Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет исторической науки, ее законы, закономерности, принципы, задачи, проблемы.

Поиск

Предмет исторической науки, ее законы, закономерности, принципы, задачи, проблемы.

Общественная потребность в историческом знании возникла давно, еще во время античнбости. Еще древние говорили, что история – наставница прошлого. Такой взгляд дожил до современности.

История как наука начала формироваться в 19 веке.

Социальные функции исторического познания:

1. Научно-познавательная – накопление фундаментальных теоретических знаний.

2. Прогностическая – предсказательная, раскрытие основных тенденций, направлений последующего развития.

3. Социальной памяти – накопление и хранение практического опыта предшествующих поколений, достижений человеческой цивилизации.

4. Воспитательная – глубокий научный анализ воспитательных аспектов с целью воспитания современного человека.

Как и у любой истории, у истории славянских народов существует периодизация. Периодизация – деление исторического процесса на крупные периоды, исходя из выбранного критерия. Существуют различные подходы к периодизации – формационный и цивилизационный.

Формационная периодизация:

1. Первобытнообщинный период.

2. Рабовладельческий строй.

3. Феодализм.

4. Капитализм.

5. Социализм, коммунизм (?).

Формации различаются способами материального производства.

Цивилизационный подход рассматривает общественное развитие как смену цивилизаций. Он основан на аналогии событий в тех или иных цивилизациях. Критерий – общность черт в материальной, бытовой, духовной культуре. Основа – проблема культурного развития, духовной сферы.

Источники по истории восточнославянских народов.

Каждому историческому этапу соответствуют различные виды источников: ранние этапы – вещественные и другие виды неписьменных источников, позднее – письменные. Первый источники изучаются такими науками как археология, этнология, лингвистика, фольклористика, вторые – источниковедение.

Источниковедение – специальная или вспомогательная историческая дисциплина, которая разрабатывает методы изучения исторических письменных источников.

Первыми из таких источников являются летописи. Летописи позволяют отслеживать древнерусский период. Наибольшее значение имеют – «Повесть временных лет», общерусские летописные своды – Никоновская, воскресенская.

В состав воскресенской летописи включено сказание о князьях Владимирских, легенды о происхождении правящей династии от римского императора Августа и о княжеских регалиях – шапке Мономаха (посланы императором Константином Мономахом князю Владимиру Всеволодовичу).

Относительно вопроса зарождения древнерусского государства большое значение имеют византийские сочинения.

Первые сведения о славянах можно встретить в трудах Прокопия Кесарийского, Маврикия, императора Константина Багрянородного. Эти произведения дают возможность проследить этнические и политические процессы во всем славянском регионе.

Для характеристики властных прерогатив князя и становление его администрации важное значение имеют законодательные памятники. Для реконструкции социальных процессов широко используется «Русская правда», сохранившаяся в двух редакциях: пространной и краткой. Ее изучение позволяет проследить расширение княжеской юрисдикции, развитие доминиального права (князь – сюзерен, самый крупный феодал).

Важная характеристика внешней политики – международные акты. Известны тексты договоров с Византией 907, 944, сохранившиеся в ПВЛ. От более позднего времени сохранился договор Новгорода Великого с островом Готланд и немецкими городами (12в.). В 12в. появляются жалованные грамоты (сохранились 4, выданные князьям, новгородским монастырям – Юрьеву и Пантелеймонову).

Для характеристики представителей образованной части древнерусского общества об идеальном государе интересны «Жития Бориса и Глеба», включенные в ПВЛ.

Определенное значение имеют и литературные произведения – «Поучения Владимира Мономаха», «Повесть об убиении Андрея Боголюбского».

Произведения древнерусской литературы дают цельный идеальный образ правителей, указывая на негативные явления в политической жизни восточнославянских земель: политическую раздробленность, злоупотребления администрации. Как источник используются и скандинавские саги, несмотря на искажение действительности. Они дают сведения о повседневной жизни правящих династий Восточной Европы, позволяют понять идеалы, стереотипы, ценности князей.

Для получения полной исторической картины необходимо комплексное использование всех видов источников.

Историография истории восточнославянских народов.

 

Население Восточной Европы в 1тыс. до н.э. – начале 1 тыс. н.э.

В отдаленную эпоху в Европе обитали родственные племена – предки индоевропейских народов. Позднее (в период неолита и в течение бронзового века) эти племена стали расселяться. Предков славян можно предположительно найти среди племен бронзового века, населяющих бассейны Одры, Вислы и Днепра. В то же время еще не было разделения славян по языку на западных и восточных.

Античные авторы 1-4вв. н.э. знают славян под собирательным именем венедов, венетов, антов и собственно славян, называя их «великим народом», «бесчисленными племенами». Еще в эпоху наиболее ранних славянских городищ, в 4в. до н.э. греки знали собирательное имя «венеты», правда в несколько искаженном виде - «энеты». Предполагаемая максимальная территория предков славян на западе доходила до Эльбы, на севере – до Балтийского моря, на востоке – до Сейма и Оки, а на юге границей была широкая полоса лесостепи. На этих обширных землях обитало, вероятно, несколько сотен славянских земледельческих племен. В лесостепной полосе, по свидетельству Тацита (1в. н.э.), происходило смешение славян с сарматами.

Родственные славянам литовско-латышские племена в это время еще мало отличались от славян по языку и образу жизни.

У северных и северо-восточных соседей славян – племен финно-угорской языковой семьи, в то время были такие укрепленные поселки-городща, но в системе их хозяйства коневодство известное время преобладало над земледелием. Прикамье и Приуралье были тесно связаны со скифским миром. Геродот называет приуральские племена, жившие на Каме, тиссагетами.

Из числа исчезнувших народов большой след в истории Восточной Европы оставили скифы и сарматы, относящиеся к североиранской группе индоевропейских народов. Культура кочевых племен, известных в 6-3вв. до н.э. на территории от Венгрии и до Алтая (скифы, сарматы, саки, массагеты) имела некоторые черты сходства, но эти племена никогда не составляли единого политического целого. На восток от Днепра жили скифские кочевые племена, на запад от Днепра – скифы-земледельцы. Господствующими среди причерноморских кочевых племен было племя царских скифов, кочевавшее между Днепром и Нижним Доном.

На обширной территории скифо-сарматских поселений в разных местах складывались союзы племен и государственные объединения рабовладельческого характера. В 5в. до н.э. возникло государство у синдских племен, населявших таманский полуостров и Приазовье. Другое государство образовалось в степях близ устья Дуная в середине 4в. до н.э. Более прочным было скифское государство, сложившееся около 3в. до н.э. с центром в Крыму. В состав скифского царства входили как земледельческие, так и скотоводческие племена. Скифские племена не были совершенно стерты с лица земли бурными событиями. Часть их была, очевидно, ассимилирована славянами, о чем говорит наличие в русском языке скифо-иранских слов (хорошо, топор, собака и т.д.). Остатки скифских племен слились впоследствии со славянами.

Восточные славяне в 6-8 вв.

С падением в 5в. Рима всемирно-исторический поединок между приходившей в упадок рабовладельческой империей и народами Европы. Историческая роль славян состояла в том, что они решили исход этой многовековой борьбы. Завоевал половину византийских владений, славяне усилили роль общины в социальной жизни, чем содействовали уже происходившему в Византии процессу феодализации.

На Дунае и в Причерноморье строились крепости, отдельных славянских князей сманивали на византийскую службу и в то же время использовали кочевников-гуннов для борьбы против славян. Борьба с Византией, обладавшей большой и оснащенной армией и флотом, не могла вестись разрозненными отрядами славян. Нужна была организация крупных походов, концентрация больших войск.

Производственные силы славянского общества в 5-6вв. значительно выросли. Славянские племена могли уже выставить и снарядить большое войско, как пешее, так и конное, снабдить его оружием.

Крупные союзы племен, сложившиеся в 4-7вв., представляли собой именно ту организацию, которая могла успешно вести упорные войны с Византией. К сожалению, византийские писатели, оставившие нам сведения о военных походах этого времени, не знали названий славянских племен и их союзов. Им было известно старое собирательное имя славян – «венеды», или «венеты» (применительно к восточной части венетов – «анты»), и новое название – «склавины», «славяне», «словене», которое применялось первоначально лишь к населению окраин венетской земли, а впоследствии, к 9-10вв., стало общим собирательным названием. Географическая территория «славян» простиралась вдоль Дуная и доходила на востоке до Днестра; за Днестром же начиналась земля «бесчисленных племен антов», наиболее могущественных из венетских племен. Авторы 6в. подчеркивают, что между «славянами» и «антами» нет различий ни в языке, ни в обычаях, ни во внешнем виде. В научной литературе применительно ко всем ветвям славянства одинаково применяется термин «славяне».

В произведениях некоторых византийских авторов упоминаются князья. Можно полагать, что как раз в это время усилилась власть князей, стоявших во главе славянских племенных союзов и руководивших их борьбой с Византией. Натиск славян на Византию стал особенно сильным в 20-е годы 6в. Славянские дружины прорвали все укрепленные линии на Дунае, прошли через горные хребты Балканского полуострова и дошли до Фессалоник и земель древней Спарты. Морские флотилии славян осаждали Константинополь и плавали по Эгейскому и Средиземному морям. Восточная часть Балканского полуострова была колонизирована славянами из Поднестровья и Приднепровья. К восточным же славянам надо отнести и хорватские племена, пришедшие на Балканы из земель Прикарпатья. Принимали участие в колонизации и западнославянские племена.

Результатом победоносных походов славян на Византию было заселение опустевших византийских земель славянскими общинами, значительное расширение здесь запашки и подъем целины.

Для основной восточнославянской территории успех византийских походов был показателям, во-первых, возросшего уровня производительных сил, при котором уже можно было снаряжать десятки или сотни очень крупных военных экспедиций; во-вторых, окрепшего объединения славянских племен и, в-третьих, усиления князей не только на завоеванной византийской территории, но и в пределах основных славянских земель, куда возвращались из походов многие дружины.

К 9в. значительно расширилась область, заселенная славянами. Помимо исконной территории в Восточной Европе славяне расселились в землях северо-восточных угорских племен (Приладожье, Верхняя Волга) и в 6 и 8в. колонизировали черноземные степи.

На протяжении 6-8вв. у славян продолжался интенсивный распад родо-племенных связей. Отдельные семьи, объединенные уже не на основе родства, образовывали сельскую (соседскую), или территориальную общину. В пределах общины развивался институт частной собственности, вырабатываются специальные системы знаков собственности, которыми отмечалось оружие, кони и другое имущество.

Походы на Византию способствовали распаду первобытнообщинных отношений у славян, так как во время этих походов обогащались многие их участники и особенно племенная знать – князья и бояре.

Византийские источники 6-7вв. сохранили имена славянских князей 4-6вв. В некоторых случаях отмечалось имя отца князя, что может свидетельствовать о передаче власти по наследству.

Создание как временных, так и длительных союзов племен еще более усложняло структуру славянского общества и выдвигало на место старых кровных связей связи территориальные.

Культура Руси в 10-11вв.

Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав немекнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества.

Если мы сопоставим два полюса русской культуры 9-11 вв. – деревню и феодальный замок – то увидим резкую контрастность их внешнего облика. Деревня, хранительница народной культуры, устойчиво сохраняла традиции тысячелетней давности. Русские феодалы стремились прежде всего к представительности. Одежда, оружие, сбруя должны были быть украшены как можно богаче. С каждым столетием контраст между народной и феодальной материальной культурой все возрастал.

Прогрессивность народной культуры в эпоху становления и укрепления Древнерусского государства особенно проявилась в создании 10в. нового эпического жанра – героического былинного эпоса. Народ воспевал в былинах борьбу с варягами и первым эпическим героем стал Микула Селянинович, пахарь-богатырь. Народ воспевал подвиги Ильи Муромца, крестьянского сына, боровшегося с Соловьем-Разбойником. Народ поставил во главе всего киевского цикла былин князя Владимира Красное Солнышко, в образе которого слились два реальных Владимира – Владимир Святославович и Владимир Мономах.

Горожане были передовой частью народных масс; их руками, умом и художественным вкусом создавалась вся бытовая часть феодальной культуры: крепости и дворцы, белокаменная резьба храмов и многокрасочная финифть на коронах, корабли с носами «по-звериному» и серебряные браслеты. Мастера гордились своими изделиями и подписывали их своими именами. Горожане общались с иноземными купцами, ездили в другие земли, были грамотны, умели считать.

Исключительно важным было открытие в Новгороде берестяных грамот 11-15вв. Торговые сделки, частные письма, ответы о выполнении хозяйственных работ, донесение о походе, приглашение на поминки, загадки, стихи и многое другое раскрывают эти замечательные документы, подтверждая широкое развитие грамотности среди русских горожан.

Вскоре после крещения Руси в городах началась большая работа по переводу и переписке книг. Русским книжникам была известна литература на старославянском, греческом, еврейском, латинском языках. Существенным отличием русской культуры от стран Востока и Запада является применение родного языка.

Крупнейшими произведениями русской литературы, созданными в этот период, являются «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Киево-Печерский патерик» и, конечно, летописи, среди которых видное место занимает «Повесть временных лет» Нестора (начало 11в.). Русские писатели 11-13вв. заставляли своих слушателей и читателей думать о судьбах Русской земли. При всем патриотизме русской литературы, в ней нет и следа проповеди агрессивных действий. Характерной чертой является и отсутствие шовинизма, гуманное отношение к людям различных национальностей.

Серьезным вкладом в историю мировой культуры является и русская архитектура. Имевшие опыт в строительстве крепостей, башен, дворцов, деревянных языческих храмов, русские архитекторы с поразительной быстротой освоили новую византийскую технику кирпичного строительства и украсили крупнейшие русские города великолепными монументальными сооружениями.

Русская живопись и рисунок дошли до нас в виде фресок, икон, книжных миниатюр. В живописи, как и в архитектуре, русские мастера на первых порах были учениками византийцев.

Основная масса уцелевших до нашего времени произведений живописи и скульптуры относится к церковному искусству. Светское искусство известно нам лишь частично.

Русские средневековые соборы, как и соборы западноевропейских стран, были образцами очень умелого и точного использования всех видов искусства. До наших дней сохранились такие здания, как Софийский собор в Киеве (1037г.), Спасский собор в Чернигове (1036г.) и Софийский собор в Новгороде (1045г.).

Культура Руси в 12-13вв.

В 12- начале 13в. выделились три наиболее мощных культурных центра: Великий Новгород с Псковом, Владимир-на-Клязьме и Галич, где появились собственные литературные и художественные силы. Сохраняли свое значение крупнейших культурных центров Киев и Чернигов.

В материальной культуре Руси в 12-начале 13в. наибольшие успехи были достигнуты в городском ремесле, где создавались новые образцы изделий, совершенствовались технологические приемы, намечались процессы дробления и специализации ремесла. Тщательностью отделки и художественностью отличались ювелирные изделия, образцом которых могут служить сосуды из чеканного серебра новгородских мастеров Костки и Братилы, воинские доспехи и оружие, создаваемые по заказам знати, предметы церковной утвари и др. Образцом художественного литейного мастерства русских ремесленников служит скульптура – автопортрет новгородского мастера Авраамия.

В культурном развитии каждого народа важнейшее значение имеет письменность и просвещение. Большим преимуществом Руси в распространении грамотности и просвещения было применение родного языка в качестве государственного и литературного языка. О широком распространении грамотности в самых различных социальных слоях населения Древней Руси, особенно в среде торгово-ремесленного люда, свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, обнаруженные впервые в 1951г. в Новгороде, а затем и в других городах (Псков, Смоленск, Витебск, Старая Русса).

Ведущим жанром литературы оставалось летописание, которому придавалось большое политическое значение и к которому привлекались лучшие литературные силы. В 12-13вв. летописание велось почти во всех крупных феодальных центрах при княжеских и епископских дворах или монастырях. Местные летописи имели ярко выраженную политическую направленность, освещали события с позиций религиозно-церковного провиденциализма, областного «автономизма» и политических интересов своего княжества. Летописные записи стали более развернутыми, детализировались большим числом фактов, документальным материалом из княжеских архивов. В летописные тексты вставлялись отдельные литературные произведения светского и церковного содержания. Отличительными чертами летописания были субъективизм в выборе материала, его трактовка в свете феодальной и церковной идеологии, узкий персонализм, сводившийся к описанию междукняжеских отношений, жизни княжеского двора. Несмотря на областнический характер летописания 12-13вв. оно продолжало сохранять общерусское значение.

Переводная литература была преимущественно церковной канонической, «житийной» и нравоучительной. Особое внимание переводчиков привлекали произведения, содержащие сведения по различным отраслям знания. Интерес к географии и истории других стран вызвал появление оригинальных сочинений русский путешественников – так называемые «Хожения».

В церковной литературе дальнейшее развитие получили торжественные проповеди, поучения и «обличительные сочинения» против языческих верований и обычаев, удерживавшихся в народном быту. В начале 13в. начал складываться один из интереснейших памятников «житийной» литературы – «патерик» Киевского Печерского монастыря – сборник рассказов о жизни монахов и главной монастырской святыне соборной церкви Успения.

Разнообразной по жанрам была светская литература: биографические, летописного характера, повести о князьях (жизнеописания Изяслава Мстиславича Киевского, Рюрика Ростиславича Смоленского, Даниила Романовича Галицкого, повести об убийстве в Киеве Игоря Ольговича и о боярском заговоре против Андрея Боголюбского), повести о военных походах князей (о походе Игоря Святославича против половцев в 1185г., о битве с татарами на реке Калке), повесть о разорении крестоносцами в 1204г. Константинополя и др.

Одним из интереснейших литературных произведений (известным по двум редакциям 12 и 13вв.) является «Слово» или «Моление Даниила Заточника».

Литература того времени отличалась идейной целеустремленностью и общественной значимостью, высокими художественными достоинствами и живыми связями с устным народным творчеством.

Уникальным памятником древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве», в основу сюжета которого положено описание неудачного похода в 1185г. северского князя Игоря Святославича против половцев. Автор «Слова» остался неизвестен.

Описание неудачного «особного» похода Игоря было для автора «Слова» основой для обращения к князьям объединить свои силы для защиты Руси от ее самых опасных врагов – степных кочевников.

В 12-начале 13в. складываются местные живописные и архитектурные школы, из которых наиболее значительную роль в древнерусском искусстве сыграли Новгородско-Псковская и Владимиро-Суздальская художественные школы. Древнерусская живопись (мозаика, фрески, иконы) более чем какой-либо иной вид искусства была связана с религией и церковью, входя важнейшей составной частью в интерьер культовых храмовых сооружений.

С наступлением феодальной раздробленности церковное монументальное строительство, которому придавалось большое общественно-политическое значение, ведется еще более интенсивно, но утрачивает свою былую грандиозную масштабность, становится более дешевым. Сложные по конструкции и архитектурным формам многоглавые храмы сменяются меньшими по размерам одноглавыми кубическими крестовокупольными храмами. Дорогая и сложная мозаика в их интерьерах была заменена фресковой росписью. В Чернигове был создан уникальный башнеобразный храм, увенчанный высокой главой, в котором более всего проявились традиции деревянного зодчества (церковь Параскевы Пятницы).

Могучего размаха достигло княжеское и церковное храмовое строительство во Владимиро-Суздальской земле, отличавшееся удивительной пропорциональностью объемов и линий, придававших сооружениям легкость и изящество. Их парадный и торжественный вид еще более подчеркивался богатой отделкой фасадов декоративной пластикой – резьбой по белому камню фигур святых, растительного и «звериного» орнамента. В одном из последних соборов, выстроенных накануне монголо-татарского нашествия (Георгиевский собор в Юрьеве-Польском), декоративной резной пластикой были покрыты, как ковровым узором, все внешние плоскости стен храма.

Наиболее совершенные, являющиеся мировыми шедеврами, памятники владимиро-суздальского зодчества были создан в княжение Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Величественный и строгий Успенский (выстроенный в 1158-1161гг. и расширенный в 1185г.), торжественный «узорочный» Дмитриевский (1194-1197гг.) соборы во Владимире и одно из самых прекрасных творений древнерусского зодчества – небольшой интимно-лирический храм Покрова на Нерли (1165г.).

Каменное строительство было преимущественно культовым, но строились и гражданские здания – княжеские дворцы в Боголюбове, Галиче и других городах, крепостные «Золотые ворота» во Владимире и др.

Образование Золотой Орды и ее политика в отношении земель Руси во второй половине 13в.

В результате завоевательных походов в составе основанной Чингиз-ханом империи монголов сложилось три ее западных улуса, которые постепенно стали самостоятельными государствами (Улусы Чагатая, Хулагу и Джучи). Самым большим улусом был улус потомков Джучи, восточная часть которого стала уделом старшего сына Джучи – Орды-Ичена – и получила позднее название Синей Орды, а западная часть стала уделом второго сына – Батыя, известным в русских летописях как Золотая Орда или просто Орда.

Золотая Орда была основана в 1243г. по возвращении хана Батыя из похода в Европу. Его первоначальной столицей был Сарай-Бату на Волге. Превращение Золотой Орды в самостоятельное государство произошло при третьем хане Менгу-Тимуре (1266-1282), после смерти которого разгорелась феодальная война, в результате которой на престол взошел хан Узбек (1312-1342). При нем Золотая Орда превратилась в одно из крупнейших государств средневековья. В течение 30-летнего правления Узбек удерживал всю власть в своих руках, жестоко подавляя любое проявление самостоятельности своих вассалов. Военные силы Узбека насчитывали до 300000 воинов. При Узбеке еще более усилилась власть Золотой Орды над Русью.

Государственный строй Золотой Орды во время ее образования носил примитивный характер. Она делилась на полусамостоятельные улусы во главе с братьями Батыя или представителями местных династий. Единство Золотой Орды держалось на системе жестокого террора. Управление государством было сосредоточено в руках Дивана, состоящего из четырех эмиров. Местное управление было в руках областных правителей, непосредственно подчиненных Дивану.

Со временем монгольская кочевая аристократия превращалась в собственников огромных земельных богатств, скота и других ценностей. К концу правления Узбека она стала оказывать огромное влияние на все стороны государственного управления и после смерти Узбека приняла активное участие в придворной борьбе за власть между его сыновьями - Тинибеком и Джанибеком.

В 70-х годах 14в. в результате процесса феодального дробления Золотая Орда фактически разделилась на 2 части: в районах к западу от Волги правил темник Мамай, а в восточных районах – Урус-хан. Временное восстановление единства Золотой Орды произошло при хане Тохтамыше в 80-90-х годах. Разгром Тимуром войск Тохтамыша в 1391 и 1395гг., разграбление Сарая окончательно покончило с политическим единством Золотой Орды.

Сложные процессы феодального дробления привели во второй половине 15в. к окончательному распаду Золотой Орды на Казанское, Астраханское ханства, собственно Большую Орду и Крымское ханство.

В отличие от других завоеванных стран, Русь сохранила свою государственность. Ее зависимость от Орды выражалась прежде всего в тяжелой дани. В 1243г. в ставку Батыя был вызван владимирский князь Ярослав, которому после официального признания им вассальной зависимости от Орды хан вручил ярлык (грамоту) на великое княжение владимирское. Ярлыки на свои княжения получили и другие князья, прибывшие вслед за Ярославом в Орду. Сохранив в руках князей власть в их княжествах, ханы ограничились контролем за их вассальной верностью и деятельностью посылкой своих специальных представителей – баскаков. По доносам баскаков «провинившихся» в чем-либо перед ханами князей вызывали в Орду или же посылали на Русскую землю карательную рать.

Батыев погром не сломил волю русского населения к сопротивлению. Ханам Золотой Орды потребовалось еще 10 лет, чтобы закрепить свое господство над Русью. Отказавшись признавать зависимость от Орды западные и северо-западные земли, которые практически не затронуло нашествие. Быстро оправилась от погрома Юго-Западная Русь. Даниил Галицкий демонстративно отказался явиться в орду за ярлыком. В начале 50-х годов владимирский князь Андрей Ярославич попытался объединить все враждебные Орде силы, однако ордынская рать их разбила. В 1259г. Юго-Западная Русь вновь подверглась нашествию и Даниил Романович был вынужден признать свою зависимость от хана. Разоренная и разграбленная Русь еще не имела достаточно сил, чтобы противостоять Орде.

Освободительная борьба против захватчиков затруднялась усилением децентрализации и ослаблением великокняжеской власти.

Временное усиление власти князя при А. Невском, распространившем свою власть на города Смоленской, Черниговской и Новгородско-Псковской земель, было поддержано ханами, нуждавшимися в ее силе и авторитете для утверждения господства Орды в землях, которых не коснулось нашествие, и для содействия в проведении переписи и обложения народа данью.

Ханы Золотой Орды также всячески способствовали феодальному дроблению русских земель и разжиганию усобиц между князьями, стремясь не допустить усиления отдельных князей. Ханы сталкивали послушных им князей с опасными и неугодными Орде князьями, устраняли последних убийствами в ханской ставке или же посылкой против них ханских ратей. Превратив выдачу ярлыков в объект соперничества и торга между князьями, в орудие политического давления на них, ханы намеренно нарушали сложившийся на Руси наследования «стола» и вмешивались в княжеские усобицы, используя их в качестве предлога для грабительских вторжений на Русь.

В 1257г. монгольские писцы («численники») произвели перепись населения русских земель для обложения данью и повинностями. Вначале дань собиралась натурой, затем была переведена на деньги («серебро»). Единицей обложения служило каждое городское и сельское хозяйство. Тяжесть постоянной дани усугублялась частыми требованиями ханов присылки им дополнительных крупных сумм. В пользу хана шли также отчисления с торговых пошлин. Существовали также ямская и подворная повинности, обязанность давать «корм» проезжавшим ордынским чинам и их свите.

Культура Руси в 14-15вв.

Монголо-татарское нашествие и установление золотоордынского ига нанесли страшный удар по культуре Руси, задержав ее развитие и положив начало ее отставанию от развития культуры западноевропейских стран. Было уничтожено много материальных и духовных ценностей. Были истреблены или уведены в плен лучшие ремесленные и художественные силы страны, истреблено большинство городов, центров развития культуры. Исчезли навсегда или были утрачены на столетия некоторые виды ремесла, уровень ремесленного и художественного мастерства резко снизился. На полстолетия прекратилось каменное строительство. Надолго прекратилось и искусство белокаменной резьбы. Прекращение каменного строительства приостановило развитие фресковой живописи. В связи с этим возросла роль станковой иконописи, но иконы конца 13 – начала 14в. в своем большинстве отличались примитивностью рисунка, бедностью цветового решения. Тяжелый удар был нанесен и письменности – погибло много книг.

В первые столетия после нашествия усилия русского народа были направлены на восстановление разрушенного хозяйства и сохранение уцелевших от гибели культурных ценностей. Церковный собор во Владимире (1274г.) выносит постановление о сборе уцелевших от гибели рукописных книг. Со второй половины 14в. в русских землях начался культурный подъем.

Летописание. Среди жанров русской литературы ведущую роль продолжало играть летописание. После временного упадка, вызванного нашествием, летописание возобновляется во всех крупнейших политических центрах Руси. Со второй половины 14в. наибольшее значение приобретает московское летописание. В составленных в 1392 и 1408гг. в Москве летописных сводах, носивших уже общерусский характер, обосновывались непрерывность великого княжения московских князей и их исторические права на главенство в объединительном процессе. В середине 15в. в Москве был создан первый русский «Хронограф» - краткая всемирная история с включением в нее сведений из русской истории.

Устное творчество и литература. Ведущей темой стала тема борьбы с монголо-татарами, борьбы за государственно-политическое единство страны. Одним из приемов разработки этой темы было обращение к героическому прошлому Киевской державы. Древний цикл былин о киевских богатырях перерабатывается и дополняется новыми, в которых главными врагами вступают уже не печенеги и половцы, а монголо-татары. Особый цикл былин сложился в Новгороде, в которых прославлялись богатство и могущество «вольного» города (былины о Садко Сытиниче, о Василии Буслаеве и т.д.). В 14-15вв. складывается жанр народных поэтических и исторических песен, многие из которых в переработанном виде вошли в состав летописных текстов и литературных сборников (историческая песня о Щелкане Дудентьевиче, повествующая о народном восстании в Твери в 1327г., повесть о битве на Калке, «Сказание о городе Китае», эпические дружинные воинские повести о разорении Батыем Рязани, об обороне Владимира и Киева, о легендарных русских богатырях Евпатии Коловрате, Меркурии Смоленском и Сухмане). В жанре «житий» создаются повести о князьях, прославившихся в борьбе с захватчиками (о псковском князе Довмонте, о жизни и подвигах Александра Невского, о гибели в орде Михаила Ярославича и т.д.). В конце 14 – начале 15в. создается целый цикл летописных повестей и «сказаний» о Куликовской битве, «Сказание о Мамаевом побоище» и патетическая художественная поэма «Задонщина». «Задонщина» прославляет Москву как новый государственно-политический центр всей Руси и московского князя Дмитрия Ивановича Донского.

В подъеме русской литературы и искусства большое значение имело восстановление и расширение культурных связей с европейскими странами и странами Востока. зНачительно расширился ареал «хожений». Выдающимся литературным памятником 15в. является «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (1466-1472гг.), содержащее ценне сведения о жизни и культуре народов Индии.

Для Руси этого времени важное значение приобрели культурные связи с Болгарией и Сербией, оказавшие влияние на русскую литературу и изобразительное искусство (сложная литературно-стилистическая манера письма, отличавшаяся витиеватой словесной вычурностью, нарочитой торжественностью и риторичностью).

Живопись. Своего наивысшего расцвета в конце 14 – первой половине 15в. достигла церковная живопись. В современной литературе русскую культуру этого времени иногда характеризуют как «русское Возрождение». В жестких рамках богословских канонов и традиций средневековой церковной живописи русские мастера могли создать произведения большого общественного значения. В творчестве Феофана Грека и Андрея Рублева древнерусское изобразительное искусство достигло своей вершин. Центральной темой их творчества, как и творчества других мастеров (Симеон Черный, Даниил Черный, Прохор из Городца и др.) становится человек и его внутренний духовный мир, раскрываемый иконописными средствами через сюжеты церковной мифологии.

Феофан Грек соединил в своем творчестве лучшие традиции византийского искусства с достижениями русских живописных школ. Лучшими работами Феофана Грека являются написанные им фрески в новгородской церкви Спаса на Ильине и часть икон из иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле.

Творчество А. Рублева – высшая точка в развитии древнерусского искусства. Созданная Рублевым икона «Троица» наиболее полно раскрывающая его творческие принципы и живописные приемы, принадлежит к самым выдающимся произведениями мирового изобразительного искусства.

Особое место в истории русского средневекового искусства занимает живопись Новгорода и Пскова (фрески Волотовской и Мелетовской церквей, икона «Молящиеся новгородцы» и т.д.).

Архитектура. В 14-15вв. продолжается развитие местных архитектурных школ, среди которых все большее значение приобретает московская школа. Каменное строительство в Москве началось при Иване Калите, заложившем основу соборного ансамбля московского Кремля, строительство которого было завершено при Иване III и Василии III. При Дмитрии Донском в Москве воздвигается первый в Северо-Восточной Руси белокаменный Кремль. Московские зодчие производят реставрацию и обновление ряда уникальных памятникв владимирского зодчества (соборы во Владимире, Переяславле-Залесском и др.). Памятниками раннемосковского зодчества являются соборы Успения на Городке и в Саввино-Сторожевском монастыре близ Звенигорода, Троицкая церковь в Троице-Сергиевом монастыре и собор Андроникова монастыря в Москве). Для московских зодчих было характерным стремление к использованию в каменном строительстве элементов деревянного зодчества, что в 16в. приведет к созданию в храмовом строительстве так называемого шатрового ст



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.31.90 (0.018 с.)