Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сословно-представительная монархия в России 16-17вв.: особенности становления и тенденции развития.

Поиск

16в. в истории Русского государства был временем складывания сословно-представительной монархии. Процесс этот начался раньше, когда в системе государственного управления все большую роль стали выполнять законодательство и суд. В Московской Руси развитие законодательной системы шло медленно. Только при Иване III был разработан общегосударственный законодательный комплекс, который пришел на смену многочисленным законам удельных княжеств (1497г. – Судебник Ивана III). В 16в. в Русском государстве законодательное творчество было продолжено. Этому способствовали углубление социального размежевания, абсолютизация феодального землевладения и верховной власти в лице царя, территориальные приобретения в др. В 1550г. был принят новый Судебник, в 80-90е гг. 16в. – уточнения к нормам, регулирующим отношения между феодалами и феодально-зависимым населением, фактически была зафиксирована сложившаяся система крепостничества. Это было время, когда в основном завершилось объединение всех русских земель в единое государство. Вторая половина 16в. – время формирования централизованного многонационального Российского государства, которое складывалось в форме сословно-представительной монархии. Особенность ее была в том, что не сословия формировали и укрепляли государственную власть, а государство создавало и оформляло сословия, приспосабливая их к своим потребностям. В 16в. оформились основные сословия: феодальная бюрократия (бояре), дворянство, духовенство, крестьянство и посадские люди (горожане). Прочной опорой государственной власти стало дворянство (люди входившие в государев двор, всего около 4000 человек). Они несли при государе военную, административную, дипломатическую службу, получая за это пожалование деньгами или поместьями. В усилении государственной власти были заинтересованы все сословия, за исключением развитой и знатной аристократии, которая боялась за свои привилегии и права. Иван IV, в 1547 году принявший титул царя, в 1549г. созвал первый Земский собор – совещательный орган, в котором наряду с боярской думой были представлены различные сословия: феодальная аристократия, служилые люди, духовенство. Земские соборы открывали перед Россией возможность создания сословно-представительной монархии. Но этого не случилось. Россия в дальнейшем пошла по пути феодализма. Земский собор 1613 года избрал нового царя Михаила Романова, а перед этим, в 1598 году – Бориса Годунова. В 17в., несмотря на усиление дворянства, значение боярства было большим, цари, принимая важные решения, советовались с боярской думой, однако со временем значение думы падает. В первой половине 17в. еще собирались земские соборы, так Земский собор в 1649г. принял новый «Судебник», так называемое «Соборное уложение». После этого земские соборы уже не собирались. С этого момента сословно-представительная монархия постепенно приобрела черты монархии абсолютистской.

Социально-экономическое развитие России в 17в.

Основной задачей экономики страны первой половины 17в. была в преодолении великого московского разорения. Ее решение затруднялось тяжелыми людскими и другими потерями, понесенными страной в результате смуты, низким плодородием почв Нечерноземья, где до середины 17в. размещалась основная масса населения, а также укреплением крепостничества, которое не вызывало у крестьян заинтересованности в своем труде, потребительским характером крестьянского хозяйства, сложившегося под влиянием православный традиций, усилением налогового бремени.

С середины 17в. наметился рост сельскохозяйственного производства, благодаря освоению черноземных земель Саратова и т.д., а также Среднего Поволжья. Однако орудия труда к 15в. не претерпели изменений (соха, борона). Урожай снимали серпами, преобладало трехполье, на севере – подсечное земледелие. Ремесленное производство в городе постепенно переориентируется с заказа на продажу, т.е. становится мелкотоварным. Рост производства на рынок был вызван специализацией районов (Поволжье – обработка кожи, Поморье – изделия из древесины и соль, Новгород – льняное полотно, Тула, Кашира – металлические изделия). Рост числа ремесел и ремесленных специальностей, сочетается с сезонным характером ремесленного труда. Ремесленник не порывал до конца с земледелием, что мешало его производственной деятельности, накоплению денежных средств и укрупнению производства.

Своим сельскохозяйственным обликом русский город отличался от западноевропейских.

Появляется 1-я русская мануфактура – крупное производство, основанное на ручном труде и отличающаяся от ремесла разделением труда. Всего к концу 17в. насчитывалось около 30 мануфактур. Важное место занимали иностранные предприятия. Это предприятия Винниуса, Бутенанта. Их отличительной чертой является то, что они работали на казну и не были связаны с рынком, а также использовали труд крепостных. Именно поэтому мануфактура не стала источником раннебуржуазных отношений.

Торговые связи, основанные на естественно-географическом разделении труда и развитии городского ремесла постепенно охватывали всю страну. Огромную роль играли ярмарки. Внутренняя торговля не ликвидировала натуральный характер экономики. Складывались только элементы рыночных отношений, а товарное производство обслуживало в основном лишь верхи общества и городское население.

Развивалась внешняя торговля, структура экспорта оставалась традиционной, а импортом был металл, предметы роскоши, чай. Внешняя морская торговля с Европой осуществлялась через Архангельск, а с восточными странами – через Астрахань. Архангельск, действовавший лишь несколько месяцев в году, не мог удовлетворить экономические потребности страны, перед которой возникла необходимость выхода к морям. К тому же Россия не имела флота.

Культура России в 17в.

Наибольшее значение для развития культуры имело усиление городской жизни в 17в., развитие ремесла и торговли. Обстановка «бунташного» века также способствовали расшатыванию религиозных представлений, укреплялась вера людей в свои силы, росла их непокорность властителям светским и духовным. Раскол в самой церкви еще более усилил критическое отношение к религии и церкви в массе населения. Происходило обмирщение культуры.

Русский язык. В русском языке доминирующим стал московский говор, который превратился в общевеликорусский. Хотя диалектные различия оставались еще весьма устойчивыми, складывание новых диалектов теперь уже прекратилось.

Жилище. Планировка жилищ оставалась та же, что и раньше, хотя отмечается разнообразие в соответствии с местными условиями. В городах стали строить 2-х и 3-хэтажные дома. Значительно выросло каменное строительство. Характерной особенностью русских построек 17в. является их богатая декоративность во внешнем облике. Элементы декоративности также широко проникали и в отделку утвари, и в шитье одежды.

Народное творчество. Антицерковные настроения и социальный протест народных масс нашли отражение и в народном творчестве. Любимым героем народного творчества стал Степан Разин, вокруг которого сложились многочисленные легенды, песни, сказания. В одной из переработанных древних былин Разин оказался наделенным богатырскими чертами и встал рядом с Ильей Муромцем, а в другой былине Илья Муромец оказался уже есаулом на корабле Степана Разина.

По всей России бродили скоморохи, медвежьи вожатые, кукольники с любимым Петрушкой, которые привлекали народ и сильно тревожили феодальные верхи общества.

Образование и просвещение. Значительно выросло количество грамотных людей, особенно среди горожан. В 80-х годах в Москве было около 24% грамотных посадских людей. Печатавшиеся в Москве буквари пользовались большим спросом. Бумага в обиходе окончательно вытеснила дорогой пергамент, который использовался теперь только для царских грамот. Однако в Сибири еще писали на бересте.

Все более распространялись печатные книги. Гораздо больше, чем прежде, приходила в Россию переводная литература. Не только в монастырях. Но уже и частных лиц стали образовываться собрания книг. Церковь сопротивлялась распространению светских знаний. Тем не менее в Москве открылось еще несколько частных школ. Их деятельность подготовила основание в 1687г. в Москве Славяно-греко-латинской академии во главе с учеными-греками. С 1621г. в Посольском приказе для царя и его окружения составлялись «Куранты» - нечто вроде рукописной газеты, сводки новостей о событиях в других странах.

Накопление естественнонаучных знаний. При невысоком теоретическом знании в 17в. умели решать многие практически задачи – измерять площади, извлекать чисто арифметическими действиями квадратный и кубический корни, решать уравнения с несколькими неизвестными. Медицинские знания основывались также на практическом опыте лечения болезней, накопленном веками. Было вместе с тем распространено много суеверий, но принимались и такие меры, как прекращение общения больных и здоровых людей, сжигание одежды больных. Распространялись переводные лечебники и «травники» с описанием лекарственных свойств растений. В Аптекарском приказе обучали изготовлению медикаментов и врачеванию.

В 17в. на русский язык был переведен труд основоположника научной анатомии Андрея Везалия «О строении человеческого тела».

В правительственных учреждениях сосредоточивались и географические знания, накопление которых очень активно шло в 17в. в связи с освоением новых территорий и расширением связей с другими странами. Во второй половине столетия было составлено несколько «чертежей» Сибири. Также было осуществлено несколько подробных описаний Китая.

Общественно-политическая мысль. С позиций боярской знати были написаны «Сказание о Гришке Отрепьева и о происхождении его» и «Повесть како восхити неправдою на Москве царский престол Борис Годунов», где обличаются противники Василия Шуйского и превозносится он сам. В последующих крупных произведениях общественной мысли, написанных дьяком Иваном Тимофеевым содержится осуждение народных движений. Только в двух так называемых «псковских повестях» отразилась позиция городских народных масс, обвинивших в обрушившихся на страну бедах бояр, воевод, дьяков, богатых купцов.

В центре внимания некоторых мыслителей второй половины 17в. оказались вопросы экономической жизни и государственного устройства, необходимость перемен в которых начинала осознаваться все больше. Видный государственный деятель А.Л. Ордын-Нащокин разрабатывал обширные планы преобразований. Он считал необходимым всемерное содействие торговле и купечеству, требовал ликвидации привилегии иностранным купцам и освобождение внутреннего рынка от конкуренции с их стороны. По его инициативе был принят Новоторговый устав 1667г.

Историческая повесть. Сюжетная историческая повесть все более вытесняла летопись, хотя они все еще продолжали создаваться. Официальный «Новый летописец» (30-е годы 17в.) обосновывал исторически права Романовых на престол. Однако более широкое распространение получали хронографы, содержавшие сведения по истории стран христианского мира. Созданный при Алексее Михайловиче Записной приказ был первым специальным правительственным учреждением, предназначенным для сбора исторических материалов и написания исторических произведений. Большим событием в распространении исторических знаний было издание в 1667г. первого печатного исторического труда «Синопсиса», в котором излагалась история Руси с древнейших времен, причем особенно подробно история Киевской Руси и отношений между Москвой и Украиной в дальнейшем. «Синопсис» много раз переиздавался и еще в 18в. был единственным печатным пособием по истории.

Литература. В литературе усилилось проникновение демократических элементов, внимание к человеческой личности, к ее индивидуальным особенностям, к переживаниям, действиям отдельного лица. Одним из ярких явлений стало возникновение демократической сатиры, объектом которой были не только светские господа и властители, но и церковь и церковники. Уже в первой половине распространилось «Сказание о куре и лисице», в котором высмеивалось стяжательство и лицемерие церкви. Популярной была «Служба кабаку», пародирующая церковные ритуалы. В пародийной «Калязинской челобитной» содержалась острая издевка над пьянством и распущенностью монахов и произволом монастырских властителей. В повестях о «Шемякином суде» и о «Ерше Ершовиче» высмеивалась несправедливость феодального суда. В «Повести о горе и злосчастии» неизвестный автор, рассказывая историю выходца из богатой купеческой семьи, размышляет о причинах жизненных неудач и считает, что они кроются в неприятии «отцов учения», нарушении вековых жизненных правил. В некоторых произведениях запечатлелись события и судьбы людей, связанных с таким крупным явлением в истории, каким был раскол и движение старообрядцев. Выдающимся произведением русской литературы стала автобиографическая повесть протопопа Аввакума, а также вышедшие из казацкой среды «Повести об Азовском взятии и осадном сидении». Новым явлением было появление стихосложения. Выходец из белорусских земель Симеон Полоцкий переложил на стихи псалтырь, а также сочинил много стихов, прославляющих царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича.

Зодчество. На смену монументальным храмам приходят небольшие посадские церкви, поражающие игрой красок и объемов, живые, нарядные, покрытые бесчисленными узорами. Шатровые колокольни украшаются резьбой, изразцами, из фигурного кирпича делаются разнообразные детали стен, куполов, колоколен. Это стремление к «узорочью» встретило суровое сопротивление церковных властителей. Черты «обмирщения» проникают и в церковные постройки. «Дивной» была названа построенная в 1628г. в Угличе Успенская церковь. В Москве также появились выдающиеся произведения зодчества. В 1639-1642гг. был возведен храм Рождества Богородицы в Путинках, другое выдающееся сооружение – церковь Троицы в Никитинках. В Ярославле в 1647-1650гг. купцы построили храм Ильи Пророка. В 1649-1654гг. поднялся нарядный храм Иоанна Златоуста. В 70-80-е годы горожане на свои деньги возвели огромную церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. Перестраивались башни Московского кремля, увенчанные в 17в. нарядными шатрами, возводились мощные и нарядные стены и башни в Троице-Сергиевом, Кириллово-Белозерском монастырях, в монастырях других городов.

Каменное зодчество теперь было представлено жилыми и хозяйственными постройками светской и духовной знати, появились отдельные каменные дома и у посадских людей. Выдающимся сооружением является Теремной дворец в Московском кремле.

Яркой страницей оставалось и деревянное зодчество – дворец в Коломенском.

Живопись. В живописи также и в других отраслях культуры происходила борьба между новыми тенденциями и церковными правилами. Работавший в царском дворе художник Иосиф Владимиров особенно протестовал против канонической регламентации искусства. Возникают так называемые «парсуны». Событие большого значение было обращение к изображению реальных лиц. «Спас нерукотворный» Симона Ушакова поражает передачей человеческого лица. Библейские сюжеты – только повод для изображения жизненных сцен. Изображения святых лишены всякой почтительности, наоборот, они нарочито «обытовлены», как бы «приземлены». И даже обнаженное женское тело в образе библейской Вирсавии пытались изобразить на стенах Предтеченского храма ярославские мастера. Там же Саломея в танце, явно похожем на «русскую».

Прикладное искусство. В этой области также было велико стремление к декоративности. Это находит выражение в появлении богатых «окладов» икон, где серебро, золото с драгоценными камнями закрывают почти все изображение, оставляя открытыми только «лики» и кисти рук. Столь же пышным, украшавшимся драгоценными камнями стало шитье. Большое распространение получила резьба по дереву. Многие лучшие резчики были собраны в Оружейной палате для выполнения государственных заказов. Скульптура развивалась крайне медленно и по-прежнему представлена народной деревянной резьбой и горельефами.

Музыка и театр. Для русской народной музыки было характерно многоголосие, которое все больше проникало в церковную музыку. Появились «канты» – произведения духовного содержания, но исполняющиеся вне церкви. Возникла единая линейная запись нотного текста. Церковь по-прежнему занимала непримиримую позицию в отношении оркестровой музыки.

Также враждебно относилась церковь и к народному театру. Тем не менее в 1672г. в Москве начал действовать придворный театр. Сначала пьесы – исключительно библейского содержания – шли на немецком языке, но затем их перевели на русский язык и наняли из мещан и подьячих актеров. В 1675г. на подмостках русского театра впервые появился балет.

Однако по-прежнему силой, тормозящей развитие русской культуры, оставалась церковь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.17 (0.011 с.)