ТОП 10:

Формирование социального пакета



Государство как регулятор социальных отношений заинтересовано переложить бремя социальной ответственности.

За рубежом затраты работодателей на рабочую силу по своему содержанию шире компенсаций работникам. Структура затрат утверждена Международной организаци­ей труда (МОТ). В нее включены десять групп показателей, по которым рассчитывается средний показатель на единицу отработанного или оплаченного времени:

1) прямая заработная плата;

2) оплата за неотработанное время;

3) единовременные премии и поощрения;

4) расходы на питание, топливо и другие натуральные выдачи;

5) расходы на обеспечение работников жильем;

6) расходы на социальную защиту;

7) расходы на профессиональное обучение;

8) расходы на культурно-бытовое обслуживание;

9) затраты, не вошедшие в ранее приведенные классифи­кационные группы;

10) налоги, относимые к затратам на рабочую силу.

В странах с развитой рыночной экономикой размер со­циального пакета учитывается государственными органами при предоставлении налоговых льгот предпринимателям, т.е. работодателям на Западе выгодно предоставлять со­циальный пакет. В отличие от западных фирм российские предприниматели за социальную ответственность по отно­шению к своему персоналу от государства никаких льгот не имеют.

В российских организациях наиболее популярны такие дополнительные льготы, как:

v выдача кредитов сотрудни­кам,

v создание условий для обучения,

v профессионального развития,

v также оплата услуг мобильной связи

v предо­ставление служебного автомобиля.

Чуть более половины российских компаний обеспечивают работников дополни­тельной медицинской страховкой и оплачивают питание (обеды). Программы, направленные на сохранение здоровья работников и членов их семей, способствуют также развитию рынка страховых услуг и региональных медицинских центров.

Социальный пакет разрабатывается отделом по управле­нию персоналом и согласовывается с руководством компа­нии, Можно выделить несколько подходов, используемых для определения содержания компенсационного пакета для сотрудников (табл.6 ).

Таблица 6

Подходы к формированию социального пакета для сотрудников компании

Подход Характеристика
Ранжирование работников Работники компании делятся на должностные категории, за которыми закрепляется определенный пакет льгот. По мере продвижения по служебной лестнице этот пакет дополняется
Выборочный подход Льготные компенсации ограничиваются определенным лимитом по объему оказания услуг и по времени, например, осуществление добровольного медицинского страхования на долевой основе с работниками и на определенный срок. Это экономит средства предприятия на социальные программы и одновременно стимулирует ответственное отношение работников к предоставляемым льготам
Ранжирование льгот Руководство решает вопрос о предоставлении льгот отдельным сотрудникам уже за их ответственность, например, за ответственное выполнение важного задания, или за ответственное отношение к своему здоровью (установление льготных компенсаций некурящим сотрудникам) и т.п.
Балльная оценка Льготы делятся на основные и дополнительные. Основные получают все сотрудники компании, а дополнительные предоставляются индивидуально по шкале перевыполнения производственных заданий
Комбинированный подход Каждый работник ежегодно проходит аттестацию, по результатам которой получает определенное количество баллов. В пределах набранной суммы баллов работник самостоятельно выбирает из списка льготы, которые наиболее важны для него в текущем году

 

Следует отметить, что часто в российских компаниях с большим отрывом как льготная категория лидируют топ- менеджеры. Это негативно влияет на мотивирование пер­сонала. Для социально ответственной компании в уставе целесообразно закрепить децильный коэффициент: отно­шение заработной платы высших руководителей (с учетом безналичных компенсаций) к средней зарплате на предпри­ятии. В продвинутых западных компаниях децильный ко­эффициент составляет не более 5—6 и в кризисный период должен уменьшаться.

Юридически дополнительные компенсационные льготы закрепляются в коллективном договоре, который заключа­ется между профсоюзным органом и работодателем, а кон­кретный перечень льгот — в индивидуальном контракте с каждым работником.

Основной социальный пакет работников компании ОАО «РЖД» включает следующие компенсации:

ü индексация заработной платы в зависимости от роста потребительских цен, а также ее увеличение при повыше­нии производительности труда;

ü добровольное медицинское страхование: обеспечение медицинской помощью работников и членов их семей; медицинское обслуживание неработающих пенсионе­ров компании в негосударственных учреждениях здравоох­ранения Компании;

ü корпоративная поддержка работников (субсидии, займы, кредиты, ипотека) на строительство и приобретение жилья в собственность;

ü компенсация затрат на приобретение бытового то­плива;

ü материальная помощь работникам при уходе в еже­годный оплачиваемый отпуск;

ü полная или частичная компенсация работникам и членам их семей стоимости путевок в санаторно-курорт­ные учреждения ОАО «РЖД»;

ü единовременное пособие одному из родителей при рождении ребенка в размере двух минимальных размеров труда (сверх установленного законодательством РФ);

ü ежемесячное пособие работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, до достижения им трехлетнего возраста, равное МРОТ в РФ;

ü негосударственное пенсионное обеспечение работников через НПФ «Благосостояние»;

ü единовременное поощрение за добросовестный труд при увольнении работника впервые из ОАО «РЖД» в связи| с уходом на пенсию;

ü единовременная денежная помощь уволенным в запас военнослужащим при их возвращении в ОАО «РЖД» и размере не менее двух месячных тарифных ставок.

В настоящее время можно выделить следующие направления развития КСО в отноше­нии персонала компании (табл.7).

 

Таблица 7

Направления развития внутренней корпоративной социальной ответственности

Направления развития КСО Содержание КСО
Необходимый минимум1 Дополнительное развитие
1. Политика доходов Зарплата(белая)— своевременная выплата в соответствующем размере Гибкая система бону­сов и премий
2. Социальное обеспечение Соцпакет: мед. стра­ховка, спортклуб, парковка, питание, мобильный телефон, санаторно-курортное лечение Пенсионное страхова­ние, ведомственные по­ликлиника (медпункт), детсад, дом отдыха
3. Человече­ский капитал Повышение квали­фикации, стажиров­ки, тренинги, оплата высшего образования, диспансеризация Оплата второго высшего образова­ния, стимулирование новаторов, внедрение новых технологий, сти­мулирование здорового образа жизни
4. Условия труда Улучшение санитар­но-гигиенических условий, контроль за безопасностью труда и производственной дисциплиной, доплаты за вредность, ранний выход на пенсию Улучшение эргоно­мики, профилактика профзаболеваний, внедрение экологиче­ски чистых технологий, современные средства защиты, тренинги по безопасности труда, гибкий график работы, возможность работать на дому
Жилищная политика Общежитие, дачные кооперативы Жилищные кредиты, ссуды на покупку жи­лья, доплата за аренду квартиры
Гуманизация труда Ротация персонала, смена операций, осво­ение смежных профес­сий Планирование карьер­ного роста, самоорга­низация на рабочем месте, участие в управ­лении, привлечение сотрудников к КСО, развитие корпоратив­ной культуры

 

В развитии КСО необходимо учитывать социокуль­турные особенности российского населения и предприни­мательства, «теневизацию» российской экономики и от­сутствие налоговых стимулов или льгот для социально ответственных компаний. Но осознание на всех уровнях управления сущности социальной функции предпринима­тельства, разработка системы мер, поощряющих социально ответственное поведение предприятий, а главное — реаль ные действия государства и бизнеса, создадут более благо­приятные условия для гармонизации их интересов, перс' распределения бремени по решению социальных проблем общества, снижения уровня социальной дифференциации населения и социальной напряженности в стране.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.148.142 (0.005 с.)