ТОП 10:

Оценка эффективности корпоративной социальной ответственности



Особенностью оценки эффективности отношений соци­альной ответственности, является низкий уровень техно­логичности управления в данной сфере. Разработка оценки эффективности социальных технологий, несмотря на все их многообразие и многообразие социальных инвестиций, зна­чительно отстает от запросов практики. Задачи технологии управления, в том числе в социальной сфере, обострились в России в связи с переходом к рынку, разгосударствлением собственности, вовлечением работников (собственников, наемного персонала) в процесс принятия управленческих решений. Реальности российской экономики (активизация общественного мнения, демократизация, трудовые нацио­нальные конфликты) нуждаются в социально-психологиче­ском оснащении позиций менеджмента. При этом традици­онного описания и объяснения того или иного социального феномена оказывается недостаточно. Необходимо модели­рование и конструирование социальных процессов, разра­ботка социальных технологий управления на уровне орга­низации. Социальные программы (проекты) способствуют определению оптимальных соотношений стратегических и тактических задач в повышении эффективности управле­ния организацией.

Признаками технологизации являются разграничение, разделение, расчленение социального процесса на этапы (фазы, операции), контроль однозначности выполнения процедур и операций. Технологизации управления соци­альными процессами позволяет решить следующие задачи:

• зафиксировать состав оптимально необходимых опе­раций (процедур), обеспечивающих регулирование соци­альных процессов;

• обеспечить стандартизацию процесса управления;

• определить формы объединения действий заказчиков и исполнителей;

• определить границы действий исполнителей;

• создать условия открытости (информированности) во взаимодействиях исполнителей социальных проектов;

• измерить и определить механизмы поведения участ­ников;

• определить оценки устойчивости и эффективности социальных процессов.

В связи с тем, что к деятельности в сфере социальных гарантий работников крупнейших российских акционер­ных обществ имеют отношение различные организации, до­черние общества, департаменты и подразделения обществ, собрать всю аналитическую информацию крайне затрудни­тельно. Единого документооборота, представляющего весь экономико-управленческий процесс в социальной сфере (например, обеспечения жильем нуждающихся работни­ков) — нет. Поэтому осуществить в полной мере диагно­стику существующего состояния данной проблемы (по кри­териям оптимальности финансирования, управляемости и др.) не представляется возможным. Во множестве случа­ев эксперты ссылаются на слабое взаимодействие в области социальной политики между дочерними предприятиями и центральным аппаратом организации, отсутствие еди­ных правил и измерителей, отсутствие унификации кор­поративных принципов реализации социальной политики, слабость законодательной базы и отсутствие эффективного экономического механизма.

Существует рейтинг наиболее известных социально­ответственных компаний, возглавляемый «Газпромом», «Сбербанком», «ЛУКОЙЛом». Эти компании известны более чем половине респондентов опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Высокий уровень известности получи­ли компании «АвтоВАЗ» и «РУСАЛ». Расходы на решение социальных проблем лучших российских ком­паний составляют сейчас в среднем от 1 до 1,5% их прибы­ли. На Западе на эти цели тратят значительно больше.

Результатом осуществления социальных программ яв­ляется:

• позитивное влияние на рынок потребителей (со­действие развитию местной спортивной команды, участие в поддержке одаренных детей, помощь приютам) привле­кает потребителей товаров данной фирмы;

• позитивное влияние на акционерный капитал (акции фирмы с устойчивой социальной активностью быстрее на­ходят своих обладателей, что ведет к росту капитализации компании);

• привлечение для работы на фирме высокопрофессио­нальных специалистов (обычно компания, имеющая внеш­ние социальные программы, проводит стабильную внутрен­нюю социальную политику);

• создание положительной устойчивой репутации ком­пании в обществе (особенно на уровне местного сообще­ства, а в случае масштабных социальных программ — на на­циональном и международном уровнях), и др.

Существует и другая точка зрения на взаимодействие организаций в процессах их жизнедеятельности, когда они рассматриваются как связи множества организаций разных уровней иерархии. В этом случае каждая из организаций (субъектов жизнедеятельности) является частью другой, функционально связанная с ней.

Сложившаяся практика оценки корпоративной социаль­ной ответственности в России такова (по данным опроса директоров):

• представители бизнеса осознают необходимость со­циальной активности компаний, многие из них готовы вкладывать в это дополнительные средства;

• основной целью благотворительной деятельности ме­неджеры компаний видят улучшение имиджа компании;

• благотворительная деятельность в России носит в це­лом бессистемный характер (решения о выделении средств принимаются на основе личных симпатий первых руково­дителей компании, благотворительность не увязывается со стратегией компании);

• из-за недоверия к некоммерческим организациям-по­средникам в основном практикуется прямая поддержка ра­зовых мероприятий, что не позволяет создать действенную инфраструктуру рынка социальных проектов;

• благотворительная деятельность в России активно развивается, но ее развитие возможно только в случае осоз­нания корпорациями собственных выгод от благотвори­тельной деятельности и развития института независимых благотворительных организаций.

Существует три наиболее популярные в мировой прак­тике методологии измерения результатов деятельности ор­ганизаций, используемые в различных отраслях экономики:

1) на основе «функционально-стоимостного анализа» (ФСА);

2) на основе «сбалансированной системы показателей»;

3) на основе «экономической добавленной стоимости» (ЭДС).

Критерий оценки эффективности корпорации включает следующие элементы: лидерство, стратегия, клиенты, ин­формация, бизнес-результаты.

В методологии оценки экономического потенциала корпораций выделен подход на основе систематизации структуры общества по следующим составляющим: состо­яние общества, состояние хозяйства, состояние техники.

Состояние общества может быть социалистическим, индивидуалистическим и этатическим.

Состояние хозяйства определяется мотивацией экономического поведения и хо­зяйственной этикой.

Состояние техники представлено либо традиционно-экспериментальным, либо эмпирически-научным характером деятельности.

Многообразие отношений взаимодействия власти, биз­неса и общества порождает многообразие моделей их фор­мализации (сетевая, кластерная, корпоративная), крите­рием функционирования которых является достижение баланса интересов участников и получение ожидаемых эф­фектов.

Развитие частно-государственного партнерства в инно­вационной сфере, особенно прорывных технологий (нано­технологий), способствует объединению на равноправной основе усилий бизнеса и власти в решении проблемы соци­альной ответственности. Социально-ответственно должно вести себя и общество в вопросах здорового образа жизни, семьи, духовного воспитания поколения, использования в повседневной практике национальных традиций и дей­ствующего законодательства. Критериями регулирования этих взаимодействий могут быть оценки экономического потенциала отношений социальной ответственности.

Рассмотренные оценки социальной ответственности, на­блюдаемые в практике российского менеджмента, дают воз­можность определить лишь качественные характеристики отношений социальной ответственности и их потенциала. Потребность в аналитических оценках отношений этого ви­да обусловило применение для них эмпирического подхо­да. Его сущность заключается в проверке чувствительности корпорации к регулирующим воздействиям социального характера. Анализируя реакции системы, лица, принимаю­щие решения, осуществляют поиски наиболее эф­фективных способов воздействия, соответствующих субъ­ективно принятым критериям управления (рис.6).

 

Рис. 6. Структура процесса разработки и оценки экономического потенциала социальной ответственности организации

Экономический потенциал развития корпоративной со­циальной ответственности отражает в себе возможности реализации проектов аккумулирующих стратегические ин­тересы, а значит, и средства их участников.

Публичное продвижение проектов обусловливает необ­ратимость проявленных инициатив организаций. Критери­ями реализуемости проектов социальной ответственности организаций становятся оценки реального состояния соз­даваемых объектов (мер) с учетом итеративной корректи­ровки взаимодействия организаций — участников проек­тов и изменений в структуре их внутренних возможностей и потребностей.

Оценка экономического потенциала корпоративной со­циальной ответственности может осуществляться по со­вокупным интегрированным характеристикам участников этой деятельности. К этим характеристикам относят:

структуру и динамику бюджетов социальных программ корпораций (регионов, субъектов федерации), в том чис­ле по отраслям;

зависимости бюджетов разных уровней по всем направлениям социальных программ;

зависимости темпов роста выплат социального характера по отраслям промышленности от уровня оплаты труда;

интегративные оценки социальной ответственности по группе корпоратив­ных организаций.

Предлагаемые характеристики ориентированы на до­стижение количественно обоснованного результата оценки экономического потенциала отношений КСО по направле­ниям:

• структуры потенциала;

• динамики реализации потенциала;

• воспроизводимости (жизнеспособности) потенциала;

• функциональной эффективности потенциала в диф­ференцированном по направлениям (отраслям) деятельно­сти в социальной сфере и в интегративном виде.

Результатом, характеризующим экономический потен­циал корпоративной социальной ответственности орга­низации (ЭП), может быть прирост собственных средств организаций, формируемый под влиянием финансовых вложений республиканского и федерального уровней. Из­меритель экономического потенциала корпоративной социальной ответственности представляется в виде зависи­мости:

ЭП = ΔСС/(ФБ + РБ + МБ),

где ΔСС — прирост собственных- средств коммерческих ор­ганизаций на социальные проекты;

ФБ, РБ, МБ — средства бюджетов (федерального, ре­спубликанского и муниципального).

Результат оценки позволяет выявить причины скла­дывающихся тенденций социальной ответственности со стороны корпораций и органов управления регионально­го и федерального уровней. Неэффективное использова­ние инвестиционных средств отражается в их затратном, а не в воспроизводственном использовании («проедании» финансовых средств), не в создании активных и конкурен­тоспособных центров бизнеса, а в социальных текущих рас­ходах.

Отсутствие прироста собственных средств в процессах реализации социальных проектов корпораций отражает недостаточный уровень организации их осуществления. В результате таких эффектов необходима целевая направленность финансовых средств на реализацию социальных проектов, усиление контроля их использования по назна­чению. Сопутствующими мерами являются: формирование бизнес-планов проектов социальной направленности, опре­деление требований к специалистам организации, осущест­вление программ подготовки и найма специалистов, при­влечение к сотрудничеству компаний-доноров, обеспечение гарантий по кредитам, разработка инновационной стратегии развития корпораций, подготовка и реализация программ превентивных антикризисных мер, развитие инфраструк­туры, осуществление параметрического анализа состояния корпораций на длительных периодах их развития.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.11.9 (0.006 с.)