ТОП 10:

Социально-экономический и политический строй Древнерусского государства в 9 – начале 12в.



Основу сельского хозяйства составляло пашенное земледелие. Сеяли рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес, просо, горох, чечевицу, лен, сажали репу. Земледелие играло настолько важную роль, что засеянные нивы называли «жизнью», а основной злак для каждой местности – «житом». Применялась переложная система (когда пашня на некоторое время забрасывалась). Уже было известно двухполье с яровыми и озимыми посевами. В лесных районах сохранялось подсечное земледелие.

Крестьянская сельская община называлась «миром» или «вервью» и могла состоять как из одного большого села, так и из ряда разбросанных поселений; как из больших семей, так и из мелких крестьянских хозяйств. Члены верви были связаны круговой порукой (взаимной ответственностью за уплату дани, за преступление). Кроме смердов-земледельцев в верви жили и смерды-ремесленники: кузнецы, гончары. Они работали главным образом на заказ. Жители соседних «миров» экономически были слабо связаны друг с другом. Центрами притяжения нескольких «миров» был погост – место религиозных празднеств и место общего кладбища, периодического торга, сбора дани и оброка.

Крестьяне, жившие на государственных землях, платили подати в княжескую казну и не знали личной зависимости от феодала. Феодальная собственность на землю возникала в процессе роста имущественного неравенства в связи с переходом части пахотной земли в индивидуальное владение отдельных крестьянских хозяйств. Росту феодального землевладения способствовали и прямые захваты феодалами крестьянских земель.

Феодальная вотчина состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от нее крестьянских «миров». Усадьба была укреплена и поэтому иногда называлась «градом». В усадьбе находились двор и хоромы господина, дома его тиунов (управляющих) и дворовой челяди, мастерские ремесленников, закрома и амбары. Во главе вотчины стоял огнищанин, управляющий всем хозяйством.

С развитием феодальных отношений усиливалась борьба крестьян. Наиболее распространенной формой ее были побеги от хозяев. В 10в. произошло восстание в Древлянской земле против Игоря и его дружины. Согласно летописи в 996г умножились «разбои». Данные о различных проявлениях классовой борьбы содержит «Русская правда», в которой предусматривались наказания за нарушение границ земельных владений, поджог бортных деревьев, убийство представителей вотчинной администрации, массовое хищение имущества феодалов и др.

В это время возрастает роль городов, которые представляли собой центры ремесленного производства, торговли. В летописях для времени до 13в. упоминаются 224 города. Крупными городами были Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов. Часть городов возникла на месте древних племенных погостов и «градов», часть развилась из феодальных дворов и замков, а часть была заново построена феодалами. Вблизи городов обычно основывались особые села, куда феодалы приглашали людей и давали им ряд льгот – свобод, отчего и сами села называли «свободами», «слободами». В городах широко развивались ремесла, известно свыше 60 ремесленных специальностей, возникали ремесленные объединения.

В это время внутренняя торговля была развита очень слабо. В деревню проникали лишь мелкие торговцы. Продукция городских ремесленников, как правило, не получала значительного распространения на рынках внутри страны. Преобладала работа на заказ. Несмотря на развитие внешней торговли, полностью сохранялся натуральный характер экономики страны. Громадная часть предметов вывоза не производилась как товар. Например, пушнина взималась с зависимого населения в виде дани или натурального оброка. Предметы ввоза не попадали в деревню.

Политический строй древнерусского государства может быть охарактеризован как раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял киевский князь, называющийся великим князем. Киевский князь управлял при помощи совета из других князей и дружинников. Дружина делилась на старшую (бояре, мужи) и младшую (гриди, отроки, детские). Суд, сбор дани и судебных пошлин осуществлялся княжескими дружинниками, называвшимися мечниками, вирниками и пр.

С помощью дружины князья укрепляли власть над населением и расширяли территории государства. Дружинники получали от князей право на доходы (в виде дани) с населения целых территорий. Города управлялись княжескими посадниками, а в наиболее крупных существовали должности тысяцкого и сотских. В руках киевского князя были значительные военные силы, необходимые как для организации системы властвования над населением, так и для расширения границ государства. Эти военные силы состояли из войск вассальных князей и бояр и из собственной дружины князя. В особых случаях собиралось более широкое народное ополчение.

Зависимое население Древней Руси в 11-12вв.

Основной производственной ячейкой было крестьянское хозяйство. Собирательным названием крестьянства был термин «смерды», происхождение которого недостаточно разъяснено наукой. Часть смердов еще не попала в личную зависимость от отдельных землевладельцев; часть была вынуждена пойти в кабалу к феодалам и работать на их земле. Положение смердов было неполноправным. Существовало правило «мертвой руки», когда после смерти смерда, не оставившего наследников мужского пола, его имущество переходило к князю.

Вся совокупность людей, работающих на князя, называлась челядью. В составе челяди были и рабы (холопы), и задолжавшие крестьяне и люди, искавшие покровительства и службы у феодала.

В 12в. распространенным названием крестьянина был «закуп». Это был смерд, вынужденный обращаться к боярину за помощью и получивший от него участок земли и «купу» - ссуду деньгами или в виде инвентаря, семян, тягловой скотины. Попытка закупа убежать от господина превращала его в холопа.

Другим наименованием зависимых людей были «рядовичи», т.е. люди, вынужденные заключать с феодалом какой-нибудь договор, «ряд» и выполнять различные работы в вотчине согласно этому «ряду».

Существовало еще несколько терминов, обозначавших различные категории зависимого населения: «изгой» – человек, порвавший связь с общиной, «пущенник», «прощенник» – отпущенные на волю рабы и т.д.

Не сохранилось данных, которое позволили бы определить, какая форма ренты преобладала в это время. По-видимому, часть лично зависимых смердов работала в феодальных хозяйствах на барщине, часть платила землевладельцу натуральный оброк.

В это время значительную роль в феодальных хозяйствах играли холопы. Источниками «обельного» (полного) холопства являлись плен, вынужденная самопродажа, женитьба на рабе или вступление в должность тиуна или ключника без специального «ряда» с господином.

Правящий класс Древней Руси в 11-12вв.

Землевладельцы Руси различались по количеству находившихся в их собственности земель, зависимых людей и военных слуг. Устанавливалась система феодальной иерархии. Это выражалось в личном договоре о службе мелкого феодала в войске более крупного, оказывавшего своему вассалу покровительство.

Привилегированные землевладельцы пользовались правом иммунитета, т.е. представители государственной власти не могли приезжать в их владения для производства суда и сбора дани. Они сами судили население своих имений. Древнейшие дошедшие до нас грамоты князей, говорящие об иммунитете феодального землевладения, относятся к 12в.

Наряду с передаваемыми по наследству и отчуждаемыми вотчинами, существовала и другая форма феодальной собственности: земли давались князьями своим слугам во временное держание.

После принятия христианства особым видом феодальной земельной собственности стало церковное и монастырское землевладение. В отличие от боярских и княжеских имений, нередко дробившихся при переходе по наследству, монастырские вотчины не делились. Поэтому наблюдается их непрерывное возрастание.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.132.114 (0.017 с.)