ТОП 10:

Гетманщина: управление, военно-административное устройство и хозяйственная жизнь.



 

Преобразования и реформы Петра I как основа цивилизационного раскола российского общества.

Весной 1682г. бездетным умер царь Федор Алексеевич. Его брат Иван, больной, полуслепой и слабоумный, был непригодной кандидатурой на престол. Но за ним стояли его родственники по матери, бояре Милославские, энергичная и властолюбивая сестра Софья. Они воспользовались недовольством стрельцов и солдат. Восставшие стрельцы расправились с ненавистными полковниками, главой стрелецкого приказа князем М. Долгоруким, убили братьев царицы Натальи Нарышкиной. В результате на престоле оказалось два царя: 10-летний сын Нарышкиной царевич Петр и сын Милославской – царевич Иван. Однако реальная власть оказалась в руках Софьи и ее фаворита князя В. Голицына. Несмотря на то, что Софья именовалась государыней, ее положение с каждым годом осложнялось. В 1689г. семнадцатилетний Петр женился, что означало, по понятиям того времени, достижение совершеннолетия, а следовательно, окончание регентства Софьи. Ее попытки осуществить венчание на царство не увенчались успехом. Тогда она решила уничтожить Петра. Однако предупрежденный Петр ускакал в Троице-Сергиев монастырь, куда вскоре пришли его два «потешные» полка, верный ему стрелецкий полк, а за ними потянулись патриарх, бояре, дворяне. Софья и стрельцы, на которых она пыталась опереться, были изолированы. В результате Софья оказалась в Новодевичьем монастыре, ее сторонники - на плахе, а значительная часть стрельцов выслана в другие города. Власть перешла в руки Петра, хотя формально его соправителем и остался царь Иван (умер в 1696г.).

Петровское время является важной гранью в истории феодальной России. Историк Рожков преобразования первой четверти 18в. называл даже дворянской революцией.

После свержения Софьи Петр продолжительное время увлекался военными потехами, кораблестроением и не занимался делами управления. Однако после стрелецкого мятежа он начал реформы. Стрелецкое войско, не внушающее доверия, было расформировано. Оставшихся в живых стрельцов влили в состав полков нового строя. Правительство с 1699г. переходит к новой системе комплектования вооруженных сил – набору рекрутов для постоянной строевой службы в регулярных полках, по одному человеку с определенного количества крестьянских и посадских дворов. Это был шаг к укреплению оборонной мощи страны. В 1699-1700гг. была проведена первая городская реформа. Указ 1699г. об организации в Москве Бурмистерской палаты, вскоре переименованной в Ратушу, а в остальных городах земских изб объяснял проведение городской реформы стремлением правительства оградить купцов «от многих приказных волокит и притеснений». Реформа вводила для городского населения самоуправление, не подчинявшееся воеводам на местах и приказным учреждениям в городах. Организация городского самоуправления отражала растущую роль купечества в жизни страны. Но главная цель реформы состояла в превращении Ратуши и земских изб в ответственных сборщиков таможенных и кабацких денег. Ратуша превратилась в центральное казначейство, государство переложило сбор налогов с воевод на выборных купецких людей.

Совершенствовалась также система комплектования личного состава вооруженных сил. Рекрутские наборы стали основным источником пополнения армии. Крестьяне и посадское население поставляли рядовых; офицерский состав комплектовался преимущественно из дворян. Важное значение о подготовке офицерских кадров имели преобразованные в гвардию Преображенский и Семеновский полки, в которых дворяне после прохождения практического обучения в качестве рядовых направлялись офицерами в полевые полки. Наряду с этим создавались учебные заведения для подготовки морских, артиллерийских и инженерных офицеров.

В 1701г. в Москве была открыта Навигацкая школа, в которой обучали арифметике, геометрии, тригонометрии. В этом же году была открыта артиллерийская школа. В 1707г. в Москве начались занятия в медицинском училище. Эти меры ускорили формирование в России регулярной армии.

С 1700г. правительство стало проводить денежную реформу, сопровождавшуюся уменьшением количества серебра в монете. Порча монеты вызвала понижение курса рубля почти вдвое, соответственно этому поднялись цены на товары.

Улучшение положения на театре военных действий позволило правительству перейти к административным преобразованиям. Система управления уездами из центра оказалась уязвимым звеном государственного аппарата. В 1708-1710гг. правительство провело областную реформу. Ее сущность состояла в том, что между уездами, ранее непосредственно подчинявшимися центру, и приказами появились промежуточные административные единицы – губернии и провинции. Страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, облеченными правами главнокомандующих расположенных на территории губернии войск и всей полнотой административной и судебной власти. Губернии делились на провинции, а последние – на уезды. Проведение областной реформы значительно увеличило штат чиновников, а также внесло существенные изменения в организацию центрального аппарата государства.

Вслед за организацией губерний в 1711г. был учрежден Сенат, заменивший Боярскую думу. Сенат осуществлял надзор и руководство работой всего государственного аппарата, контролировал правосудие, руководил расходами и сборами налогов, ведал торговлей. Связь с губерниями Сенат осуществлял черед двух комиссаров, выделенных от каждой губернии.

Одновременно с Сенатом Петр І ввел должность фискалов, в обязанности которых входил негласный надзор за деятельностью учреждений. В целом губернская реформа ослабила значение приказной системы. Замена старых приказов новыми учреждениями – коллегиями – была проведена в 1718-1721гг. (13 коллегий). Внешние сношения и вооруженные силы находились в ведомстве 3-х коллегий: Военной, Адмиралтейской и Иностранных дел; финансами ведали: Камер-коллегия (сбор налогов), Штатс-контор-коллегия (распоряжалась расходами), Ревизион-коллегия (осуществляла контроль за доходами и расходами); Мануфактур-коллегия управляла легкой промышленностью, Берг-коллегия – горным делом, Коммерц-коллегия – внешней торговлей, Вотчинная коллегия – земельными делами, Юстиц-коллегия – судебными учреждениями. На правах коллегий находились еще два учреждения: Главный магистрат и Синод. Городское население было разделено на «регулярных» (купцы и цеховые ремесленники) и «нерегулярных» (обездоленная масса городского населения, лишенная права участвовать в выборах городского самоуправления). Организация Синода в 1721г. означала полное подчинение духовной власти светской. Святейший представительствующий Синода состоял из назначенных царем представителей духовенства, контроль за их деятельностью осуществлял обер-прокурор Синода.

Особое место занимал Преображенский приказ – карательное учреждение, которое ведало политическим сыском, его суду подлежали все противники существовавших порядков.

Коллегиальная система отличалась от приказной более строгим распределением обязанностей между центральными ведомствами. Коллегии располагали не только административными правами, но и судебными функциями, за исключением политических преступлений. Коллегиям подчинялись губернская, провинциальная и уездная администрации. Порядок рассмотрения дел в коллегиях был разработан Генеральным регламентом, на основе которого строился весь внутренний распорядок учреждений.

С образованием коллегий была уточнена структура Сената, его права и обязанности. Изменился состав Сената. Первоначально все президенты коллегий являлись членами Сената, но такой состав Сената лишал возможности контролировать работу коллегий и противоречил принципу подчиненности низших учреждений высшим. В 1722г. при Сенате была учреждена высшая в стране должность генерал-прокурора, а в коллегиях – прокурора. В подчинении прокуроров находились канцелярии коллегий и Сената.

К 1719г. изменилась также структура областной администрации. Вместо губернии основной единицей административного управления стала провинция. Их было около 50. Деление на губернии сохранилось, но во власти губернатора осталось управление губернским городом и командование войсками, расквартированными на территории губернии. По остальным вопросам провинциальные воеводы сносились непосредственно с коллегиями и Сенатом.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.120.174 (0.004 с.)