Построение системы корпоративного управления в оао «ржд» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Построение системы корпоративного управления в оао «ржд»



В структуре управления ОАО «РЖД» действует 221 совещательный орган по всем аспектам управления и всем видам деятельности Компании, в том числе 37 советов, 87 комиссий и комитетов и 82 рабочие группы.

ОАО "Российские железные дороги" является динамично развивающейся общенациональной вертикально-интегрированной транспортной компанией. 100% акций Компании в соответствии с федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" находятся в собственности Российской Федерации. Права акционера от имени Российской Федерации осуществляет правительство Российской Федерации.

ОАО "РЖД" следует лучшей практике и стандартам корпоративного управления и признает корпоративное управление необходимым условием эффективности и успешности своей финансово-хозяйственной деятельности, повышения инвестиционной привлекательности Компании и ее дочерних обществ, а также обеспечения надлежащего проведения реформы железнодорожного транспорта.

Основными принципами системы корпоративного управления ОАО "РЖД" являются:

1. Повышение эффективности работы совета директоров за счет:

создания при нем комитетов и комиссий, способных оказать существенную помощь в подготовке решений по наиболее важным вопросам деятельности ОАО "РЖД". К работе в комитетах и комиссиях привлекаются высокопрофессиональные менеджеры, обладающие необходимыми знаниями и компетенцией для решения долгосрочных стратегических задач развития общества и имеющих значительный опыт работы в коллегиальных органах управления;

высокого уровня вовлеченности членов совета директоров в формирование стратегии ОАО "РЖД" и определение позиции компании по взаимодействию с заинтересованными лицами;

расширения полномочий совета директоров ОАО "РЖД" по утверждению сделок, что повышает степень защищенности компании от вывода активов, а также дает возможность представителям акционера в совете директоров оценить экономическую целесообразность предлагаемой исполнительным органом сделки с крупными активами.

2. Стандартизация и регламентация ключевых управленческих процессов.

В рамках компании разрабатываются и реализуются единые стандарты корпоративного управления, направленные на создание единого правового пространства, повышение качества принятых управленческих решений в компании и ее дочерних обществах, реализацию общих стратегических целей. Политика корпоративного управления дочерними обществами включает в себя несколько основных направлений:

формирование и контроль реализации стратегии развития дочерних обществ;

планирование и контроль финансовых результатов деятельности дочерних обществ, в том числе определение направлений и контроль распределения прибыли;

контроль финансово-хозяйственной деятельности дочерних обществ, в том числе совершения сделок с активами;

непрерывное повышение эффективности внутренних процессов дочерних обществ в сфере управления бизнесом;

обеспечение инвестиционной привлекательности и роста капитализации дочерних обществ;

формирование и реализация кадровой политики дочерних обществ.

3. Полнота и достоверность информации, предоставляемой акционерам компании и их партнерам.

Следуя принципу информационной открытости и прозрачности деятельности, компания обеспечивает акционеров и их партнеров всей необходимой информацией о своей деятельности, а также аналитическими заключениями по финансово-экономическим, социальным и экологическим показателям, согласно положению об информационной политике РЖД. Для раскрытия информации компания использует наиболее удобные для адресатов средства и способы. Максимально возможный объем информации размещен на корпоративном веб-сайте. ОАО "РЖД" раскрывает информацию также через информационные агентства и иные средства массовой информации. Каждое существенное событие или действие ОАО "РЖД" сопровождается пресс-релизом. Компания проводит регулярные пресс-конференции по важным вопросам своей деятельности.

4. Диалоги с акционерами.

ОАО "РЖД" открыто к обсуждению вопросов ведения бизнеса с заинтересованными сторонами и рассматривает практику проведения диалогов с другими акционерами и участниками своих дочерних обществ как ориентир в развитии корпоративного управления. В том числе, активно используя институт акционерных соглашений.

5. Внедрение этических принципов в компании.

Одним из важнейших направлений работы по совершенствованию системы корпоративного управления является эффективное внедрение этических принципов в Компании. С этой целью Советом директоров ОАО "РЖД" был утвержден Кодекс деловой этики ОАО "РЖД" содержащий ключевые общекорпоративные профессионально-этические принципы, а также нормы, определяющие действия ОАО "РЖД" по предупреждению и разрешению корпоративных конфликтов. Кодекс способствует упрочению корпоративного духа в Компании и ориентирует сотрудников Компании на единые корпоративные цели.

6. Взаимовыгодное разрешение корпоративных конфликтов.

ОАО "РЖД" придает большое значение своевременному предупреждению и справедливому урегулированию корпоративных конфликтов, стараясь предупреждать их на ранних стадиях появления. Компания стремится разрешать корпоративные конфликты путем переговоров и взаимных компромиссов участников конфликта, с учетом законных интересов всех участников. Во внутренних документах Компании закреплены процедуры декларирования членами исполнительных органов ОАО "РЖД" наличия конфликта интересов и обязательного информирования совета директоров о случаях возникновения подобных конфликтов. Данная практика позволяет повысить защищенность интересов акционера.

7. Стратегия высокой социальной ответственности.

ОАО "РЖД" реализует корпоративную стратегию высокой социальной ответственности через:

содействие региональному развитию;

обеспечение роста подвижности населения;

повышение качества предоставляемых услуг;

осуществление в полном объеме всех государственных социальных программ.

8. Социальная поддержка сотрудников компании.

Система социальной поддержки сотрудников ОАО "РЖД" - один из важнейших факторов, обеспечивающих рост эффективности компании. По инициативе ОАО "РЖД" для сотрудников разрабатываются и внедряются программы мотивации, в том числе:

масштабная ипотечная программа;

корпоративная система негосударственного пенсионного обеспечения;

программа поддержки молодых специалистов;

программа мотивации членов исполнительных органов в зависимости от результатов деятельности Компании.

ОАО "РЖД" продолжает непрерывную работу по совершенствованию системы корпоративного управления, основываясь на международных стандартах и ориентируясь на интересы акционеров и партнеров компании, а также на повышение эффективности и оперативности принятия управленческих решений, повышение прозрачности своей деятельности.

 

 

 

Рис. 4 Характеристика кадрового состава ОАО «РЖД»

 

Практика работы Совета директоров ОАО "РЖД" показывает высокий уровень вовлеченности членов совета в формирование стратегии ОАО "РЖД" и определение позиции ОАО "РЖД" по взаимодействию с заинтересованными лицами.

Совет директоров ОАО "РЖД" состоит из высокопрофессиональных менеджеров, обладающих необходимыми знаниями и компетенцией для решения долгосрочных стратегических задач развития общества, и государственных служащих высшего ранга, имеющих значительный опыт работы в коллегиальных органах управления. Членом Совета директоров может быть только физическое лицо.

Для обеспечения принятия качественных и своевременных решений при Совете создаются комитеты и комиссии, которые могут оказать существенную помощь в подготовке решений по наиболее важным вопросам деятельности ОАО "РЖД". В частности, создан Комитет Совета директоров по вопросам реформирования. Наличие такого комитета имеет исключительно важное значение на нынешнем этапе развития ОАО "РЖД".

Интенсивное развитие корпоративной структуры компании, направленное на реализацию программы реформирования, привело к тому, что сегодня об ОАО "РЖД" все чаще говорится не как о компании, а как о холдинге "Российские железные дороги".

ОАО "РЖД" управляет дочерними и зависимыми обществами посредством корпоративных методов, не допуская административного вмешательства в деятельность таких обществ. Это положение закреплено нормативными документами Компании и обязательно для исполнения всеми должностными лицами ОАО "РЖД".

Корпоративное управление дочерними и зависимыми обществами осуществляется посредством участия представителей ОАО "РЖД" в общих собраниях акционеров, советах директоров и ревизионных комиссиях дочерних и зависимых обществ.

Высшим органом управления ОАО «РЖД» является Общее собрание акционеров. Единственным акционером Компании является Российская Федерация, от имени которой полномочия осуществляются Правительством Российской Федерации (ст. 47 Федерального закона «Об акционерных обществах»). Решения акционера оформляются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации. Решения годового общего собрания акционеров в 2009 г. утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2009 г. № 894р.

Правительство Российской Федерации единолично принимает решение и оформляет письменно численный и персональный состав совета директоров ОАО «РЖД». Состав совета директоров ОАО «РЖД» утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2009 г. № 894-р в количестве 9 человек.

Председателем совета директоров ОАО «РЖД» избран Жуков А.Д. – заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. Членом совета директоров является президент ОАО «РЖД» Якунин В.И.

Президент ОАО «РЖД» реализует права и несет ответственность за достижение главных целей деятельности Общества – обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых обществом, а также извлечения прибыли.

Президент Общества является единоличным исполнительным органом Общества. Правление ОАО «РЖД» является коллегиальным исполнительным органом Общества. Правление Общества состоит из председателя правления Общества – президента ОАО «РЖД», первого вице-президента, старших вице-президентов и вице-президентов компании, руководителей филиалов Общества – железных дорог, руководителей подразделений аппарата управления Общества и других работников Общества (в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2004 г. № 265-р).

Персональный состав правления Общества определяется решением совета директоров Общества, за исключением должности председателя правления Общества – президента ОАО «РЖД», назначаемого Правительством Российской Федерации. Ревизионная комиссия создается для контроля финансово-хозяйственной деятельности компании. Состав ревизионной комиссии утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2009 г. № 894-р в количестве 7 человек. Члены ревизионной комиссии не могут одновременно занимать какие-либо должности в органах управления компании.

Корпоративная социальная ответственность играет важнейшую роль на всех этапах подготовки и принятия управленческих решений и является важным фактором динамичного развития Компании. Сегодня ни одно ключевое решение в структуре ОАО "РЖД" не принимается без учета интересов государства, клиентов, инвесторов, персонала.

Важной функцией корпоративной социальной ответственности является управление нефинансовыми рисками. В связи с этим социальная отчетность ОАО "РЖД", подготовленная с учетом рекомендаций международных стандартов в области нефинансовой отчетности, призвана не только продемонстрировать обществу и инвесторам качество управления нефинансовыми рисками и уровень социальной ответственности Компании, но и является реальным инструментом корпоративного управления.

В 2007 году ОАО "РЖД" был разработан и введен в действие ряд новых механизмов социальной ответственности. Это касается в первую очередь пилотных проектов в области социальной защиты, охраны окружающей среды, менеджмента качества. ОАО "РЖД" вступило в РСПП и присоединилось к Глобальному договору ООН [6] и Социальной хартии Российского бизнеса.

Важным инструментом коммуникаций между Компанией и заинтересованными сторонами в области социальной ответственности является корпоративный социальный отчет. В нем содержится информация по всем направлениям корпоративной социальной ответственности, реализуемым в ОАО "РЖД", а именно:

· информация об ответственности перед персоналом, обществом, потребителями и деловыми партнерами;

· сведения об ответственности за охрану окружающей среды и рациональное природопользование;

· анализ управленческих подходов - мероприятия и показатели результативности по обеспечению устойчивого экономического, экологического и социального развития Компании.

Корпоративная социальная ответственность – одна из основных составляющих деятельности ОАО «РЖД». Содействие развитию социальной сферы страны – важнейшая стратегическая задача компании, а масштаб этой работы и статус государственной корпорации накладывает на нее целый ряд обязательств, от выполнения которых во многом зависит благополучие значительной части российского общества.

В 2006 г. в ОАО «РЖД» был принят Кодекс деловой этики. Цитата из него лучше всего определяет позицию организации по отношению к персоналу: «Компания обеспечивает благоприятные и безопасные условия труда для работников и осуществляет их социальное и медицинское обеспечение в рамках коллективного договора и соответствующих программ, действующих в Компании. Компания обеспечивает равные возможности для проявления своих способностей в процессе трудовой деятельности. Компания уважает частную жизнь работников, не допуская какого-либо вмешательства в нее». Столь популярное на Западе понятие «privacy» (в переводе с англ. – «сохранение в тайне») приобретает новый смысл в рамках концепции корпоративной социальной ответственности. Также Кодекс провозглашает такие ценности, как развитие бизнеса по принципу социальной ответственности, уважительное и бережное отношение к человеку.
Вопросами, связанными с сотрудниками, занимается департамент управления персоналом ОАО «РЖД» и отделы управления персоналом и социальной сферой в филиалах, структурные подразделения и ДЗО. Часть функций в данной области реализуют департаменты социального развития, планирования и бюджетирования, реформирования и корпоративного управления, организационно-штатной работы, здравоохранения.
В ОАО «РЖД» исторически сложилось так, что социальная ответственность компании перед персоналом должна «подпитываться» аналогичным отношением к ней самих работников. Так, сотрудники обязаны: добросовестно выполнять свои функции; соблюдать требования законодательства РФ, правила внутреннего трудового распорядка, устав и локальные документы компании; исполнять решения ее органов управления, приказы и распоряжения; вести себя корректно, достойно, следовать нормам делового общения, принятым в организации; заботиться о ее интересах, сохранять корпоративные ценности.
Такая позиция – основа взаимоотношений с работниками на принципах социального, а не только коммерческого партнерства. Разумеется, различные социальные инициативы компании имеют целью также увеличение стоимости ее бренда, конкурентоспособности на рынке труда, привлечение соискателей.
Кстати, комплекс мероприятий, направленных на реализацию социальной ответственности, зачастую путают с системой нематериальной мотивации. У обеих систем есть один объект – работник. Однако задачи у них разные. Если нематериальная мотивация направлена на удержание специалистов в компании, признание их заслуг, то политика социальной ответственности призвана обеспечить сопряжение личных целей сотрудника с целями организации и благоприятный морально-психологический климат в коллективах, повысить лояльность работников, создать у них чувство уверенности в завтрашнем дне, сформировать социальную инфраструктуру для производительного труда.
Кроме того, социальная ответственность работодателя, конечно же, состоит в безусловном соблюдении трудового законодательства и обеспечении закрепленного в нормативной базе комплекса социальных гарантий.
Важную роль в политике взаимоотношений с персоналом играет их правовой регулятор – Коллективный договор ОАО «РЖД», который заключает каждый филиал с работником и профсоюзом. Согласно этому документу, у компании есть обязательства по отношению к сотруднику и всему коллективу, также и у работников есть индивидуальные и совместные обязанности перед организацией.
Стратегической программой развития ОАО «РЖД» социальная сфера определена как важная составляющая жизнедеятельности и обеспечения устойчивой работы предприятия. Вложения в социальную сферу – это не только выполнение обязательств перед сотрудниками и обществом, но и инструмент повышения производственно-экономической эффективности ОАО «РЖД».
Показателями социального развития организации выступают: предоставление социальных гарантий, эффективное функционирование здравоохранения, развитие физической культуры и спорта, реализация жилищной политики, негосударственное пенсионное обеспечение работников, охрана труда. Кроме того, к социальной составляющей деятельности компания относятся: молодежная политика, обеспечение негосударственных образовательных учреждений, поддержание функционирования дет­ских железных дорог, забота о ветеранах, благотворительная и спонсорская работа компании и ее руководства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 659; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.57.1 (0.022 с.)