиям недавнего прошлого – Казанскому «взятию», обороне Пскова.

В своих произведениях Максим Грек (Михаил Триволис) доказывал неправомерность ссылок церковников на писания относительно права владеть землями, обличал тяжелое положение крестьян, живших на монастырских землях. Единомышленник М. Грека боярин Ф.И. Карпов тоже весьма обеспокоенный состоянием русской церкви, выдвигал даже мысль о необходимости объединения православной и католической церквей как средства преодоления существующих пороков.

Митрополит Даниил вел энергичную борьбу со всеми «вольнодумцами». По его настоянию в 1531г. состоялся еще один церковный собор против М. Грека, который был заключен в монастырь и освобожден лишь после смерти Василия II.

Преемник Даниила – митрополит Макарий организовал большую литературную работу, направленную на усиление религиозного влияния на духовную культуру. Крупнейшим предприятием в этом отношении было создание огромного свода «Житий святых» для ежедневного чтения. В 1554г. состоялся суд над дворянином Матвеем Башкиным, который отвергал иконописание, возмущался тем, что среди христиан распространилось превращение людей в холопов. В этом же году был арестован и привезен в Москву для суда монах Феодосий Косой, который не признавал троичность божества, видел в Христе не бога, а обыкновенного человека-проповедника, отвергал значительную часть догматической литературы, считал ее противоречащей здравому смыслу, не признавал обряды, сан священников. В «чудеса» и «пророчества» Феодосий не верил, осуждал преследование инакомыслящих, выступал против стяжательства церкви. Суд на Ф. Косым не состоялся, так как ему удалось бежать в Литву.

Зачатки научного знания. С деятельностью еретиков в конце 15-16вв. были связаны первые попытки выхода за рамки канонических представлений об окружающем мире. Они много занимались астрономией и имели переводные таблицы для вычисления лунных фаз и затмений. Еретики 15в. были знакомы с произведениями средневековой и античной философии, им были известны основные понятия логики и некоторые вопросы теоретической математики (понятия плоскости, линии, неделимых чисел, бесконечности).

Зачатки научного знания существовали в 16в. в виде чисто практических сведений по различным повседневным делам. Государственные потребности вызвали необходимость измерения земельных площадей, и в 1556г. было составлено руководство для описывающих отводимые земли писцов с приложением землемерных начертаний. Развитие торговли и денежного обращения привело к развитию практических знаний в области арифметики. В 16в. умели производить действия над числами с дробями, пользовались знаками «+» и «-».

Довольно широко были распространены фантастические представления о Земле (небо круглое, Земля четырехугольная, стоит на бесконечной воде, за океаном находится земля с раем и т.д.).

Мистическое истолкование природных явлений было очень распространено, существовали специальные книги – «астрологии», «лунники», в которых содержались приметы и гадания. Но наряду с этим накапливались и развивались конкретные практические знания. В 1534г. с немецкого языка был переведен «Вертоград», содержавший много медицинских сведений. При переводе его пополнили некоторыми русскими сведениями. В 1581г. для обслуживания царской семьи была устроена первая в Москве аптека.

Появляются конкретные сведения о расположении различных частей Земли. Московский посол Григорий Истомин в 1496г. проехал на парусниках из устья Северной Двины в Берлин и Копенгаген, открыв возможность сношений России с Западной Европой Северным морским путем. В «Торговой книге», составленной во второй половине 16в. содержались сведения о других странах, необходимые для внешней торговли.

Зодчество. Укрепление российской государственности уже в конце 15в. стимулировало восстановление древних и сооружение новых построек Московского Кремля. Каменное строительство, хоть и в небольшой степени, начало применяться для возведения жилых построек. Применение кирпича открыло новые технические и художественные возможности.

Для развития архитектуры Руси большое значение имела перестройка Московского Кремля. В 1471г., после победы над Новгородом, Иван III и митрополит Филипп решили построить новый Успенский собор, который должен был превзойти своим величием древнюю новгородскую Софию и отразить могущество Российского государства. Для этого в 1475г. в Москву приехал итальянский инженер и архитектор Аристотель Фиораванти, который и построил новый Успенский собор – выдающееся произведение русского зодчества, обогащенное элементами итальянской строительной техники и архитектуры эпохи Возрождения.

Для перестройки Кремля были приглашены из Италии мастера Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Алевиз Миланец и др. В 1485-1516гг. под их руководством были поставлены новые стены и башни (сохранившиеся до нашего времени) Кремля. Тогда же сложилась его внутренняя планировка. В центре находилась Соборная площадь со зданием Успенского собора и колокольней Ивана Великого, достроенной в начале 17в. На юго-западной стороне площади появился Благовещенский собор, который строили псковские мастера. В 1481-1491гг. Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари построили Грановитую палату для приема иностранных послов.

В 16в. уже строились каменные церкви с шатровым завершением.

В 1532г. в подмосковном дворцовом селе Коломенское в ознаменование рождения долгожданного наследника Василия III – Ивана Васильевича, будущего Грозного, была возведена шатровая церковь Вознесения, являющаяся подлинным шедевром русского и европейского средневекового зодчества.

Венцом русской архитектуры 16в. стал Покровский собор – храм Василия Блаженного – на Красной площади в Москве, воздвигнутый в память взятия Казани в 1555-1560гг.

Сложнее обстояло дело во второй половине 16в. Строгая регламентация зодчества со стороны церковников привела частично к сокращению нового строительства, частично к возведению тяжелых подражаний московскому Успенскому собору (соборы в Троице-Сергиевом монастыре и Вологде). Лишь в самом конце столетия вновь ожило и стало развиваться праздничное декоративное начало в русском зодчестве, что нашло свое проявление в церкви в Вяземах под Москвой, Рождественском соборе Пафнутьева Боровского монастыря.

Живопись. Расцвет живописного искусства этого периода связан, в первую очередь, с деятельностью знаменитого мастера Дионисия. Со своими помощниками он расписывал стены и своды соборов Пафнутьева и Ферапонтова монастырей. Мастерская Дионисия изготавливала так называемые «житийные» иконы. Иконы посвящались московским «святым», сыгравшим значительную роль в возвышении Москвы. Чем более укреплялось господство церкви в духовной жизни страны, тем более стеснялось творчество живописцев. Живопись все более превращалась в иллюстрацию того или иного текста из «Священного писания», «житий» и прочей церковной литературы. Изображения на стенах храмов перегружаются деталями, композиции становятся дробными. Фрески Благовещенского собора отразили официальную идею происхождения и преемственности власти московских князей от Византии. Официальные церковные идеи воплотились в большой иконе «Церковь воинствующая», написанной в середине 16в. в ознаменование взятия Казани. Успех Российского государства был здесь показан как победа «истинного христианства» над «неверными».

В концу столетия среди художников выработалось особое направление, так называемая «строгановская» школа – по имени покровителей этого направления богатых купцов Строгановых. В этой школе ценились техника письма, умение передать детали на очень ограниченной плоскости, внешняя живописность (Прокопий Чирин, Никифор, Истома, Назарий, Федор Савины).

Демократические тенденции проявлялись у живописцев, связанных с посадскими кругами Ярославля, Коломны, Нижнего Новгорода. Здесь можно встретить изображение Богоматери, похожей на русскую крестьянку, довольно реальное изображение бревенчатых стен и башен монастырей.

Идет развитие искусства книжной миниатюр, которые с большой подробностью передают реальные картины исторических событий. Искусство оформления книги, унаследованное у древнерусских книжников, продолжало успешно развиваться и в 16в. Большого развития достигло художественное шитье, особенно в мастерской князей Старицких. В конце столетия шитье начинают украшать ее и драгоценными каменьями.

Музыка и театр. Церковное пение 16в. характеризовалось утверждением «знаменного» – одноголосого хорового пения. Но вместе с тем церковь не могла игнорировать народную музыклаьную культуру. Поэтому в 16в. и в церкви начало распространяться многоголосие.

Ввиду упорного противодействия церкви инструментальной музыке западноевропейские орган, клавесины и клавикорды, появившиеся в 15в., не получили сколько-нибудь широкого распространения. Лишь в народной среде повсюду играли на музыкальных инструментах (волынки, дудки, сопелки, гусли, домры, балалайки, бубны). В войске использовались трубы и сурны. В народной среде были распространены также богатые традиции театрального искусства.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.122.228 (0.01 с.)