ТОП 10:

Особенности внешней среды социальной ответственности



Анализ результатов, которые проводят отечественные и международные консалтинговые организации и незави­симые фонды показывает, что социальную деятельность компаний можно рассматривать как ответ бизнеса на ожи­дания внешней среды. Социальные инициативы становятся основой формирования деловой репутации и положитель­ного имиджа, нормой ведения в бизнесе.

В компании социальная деятельность ведется по не­скольким направлениям:

« содействие развитию науки, образования, охраны окружающей среды, в рамках которого оказывается под­держка молодых ученых, фундаментальных исследований в естественных и гуманитарных науках;

« сохранение и приумножение культурного наследия в виде поддержки проектов, способствующих развитию на­циональной культуры;

« поддержка социального развития и общественных инициатив;

« охрана здоровья и благополучия людей, в т.ч. соци­ально незащищенных групп;

« социальная ответственность за воздействие на эколо­гию.

ОАО «ЛУКОЙЛ» выстраивает свою деятельность в сфе­ре социальной ответственности по двум стратегическим на­правлениям:

1) социальные инвестиции;

2) программы спонсорства и традиционной благотвори­тельности.

Первое направление помогает сотрудничать с государ­ством, второе обеспечивает «ЛУКОЙЛу» все блага, кото­рые дает социальная ориентированность компании. Кор­поративные программы, которые предлагает «ЛУКОЙЛ», носят адресный характер и опираются на имеющийся в регионах профессиональный опыт и человеческий по­тенциал.

Программа социальных инвестиций компании включает:

ü поддержку детских домов и детских образовательных учреждений, в большей степени в тех регионах, где сосредо­точена деятельность подконтрольных компаний;

ü программы в области образования, позволяющие на начальной стадии влиять на процесс подготовки квали­фицированных кадров для работы в компании и ее филиа­лах;

ü поддержка медицинских учреждений, в том числе — в регионах своего присутствия;

ü сохранение культурного и исторического наследия;

ü программы поддержки ветеранов войны и труда, ин­валидов, социально незащищенных групп населения;

ü программы помощи народам Крайнего Севера.

На региональном уровне социальная ответственность реализуется в различных формах социального партнер­ства. Например, в Томской области России более 10 лет практика регулирования социально-трудовых отношений осуществляется трехсторонней комиссией (ТК РФ, ст. 35, п. 3), статус которой уточнен законом Томской области «Об областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Главной задачей комис­сии является ведение коллективных переговоров, обсужде­ние и заключение территориального соглашения, а также осуществление контроля за его выполнением. Согласитель­ными сторонами соглашения выступают: Администрация Томской области, Федерация профсоюзных организаций области и объединение работодателей области. Срок действия соглашения — 1 год.

Формирование корпоративных органов экономического регулирования на базе крупных (интеграционных) корпо­ративных структур разных форм собственности характе­ризуются наличием в них специализированной управляющей компании, в компетенции которой входят функции обеспечения рациональных (партнерских, договорных) связей с государственными органами управления, а также подготовка, координация и контроль за выполнением кор­поративных планов и программ совместной деятельности хозяйствующих субъектов в различных формах корпора­тивного взаимодействия.

Критериями отбора социальных проектов в ОАО «ЛУКОЙЛ», например, являются:

• оригинальность и новизна способов решений соци­альных проблем;

• социальная эффективность реализации проекта (це­левая группа, количество людей, получающих поддержку в результате реализации проекта);

• качество проработки проекта;

• экономическая эффективность реализации проекта;

• организационная и экономическая состоятельность участника конкурса, наличие у него опыта работы в данной сфере деятельности;

• привлечение участником конкурса дополнительных средств (в том числе собственных).

Одним из принципов отбора социальных программ для компании является недопущение финансирования поли­тических объединений и мероприятий. Приоритетным на­правлением для финансирования в компании определено развитие физкультуры и спорта, включая поддержку про­фессиональных команд, детских спортивных коллективов и физкультурно-оздоровительную работу с сотрудниками.

Другим крупным направлением финансирования являются благотворительные программы.

Отбирая программы, предлагаемые местными властями, «ЛУКОЙЛ», прежде всего, соглашается финансировать инициативы, направленные на внедрение инновационных механизмов управления социальной сферой.

Чтобы осуществлять финансирование социальных про­грамм на территориях присутствия компании, «ЛУКОЙЛ» сначала обращается к региональным благотворительным фондам. Опыт взаимодействия с ними показал, что только часть перечисляемых средств расходуется целевым образом на социальные нужды территории, а остальное «оседает» в карманах сотрудни­ков фонда. Поэтому «ЛУКОЙЛ» в 1993 г. создал корпора­тивный благотворительный фонд, который координирует все Социальные программы на предприятиях компании. Финансирование социальных и благотворительных про­грамм включено в общий бюджетный процесс компании. Все решения о финансировании принимаются коллеги­ально в рамках Совета по координации благотворитель­ной и спонсорской деятельности, возглавляемого первым вице-президентом компании. Все запросы о финансирова­нии, поступающие в «ЛУКОЙЛ» от граждан, обществен­ных организаций и государства, рассматриваются, прове­ряются, сопоставляются с корпоративными принципами и бюджетными ограничениями и направляются на Совет. Если выбранная Советом социальная программа выходит за рамки «социального» бюджета, решение о ее финансиро­вании принимает Правление компании. Процесс определе­ния направлений финансирования жестко централизован: без решения Совета по координации благотворительной и спонсорской деятельности ни одно предприятие компа­нии не имеет права расходовать средства на социальные программы.

Создание собственного благотворительного фонда не снимает вопрос об эффективности расходования средств на социальные программы. На этапе отбора социальных программ выявляются приоритеты их осуществления: ста­бильность в регионе, имидж, реклама и т.д. Принятые ре­шения закрепляются в обоснованиях сметы затрат на их осуществление как основы реализации этих решений.

Крупномасштабные социальные проекты, которые име­ют широкое общественное значение, компании стремятся реализовывать в сотрудничестве с другими корпорациями м формах социального партнерства. Поскольку на многих территориях присутствия сложилась неблагополучная де­мографическая ситуация и существует кадровая пробле­ма — нехватка специалистов, — между корпорациями идет острая борьба за человеческие ресурсы.

Компании заинтересованы в том, что­бы партнерство развивалось, и в него вовлекались новые участники и со стороны бизнеса, и со стороны местного сообщества. Кроме того, к сотрудничеству привлекаются различные не­коммерческие общественные организации, занимающиеся реализацией социальных проектов.

Управляющие компании не участвуют напрямую в пла­нировании социальных расходов предприятий и компаний группы, не контролируют жестко реализацию социальных программ. Их компетенция — формировать условия для реализации эффективной социальной политики. Компани­ям группы рекомендуется принять участие в тех или иных социальных программах, обратить внимание на тенден­ции в этой области, семинарах для специалистов.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.222.93 (0.007 с.)