ТОП 10:

Модели оценки эффективности КСО



Научно-методическая задача заключается в выявлении корреляций между объемами (затратами) внутренних соци­альных инвестиций (по различным направлениям) и показа­телями производительности труда, конечными показателями деловой активности (прибыль, рентабельность, капитализа­ция), а также объемами (затратами) внешних социальных инвестиций (по различным направлениям) и показателями реализации, нематериальных активов, конечными показате­лями деловой активности.

В принципе возможны три основных подхода, связанных с соответствующими моделями оценки эффективности соци­альных инвестиций.

1. Оценка эффективности с точки зрения динамики роста социальных инвестиций и развития социального партнер­ства. Достоинства такого подхода очевидны: он направ­лен на стимулирование объемов затрат на корпоративную социальную политику. Не менее очевидны и слабости этого подхода. Рост социальных инвестиций может быть неоправ­данным, вектор этих инвестиций может не соответство­вать реальным социальным проблемам развития компании и региона.

2. Оценка эффективности как сопоставление со средними показателями затрат на внутренние и внешние социальные инвестиции, социальное партнерство. Достоинства и недо­статки такого подхода также очевидны и хорошо известны любому, кто сталкивался с нормами и нормативами, разра­ботанными «по среднему». Такие нормативы крайне жела­тельны для любого лица, принимающего решения, поскольку дают важные ориентиры. Да и сама процедура оценки доста­точно упрощается пропорцией выше и ниже норматива. Но этот подход, к сожалению, закрепляет сложившуюся (воз­можно, не оптимальную) практику, не давая целевых ориен­тиров на решение реальных проблем социального развития.

3. Разработка оптимальных (целевых) нормативных показателей внутренних и внешних социальных инвестиций и оценка эффективности как сопоставление с этими показа­телями. Такой подход предполагает разработку процедуры выявления приоритетных проблем и задач социального раз­вития (в том числе применительно к конкретному региону, месту), другими словами, процедуру и механизм выработки некоего социального заказа.

Очевидно, наиболее полным и комплексным решением является третий подход. Однако в зависимости от конкрет­ной ситуации и задач вполне оправданным является при­менение первого и второго подходов. Более того, второй и третий подходы предполагают накопление достаточно обширных первичных материалов, на основе обработки которых только и возможна выработка средних, а тем более целевых, нормативных показателей. И основу накопления такой информации может дать первый подход.

Поэтому оптимальным является выбор пути реализации оценки эффективности социальных инвестиций и социаль­ного партнерства в три этапа (по мере наработки и расшире­ния базы данных)[4]:

Этап 1.- оценка эффективности на основе динамики затрат на внутренние и внешние социальные инвестиции, социаль­ное партнерство.

Этап 2- выявление средних показателей по основным направлениям (векторам) социальных инвестиций и соци­ального партнерства, желательно при этом учитывать регио­нальные и отраслевые особенности деловой активности и социального развития.

Этап 3 - выявление целевых нормативов и разработка механизма их уточнения и развития на основе процедуры выработки, принятия и обеспечения реализации социаль­ного заказа на решение приоритетных проблем социального развития.

Методика первого этапа позволяет оценивать и сравнивать социальные инвести­ции и развитие социального партнерства вне зависимости от профиля и масштаба деятельности компаний и организа­ций. Основой такого сравнения становится распределение базовых баллов (весов) по основным направлениям социаль­ной политики. Фактически набранные баллы определяются пропорционально (в процентном отношении) динамики этих показателей за конкретный временной период. Итогом оценки является сумма реально набранных баллов.

На этом этапе была проведена предварительная агрега­ция показателей, характеризующих социальные инвести­ции и социальное партнерство. Они были интегрированы в зависимости от двух факторов. Во-первых, в зависимо­сти от направления соответствующих затрат (внутрен­ние — «по эту сторону забора» и внешние — по «ту сторону забора»). Во-вторых, в зависимости от того, в чьих интере­сах, с чьей позиции оценивается эффективность: самого биз­неса или общества. В этой связи можно различать четыре основных группы показателей эффективности социальных инвестиций и социального партнерства.

«Забота»— внутренние социальные инвестиции, оце­ниваемые с социальной позиции: социальные инвестиции в человеческий капитал, включая затраты на рост компе­тентности работников, охрану их труда и здоровья, развитие корпоративной культуры.

«Добросовестность»— внутренние инвестиции, оце­ниваемые с позиций самого бизнеса: социальные инвестиции в развитие отношений с потребителями, партнерами, инве­сторами, кредиторами, конкурентами.

«Сопричастность»— внешние социальные инвести­ции, оцениваемые с позиций внешней социальной среды: социальные инвестиции в развитие материальной среды (эко­логия, благоустройство, ЖКХ), а также социальное и гума­нитарное развитие (здравоохранение, культура и искусство, образование, конфессиональная деятельность, спорт, здоро­вый образ жизни и т.п.).

• «Успех»— внешние социальные инвестиции и соци­альное партнерство, оцениваемые с точки зрения бизнеса: роста его известности, признания и уважения, стабильности и развития итоговых экономических показателей.

Обобщение полученных данных позволило сделать вывод о постепенности освоения бизнесом соответствующих век­торов социальных инвестиций и социального партнер­ства: от вложений в человеческий капитал к выстраиванию эффективного социального партнерства в рыночной среде с выходом за ее пределы, что является реальным путем к окончательному успеху, выражаемому в конечных показа­телях деловой активности.

Важным промежуточным результатом этапа стала раз­работка «Программы эффективных социальных инвестиций и партнерства (ЭСИСП)», включающей в себя концепцию «100 + 1 принцип ЭСИСП», методику оценки эффективно­сти СИ и СП («Матрица ЭСИСП» и «Рейтинг ЭСИСП»). Дальнейшим развитием методики стала разработка «информационной карты» — уточненной системы индика­торов оценки эффективности корпоративной социальной политики. При отборе показателей для информационной карты использовались данные официальной статистической отчетности с учетом имеющегося опыта по социальному пла­нированию организаций и предприятий.

Информационная карта сформирована в соответствии с рекомендациями РСПП, данными в «Базовых индикато­рах результативности», с учетом требований международ­ных стандартов, в первую очередь GRI, АА1000, «UN Global Compact» и других, и содержит показатели, включенные в официальную статистическую отчетность, а также показа­тели внутренней отчетности.

Оценка эффективности корпоративной социальной поли­тики в формате информационной карты дает возможность разработки системы международной сертификации эффек­тивности корпоративной социальной политики: социальных инвестиций и социального партнерства, к которой приступил коллектив специалистов Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ и Экспертного института Российского союза промыш­ленников и предпринимателей (работодателей) при активном участии Европейской ассоциации бизнеса и компании «CNC Communications & Network Consulting (RUS) LLC».

Данная методика может быть использована для раз­работки специального рейтинга — комплексной оценки результатов внутренних и внешних социальных инвестиций, и социального партнерства.

Переход от I этапа к II этапу, и от него — к III этапу обус­ловлен накоплением существенной информационной базы данных, необходимой для анализа и выявления корреляций. Именно такие шаги и предпринимаются в настоящее время упомянутой выше группой исследователей, приступивших к разработке методики оценки эффективности корпоратив­ной социальной политики второго и третьего уровней.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.11.9 (0.006 с.)