Предпосылки возникновения корпоративной социальной ответственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки возникновения корпоративной социальной ответственности



Корпоративная социальная ответственность (КСО), согласно классическому определению Еврокомиссии, - концепция, отражающая добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды. История возникновения КСО показывает, что социальная ответственность далеко не добровольная инициатива корпораций - это ответ на давление со стороны общества (потребителей, НКО, журналистов, органов государственной власти и пр.), реакция на изменяющиеся условия ведения бизнеса.

Возникновению КСО предшествовало серьезное ухудшение окружающей среды в результате деятельности промышленных предприятий. Постепенно экологические и социальные проблемы стали принимать глобальный характер и стали угрожать эффективному функционированию компаний. Это в свою очередь заставило бизнес-сообщество задуматься о том, как обеспечить долгосрочное процветание (и вообще существование) своей корпорации. Поэтому была разработана стратегия устойчивого развития бизнеса - «удовлетворение потребностей нынешнего поколения без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».

По мере увеличения масштабов промышленной деятельности круг вопросов, относящихся к сфере социальной ответственности бизнеса, постепенно расширялся.

Зарождению институтов корпоративной социальной ответственности во многом способствовали следующие факторы:

1. Повышенные требования к корпорациям со стороны общественных организаций. Эволюция экологического сознания привела к повышению уровня общественной обеспокоенности проблемами экологии. Вехами в этом процессе стали бомбардировка Хиросимы и Нагасаки в 1945 (в результате которой погибло 250 000 человек), взрыв на АЭС Тримайл Айленд в 1979 (крупнейшая ядерная авария в США), взрыв на Чернобыльской АЭС (крупнейшая ядерная авария в мире). Стали создаваться общественные движения: сначала в 60-е пацифистские (хиппи), выступавшие за всеобщее разоружение, позже в 70-е экологические («Гринпис», «Робин Вуд», «Друзья Земли», «Радикальные экологи» и пр.), в начале 90-х антиглобалистские («Глобальное действие», «Третья позиция» и пр.) Многие из них использовали агрессивные методы борьбы против корпораций. Радикальные экологические акции «Гринпис» известны по всему миру. Цель подобных мероприятий - привлечь внимание СМИ к деятельности предприятий, наносящих урон окружающей среде, что отрицательным образом отражалось на репутации самих предприятий.

2. Требования профсоюзов рабочих и борьба с конкурентами по бизнесу за высококвалифицированных сотрудников. Одна из основных составляющих КСО - защита прав трудящихся и обеспечение достойных условий жизни и труда. Евгений Рейзман, советник Baker & McKenzie-CIS, отмечает, что предпосылкой зарождения КСО в Америке стала борьба за высококвалифицированные кадры в период Великой Депрессии, когда компании стали бояться, что их сотрудники начнут переходить к конкурентам. Это было весьма необычным явлением для Америки, где отношения работник-работодатель исторически строились на «свободном договоре»: «хочешь получать деньги работай, нет - свободен». До Великой депрессии, речи о создании комфортных условий на предприятии и о защите труда, даже и не шло. Сложившаяся борьба за рабочую силу в общем с активизировавшимися профсоюзами положительно отразились на защите прав трудящихся в США. Затем новый курс Рузвельта ввел «кодекс честной конкуренции» (предшественник стандартов по социальной ответственности). Группы промышленников должны были согласовать с профсоюзами минимальные размеры зарплаты и максимальную продолжительность рабочего дня.

3. Государственное регулирование бизнеса. Первые социальные отчеты стали появляться в Америке в 70-е годы, «когда госструктуры стали требовать, чтобы им докладывали о соблюдении норм трудовых отношений». Это еще одно свидетельство того, что корпоративная социальная ответственность (КСО) и нефинансовой отчетность были вынужденными действиями корпораций.

Индустриальный бум конца XIX века, приведший к усилению конкуренции и росту рабочего движения, стал причиной, побудившей целый ряд компаний пойти на смягчение условий труда наемных работников и предоставление дополнительных гарантий деловым партнерам. Это стало основой развития таких современных направлений КСО, как ответственные трудовые и деловые практики. Тем не менее говорить о социальной ответственности как о масштабном общественном явлении начали только с середины прошлого века. Именно тогда КСО начинает активно внедряться в практику компаний Западной Европы и США, а позднее стран с быстроразвивающейся экономикой, включая Россию. Одновременно с этим происходит усиление внимания к феномену КСО со стороны экономистов, социологов и других представителей научного сообщества, посвятивших этой теме серию исследований. 1960 год: 34 государствами была основана Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), цель которой - достижение "устойчивого экономического роста и высокого уровня занятости, а также высокого уровня жизни в странах-членах при сохранении финансовой стабильности».

1972 год: на конференции ООН в Стокгольме затрагивается вопрос необходимости сохранения окружающей среди через установление здравого диалог между обществом и бизнесом. По итогам этой конференции была создана Программа по окружающей среде ООН (ЮНЕП).

Главными причинами интенсив­ного развития КСО в 60-70-е годы ХХ века в экономически развитых стра­нах стали активизация движения общественных групп, критикующих решения и действия бизнеса, отказ потребителей приобретать товары и пользоваться услугами безответствен­ных компаний, а также рост профсоюз­ного движения. Одновременно с этим в странах Западной Европы и США уже­сточалось трудовое и экологическое законодательство, появлялись обще­ственные инициативы, направленные на развитие корпоративной социаль­ной ответственности.

1980 год: Международный союз охраны природы (МСОП) основными причинами разрушения среды обитания называет "бедность, перенаселенность, социальное неравенство и условия международной торговли".

1983 год: В своем докладе “Наше общее будущее” председатель Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию, Гру Харлем Брундтланд заявляет о том, что экономический рост может и должен основываться на действиях, которые не вредили бы и способствовали охране окружающей среды ради того, чтобы будущие поколения не были лишены тех возможностей, которые есть у нынешнего.

К началу XXI века большинство крупных западных компаний сформировали собственные политики КСО, а из­учение концепции корпоративной соци­альной ответственности вошло в учебные курсы по корпоративному менеджменту ведущих экономических вузов.

Финансовый сектор отреагиро­вал на усиление роли КСО появлением практики ответственного финанси­рования. Ее особенностью является учет в процессе принятия решений о выделении финансирования не только экономической рентабельности, но также экологических и социальных факторов. Для оценки результативности компаний в области КСО и устойчивого развития были разработаны фондовые индексы, такие как Dow Jones Sustainability Index (DJSI) и FTSE4GOOD.

Основными причинами, побуждающими компании уделять особое внимание вопросам социальной ответственности, являются:

• глобализация и связанное с ней обострение конкуренции;

• растущие размеры и влияние компаний;

• усиление механизмов государственного регулирования;

• «война за талант» - конкуренция компаний за персонал;

• рост гражданской активности;

• возрастающая роль нематериальных активов (репутации и брендов).

Развитие КСО в России

В России развитие корпоративной социальной ответственности началось в последнее десятилетие. С тех пор число российских компаний, внедряющих в свою деятельность принципы социальной ответственности, постоянно растет. Это может быть объяснено активным продвижением российского бизнеса на международные рынки, а также стремлением компаний сделать свой бизнес более цивилизованным, упрочить репутацию в глазах заинтересованных сторон, снизить уровень нефинансовых рисков.

Необходимость повышения со­циальной ответственности бизнеса отмечается сегодня на самом высоком государственном уровне. При этом осо­бо важная роль в этом процессе отво­дится госкорпорациям и компаниям с государственным участием. Так, в июне 2010 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев поручил Правительству Российской Федерации разработать предложения «о порядке применения добровольных механиз­мов экологической ответственности в компаниях с государственным участи­ем, а также об обязательной регуляр­ной публикации государственными корпорациями, доля участия государ­ства в которых составляет 100%, не­финансовых отчетов об устойчивости развития, подлежащих независимой проверке или заверению».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 2222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.007 с.)