ТОП 10:

Взаимодействие с заинтересованными сторонами в реализации КСО



Работая в направлении повышения социальной ответственности, компании необходимо помнить и учитывать интересы тех, для кого все это делается, -то есть заинтересованных сторон. В наиболее общем виде основные группы заинтересованных сторон включают:

Ø акционеров,

Ø инвесторов,

Ø государственные регулирующие и контролирующие органы,

Ø бизнес-партнеров

Ø поставщиков,

Ø персонал

Ø профессиональные объединения работников,

Ø потребителей товаров и услуг,

Ø общественные организации,

Ø СМИ,

Ø представителей местных сообществ в регионах присутствия компании и т.д.

Под заинтересованными сторонами понимаются физические и юридические лица, которые испытывают на себе влияние решений и действий организации либо сами оказывают на нее воздействие.

Термин «заинтересованная сторона» пришел к нам с Запада и является вольным переводом английского stakeholder. Впрочем, в российском экспертном сообществе все чаще используют прямую кальку с английского, называя заинтересованные стороны стейкхолдерами.

В настоящее время интересы одной группы участников социальных отношений могут отличаться от другой группы (рис., таблица).

 


Рис. 2. Социальная ответственность: интересы участников

 

 

Таблица 2.

Взаимосвязь интересов участников корпоративных социальных отношений

 

РАБОТНИКИ РАБОТОДАТЕЛИ ВЛАСТЬ ОБЩЕСТВО В ЦЕЛОМ
Основные цели
Стремление к достойной жизни Создание комфортных условий для бизнеса Упрочение авторитета Устойчивое развитие
Основные интересы
 Улучшение условий труда.  Достойная оплата труда.  Защита жизни, здоровья, имущества.  Социальный пакет (медицинское, пенсионное страхование, детские сады, ясли, дома отдыха).  Улучшение условий труда, морального климата в коллективе.  Уважение прав личности.  Поддержка образования.  Поддержка творческих начинаний.  Улучшение имиджа предприятия.  Расширение спроса на производимую продукцию.  Получение доступа на международные рынки.  Повышение привлекательности на рынке труда.  Улучшение условий труда, повышение заинтересованности работников.  Управление рисками, возникающими в социальной сфере.  Получение «общественной лицензии» на ведение бизнеса.  Установление хороших отношений с властью.  Приобретение средства защиты собственности от недружественного поглощения.  Повышение инвестиционной привлекательности.  Получение средств контроля над социальной ситуацией в регионе.  Облегчение проверки выполнения работодателями региона требований трудового законодательства.  Стимулирование решения социальных проблем работодателями.  Повышение привлекательности региона на рынке труда; закрепление трудоспособного населения в регионе.  Поощрение деятельности администрации вышестоящими органами власти.  Получение позитивной оценки деятельности администрации электоратом.  Создание новых рабочих мест.  Создание социальных объектов (детских садов, школ, больниц, спортивных сооружений).  Поддержка образования.  Поддержка и проведение культурных и спортивных мероприятий.  Снятие социальной напряженности.  Благоустройство населенных пунктов.  Снижение вредных воздействий на окружающую среду.  Экономное расходование невосполнимых ресурсов.  Создание инфраструктуры.
Ожидаемые результаты
Удовлетворение от работы, уверенность в завтрашнем дне Стабильная прибыль, рост капитализации Стабильность деятельности, рост признания Благосостояние

К сфере корпоративной социальной ответственности относится круг проблем взаимоотношений работников, бизнеса, власти и общества в целом, решение которых не входит номинально в сферу государственного регулирования, но крайне важно для гармоничных отношений в обществе.

Каждый участник социальных отношений (работники, работодатели, власть), имея разумные и тесно переплетающиеся интересы, обязан, таким образом, вносить свой вклад в развитие социальной ответственности, которая уже перестает быть исключительно корпоративным делом.

Например, модель взаимодействия участников социальных отношений на уровне региона,складывается из двух уровней: взаимодействия «работодатель — работник» и взаимодействия «работодатель — общество/региональная власть» (рис. 3).

 


Рис.3 . Основные направления взаимодействия участников социальных отношений в регионе

 

Почему так важно развивать взаимодействие с заинтересованными сторонами? В современном мире компании испытывают на себе постоянное влияние широкого круга заинтересованных сторон, действия и решения которых в значительной мере отражаются на успешности их бизнеса. Кроме того, с усилением процессов глобализации и развитием IT-технологий, в особенности Интернета и социальных сетей, этот процесс все более усиливается. В результате компании сталкиваются с целым рядом нефинансовых рисков, источник которых заключается в свободе заинтересованных сторон выбирать свое поведение в отношении компании.

Наиболее распространенными нефинансовыми рисками являются:

• Социально-трудовые риски - снижение эффективности бизнеса в результате оттока квалифицированного персонала, а также нарастания социальной напряженности в регионах присутствия компании вследствие непопулярных решений в отношении персонала и объектов социальной инфраструктуры.

• Экологические риски - негативные последствия для бизнеса (вплоть до прекращения деятельности) вследствие нанесения вреда окружающей среде, создания угрозы жизни и здоровью населения.

• Репутационные риски - снижение доходов вследствие негативного общественного мнения и снижения доверия к компании.

Риски корпоративного управления - угроза снижения стоимости компании в результате низкого качества работы органов управления, отсутствия четких процедур взаимоотношений акционеров и менеджмента, прозрачности в раскрытии информации.

• Риски правового регулирования (изменения законодательства) - изменение требований к ведению хозяйственной деятельности по широкому спектру вопросов: от лицензирования и налогообложения до взаимоотношений работодателя и работника и нормативов по воздействиям на окружающую среду.

• Политические риски - совокупность политических, административных, национальных событий, способных повлечь за собой финансовые и иные потери компании.

Угроза возникновения нефинансовых рисков ставит перед компаниями задачи по их управлению и минимизации. В этой связи у компаний возникает необходимость взаимодействия с заинтересованными сторонами.

В ходе такого взаимодействия компания получает возможность выявить ожидания заинтересованных сторон в отношении того, как должна реализовываться ее социальная ответственность, а также имеющееся у заинтересованных сторон недовольство ее действиями. Это становится основой для поиска взаимовыгодных решений и учета интересов заинтересованных сторон при планировании дальнейшей деятельности компании (табл.3)

Таблица 3

Механизмы взаимодействия с заинтересованными сторонами

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТРУМЕНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Регулярное информирование Пресс-релизы, отчеты, разделы кор­поративного сайта, информационные письма и т.д.
Обмен мнениями (диалог) Переговоры, консультации, обществен­ные слушания, круглые столы
Выявление мнений и интересов заин­тересованных сторон Опросы, анкетирование, фокус-группы, интернет-блоги и другие интерактив­ные сервисы, ответы на запросы
Участие в мероприятиях, проводимых заинтересованными сторонами Доклады, участие в дискуссиях
Экспертные обсуждения Консультативные и экспертные коми­теты, рабочие группы
Совместная деятельность Программы, проекты, акции, меропри­ятия, выработка общих позиций по су­щественным вопросам

Компаниям важно понимать, что взаимодействие с заинтересованными сторонами не должно сводиться к их информированию о достигнутых успехах. Под взаимодействием нужно понимать регулярный последовательный процесс, основанный на построении диалога между компанией и ее заинтересованными сторонами. Центральными этапами этого процесса являются: выявление мнения и ожиданий заинтересованных сторон в отношении необходимых шагов по повышению социальной ответственности компании; интеграция ожиданий заинтересованных сторон в деятельность компании; оценка эффективности принятых мер и информирование о них заинтересованных сторон; переход к следующему циклу взаимодействия с заинтересованными сторонами.

В международной практике существует несколько руководств и добровольных стандартов, регламентирующих различные аспекты и типы взаимодействия с заинтересованными сторонами.

Регламентировать взаимодействия между работниками, работодателями и региональными властями возможно на основании документов отражающих взаимодействие в социальной ответственности (рис4., таблица 4).

 


Рис. 4. Основные документы, регламентирующие взаимодействия в «тройственной модели» социальной ответственности

 

Таблица 4

Документы регламентирующие взаимодействие в социальной ответственности

Для Администрации Для Работодателя
Стратегия социального развития региона  Декларирует приверженность региона и администрации принципам социальной ответственности.  Ставит цели региона и администрации в области социальной ответственности.  Описывает социальные программы, реализуемые в регионе в сфере социальной ответственности. Стратегия КСО предприятия  Декларирует приверженность работодателя принципам КСО.  Ставит цели работодателя в области КСО.  Описывает социальные программы, реализуемые работодателем.
Политика поддержки предприятий в сфере социальной ответственности  Отражает принципы, в соответствии с которыми администрация оказывает поддержку тем или иным предприятиям в той или иной форме. Стандарт «социального соответствия», типа SA 8000, ISO 26000  Описывает взаимоотношения работодателя и работника в сфере КСО.
Методика оценки социальной обстановки в регионе  Описывает механизм «обратной связи»: каким образом измерить достижение поставленных администрацией целей в сфере социальной ответственности. Стандарт социальной (нефинансовой) отчетности, типа GRI, AA 1000  Описывает процесс информирования общественности о целях и достижениях в сфере КСО (и других).

 

Описанная модель показывает, каким образом в сфере социальной ответственности можно сбалансировать интересы трех сторон — работников, работодателей и региональной администрации.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.148.142 (0.007 с.)