Переосмысливая Церковь как организм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переосмысливая Церковь как организм



Главенство и господство

Библия проводит чёткое различие между главенством и господством Христа. Во всём Новом Завете, главенство Христа почти всегда упоминается в непосредственной связи с Его взаимоотношениями со Своим Телом (Еф. 1:22-23; 4:15; 5:23; Кол. 1:18; 2:19). Господство же Христа практически всегда связанно с Его взаимоотношениями с Его индивидуальными последователями (Мф. 7:21-22; 10:24-25; Лк. 6:46).

Главенство для церкви является тем же, чем является господство Христа для каждого верующего. Главенство и господство являются двумя аспектами одного и того же вопроса. Главенство это господство Христа, явленное в жизни общины верующих.

Это различие важно для нашего понимания, поскольку оно проливает свет на проблемы практики церкви сегодня. Слишком часто среди христиан много говорится о господстве Христовом, и мало понимания есть о том, чем является главенство Христа. Верующий подчиняется господству Иисуса Христа в его личном духовном хождении. Он послушен тому, что понимает в Писании. Он проводит время в молитве. Он живёт самоотверженно. Однако, в то же время, может оказаться так, что он ничего не знает о совместном служении, взаимном подчинении, искреннем общении или же коллективном свидетельстве.

В конечном счёте, можно сказать следующее - подчинение главенству Иисуса Христа означает подчинение Его воле, касающейся жизни и практики церкви. Это значит подчиняться тому, каким Бог задумал функционирование своей Церкви, и практиковать этот замысел.

Подчинение главенству Христа воплощает новозаветную реальность, заключающуюся в том, что Иисус не только лишь Господин каждого верующего по отдельности, но также и действующий Глава Своей Церкви.

Мой друг и наставник Стивен Каунг очень хорошо выразил это, сказав:

Люди верят в то, что Слово Божье показывает им, как жить и поступать в их жизни перед Богом, однако они думают что, когда дело касается их жизни как общины, Бог как бы говорит: «Ну, тут уж вам решать. Поступайте, как знаете». Именно это мы наблюдаем в современном христианстве. Отсутствуют принципы, которые определяли бы нашу коллективную жизнь - все поступают так, как сами считают правильным. Однако, дорогие братья и сестры, спасение - дело личное, но призвание - дело общинное. В Божьем Слове содержится столько же учения и примеров касательно нашей общинной жизни, сколько и относительно нашей личной жизни.

Я убеждён, что именно по этой причине современные евангельские верующие воспринимают доктрину священства верующих лишь на информативном уровне. Они не смогли применить её на практике, из-за вкрадчивого вмешательства в жизнь церкви крепко засевших традиций.

Как же это выгладит сегодня?

За последние двадцать лет мне выпала честь посетить сотни открытых к всеобщему участию церковных встреч. От некоторых из них просто дух захватывало. Эти встречи навсегда запечатлелись в моей памяти. Прочие не отличались ни чем особенным. Некоторые были просто катастрофой. Были и такие, о которых не хочется и вспоминать!

В то время как «церковные богослужения» учрежденческих церквей в большинстве своём «отрежиссированы до безупречности», встречи в органических церквях будут отличаться друг от друга в зависимости от духовного состояния и подготовки каждого члена.

В этом и заключается одна из задач апостольского работника. А именно оснащать людей для совместного взаимодействия в свободных, но не лишенных порядка встречах, проявляющих Христа в Его полноте.

За все те годы, когда я участвовал в жизни органических церквей и занимался их насаждением, я понял, что не существует способа чтобы в точности объяснить, как же выглядит собрание, проходящее под главенством Христа, тем людям, которые никогда этого не видели. Всё же я изо всех сил постараюсь предоставить вашему вниманию описание того собрания, которое даст вам возможность понять насколько удивительной может быть такая встреча.

Однажды вечером, около десяти лет тому назад, церковь, состоящая приблизительно из двадцати пяти христиан собралась вместе у кого-то дома. К тому моменту я провёл уже полтора года, служа этой группе во Христе, проводя для них раз в две недели «апостольские встречи». Целью этого служения было оснастить эту группу верующих, чтобы они могли действовать сами - без какого-либо человеческого главенства.

И вот, этот день настал. Церковь должна была провести свою первою самостоятельную встречу. Я не должен был присутствовать на этой встрече. Однако, я тайком проник в комнату, так, чтобы остаться абсолютно незамеченным, и спрятался за диваном. (Я был убеждён, что если бы меня заметили на этой встрече, то это повлияло бы на то, как верующие бы себя вели. Именно так происходит, когда человек, начавший церковь сам присутствует не её собраниях - особенно в ранние годы жизни этой церкви).

Верующие собрались вместе и начали встречу пением. Пение проходило без инструментов. Одна из сестёр попросту начала с того, что запела песню. Все стали петь вместе с ней. После чего, одна за другой, стали звучать спонтанные молитвы. После чего, кто-то из братьев начал ещё одну песню. К этому моменту все присутствовавшие уже пели стоя. Прозвучало ещё несколько молитв, а потом ещё несколько песен. Во время пения некоторые делились короткими ободрениями, связанными с текстами песен. Само слово «движение» не способно передать происходившего на этой встрече. Тут не было лидера прославления. Все принимали участие, прославляя Бога открыто и ненавязчиво.

После некоторого времени, проведенного в пении стоя, все сели. Сразу же после этого одна из сестёр поднялась и стала свидетельствовать. Она рассказала о том, как Христос был для неё живой водой на прошлой неделе. Она зачитала несколько стихов из 4-й главы Ев. Иоанна. После того, как она прочла отрывок двое других сестёр прервали её и поделились идеями, касательно прочитанного отрывка, развивая ту же тему. Однако, то, что они говорили о Христе отличалось от слов первой сестры.

Когда же первая сестра закончила свою мысль, кто-то другой поднялся и начал говорить. Он так же говорил о том, что Господь - это источник живой воды, но он ссылался на отрывок из Откровения 22. Он говорил несколько минут, после чего поднялась ещё одна сестра и дополнила к тому, что уже было сказано. Так всё продолжалось на протяжении около часа. Один за другим, без перерывов, братья и сёстры обменивались своим духовным опытом жизни с Господом Иисусом. Все они свидетельствовали о Нём, как о живой воде.

Некоторые люди рассказывали стихи, некоторые говорили о текстах песен, третьи - рассказывали истории, зачитывали отрывки из Писаний, возносили свои молитвы.

Когда я лежал и слушал всё это, прячась за диваном, я не мог сдержать слёз. Всё это так глубоко коснулось меня, что я стал рыдать. Это собрание было просто потрясающим. Казалось, что в двери комнаты ворвался поток, вышедшей из своих берегов реки, и его нельзя уже остановить. Я чувствовал Господне присутствие и благодать. Общение было насыщенным, богатым, живым и животрепещущим. Я жалел о том, что не взял с собой блокнот, чтобы записать те славные мысли, которые звучали в собрании. Многие эти мысли блистали необычайной глубиной. Я же просто слушал потрясённый до глубины души.

Было удивительно то, что никто не вёл собрание. Не было организатора или же руководителя (я имею в виду, никто из людей не делал этого). Собрание было необычным образом подчинено Христу и сосредоточено на Нём.

После того собрание постепенно подошло к концу, и тогда кто-то поднялся и стал петь. Вся церковь встала и присоединилась к пению. Когда все пели, я выскользнул из комнаты. Тогда лишь несколько человек заметили это. При встрече с этой церковью на следующей неделе я рассказал им о том, что тайно присутствовал на их последней встрече. Как оказалось, церковь готовилась к той встрече. Они разделились по парам и на неделе совместно искали Господа, готовясь к предстоящему собранию. В результате этого и произошел этот коллективный взрыв духовной жизни, явивший Иисуса Христа в чинности и порядке, через всех собравшихся членов Его тела.

Пожалуйста, поймите, что эта группа христиан могла бы проводить свои собрания подобным образом, еще, когда я только начал свои встречи с ними. Однако в то время большинство из них привыкли к пассивности и тишине. Те, у кого был характер посильней, обычно доминировали на встречах. Однако, через полтора года, после практических наставлений подготовки и духовного служения, они стали оснащены, чтобы познавать Господа коллективно, действуя слажено, открывая свои уста и сердца, и делясь живым Христом в чинности и порядке. В результате этого Бог славился и превозносился.

Я мог бы привести множество примеров такого рода встреч и того, что мне пришлось пережить на них. Я, однако, верю, что теперь у вас появилось понимание того, как в наши дни может проходить встреча церкви под главенством Иисуса.

Вопросы для размышления:

  • Отражают ли наши современные церковные собрания, в большинстве случаев построенные вокруг проповеди одного человека и программы музыкального поклонения под руководством «группы прославления», основные принципы жизни церкви Нового Завета или же они им не соответствуют? Объясните свой ответ.
  • Почему открытые для всеобщего участия всех членов собрания подходили для встреч верующих в первом веке, и не подходят для встреч верующих сегодня? Объясните свой ответ.
  • Предоставляет ли ваша церковь какие-либо возможности встречаться так, чтобы у вас был шанс поделиться со своими братьями и сёстрами по вере тем, что Бог делает в вашей жизни в атмосфере открытости и непринужденности, без присутствия человеческого руководства? Объясните.
  • Является ли ваша настоящая практика церкви выражением полного главенства Иисуса Христа или же она отражает факт главенства человека в собрании? Пожалуйста, объясните свой ответ.

Главная из всех метафор

Знаете ли вы, какая метафора для описания церкви преобладает в Новом Завете?

Это семья.

Послания Павла, Петра и Иоанна пестрят картинами и терминами из жизни семьи. Рассмотрим следующие примеры:

Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере. (Гал. 6:10)

Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями. (Рим. 8:29)

Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу. (Еф. 2:19)

Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою. (1 Тим. 5:1-2)

чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины. (1 Тим. 3:15)

как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение. (1 Пет. 2:2)

Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. (1 Ин. 2:12-13)

Хотя писатели Нового Завета описывают Церковь с помощью множества разнообразных образов, их излюбленным образом является образ семьи. Семейная терминология, такая как «новое рождение», «дети Божьи», «сыны Божьи», «братство», «братья», «сестры», «отцы», и «семья» пропитывает Новый Завет.

Во всех посланиях Павла церквям, он говорит о «братстве» - этот термин относится как к братьям, так и к сестрам во Христе. Павел использует этот семейный термин более 130 раз в своих посланиях. Итак, вне всяких сомнений, Новый Завет наполнен терминологией и образами семьи.

Для сравнения, преобладающей картиной или сравнением, используемым для описания сегодняшней церкви, является компания или бизнес. Пастор - директор. Духовенство или штатные сотрудники - старшее руководство. Евангелизация - это маркетинг и продажи. Прихожане - клиенты. И при этом идёт конкурентная борьба с другими компаниями «церквями» в городе.

Однако метафора компании или корпорации содержит в себе большой недочёт. И дело не только в том, что такой метафоры и такого описания, несомненно, нет в Новом Завете, но она приносит вред самому духу христианства. Поскольку с Божьей точки зрения, церковь в первую очередь является семьёй. Между прочим, Его семьёй.

К сожалению, нынешнее общество поражено тем, что социологи называют «разбитыми семьями». Речь идёт о семьях, которые тем или иным образом пережили глубокий разлом. Такие семьи могут даже иметь хороший вид извне, однако быть сильно изломанными и повреждёнными внутри. Если говорить честно, многие современные церкви в прямом смысле слова отражают понятие «разбитой семьи».

Большая часть христиан без особого труда согласятся с мыслью о том, что церковь - это семья.

Однако, сделать умозаключение о семейной природе церкви - это одно, а погрузиться в тщательные размышления о практических последствиях такого замечания - это совсем другое. Всем нам будет полезно ближе рассмотреть практические аспекты применения мысли о том, что церковь это семья. Предлагаю всем нам рассмотреть шесть конкретных аспектов того, что означает для церкви быть семьёй. По мере того, как вы читаете о каждом из аспектов, я хочу призвать вас сравнивать описываемую ситуацию, непосредственно применяя её к опыту вашей церкви. Попросту будем задавать себе вопрос: живёт ли моя церковь в соответствии с реальностью Божьей семьи?

Члены проводят время вместе

Поскольку церковь это семья, её члены уделяют время тому, чтобы узнавать друг друга ближе. Мы имеем в виду то, что они проводят время вместе вне плановых собраний.

В разбитой семье дети едва знают своих родителей. А родители плохо знают своих детей. То же самое происходит и среди детей. Они могут проживать пол одной крышей, но живут они отдельной, разобщённой жизнью. Единственное время, когда они собираются вместе - это время плановых встреч. «Мы все должны поехать к тёте Тоне на свадьбу в субботу». Таким образом, вся семья едет вместе. Однако после мероприятия, члены этой семьи редко встречаются друг с другом.

Вопрос: Происходит ли так, что члены вашей церкви видятся друг с другом только во время плановых собраний? Поддерживаете ли вы с ними связь на протяжении недели? Едите ли вы вместе? Смотрите, как работал органический инстинкт Иерусалимской церкви:

И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах....И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца. (Деян. 2:42, 46)

Ранние христиане жили и общались друг с другом. Так работала ДНК церкви. Если мы последуем нашим духовным инстинктам, мы будем ощущать естественное желание проводить время друг с другом часто. Почему? Потому что Дух Святой работает подобно магниту, органически собирая христиан воедино. Святой Дух помещает в сердца всех искренних верующих стремление к искреннему сообществу.

Как говорит Гильберт Билезикиан:

Страсть по сообществу заразительна. Наша внутренняя потребность в сообществе столь сильна, что как только проскакивает искра интереса, и как только кто-то зажигается Божьей мечтой о сообществе, горячая страсть стать частью такого сообщества распространяется, словно лесной пожар.

Библия говорит о том, что церковь в Иерусалиме встречалась ежедневно. Интересно заметить, что Иерусалимская церковь была не единственной церковью, которая встречалась ежедневно.

Около тридцати лет спустя, автор послания к Евреям призывает христиан «ободрять друг друга ежедневно» (Евр. 3:13). Однако сегодня, в большинстве современных церквей, единственным временем общения для многих людей служат те две минуты после того, как пастор говорит: «Пожалуйста, повернитесь и поприветствуйте людей, сидящих рядом с вами».

Согласен, у вас может получится пообщаться ещё пару минут, если вы успеете перехватить человека на пути к выходу или же на крыльце перед церковью. Однако, можем ли мы называть это общением? Скажем откровенно: многие христиане воспринимают церковь попросту как событие, которое они посещают раз в неделю, это и всё.

Признаться честно, некоторые из нас - христиан западного толка, живущих в двадцать первом веке, откровенно опасаются близости. Именно поэтому многих мы, никогда не сможем заинтересовать идеей церкви, которая собирается дома. Намного безопаснее, заняв знакомое место в ряду, на протяжении полутора часов изучать чей-то затылок, а после пойти домой.

Однако, церковь Иисуса Христа это семья. Это не театр. А в семье, в здоровой семье все знают о том, что происходит в жизни остальных членов. У Димы проблемы с его начальством на работе, поэтому мы молимся о нём. Маша не успевает с алгеброй. Наш брат пошел на повышение на своей работе. Мама учится готовить изысканные блюда. Мы знаем о том, что происходит в жизнях наших друзей, когда проводим с ними время помимо плановых мероприятий. Церковь - это большая семья, и она до мозга костей построена на отношениях.

Для сравнения зададим себе пару вопросов. Как мы на самом деле можем воплощать принципы взаимодействия «друг с другом», к исполнению которых призывает нас Новый Завет, когда наша церковь не живёт как семья? Как мы можем ощутить себя в их шкуре, если даже не знаем людей, вместе с которыми собираемся?

Семья растёт

Поскольку церковь это семья, она будет расти. Церковь растёт двумя способами. Один способ - это разделение и умножение. Это происходит в том случае, когда церковь становится слишком большой для встреч в одном месте, и тогда она может разделиться на две группы общения. Наши тела растут по тому же принципу. Происходит деление и умножение клеток.

Ещё один способ роста - это прибавление. Это рост путём рождения духовных детей. В этом заключается принцип воспроизводства.

Когда Господь работает в Своей церкви, она будет расти. Этот рост, возможно, не будет заметен сразу же. Однако, если церковь жива и здорова она будет расти - как внутри (духовно), так и снаружи (численно).

Церкви, которые живут как семьи, растут. Церкви, которые функционируют как бизнес корпорации, обычно, не в силах удержать собственных обращённых. Они скорее приобретают верующих, однако те редко становятся учениками и действующими членами тела. В чём причина? Христианское сообщество является незаменимой средой для правильного духовного формирования и развития. Церковь, не живущая одной семьей, не будет способна породить духовное преобразовании в жизни своих членов. Церковь не являющаяся таковой, не способна на это.

В связи с этим можно констатировать, что призрак протестантского индивидуализма преследует среднестатистическую евангельскую церковь послевоенного периода. И пока этот призрак не будет изгнан из церкви, она будет свидетелем лишь слабых духовных преобразований в своих общинах.

Скажем прямо. Люди в нашем постмодернистском обществе ищут семью. Им не хватает искреннего сообщества. Они ищут группу христиан, способных искренне любить и заботится друг о друге. Другими словами - они ищут органического христианства.

Большое количество людей в наши дни были воспитаны на плохом примере. Следовательно, когда они видят группу людей, которые воистину готовы положить свою жизнь друг за друга, которые принимают друг друга безусловно, и любят друг друга беспрепятственно, несмотря на их недостатки; это будет неотвратимо их увлекать, как влечёт поток воды истомившегося, жаждущего оленя. Таким образом, церковь как семья способна дать ответ на глубинные нужды человеческого сердца.

Вопросы для размышления

  • Удивляет ли вас тот факт, что излюбленной метафорой писателей Нового Завета в отношении Церкви является семья? Чему это учит нас?
  • Говорят, что основной причиной того, почему так много молодёжи не заинтересованы обычной церковью, служит её неспособность функционировать, как настоящая искренняя семья. Согласны ли вы с этим наблюдением? Объясните.
  • Будет ли честным называть семьёй церковь, в которой члены едва знают друг друга? Объясните свой ответ.
  • Есть ли у вас желание присоединиться к искреннему сообществу верующих,  которое учится быть семьёй Божьей? Объясните свой ответ.

Переосмысливая руководство

Следовательно, доктрина Нового Завета о служении основывается не на различии между духовенством и прихожанами, а на двух взаимно дополняющих друг друга столпах священства всех верующих и даров Духа. Сегодня, четыре века спустя после Реформации, полнота последствий этого протестантского заявления все ещё ожидает своего осознания и применения. Дихотомия священство - прихожане является непосредственно привнесенным из дореформационного периода заимствованием из практики Римо-католической церкви и служит ощутимым шагом назад к ветхозаветной форме священства. Это одно из принципиальных препятствий на пути церкви в её сегодняшнем действии в качестве агента Божьего Царства, поскольку оно создаёт ложную идею о том, что только лишь «святые люди», в основном рукоположенные служители, на самом деле являются достаточно квалифицированными и ответственными в вопросах руководства и важного служения. В Новом Завете существуют функциональные различия между различного рода служениями, однако нет иерархического разделения между служителями (духовенством) и прихожанами.

— Говард Снайдэр

Когда мы возвращаемся к Слову Божьему и читаем его свежим взглядом, мы начинаем замечать, что профессии духовенства - это порождения нашей человеческой культуры и истории, а не Божья воля для Церкви. Будет попросту невозможно предоставить достойную защиту и оправдание той идее учрежденческого духовенства, которая известна нам сегодня.

— Христиан Смит

Сегодня структуры руководства, присущие современной церкви отличаются иерархичностью и позиционностью. В этой главе мы проведём анализ этих структур и попытаемся по-новому взглянуть на форму руководства, и то, какой оно может быть. Мы постараемся обрисовать руководство в том виде, в котором она представлено в Писании в его взаимосвязи с характером триединого Бога.

Современная структура руководства является плодом позиционного мировоззрения. Это мировоззрение представляет власть в качестве ячеек, которые необходимо заполнить, должностных инструкций, которым нужно следовать, титулов, которые нужно заслужить, и рангов, до которых нужно дослужиться. Всё это соответствует пониманию человека с мировоззрением, в котором структура руководства должна быть чёткой и определённой. Если сквозь призму позиционного мировоззрения смотреть на руководство, то такие термины как пастор, старейшина, пророк, епископ и апостол - являются титулами, за которыми стоят конкретные церковные должности. (Должность - это социологическая ниша, определённая группой людей. Она существует вне зависимости от характера и действий человека, который её занимает.)

Для сравнения заметим, что Новый Завет своё понимание руководства рисует в цветах и красках функционального мировоззрения. Он рисует нам картину, как всё работает в органической взаимосвязи. Таким образом, Новый Завет сосредоточен на выражении духовной жизни.

Руководство в Новом Завете уделяет много внимания уникальным дарам, духовной зрелости и жертвенному служению каждого члена. Здесь подчёркиваются задачи, а не звания. Основное внимание здесь уделено таким действиям как пасторство, старейшинство, пророчество, присмотр, апостольство и т.п.

Позиционное мышление выражается с помощью существительных, отражающих понятия, в то время как функциональное мышление подчеркивает важность существительных, определяющих действие.

В позиционном понимании руководства церковь построена по военному или управленческому образцу современной культуры. В функциональном понимании руководства, церковь функционирует, опираясь на жизнь - Божественную жизнь. Взаимное служение происходит естественно, когда Божьи люди получают правильную подготовку, а иерархические структуры отсутствуют.

Естественным в иерархических, ориентированных на положение церквях, будет присутствие политического механизма, который работает за кулисами. Этот механизм возносит некоторых людей до положения власти и влияния в церкви. Естественной для церквей, ориентированных на функции, будет взаимная ответственность и коллегиальное взаимодействие её членов. Они вместе прислушиваются к Господу. Они поддерживают друг друга теми дарами, которые получили от Духа. Они поощряют друг друга приближаться ко Христу.

В общем, можно сказать, что Новый Завет ориентирован на органическую и функциональную модель руководства. Иерархическая, позиционная идея в основе своей опирается на мирское мировоззрение.

Иисус и языческая иерархическая идея руководства

Наш Господь, в противоположность иерархическому стилю руководства языческого мира, установил руководство в том виде, в котором оно осуществляется в Царстве Божьем. После просьбы Иакова и Иоанна предоставить им лучшие положения власти по обе стороны Его трона, Господь в ответ сказал:

Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (Мф. 20:25-28)

И ещё:

Он же сказал им: цари господствуют над народами и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий. (Лк. 22:25-26)

Важно заметить, что греческое слово «властвовать» в отрывке из Евангелия от Матфея - katexousiazo. Термин katexousiazo является комбинацией двух греческих слов: «kata», обозначающего «над» и слова «exousiazo» что означает проявлять власть. Иисус также использовал греческое слово katakurieuo в этом отрывке, обозначающее «властвовать» над другими.

В этом отрывке Иисус не просто обвиняет лидеров как таковых. Он осуждает иерархическую форму руководства, которая преобладает в языческом мире.

Позвольте мне повторить. Иисус не просто осуждает тиранию руководителей. Он осуждает саму иерархическую форму руководства. Что же такое иерархическая форма руководства? Это форма руководства, которая строится на командно-административной структуре общества. Эта идея своими корнями держится за убеждение в том, что влияние и власть проистекают сверху вниз. Иерархическое руководство строится на мирском понимании власти. Этим объясняется, почему такое руководство характерно для всех видов традиционной бюрократии. Власть предстает перед нами в зловещем виде господина, навязывая нам взаимоотношения по схеме хозяин - раб. Однако, она так же присутствует в традиционной сфере военной и корпоративной деятельности страны.

Почему, самый кровопролитный, иерархический стиль руководства является нежелательным для Божьего народа? Потому что он низводит человеческое общение до командного руководства. Такие отношения не имеют ничего общего с Новым Заветом, его мыслью и практикой. И всё же иерархическое руководство применяется повсеместно в светской культуре. И учрежденческая церковь также действует на его основании.

Подведя итог учения нашего Господа касательно этого стиля руководства, в глаза бросаются следующие яркие противоречия:

  • В языческом мире руководители действуют на основании политической командно-административной структуры общества - ступенчатой иерархи. В Божьем Царстве руководство проистекает из кротости и жертвенности служения.
  • В языческом мире власть основывается на положении и ранге. В Божьем Царстве власть основывается лишь на благочестивом характере. Заметьте, как Христос описывает руководителя: «тот пусть да будет всем слугою», или «тот да будет меньшим всех». В глазах нашего Господа то, кем вы есть, всегда стоит выше того, что вы делаете. А то, что вы делаете, является результатом того, кем вы являетесь. Иначе выражаясь: действия проистекают из характера. Те, кто служат, поступают так, потому что они слуги.
  • В языческом мире величие измеряется известностью, внешней силой и политическим влиянием. В Царствии Божьем величие измеряется смирением и служением.
  • В языческом мире руководители используют своё положение, чтобы повелевать другими. В Божьем Царстве руководители презирают особое почтение и предпочитают скорее оказаться «меньшим».


Говоря коротко, иерархическая структура руководства хорошо выражает дух язычества. Внедрение ее в церковь, таким образом, противоречит христианству Нового Завета. Наш Господь не поскупился на слова, выражая своё явное неодобрение языческим стилем руководства: «между вами да не будет так!» (Мф. 20:26) - именно таким был чёткий Его отзыв по этому вопросу.

С какой стороны ни посмотри, в учении Иисуса нет места иерархической модели руководства, которая присуща учрежденческой церкви.

Иисус и иудейская позиционная модель руководства

Наш Господь также сравнивал руководство в Царстве Божьем и модель руководства, которая проявляется в религиозном мире. В ниже приведенных текстах мы видим, как Иисус даёт четкое описание Божьей точки зрения по вопросу власти (в сравнении с мнением иудеев).

Проанализируйте Его слова:

А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах, и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. (Мф. 23:8-12)

Рассмотрев контекст этого отрывка, мы можем заметить следующее:

  • В религиозной атмосфере Иудеев существует система классов, состоящая из религиозных, похожих на гуру, профессионалов и прочих непрофессионалов. В Царстве же Божьем все являются собратьями в единой семье.
  • В еврейском мире религиозным лидерам причитаются уважительные возвышенные титулы (к примеру: учитель, отец, преподобный, пастор, епископ, служитель, и пр.). В Царстве же не существует различий и протокола. Подобного рода титулы лишают Иисуса Христа Его уникальной чести и размывают понимание откровения Нового Завета, представляющее всех христиан как служителей и священников.
  • В иудейском мире руководителей превозносят до возвышенного и почетного положения. В Царстве руководители становятся таковыми благодаря умению обращаться с полотенцем - служением и тазиком - смирением.
  • В иудейском мире руководство коренится в статусе, титулах и положении. В Царстве руководство корнями уходит в характер и жизнь человека перед Богом.


(В этом отношении современная тенденция предписывания почётных докторских и кандидатских званий перед именем служителя является одним из примеров того как современная церковь отражает те ценности, которые противоречат ценностям Божьего Царства).

В итоге, руководство в понимании Иисуса сильно отличается от понимания учрежденческой церкви. Наш Господь нанёс сокрушительный удар как языческой иерархической, так и еврейской позиционной модели руководства.

Эти эго-стимулирующие модели не сопоставимы с примитивной простотой органической церкви и Царством Иисуса Христа, поставившим принципы руководства с ног на голову. Они препятствуют прогрессу Божьего народа. Они подавляют беспрепятственное функционирование верующего священства. Они разрушают картину церкви, которая призвана быть семьёй. Они неверно представляют ту модель руководства, которая существует внутри Троицы. Также они налагают чрезмерное ограничение на главенство Иисуса Христа. По этим причинам «да не будет так» между теми, кто носит имя нашего Спасителя.

Современная система духовенства

Писание четко говорит о том, что Иисус осудил иерархическую позиционную модель структуры руководства. А что говорили об этом Павел и прочие Апостолы?

В отличие от бытующего мнения, послания Нового Завета нигде не описывают руководителей церкви в терминах, напоминающих нам «кабинеты», «ведомства», или иные положения человеческих общественных организаций (Мы рассмотрим различные отрывки, которые широко используются в поддержку церковных «должностей» в 9-й главе).

Всякий раз, когда в Новом Завете говорится о тех, кто несёт основную ответственность за духовный присмотр, это происходит путём описания совершаемой ими работы. Преобладает функциональный язык. Чётко называются действия.

В этой связи, современная система духовенства является религиозным артефактом, не имеющим под собой библейского основания. Эта система позволила Телу Христову выродиться в группу слушателей, в связи с тем, что слишком много ответственности было возложено на единого руководителя. Это превратило церковь в место, куда ходят посмотреть на выступления профессионалов. Это преобразило собрание святых в центр практики профессиональных выступлений из-за кафедры при поддержке зрителей-прихожан.

Возможно, самой пугающей чертой этой системы духовенства является то, что она заставляет тех людей, которые ей подчиняются, оставаться в духовном младенчестве. Поскольку система духовенства узурпирует права рядового христианина духовно служить во время совместных встреч, она порождает недоразвитость Божьего народа. Она делает людей слабыми и незащищёнными.

Вне всякого сомнения, многие, если не большинство людей, являющиеся частью профессионального духовенства, любят Божьих людей и стремятся служить им. Многие из них искренне хотят, чтобы их собратья брали на себя духовную ответственность. (Множество людей в духовенстве выражают искреннее сожаление о том, что их община не желает брать на себя больше ответственности. Однако мало кто из них прослеживает корни проблемы, вплоть до сути их собственной профессии).

Однако, профессиональное духовенство ведёт к разоружению и пассивности верующего священства. Это происходит вне зависимости от того, насколько открытым и недеспотичным (неконтролирующим) может быть сам духовный пост.

Всё происходит следующим образом. Поскольку духовенство несёт на себе тяготы духовного труда, большинство церкви становится пассивным, ленивым, сосредоточенным на себе («кормите меня») и заторможенным в своём духовном развитии.

Столь же серьёзным является и то, что клерикальная система извращает тех, кто занимает положение духовенства. Какова тому причина? Бог не призывал никого носить тяжелые бремена служения нуждам церкви в одиночку. Однако, несмотря на духовные проблемы, которые унаследовали клерикальные профессии, массы, продолжают полагаться, отстаивать и настаивать на их существовании. По этой причине так называемые миряне (прихожане) несут на себе ответственность за проблемы связанные с клерикализмом в той же мере, что и духовенство.

Если говорить правду, многие христиане предпочли бы для себя удобство той ситуации, когда приходится оплачивать кому-то за духовную ответственность и служение, которое он совершает. Для них самих легче нанять духовного специалиста, который бы занимался нуждами Божьего народа, нежели самим переживать самоотверженные требования служения и пасторской заботы.

Господне сердце по отношению к такому образу мысли хорошо выразил древний пророк: «Поставляли царей сами, без Меня; ставили князей, но без Моего ведома» (Ос. 8:4). Вкратце говоря, современная система духовенства далеко отошла от замысла Господня. Всё это помещает живой дышащий организм церкви в смирительную рубашку Ветхого Завета.

В свете этих отрезвляющих фактов, кто-то может задать вполне резонный вопрос: «Как же так получается, что профессия священнослужителя остаётся общепринятой формой Церковного руководства на сегодняшний день?» Ответ на этот вопрос скрывается в глубинах истории периода Реформации. Он и по сей день продолжает находить подкрепление благодаря современным культурным требованиям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.178 (0.061 с.)