ТОП 10:

Понятие и основные характеристики корпоративной социальной ответственности



Все типы ответственности проявляются не только во внутренней организации менеджмента, но и во взаимоотношениях организации и общества, которые имеют большое значение в развитии того и другого.

Корпоративная социальная ответственность (КСО)— реализация интересов компании (корпорации) посредством обеспечения социального развития ее коллектива и активного участия компании в развитии общества.

Понятие КСО включает:

ü ответственность организации перед партнерами;

ü социальные аспекты взаимодействия с поставщиками и покупателями продукции и услуг;

ü корпоративное развитие — проведение реструктуризации и организационных изменений с участием представителей высшего менеджмента компаний, персонала и общественных организаций;

ü здоровье и безопасность персонала на рабочем месте;

ü ответственную политику в отношении работников, управление развитием персонала;

ü экологическую ответственность, экологическую политику и использование природных ресурсов;

ü взаимодействие с местными органами власти, государственными структурами и общественными организациями для решения общих социальных проблем;

ü ответственность организации перед обществом в целом.

Корпоративная социальная ответственность в отличие от правовой подразумевает определенный уровень добровольного стремления выделять финансовые и материальные ресурсы на решение социальных проблем со стороны менеджмента организации. Это стремление имеет место но отношению к тому, что лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований или же сверх этих требований.

В разные годы предлагалось много определений социальной ответственности, однако после выхода в 2010 г. Международного стандарта ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности» большинство экспертов сошлись во мнении, что определение, которое дает именно этот стандарт, является на сегодня наиболее точным и полным:

• социальная ответственность - ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое 1.содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества; 2. учитывает ожидания заинтересованных сторон; 3. соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения.

Существуют также и другие определения КСО:

· продвижение практик ответственного бизнеса, которые приносят пользу бизнесу и обществу и способствуют социальному, экономическому и экологическому устойчивому развитию путем максимизации позитивного влияния бизнеса на общество и минимизации негативной нагрузки на окружающую среду;

• обязательство бизнеса вносить вклад в устойчивое экономическое развитие, в трудовые отношения с работниками, их семьями, местным сообществом и обществом в целом для улучшения качества их жизни;

• достижение коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среде.

Определение понятию корпоративной социальной ответственности применительно к России: Корпоративная ответственность перед обществом определяется как философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, отдельными корпорациями и предприятиями своей деятельности по следующим направлениям:

ü производство качественной продукции и услуг для потребителей;

ü создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат, инвестиции в развитие человеческого потенциала; соблюдение требований законодательства: налогового, экологического, трудового и др.

ü эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и рост благосостояния своих акционеров;

ü учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел;

ü вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества.

В академическом сообществе дискуссия по проблемам КСО ведется и отражается в мировой научной литературе начиная с 1950-х гг. За этот период вышло множество монографий и научных статей. В них описывается множество концепций, ассоциируемых с КСО. Наибольшую известность получили:

— корпоративная социальная восприимчивость;

— корпоративная социальная деятельность;

— этика бизнеса;

— корпоративная филантропия;

— социальные проблемы;

— корпоративная социальная добросовестность;

— корпоративная социальная политика;

— менеджмент заинтересованных сторон (управление стейк-холдерами);

— корпоративное гражданство;

— устойчивое развитие;

— корпоративная устойчивость;

— корпоративная репутация;

— социально-ответственное инвестирование;

— тройная отчетность;

— корпоративная социальная отчетность.

Эти концепции динамичны, их значение меняется во времени и пространстве, причем они дополняют и развивают друг друга.

Основной целью корпоративной социальной ответственности является достижение целей устойчивого развития общества, под которыми понимается удовлетворение потребностей нынешнего поколения, без создания угроз для удовлетворения потребностей будущих поколений.

Корпоративная социальная ответственность должна учитывать интересы и способствовать повышению качества жизни основных заинтересованных сторон компаний, к которым относятся сотрудники, акционеры, инвесторы, органы государственной власти, клиенты, деловые партнеры, профессиональные сообщества, общество в целом и т.д. При этом компаниям необходимо развивать постоянное взаимодействие с заинтересованными сторонами с целью учета их мнений и ожиданий в процессе принятия и реализации решений.

 

Модели КСО

Различие во взглядах на КСО обусловлено как минимум тремя причинами:

Во-первых, КСО - сфера пересечения таких гуманитарных дисциплин, как менеджмент, экономика, маркетинг, социология, этика.

Во-вторых, КСО -- это не просто теоретический конструкт, а реальные действия конкретных компаний, поэтому определенный «вклад» в разнообразие трактовок вносят, конечно же, владельцы компаний и менеджеры.

В-третьих, корпоративная социальная ответственность как идея существует относительно недавно.

Предполагается, что различные подходы к пониманию и дальнейшей реализации концепции корпоративной социальной ответственности можно классифицировать на основании общих для каждой группы концептуальных рамок. Опираясь именно на такое предположение, можно выделить три группы подходов:

1. инструментальные,

2. политические

3. этические

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

В рамках инструментальных подходов КСО рассматривают как средство, позволяющее добиться увеличения прибыли компании либо улучшения других, «неосязаемых» (intangible) показателей (например, репутации фирмы или ее привлекательности в качестве места работы для ценных специалистов).

Хороший пример инструментального понимания КСО -- определение, данное организацией Business for Social Responsibility, объединяющей более 250 крупных национальных и транснациональных корпораций: «Наличие корпоративной социальной ответственности означает достижение коммерческого успеха средствами, в основе которых лежит уважение этических ценностей и достойное отношение к людям, сообществам и окружающей среде».

Внутри инструментальных подходов выделяют две группы:

1) подход, ориентированный на максимизацию прибылей акционеров;

2) стратегии, направленные на достижение конкурентных преимуществ.

В рамках первого подхода КСО рассматривают как инструмент, предназначенный для получения прибыли, быстрого решения конкретной проблемы. Как правило, это предполагает проведение краткосрочных и одноразовых благотворительных акций, направленных на улучшение пошатнувшейся репутации компании, укрепление доверия к ней со стороны общества или государства. Таким образом, реализация КСО с целью максимизации прибылей акционеров -- грубая форма стратегической филантропии.

Стратегии, направленные на достижение конкурентных преимуществ, разделяют на стратегию социальных инвестиций в конкурентную сферу, стратегию, охватывающую дно экономической пирамиды, маркетинг, ориентированный на поддержку благотворительных инициатив, общественных движений и фондов.

По мнению М. Портера и М. Крамера, конкурентная сфера компании может быть разделена на четыре области:

1) количество и качество доступных входных ресурсов (квалифицированная рабочая сила, инфраструктура, технологии, капитал и т.д.);

2) правила конкуренции: законодательная база, транспарентность законодательного процесса и деятельности органов власти, защита интеллектуальной собственности;

3) объем и специфика требований местного населения: представления общественности о том, какими этическими нормами должны руководствоваться бизнесмены; готовность групп общественности отстаивать свои интересы; специфические требования местных сообществ;

4) доступность и степень компетентности поставщиков, а также партнеров компании. Портер и Крамер различают корпоративную социальную ответственность компании как ответ на вызов внешней среды и стратегическую корпоративную социальную ответственность.

В первом случае компании осуществляют действия в рамках КСО бессистемно, чаще всего в кризисной ситуации. При этом руководство, как правило, не думает о том, как с помощью КСО улучшить условия деятельности компании в долгосрочной перспективе. Такие фирмы лишь «откупаются» от общественности, реагируя на те или иные требования (в некоторой степени такой вид КСО можно приравнять к описанному ранее подходу, направленному на максимизацию прибыли акционеров).

Портер и Крамер, представляя свое видение КСО, обходят проблему определения наиболее важных для компаний социальных инвестиций, другими словами, авторы не дают ответа на вопрос, каким образом бизнес может обозначить приоритетные области конкурентной сферы.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

В отличие от инструментальных подходов политические сосредоточены на роли бизнеса в функционировании общества, а также на меняющихся взаимоотношениях бизнеса и государства. Можно обозначить два основных политических подхода: подход корпоративного конституционализма и подход корпоративного гражданства.

Одним из первых, кто попытался в начале 1960-х гг. изучить взаимовлияние бизнеса и общества, стал К. Дэвис. Его понимание корпоративной социальной ответственности получило название «корпоративный конституционализм». Размышляя о роли корпораций в социальной жизни, Дэвис выделил два закона:

1) «уравнение» социальной власти;

2) «железный закон» ответственности.

Согласно первому закону, чем больше социальная власть компании, тем больше и разнообразнее (масштабнее) ее ответственность перед обществом. Действительно, некоторые компании обладают гораздо большим влиянием, чем другие: градообразующие предприятия, национальные гиганты, транснациональные корпорации -- от их деятельности зависят судьбы целых городов, развитие политических систем, благосостояние наций и т.д. Соответственно, и общество в целом (местное сообщество, государство) ожидает от них большего, чем от обычных компаний.

Что же касается «железного закона» ответственности, то он является скорее нормативным предписанием для общественно значимых компаний: в случае невыполнения социальных обязанностей компания лишается своей социальной власти и/или должна подчиниться власти других субъектов (скажем, государства).

В ХХI в. постепенно усиливалась роль бизнеса как проводника прав гражданина, прежде всего социальных. Можно выделить две главные причины таких изменений:

1. Глобализация мировой экономики. Она привела к тому, что многие компании в силу разнообразия местных законодательств вынуждены вырабатывать собственные правила и кодексы поведения. Кроме того, компании вынуждены решать определенные социальные (и политические) вопросы, которыми правительства развивающихся стран просто не в состоянии заниматься, но которые критичны для функционирования компаний. Например, бизнес просто не может игнорировать проблему СПИДа -- в противном случае он рискует лишиться рабочей силы. Правительства же развивающихся стран, несмотря на случаи злоупотребления властью со стороны транснациональных корпораций, не готовы пойти на ужесточение законодательства, т.к. боятся остаться без зарубежных инвестиций.

2. Государство уже не может эффективно управлять процессами социального развития даже в развитых странах. Среди причин социальных провалов государства можно выделить следующие:

- усложнение социальной структуры;

- ускорение развития общества -- государственный аппарат просто не успевает за ним;

- возникновение новых «вызовов», для ответа на которые государство не располагает достаточными ресурсами (например, экологические проблемы, новые болезни).

Мотивы принятия бизнесом новой роли гаранта гражданских прав вполне понятны. Компании не только укрепляют свой имидж, защищают себя от рисков, улучшают свое конкурентное положение, но и получают реальную возможность опосредованно влиять на условия своего существования (например, через оказание давления на законодательные органы). Государство же сотрудничая с бизнесом, руководствуется следующими мотивами: во-первых, оно желает укрепить доверие к себе со стороны бизнеса, во-вторых, при поддержке бизнеса государство приобретает дополнительные финансовые и интеллектуальные ресурсы для решения сложных проблем, в-третьих, оно имеет возможность разделить с бизнесом ответственность в случае провалов тех или иных программ и инициатив.

 

ЭТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

В этических подходах к пониманию КСО фокус смещен с внешней среды на внутренние, этические вопросы ведения бизнеса -- моральные нормы компаний и менеджеров. Обычно выделяют следующие этические подходы:

- подход, базирующийся на универсальных правах;

- нормативный менеджмент стейкхолдеров;

- концепция устойчивого развития. Коротко опишем каждый из них.

Рассмотрение КСО в рамках универсальных прав человека предполагает, что компании принимают в качестве «регуляторов» своей деятельности широко распространенные, получившие международную известность инициативы (например, Глобальный договор ООН (UN Global Compact) -- десять принципов ведения бизнеса, предусматривающих соблюдение и развитие прав человека (гражданских и социальных), заботу об экологии).

Нормативный менеджмент стейкхолдеров предусматривает признание равенства всех стейкхолдеров и построение отношений посредством диалоговой коммуникации.

Наконец, концепция устойчивого развития (ориентированная прежде всего на экологические аспекты) «предполагает такое развитие бизнеса сегодня, которое бы не ставило под вопрос возможность развития будущих поколений».

Безусловно, те или иные практики должны основываться на определенных, в том числе и этических, принципах. Они позволяют бизнесу быть более открытым для своих партнеров, более честным с потребителями. Кроме того, поддерживаемые ООН (или другими влиятельными организациями) инициативы способствуют популяризации концепции корпоративной социальной ответственности бизнеса.

Тем не менее этическое видение КСО можно характеризовать как неясное и ограниченное. Этические стандарты ведения бизнеса сужают область КСО компаний до соблюдения некоторых правил, однако не стимулируют бизнес активно, по собственной воле участвовать в решении проблем общества. Даже если призывы к активным действиям и присутствуют, они остаются размытыми, не предоставляя бизнесу четких ориентиров для осуществления КСО. Например, первый пункт Глобального договора: требование к бизнесу -- всячески способствовать развитию прав человека. Каким может быть данное способствование? Не является ли создание рабочих мест и повышение уровня жизни основанием для последующего роста политического сознания населения и борьбы последнего за свои права? Наконец, следование этическим подходам может стать лишь PR-ширмой для деятельности той или иной компании.

В российском менеджменте все больше увеличивается число участников, которые считают, что социальная ответственность перед собственным персоналом и перед обществом — это не что-то исключительное, порождаемое лишь особыми обстоятельствами, а норма, вытекающая из самой сущности деятельности организации. Социальные аспекты деятельности становятся столь же неотделимы от нее, как и аспекты экономические.

Социальная программа «Газпром — детям», например, охватывает 67 регионов России. Выделено более 7,4 млрд руб. на строительство спортивных объектов в 230 населенных пунктах страны. Введено 86 крупных спортивных объектов, 374 спортивных площадки и 34 современных футбольных стадионов с искусственным покрытием, что позволило привлечь в массовый спорт и художественную самодеятельность около 40 тыс. ребят.

Объектами корпоративной социальной ответственности являются: экология, демография, безопасность, здоровье, образование, культура, наука, информация, отдых. Эти области развития человека и общества нуждаются в поддержке со стороны бизнеса, поддержке прежде всего экономической, а также политической, организационной.

Для построения системы ответственности с учетом ее разнообразия необходимо знать характеристики ответственности в полном их составе и объеме.

Ответственность обладает следующими характеристиками:

1) Типологическая принадлежность ответственности — проявляется в сочетании различных типов, а не только в принадлежности к одному из вышеперечисленных. Искусство реализации ответственности в процессах менеджмента и состоит в построении этого сочетания.

2) Мера ответственности — отражает степень порицания, поощрения, силу наказания или одобрения результатов работы. Здесь необходимо иметь в виду, что ответственность в менеджменте выступает не только как фактор сдерживания или ограничения, но и как фактор мотивации. Действенность этих факторов определяется и типом, и мерой ответственности.

3) Адресность — кому ответственность предназначена, кто и как должен ее учитывать.

4) Организационная форма реализации — закрепляется в положениях, инструкциях, договорах, контрактах и т. д.

5) Условный характер — может действовать при определенных условиях, установленных заранее.

6) Источник реализации. Для внутренней организации деятельности — это уровень системы менеджмента, в соответствии с распределением полномочий. Для внешних отношений — организации, указанные в контракте или договоре, а также государственные органы регулирования.

7) Временные характеристики. Всегда существует время ее наступления и реализации. Более того, ответственность может изменяться во времени — ослабевать или усугубляться. Это может происходить при изменении ситуаций, условий, потребностей, организационных положений.

Классическая модель КСО основывается на том, что рациональные экономические интересы ориентируют бизнес не только на получение максимальной прибыли, но и на улучшение собственной «среды обитания» — социальной, экологической, политической — путем добровольного инвестирования полученной прибыли в соответствующие институты.

Эффективность классической модели КСО обусловлена открытостью того общества, в котором она применяется. В частности, для решения социальных проблем весьма важно наличие реального рынка труда — возможности оперативного и экономически эффективного перераспределения рабочей силы. Действительно, если работники имеют реальную возможность выбора, то они предпочтут социально ответственного работодателя. Следовательно, работодатель, заинтересованный в лояльных и квалифицированных работниках, должен обеспечивать свою привлекательность для них.

КСО есть средство частного урегулирования нерыночных отношений между компаниями и стейкхолдерами — лицами и институтами, существующими внутри или вне компании, и оказывающими влияние на то, как компания осуществляет свою деятельность, либо на которых влияет деятельность компании.


Рис. 1. Бизнес и стейкхолдеры

В формулировке стандарта CSR/КСО — 2008, «социальная ответственность — обязательства организации, учитывающие принятую ею ответственность за решение социальных проблем своего персонала, местного населения и общества в целом». Другие стандарты, имеющиеся в области КСО2, дают аналогичные общие определения.

Классическая модель КСО основывается на том, что рациональные экономические интересы ориентируют бизнес не только на получение максимальной прибыли, но и на улучшение собственной «среды обитания» — социальной, экологической, политической — путем добровольного инвестирования полученной прибыли в соответствующие институты.

Эффективность классической модели КСО обусловлена открытостью того общества, в котором она применяется. В частности, для решения социальных проблем весьма важно наличие реального рынка труда — возможности оперативного и экономически эффективного перераспределения рабочей силы. Действительно, если работники имеют реальную возможность выбора, то они предпочтут социально ответственного работодателя. Следовательно, работодатель, заинтересованный в лояльных и квалифицированных работниках, должен обеспечивать свою привлекательность для них.

Пренебрежение интересами и рисками работников неоднократно приводило бизнесменов к социальным потрясениям разной силы — от «итальянских» забастовок до революций, перекраивающих общественное устройство государств и континентов. Именно эти обстоятельства и привели как к эволюции базовых принципов общественного устройства в сторону открытости, так и к установлению стандартов взаимной ответственности бизнеса и общества.

КСО в России

Практика применения КСО в отечественных условиях должна исходить из того, что наше общество является не настолько открытым, чтобы механизм классической модели КСО не давал сбоев. В значительной степени этим фактом объясняются многие грустные и смешные перекосы в развитии КСО в России:

· подход к социальному инвестированию является бессистемным;

· под КСО чаще всего понимаются спонсорство;

· налоговые поступления в региональные бюджеты часто замещаются благотворительными пожертвованиями;

· пожертвования собираются выборочно по непредсказуемым правилам;

· расходование собранных средств является крайне непрозрачным;

· понимание КСО крайне политизировано.

Тем самым,

· инвестированные средства расходуются неэффективно;

· консервируется устаревшая структура социальной сферы;

· возникает сомнение в способности властей представлять действительные интересы общества.

Проблемы еще более обостряются в условиях моногородов — территориально замкнутых, лишенных развитой инфраструктуры населенных пунктах, занятость населения и доход бюджетов которых обеспечивается немногочисленными предприятиями.

Проблема моногородов обусловлена, по меньшей мере, двумя факторами.

Во-первых, переход от плановой социалистической системы хозяйствования к рыночной (а точнее сказать, псевдорыночной) привел к тому, что спрос на продукцию градообразующих предприятий, имевшийся «по умолчанию» в плановой системе, сменился рыночным спросом и, следовательно, стал более чем когда-либо подвержен рискам.

Во-вторых, низкая мобильность рабочей силы приводит к накоплению невостребованных человеческих ресурсов. Мобильность здесь надо понимать широко: не только как невозможность перемещения на другую территорию, но и как невозможность сменить род деятельности.

Обе причины практически не могут быть устранены усилиями частного предпринимателя. И дело здесь не только в невозможности профинансировать крупномасштабные мероприятия по поиску альтернативных рынков сбыта или развитию рынка труда.

Таким образом, в системе социальной ответственности в российских условиях необходима дополнительная сила, обеспечивающая баланс социально-экономических интересов и рисков. Этой силой должна стать местная (региональная, городская) администрация. Эффективность ее действий обусловлена пониманием ее роли в системе социальной ответственности, а также используемыми инструментами.

Основные направления КСО

Основными направлениями компании в области корпоративной социальной ответственности на практике изложены в таблице 1, где представлены основные направления КСО, наиболее актуальные для современных российских условий, и практические шаги, которые могут быть предприняты для достижения позитивных изменений по данным направлениям. Однако это не значит, что компании должны стремиться охватить все перечисленные темы и направления КСО. Это не только невозможно, но и помешает сконцентрировать усилия на наиболее значимых для конкретной компании областях.

Таблица 1

Приоритетные направления деятельности компании в области КСО

Направления Реализация
Ответственные практики в отношении персонала • Применение прозрачных процедур приема на работу, повышения в должности и оплаты труда, а также прекра­щения трудовых отношений • Охрана труда и обеспечение безопасности на рабочем месте • Программы обучения и повышения квалификации пер­сонала • Дополнительные социальные льготы и гарантии (меди­цинские, пенсионные и жилищные программы, санаторно­курортное лечение и т.д.) • Соблюдение прав сотрудников на свободу объединений и ведения коллективных переговоров • Отсутствие дискриминации и создание равных возмож­ностей для всех сотрудников вне зависимости от расы, пола, религии, национального или социального происхож­дения, политических предпочтений, возраста и т.д. • Формирование корпоративной культуры и создание не­материальных стимулов для сотрудников • Соблюдение баланса между рабочими обязанностями и личной жизнью сотрудников
Охрана окружающей среды • Снижение всех видов загрязнений (выбросы в атмосфе­ру, сбросы в водные объекты, обращение с отходами и т.д.) • Развитие инновационных технологий, направленных на эффективное использование энергии, воды и других ре­сурсов • Сокращение потребления невозобновляемых ресурсов • Сохранение и восстановление биоразнообразия и при­родных экосистем • Противодействие изменению климата и адаптации к нему (сокращение выбросов парниковых газов и учет про­гнозов изменения глобального и местного климата при планировании деятельности) Учет экологических факторов при организации работы офиса (экономия бумаги, энергии, воды, утилизация отхо­дов, сокращение деловых поездок и замена их видеокон­ференциями, повышение экологической сознательности сотрудников и т.д.)
Добросовестные деловые практики • Соблюдение принципов добросовестной конкуренции, антимонопольной и антидемпинговой политики • Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терро­ризма и борьба с коррупцией • Создание дополнительных, в том числе материальных, стимулов для интеграции принципов КСО в деятельность поставщиков и деловых партнеров (учет экологических и социальных факторов в рамках закупочной и инвестици­онной деятельности) • Продвижение принципов КСО в деловом сообществе (проведение конференций, обучающих мероприятий, под­готовка тематических изданий и т.д.) • Поддержка публичных политических процессов по раз­работке и реализации государственной стратегии, направ­ленной на благо общества
Ответственные практики в отношении потребителей • Предоставление качественных товаров и услуг, не пред­ставляющих угрозы для здоровья и жизни потребителей • Добросовестное информирование о свойствах продук­ции и услуг • Наличие процедур возмещения ущерба в случае предо­ставления товаров и услуг неудовлетворительного каче­ства • Обеспечение конфиденциальности личных данных по­требителей • Производство и продвижение среди покупателей това­ров и услуг, обладающих социальными и экологическими преимуществами (подлежащих переработке и повторному использованию, с более длительным сроком службы, по­требляющих возобновляемые источники энергии и ресур­сы и т.д.)
Развитие местных сообществ Создание рабочих мест и повышение уровня подготовки кадров в регионах присутствия Поддержка местных поставщиков и производителей Инвестиции в расширение и диверсификацию эконо­мической деятельности в регионах, продвижение иннова­ционных технологий и реализация местных инициатив Инвестиции в решение региональных проблем в обла­сти образования, культуры, здравоохранения, жилищного и коммунального строительства и т.д. Соблюдение прав коренного населения и малочислен­ных народов
Благотворительность и волонтерство • Реализация и поддержка социально значимых про­грамм и проектов, направленных на защиту уязвимых групп населения и формирование благоприятной социаль­ной и культурной среды Формирование системы, стимулирующей сотрудников на участие в волонтерской деятельности

 

Некоторые направления КСО одинаково важны практически для всех организаций. Например, ответственное поведение по отношению к своим сотрудникам или снижение негативных экологических воздействий, в том числе организация «зеленого офиса». Другие направления КСО могут иметь исключительное значение для одних организаций, но при этом быть неактуальными для других.

Определяя приоритетные направления КСО, компании прежде всего необходимо ориентироваться на специфику своей деятельности. Это важно, поскольку КСО должна органично вписаться в стратегию, политики, системы управления компании и пронизывать все бизнес-процессы. Иными словами, компании нужно посмотреть на то, что она делает в рамках своего основного бизнеса, с позиций КСО и подумать, как она могла бы это делать с большей пользой для общества и окружающей среды.

Необходимо также изучить ожидания представителей заинтересованных сторон - сотрудников, деловых партнеров, клиентов, акционеров, представителей органов власти и т.д. Их мнения о том, что должна делать компания в области КСО, являются ценным источником информации при определении приоритетных направлений КСО. Вступая на путь социальной ответственности, компаниям важно грамотно рассчитать свои силы и имеющиеся ресурсы. Возможно, вначале не стоит замахиваться на многое, а лучше выбрать несколько приоритетных направлений и достичь максимальной эффективности в них. Впоследствии, наращивая опыт в области КСО, компаниям будет легче расширить перечень тем и направлений своей социальной ответственности.

Не стоит забывать, что с течением времени и изменением внешних и внутренних условий приоритеты КСО могут меняться. Поэтому компаниям необходимо регулярно оценивать и пересматривать свою деятельность в области КСО.

Основным моментом, на который необходимо обратить внимание – это определение практики ответственного финансирования.

В широком смысле ответственное финансирование предполагает учет финансовыми организациями экологических и социальных факторов в процессе вложения средств. Одним из проявлений ответственного финансирования являются инвестиции в социально и экологически значимые проекты, такие как строительство доступного жилья или повышение энергоэффективности и т.д. При инвестировании на рынке ценных бумаг ряд финансовых институтов также учитывают результативность эмитентов по широкому кругу вопросов, связанных с устойчивым развитием.

При проектном финансировании процедуры ответственного финансирования включают в себя оценку влияния, которое может оказать финансируемый проект на состояние окружающей среды и качество жизни местных сообществ на территории его реализации, а в ряде случаев и в более глобальном масштабе. Для проектов с высоким уровнем экологического и социального воздействия от организации-заемщика потребуются разработка и реализация плана по управлению возможными рисками. В некоторых случаях процедуры ответственного финансирования также предполагают проведение консультаций с местным населением и прием жалоб от жителей, чьи интересы могут быть затронуты. Кроме того, реализация проекта должна сопровождаться постоянным мониторингом и оценкой его экологической безопасности и социальной приемлемости.

В ходе принятия инвестиционных решений финансовые институты могут ориентироваться на индексы устойчивого развития, разработанные для оценки уровня социальной ответственности компаний, самыми известными среди которых являются Dow Jones Sustainability Index (DJSI) и FTSE4GOOD.

В России ответственное финансирование по-прежнему остается одним из наименее развитых направлений КСО. Несмотря на то что российское законодательство предусматривает процедуру обязательной оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в отношении любой намечаемой деятельности с потенциальными экологическими рисками, данный механизм не обеспечивает полного соответствия требованиям, предъявляемым крупнейшими зарубежными инвесторами, например МФК. Это создает серьезные препятствия в получении российскими финансовыми институтами иностранных кредитов и выходу отечественного бизнеса на зарубежные рынки. Поэтому основной задачей в области КСО в России в настоящее время является развитие задач в продвижении принципов ответственного финансирования в России.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.148.142 (0.017 с.)