Здравоохранение как объект корпоративной социальной ответственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Здравоохранение как объект корпоративной социальной ответственности



Здравоохранение — это система организационных, со­циально-экономических и медицинских мероприятий, на­правленных на сохранение и повышение уровня здоровья населения. Главным ресурсом современной организации являются люди. Именно сохранение и укрепление здоровья персона­ла на основе формирования здорового образа жизни и по­вышения доступности и качества медицинской помощи является залогом формирования сплоченного коллектива и благоприятной социально-психологической атмосферы.

Социальная политика организации в области здравоох­ранения как элемент системы КСО может быть представ­лена:

1) предоставлением бесплатной медицинской помощи сотрудникам организации и членам их семей;

2) медицинскими мероприятиями, направленными на охрану и восстановление здоровья работников, продление их трудоспособности и профессионального долголетия (ежегодные, комплексные, целевые осмотры, вакцинопро- филактика и др.);

3) организацией оздоровления работников и членов их семей путем санаторно-курортного и реабилитационного лечения в санаториях, профилакториях и других санатор­но-курортных учреждениях.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, до­стижения им активного долголетия и полноценного вы­полнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности. Актуальность здорового образа жизни вызвана возраста­нием и изменением характера нагрузок на организм челове­ка в связи с усложнением общественной жизни, увеличени­ем рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих не­гативные сдвиги в состоянии здоровья.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) уделя­ет особое внимание оценке негативного влияния на эконо­мические показатели таких поведенческих факторов риска, как курение, нездоровое питание, низкая физическая ак­тивность, избыточная масса тела и др.

Одной из основных проблем в современных организаци­ях, которая оказывает негативное влияние на эффективный трудовой процесс, является курение, так как именно куря­щий сотрудник приносит своему предприятию финансовые потери, связанные с прерыванием производственного про­цесса в течение дня, а также ввиду более частых «больнич­ных».

Многие западные и российские фирмы давно и активно ведут борьбу за здоровый образ жизни. Методы у всех свои, но практически каждый из них применим на любом пред­приятии. Приведем некоторые примеры.

1) Спортивные соревнования, проводимые в компа­нии между командами некурящих и курящих работников. Естественно, большинство курильщиков показывают более слабые результаты и в итоге есть шанс, что они задумают­ся о своем будущем здоровье и оставят дурную привычку в прошлом.

2) Запрет на курение в офисе и на прилегающей терри­тории в рабочее время. Такая мера сокращает количество выкуренных сигарет за день, а значит, улучшает здоровье. Некоторые курящие работники способны вовсе перестать курить.

3) Удержание небольшой части заработной платы или премии. Материальный фактор в любом деле способен тво­рить чудеса, а уж в вопросе бессмысленного и вредного ку­рения тем более.

4) Прибавка к годовому бонусу каждому некурящему сотруднику. Также отличный стимул для отказа от сига­реты.

5) Крупные и успешные фирмы могут позволить себе приглашать специалистов, помогающих людям бросить ку­рить. Это могут быть различные профессиональные меди­ки и психологи. Как правило, подобные программы бывают рассчитаны на несколько месяцев и постепенно выводят курильщиков из никотиновой зависимости. Далее имеет смысл контролировать персонал соответствующими ана­лизами.

6) Наконец, последний ц наиболее жесткий метод борь­бы с курением — отказ в приеме на работу курящему специ­алисту.

Таким образом, эффективная политика охраны здоровья персонала является неотъемлемой частью корпоративной культуры компании. Реализация данной политики в рам­ках КСО способствует устранению факторов риска, прово­цирующих возникновение непредвиденных экономических потерь. Суть обозначенной политики заключается в прове­дении специфических мероприятий по профилактике раз­личных заболеваний.

Опыт успешных современных российских компаний под­тверждает и тот факт, что наличие у предприятия собствен­ной футбольной, волейбольной или команд по шахматам или настольному теннису позволяет поднять корпоратив­ный дух в организации и снизить уровень заболеваемости.

Здоровый образ жизни в единстве его компонентов био­логического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой — важнейшая задача любого цивилизованного общества.

Важность вопроса здравоохранения объясняется тем, что значительную часть своей жизни человек проводит на работе. Именно условия труда, взаимоотношения с кол­легами и начальством, перспективы карьерного роста, а так же борьба со стрессом влияют на его физическое и психо­логическое здоровье.

Стресс — различного рода внешнее воздействие на организм, тре­бующее ответной реакции путем мобилизации тех или иных его защитных сил. Стресс — это обычное и часто встречающееся явление, естественная часть человеческого существования. Незна­чительные стрессы неизбежны и безвредны. Чрезмерный стресс создает проблемы для работников и организации в целом.

Стрессовые ситуации оказывают физиологическое и психологическое влияние на организм человека. Разовый стресс сопровождается учащением пульса, повышением кровяного давления. Физиологические последствия пере­живаемых стрессовых ситуаций проявляются в гипертонии, сердечно-сосудистых заболеваниях, нарушениях мозгово­го кровообращения, язвах желудка, мигренях, инфарктах. В психологическом плане — снижается мыслительная де­ятельность, появляются неврологические расстройства, а также психосоматические заболевания.

При высокой частоте негативных воздействий утрачива­ется способность ориентироваться в конкретной обстанов­ке и принимать верное решение. Чрезмерный стресс дорого обходится и организации, он прямо или косвенно увеличи­вает затраты на достижение поставленных целей.

К причинам стресса, зависящим от менеджера, относятся:

• неравномерность нагрузки, устанавливаемой для ра­ботников;

• противоречивость требований («конфликт ролей»);

• срочность выполнения поручений;

• множество оперативных вопросов;

• неумение делегировать полномочия;

• неблагоприятный социально-психологический кли­мат в коллективе;

• информационная перегрузка;

• нарушение деловой этики;

• крайне жесткий стиль руководства;

• отсутствие санитарно-гигиенических условий.

Причины стресса, зависящие от работников включают:

Ø личные качества (например, высокое честолюбие);

Ø неумение отключаться от служебных проблем;

Ø отсутствие хобби;

Ø незагруженность;

Ø неудовлетворенность работой;

Ø недостаточная компетентность;

Ø угроза потерять работу;

Ø неумение найти баланс между работой и радостью бытия.

В составе личных причин выделяют семейные отноше­ния, болезни, выход на пенсию, переход на другую работу, смерть или болезнь близкого человека и др.

Существуют и общегосударственные причины стрес­са, вызывающие социальную напряженность в обществе (политическая, экономическая нестабильность, снижение уровня жизни, сложная криминальная обстановка, право­вой беспредел, экологические проблемы, возрастающая ур­банизация).

Предупреждение и профилактика стресса включает мно­жество методов и приемов. Общими мерами борьбы со стрессом являются:

1. организационно-экономические:

Ø рациональная система управления;

Ø научная организация труда;

Ø повышение уровня культуры управления с учетом соблюдения этических, правовых, эстетических норм;

Ø решение экологических проблем (внедрение безвредных технологий);

Ø развитие физической культуры населения (самое эффективное средство от стресса);

2. психологические меры (использование приемов вну­шения: «провал», «триумф», «стреляный воробей», «полез­ность ошибок» и др.);

3. использование различных форм самоконтроля.

К мерам личного свойства относят: двигательную актив­ность (гимнастику, ходьбу, танцы); релаксацию (расслабле­ние): смехотерапию, цветомузыку, аутотренинг, медитацию, сон; укрепление нравственного здоровья.

Кроме того, в настоящее время современным организа­циям следует уделять внимание такому типу управления, как «стресс-мененджмент». Это понятие пришло к нам, как многое связанное с бизнесом, с Запада. Однозначного и общепринятого толкования его пока нет. Но большин­ство практиков понимает под этим термином что-то вроде «управление собой в момент стресса» или «методы преодо­ления последствий стресса». Во всяком случае, именно под рубрикой «Стресс-менеджмент» проходят все объявления, связанные с тренингами или книгами, пытающимися обу­чать способам релаксации и позитивного мышления.

Данный тип управления включает в себя три главных на­правления: профилактику стрессогенных факторов (стрес­соров), уменьшение напряжения от неизбежных стрессоров и организацию системы преодоления их негативных послед­ствий. В стресс-менеджменте профессиональной деятель­ности можно выделить два основных уровня: управление стрессами на уровне организации и управление стрессами на уровне отдельной личности.

В рамках программы корпоративной и социальной ответственности наибольший интерес вызывают меры по управлению стрессом на уровне организации. К организационным мерам, направленным на управ­ление стрессами, относятся изменение организационного климата и оказание соответствующей помощи персоналу в рамках специальных программ. Понимание негативных последствий чрезмерного стресса должно привести к выра­ботке у руководителей и прежде всего в HR-службе мышле­ния, при котором все события организационной жизни про­ходят, так сказать, стресс-мониторинг, выявляя возможные негативные последствия и разрабатывая меры профилак­тики, смягчения или уменьшения последствий стрессоров. Важнейшим средством достижения этих целей служит соз­дание благоприятного организационного климата.

Значение данного фактора переоценить невозможно. Благоприятный организационный климат является наи­лучшей профилактикой стрессов. При возникновении стрессогенной ситуации организационный климат может как усилить ее воздействие, так и преобразовать ее нега­тивную реакцию в позитивную. Трудная ситуация может еще больше сплотить организацию и усилить ее творческий потенциал. Понимая это, многие организации действуют по принципу «Неудачники импровизируют, победители го­товятся заранее», заботясь о создании атмосферы уважения и доверия между сотрудниками и руководителями.

Следующим фактором стресс-менеджмента на организа­ционном уровне служит предоставление работникам боль­шей ответственности за результаты своего труда. Данный фактор действует в сочетании с факторами четкого опреде­ления должностных обязанностей и распределения нагруз­ки, чтобы избежать перегруженности и незагруженности работой. Наличие права у работников самим решать, что и как им делать на работе, значительно уменьшает негатив­ные последствия стрессов.

Также к организационным факторам, смягчающим стресс на работе, можно отнести меры социальной под­держки персонала. Результаты изучения социальной под­держки свидетельствуют о том, что она способна смягчить многие негативные последствия стресса. Действенную со­циальную поддержку оказывают сплоченные рабочие кол­лективы и непосредственные руководители. Именно они, по мнению многих исследователей, являются важнейшим буфером между стрессором и человеком. Забегая вперед, хочется сказать, что необходимость оказывать социальную поддержку является одной из причин того, что линейным менеджерам в первую очередь необходимо проходить обу­чение по антистрессовым программам.

Так, к мерам, смягчающим разрушительное действие стрессов, относятся специальные программы управления стрессами в организации. Зарубежные исследования под­тверждают эффективность наличия подобных программ. Участники исследования, овладевшие поведенческими и когнитивными методами борьбы со стрессами, отмеча­ют снижение напряжения, улучшение сна и «повышение иммунитета» к производственным стрессам. Метаанализ 37 исследований, проведенных с участием 1837 испыту­емых, свидетельствует о том, что методы, играющие роль «прививок против стресса», значительно снижают не­рвозность и повышают производительность труда. В хо­де исследований, проведенных в Нидерландах с участием 130 участников корпоративной программы обучения мето­дам управления стрессами, было выявлено значительное снижение нервозности и психологического дискомфорта испытуемых и обретение ими большей уверенности в себе. Эти позитивные сдвиги сохранялись почти полгода. Есть опыт, когда для решения этих задач в организациях обуча­ют часть наиболее сенситивных сотрудников, для того что­бы они помогали своим коллегам справляться со стрессо­выми ситуациями. Это позволяет экономить значительные деньги на программы управления стрессами и повышает статус выбранных для этих целей сотрудников.

Эффективным антистрессовым фактором являются раз­личные фитнес-программы, которые многие организации предоставляют своим сотрудникам. Цель этих программ — укрепление физического здоровья. Однако можно сказать, что подобная практика влияет и на устойчивость сотруд­ников к стрессам. Сложность и неоднозначность данных программ состоит в том, что ответственность за соблюде­ние здорового образа жизни лежит на самом сотруднике. Многие организации создают отдельные программы для управленцев. Это связано с большим количеством сер­дечно-сосудистых заболеваний именно среди менеджеров. По данным компании Xerox, потеря одного управленца об­ходится в 600 ООО долл. Обучение методам противостояния стрессам гораздо дешевле. Изменение поведения достигает­ся различными средствами, в том числе и тренингами, на­правленными как на способы релаксации и модификации поведения, так и на развитие навыков деловых коммуни­каций, навыкам поведения в конфликте и др. Управленцев также надо учить избегать стрессовых ситуаций и пользо­ваться правильно менеджерскими приемами делегирования полномочий, определения приоритетов, постановки задач и правильным методам контроля, организации деятельно­сти и мотивирования.

Руководство каждой компании заинтересовано в том, чтобы ее сотрудники были здоровы, довольны и готовы к трудовым подвигам. Сотрудники же, занятые «зарабаты­ванием» денег, не склонны Задумываться о профилактике и диагностике заболеваний. Поскольку болезнь ценного ра­ботника может дорого стоить его компании, работодатели начали не только вкладывать средства в здоровье персона­ла, но и разнообразными способами подвигать его к заботе о здоровье.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.016 с.)