ТОП 10:

Проблема эффективности корпоративной социальной политики



Особый интерес представляет собой возможность оценки эффективности социальных инвестиций, сравнения их на корпоративном и региональном уровнях. Необходимость такого сравнения существует как на отраслевом, так и на региональном уровнях. В нем заинтересованы:

• крупный бизнес, который нуждается в привлечении зарубежных инвестиций, выходе на мировые фондовые рынки;

• средний и малый бизнес, нуждающийся в социальном позиционировании и выстраивании конструктивных отношений с органами власти, организованной общественностью, собственным персоналом;

• бизнес в целом с целью выработки антикоррупционных оценок и показателей;

• региональные власти с целью получения дополнительных рычагов воздействия на бизнес, включая крупный, размещенный в регионе, а также реализации дополнительных ресурсов для решения социальных проблем;

• муниципальные органы, общественные организации, нарождающееся гражданское общество в качестве средства для консолидации усилий по достижению намеченных результатов и основы для планирования социального партнерства;

• экспертное сообщество (экономисты, социологи, политологи и т.д.), получающие возможность для востребованной реализации своей компетентности.

Проблема заключается в выработке конкретной технологии (методики и процедур) оценки эффективности социальной политики, прежде всего, корпоративной. Проблема оценки эффективности социальной политики, как социальных инвестиций и социального партнерства, возникает на всех этапах:

ü при планировании конкретных программ и проектов,

ü при их обосновании,

ü при подведении итогов проведенной работы.

Ситуация усугубляется многовекторностью и разнообра­зием форм социальных инвестиций и социального партнер­ства, комплексным характером самой проблемы эффектив­ности.

Во-первых, это различие содержания социальных инве­стиций в зависимости от их направленности. Социальные инвестиции могут быть направлены на:

• внутреннюю среду компании, включая вложения в человеческий капитал (рост компетентности работников, охрану труда, технику безопасности, развитие корпоратив­ной культуры и т.д.);

• внешнюю среду компании: благоустройство, охрану окружающей среды, ЖКХ, социальную поддержку и защиту н(-которых групп населения, поддержку и развитие здраво­охранения, образования, культуры и искусства, конфессио­нальной деятельности, здорового образа жизни.

Перечень таких направлений оказывается не просто широк, а еще и весьма специфичен, учитывая местные усло­вия и особенности.

Во-вторых, весьма неоднозначен сам характер оценки. Эффективность социальных инвестиций и социального партнерства может оцениваться, как минимум, с двух основных позиций:

1. Их эффективность для общества. Тогда социальные инвестиции будут рассматриваться как совокупность ранее недоступных благ, будет учитываться количество людей их получивших, в конечном итоге, будет важна собственно сумма затрат на эти инвестиции. И тогда оценка проста: «чем больше дал, тем лучше», с перспективой превращения бизнеса в источник финансовых поступлений, своеобразную «социальную ренту».

2. Их эффективность для бизнеса: что эти затраты дали развитию самого бизнеса (достижение большей известности, динамика общественного мнения, рост финансовых показа­телей, капитализации).

В-третьих, в комплексном харак­тере самого концепта «эффективность». Можно различать, как минимум, три вида эффективности:

результативность = Р/Ц— отношение полученного результата к поставленной цели: та деятельность более эффективна, в которой результаты в наибольшей степени реализуют цели (желаемые результаты);

экономичность = P/3— отношение результатов к затратам ресурсов: та деятельность более эффективна, которая позволяет получить тот же результат с меньшими затратами;

целесообразность = Ц/П— отношение целей к реаль­ным социальным проблемам: та деятельность более эффек­тивна, которая позволяет решить реальные социальные проб­лемы.

В-четвертых, следует различать уровни реали­зации и оценки эффективности корпоративной социальной политики, учитывая ее конкретные направления (мероприя­тия), компании и регионы.

Корпоративная социальная политика должна быть орга­низована таким образом, чтобы характеристики эффектив­ности на каждом из уровней анализа не вступали в проти­воречие, а дополняли друг друга. Например, достижение сиюминутных целей проекта не должно негативно сказы­ваться на долговременной перспективе, на позиции и репу­тации компании, идти вразрез со стратегией ее развития.

Особый интерес представляет собой возможность срав­нения степени социальной ответственности различных компаний. Как можно сравнивать компании разного про­филя деятельности и разного масштаба? Можно ли вообще сравнивать между собой, например, компании «Газпром» и «Вимм-Билль-Данн», «Норникель» и «Микоян»? В каж­дой сфере деятельности свои способы оценки результатов, свои принципы организации.

Экспертами России и других стран постоянно предприни­маются попытки выработки таких оценочных показателей. Чаще всего это предполагает проведение специальных иссле­дований на самом предприятии и вне его, т.е. влечет за собой существенные организационные и кадровые затраты, что затрудняет применение методики к широкому кругу пред­приятий и организаций. Задача, таким образом, состоит в создании методики, соответствующей уже наработанному опыту, с одной стороны, а с другой, открывающей возмож­ности оценки и самооценки на основе стандартных данных учета и отчетности. На этой основе могут быть разработаны упрощенные формы социальной отчетности и социального аудита предприятий малого и среднего бизнеса, а также отраслевые и региональные методики оценки эффективно­сти социальных инвестиций и социального партнерства.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.19.155 (0.007 с.)