Оценка корпоративной социальной активности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка корпоративной социальной активности



Применение оценок социальной активности организа­ции в отношениях социальной ответственности органи­заций разнообразно. Применительно к рассматриваемым явлениям в деятельности организации наиболее эффектив­ными измерителями в системе управления представляются индексные оценки. Наиболее распространенной и актуаль­ной задачей управления является задача выбора инвесто­ров и направления деятельности в сфере социальной ответ­ственности.

Хозяйствующие субъекты разных уров­ней вправе выбрать без «моральных» потерь тот состав инвесторов, который наиболее соответствует их запросам и профилю деятельности. Выбор при этом отождествляется с селекцией клиентуры, способами ее привлечения и удер­жания. При этом различают двойственность выбора: видов деятельности в сфере социальной ответственности и выбор партнеров (инвесторов) в этой сфере. Методика выбора партнеров (инвесторов) организаций включает в себя сле­дующие этапы:

• формирование перечня факторов выбора на основе опыта работы организации и информации об услугах пар­тнера;

• сравнительный анализ факторов выбора по расчетам и качественным (экспертным) оценкам;

• проверка условий соответствия критерию выбора;

• обобщение совокупности оценок факторов выбора;

• принятие решения о выборе партнера.

Исходной информацией выбора партнеров является перечень факторов, учитываемых при выборе (перечисле­ны в порядке убывания значимости):

1. географическое раз­мещение,

2. наличие субсистем (филиалов, отделений, пред­ставительств);

3. оценки финансового состояния;

4. доходность, в том числе уровень капитализации;

5. наличие кредитования работников по оплате жилья;

6. виды финансовых операций (лизинг, факторинг, траст, наличные, векселя и др.);

7. содей­ствие и консультация финансовых операций для персонала;

8. квалификация персонала;

9. страхование жизни и здоровья персонала;

10. профессиональная ответственность персонала;

11. наличие системы краткосрочного кредитования персонала на учебу и лечение;

12. размер минимального пакета акций;

13. до­ступность и доверие руководства организаций; психологи­ческая комфортность.

Территориально организации-партнеры должны быть по возможности расположены в пределах оперативной до­сягаемости. Финансовое состояние партнера характеризу­ется размером его уставного капитала на год основания, его динамикой, региональным рейтингом, ликвидностью, платежеспособностью, надежностью. Рассматриваемые по­казатели в предлагаемой методике оцениваются в соотно­шениях по индексам и сводятся в таблицы для обобщения по выбранным критериям и формам собственности (госу­дарственная, муниципальная, частная, смешанная, обще­ственных объединений).

Задача выбора направления деятельности в сфере КСО заключается в создании условий, привлекательных для организаций при формировании корпоративных интере­сов в реализации проектов социальной направленности. Если организация намеривается иметь в своей деятельно­сти окупаемые направления, обеспечивающие устойчивое воспроизводство ресурсов (в частности трудовых), то оно должно обеспечить достаточно высокий уровень платеже­способности, при котором инвесторы предоставляют ему финансовые средства. Координаторами направлений соци­альной ответственности организаций могут быть, как пока­зывает практика, как органы государственного управления (федеральные, региональные, местные), так и организации, для которых эта деятельность является приоритетной. Су­ществуют традиционные показатели, характеризующие финансовое состояние организаций по направлению дея­тельности (коэффициенты платежеспособности).

В практике менеджмента к ним относят: коэффициент абсолют­ной ликвидности, (Клик > 0,2, коэффициент покрытия (Коп > 1,5—2). Каждый из указанных коэффициентов рас­считывается делением отдельных элементов или всей сум­мы оборотных активов предприятия на величину его кра­ткосрочной задолженности.

Общий коэффициент покрытия среди рассмотренных измерителей показывает, способна ли организация выполнять свои обязательства по социальным проектам по какому-либо направлению, не создавая затруд­нений для вновь образуемых организаций в социальной сфере. Решение этой задачи необходимо для аналитиче­ского обоснования вариантов взаимодействия организаций в проектах социальной направленности. Объектом анализа при выборе направлений являются цели на будущее разви­тие текущей стратегии, возможности проектов.

В отраслевом планировании организации промышлен­ности, например система индикаторов включает в себя:

• абсолютные индикаторы (объем реализованной про­дукции, простои в ремонте, использование мощностей обо­рудования);

• относительные индикаторы (рентабельность произ­водства, производительность труда, количество оборотов оборотных средств, доля непрямых затрат в себестоимо­сти);

• индикаторы динамики (темп снижения или роста се­бестоимости товарной продукции, темп роста цен на про­дукцию).

Состав индикаторов определяет критерии оценки эконо­мического потенциалами эффективности производства (со­циально-экономическая система) и основные цели управле­ния в каждой из сфер деятельности организации. Подобные показатели рассчитываются по фактическому уровню и ис­пользуются при анализе эффективности организации на­ряду с комплексом других показателей.

В современной практике корпоративной социальной от­ветственности введены два вида оценочного измерителя со­циальной активности организации:

1) по уровню активности участия организации в осу­ществлении социальной ответственности на основе раз­нообразных форм (мер) и направлений социальной ответ­ственности (y фa);

2) по уровню капиталоемкости осуществления мер со­циального регулирования на основе общей или удельной величины затрат из расчета на одного работающего в орга­низации (ука).

y фa = ∑hi ∑aj
i j

где hi- — ранг направления социальной ответственности (i = 1,2...п).

aj — ранг мер социальной ответственности в ряду при­меняемых мер по их многообразию форм (j = 1, 2,..., т).

Другой формой применения метода индексов предлага­ется общая оценка состояния социальной активности ор­ганизаций в отношениях социальной ответственности. На­правлениями оценки являются: оплата труда и социальные выплаты; развитие персонала; охрана здоровья и техника безопасности; реализации социальных программ.

Система показателей, на основе которой производится оценка, определяется на основе налоговой и статистиче­ской отчетности, представляемой коммерческими органи­зациями. Она включает в себя следующие группы показа­телей:

ü текущего состояния организации (отсутствие задол­женности по уплате налогов из заработной платы, соблюде­ние трудового законодательства, соблюдение законодатель­ства в области охраны окружающей среды);

ü характеризующие организацию как устойчиво разви­вающуюся систему (объем реализации продукции (услуг, работ), производительность труда, налоги, обязательные платежи, трудовые конфликты);

ü отражающие специфику деятельности организации в социальной сфере;

ü отражающие взаимодействие организации с профес­сиональными союзами, объединениями предпринимателей, трудовыми коллективами.

Определение оценок социальной активности обусловле­но потребностью в корректном сопоставлении деятельности корпорации в задачах выбора партнеров для осуществления социальных проектов. Для определения социальной актив­ности деятельности организации по каждому из направле­ний, кроме расчетных величин показателей предложено учи­тывать их относительную значимость, которая определяется специально установленными коэффициентами, предназна­ченными для дифференциации влияния данного показателя на общую оценку (таблицы 9-12)[5].

Таблица 9

Перечень показателей, применяемых для оценки эффективности социальной работы компании по направлению «Оплата труда и социальные выплаты»

Наименование показателя Формула расчетов показателей
Темп роста затрат на оплату труда в общих затратах на производство и реализацию продукции (работы, услуги)
Соотношение темпов роста среднемесячной начисленной заработной платы и темпов роста объема реализованной продукции (работ, услуг)
Темп роста выплат социального характера на одного работника
Темп роста выплат на дополнительные социальные гарантии в расчете на одного работника

 

 

Таблица 10

Перечень показателей, применяемых для оценки эффективности социальной работы компании по направлению «Развитие персонала»

Наименование показателя Формула расчетов показателей
Темп роста доли работников, повысивших квалификацию и прошедших переподготовку кадров в среднесписочной численности работников
Темп роста доли работников, повысивших квалификацию и прошедших переподготовку кадров в расчете на одного работника

 

Таблица 11

Охрана здоровья и техника безопасности

Показатели Формула расчета показателя
Темпы роста затрат на мероприятия по улучшению условий труда в расчете на одного работающего
Темп роста затрат на медицинское обслуживание в расчете на одного работника
Доля пострадавших на производстве в общем числе работающих, %
Динамика затрат на санаторно-курортное лечение
Динамика затрат на спортивно-оздоровительные мероприятия

 

Таблица 12

Реализация социальных программ

Наименование показателя Формула расчетов показателей
Темпы роста затрат на реализацию социальных программ для собственных работников
Динамика затрат на реализацию социальных программ для собственных работников

 

Чем больше значение коэффициента, тем большее влияние имеет данный пока­затель на итоговую оценку. Динамика предлагаемых измерителей социальной ак­тивности организаций дает возможность выполнить ее ана­лиз (рост, причины изменений) в сопоставлении с дохода­ми самого предприятия.

Применение метода индексов в управлении социальной ответственностью разнообразно. Наиболее распространен­ной и актуальной задачей является задача выбора инвесто­ров и направления деятельности в сфере социальной ответ­ственности.

Межсекторное взаимодействие в отношениях социаль­ной ответственности (государство — бизнес — некоммер­ческие организации) в регионах (отраслях) как правило не является равновесным. Оно отражает одностороннее (доминирующее) влияние центральных органов власти инициировать отношения социальной ответственности среди коммерческих организаций. Такое взаимодействие, не сопровождаемое другими мерами создания условий для развития этих отношений (инфраструктура, инновацион­ная политика, кадровая работа, создание бизнес-центров и т.д.), не приводит к позитивному формированию эконо­мического потенциала КСО коммерческих организаций.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.012 с.)