ТОП 10:

Понятие социальной ответственности бизнеса



Сущность КСО

Корпоративно-социальная ответственность - это добровольная обязанность бизнесменов проводить такую политику, принимать такие решения и следовать таким направлениям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей общества. Иными словами, это своеобразный общественный договор между бизнесом, потребителями и властью, цель которого – способствовать благу всего общества.

КСО включает в себя, прежде всего, ответственность:

- во взаимоотношениях с партнерами;

- в отношении потребителей;

- в отношении своих сотрудников;

- экологическая ответственность;

- перед обществом в целом.

 

Истоки появления КСО

Понятие корпоративной социальной ответственности появилось в бизнесе сравнительно недавно. Считается, что ввел этот термин в употребление американский экономист Говард Боуэн, опубликовав в 1953 году работу «Социальная ответственность бизнесмена», в которой определил бизнес как «часть общества, ответственную за его стабильное развитие».

Если в западном обществе концепции корпоративной социальной ответственности стали оформляться в самостоятельное течение еще в середине прошлого века, то в Российском бизнесе практика социальной ответственности находится на стадии зарождения. Основная причина этого- «молодость» самостоятельного российского бизнеса, пришедшего на смену плановой экономике. В условиях абсолютной нестабильности страны 1990-х годов проблема социальной ответственности по уровню значимости уступала проблеме максимизации прибыли. По мере стабилизации экономической ситуации появились благоприятные условия для зарождения КСО: во-первых, рост экономического благополучия дал почву для появления активного гражданского общества, во-вторых, усиленное налаживание партнерских отношений с иностранными корпорациями, которые традиционно требуют соблюдений принципов КСО от своих партнеров.
Моментом появления практики КСО в России объективно можно считать 2002 год: именно в это время в нашей стране были опубликованы первые нефинансовые отчеты (компания «Газпром» опубликовала экологические отчеты, компания «БАТ Россия» — социальный отчет).

 

Этапы развития КСО

прошло ряд этапов:

- корпоративное гражданство (1970-е);

- социальная (корпоративная) ответственность (1990-е);

- корпоративная ответственность - устойчивое развитие (2000-е).

Следует заметить, что все термины до сих пор находятся в употреблении. Приведем лишь несколько примеров. «Корпоративное гражданство – это стратегия развития бизнеса, поддерживающая ценности, которая компания объявляет в своей миссии, а также ежедневный выбор, которые делают ее менеджеры и работники». «Быть социально ответственным означает не только оправдывать ожидания общества, но и инвестировать в людские ресурсы, охрану окружающей среды и отношения со стейкхолдерами». «КСО определяет самую суть поведения компаний и их ответственность за вклад в развитие общества. КСО не является необязательным дополнением к основной деятельности компании и не ограничивается филантропией. Социально ответственной можно считать корпорацию, которая управляет бизнесом, принимая во внимание все возможные негативные и позитивные последствия своей деятельности в области экологии, экономики и социальной сферы».

- ответственность организации за влияние ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое согласуется с устойчивым развитием и благосостоянием общества;

- учитывает ожидания заинтересованных сторон; - согласуется с международными нормами поведения;

- введено во всей организации».

«Устойчивое развитие – это такое развитие, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения без угрозы удовлетворению нужд грядущих поколений. Это не достижение статичного состояния гармонии, а процесс последовательных изменений, когда эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация на технологический прогресс и институциональные изменения соответствуют потребностям будущего и настоящего»

 

Понятие социальной ответственности бизнеса

Социальная ответственность бизнеса (СОБ) — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.

В классическом понимании социальная ответственность включает в себя:

· добросовестную деловую практику; · развитие персонала предприятия; · охрану здоровья и безопасные условия труда; · охрану окружающей среды и использование ресурсосберегающих технологий; · развитие местного сообщества

Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер:

1.Базовый уровень предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).

2.Второй уровень СОБ предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы.
Такой тип ответственности был условно назван «корпоративной ответственностью».

3.Третий, высший уровень ответственности, по мнению участников диалога, предполагает благотворительную деятельность.

 

Подходы к пониманию сущности социальной ответственности бизнеса

Прагматический (формально-юридический) подход, заключающийся в том, что социальной ответственностью является создание рабочих мест, выплата заработной платы и соблюдение законодательства, прежде всего, налогового, а социальные проблемы должно решать государство. Таких, либеральных взглядов, в основном придерживаются представители малого и среднего российского бизнеса, который сегодня испытывает затруднения даже в выполнении налоговых обязательств.

Вторым подходом является морализаторское понимание, где большую роль играют духовные ценности и эмоциональные связи. Крайняя степень такого подхода состоит в понимании социальной ответственности бизнеса как помощь нуждающимся, деятельность, не имеющая никакого экономического значения. Такое понимание может привести к отождествлению понятий «социальной ответственности бизнеса». С точки зрения принятия бизнесом ответственности за развитие региона и страны выделяется социально-ориентированный подход. Такое понимание социальной ответственности характерно, как правило, для крупного российского бизнеса, который обладает достаточными ресурсами и может позволить себе реализацию социальных программ в рамках разработанной социальной стратегии.

 

Внутренняя социальная ответственность бизнеса

ответственность перед персоналом (гарантии завтрашнего дня, своевременная выплата заработной платы, страхование, безопасность труда и т.п.), направленная на повышение устойчивости процесса создания добавочной стоимости

Внутренняя социальная ответственность основывается на сложившемся мнении общества о необходимости компании не только обеспечивать прибыль и платить налоги, но и заботиться о своих работниках. Однако общество посылает бизнесу не совсем четкие сигналы, относительно своих пожеланий. Поэтому компания зачастую формирует социальную политику исходя из собственных представлений о данном процессе.

 

Понятие этики бизнеса

Этика бизнеса — это научная дисциплина, изучающая применение этических принципов в деловых ситуациях. Наиболее разрабатываемыми вопросами в этике бизнеса являются следующие: взаимоотношение между корпоративной и универсальной этикой, проблема социальной ответственности бизнеса, вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений, способы повышения этического уровня организации, влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение и некоторые другие.

Традиционно этику бизнеса принято разделять на макроэтику и микроэтику. Под макроэтикой понимается та часть этики бизнеса, которая рассматривает специфику моральных отношений между как макросубъектами социальной и экономической структуры общества: корпорациями, государством и обществом в целом, так и его частями; под микроэтикой — исследование специфики моральных отношений внутри корпорации, между корпорацией как моральным Этическая оценка и репутация сегодня играют немаловажную роль при заключении сделок, выборе партнеров по бизнесу, применении санкций регулятивных органов и т.п.

 

Социальная система

Социальные программы — добровольно осуществляемая компанией деятельность по охране природы, развитию персонала, созданию благоприятных условий труда, поддержке местного сообщества, благотворительная деятельность и добросовестная деловая практика. При этом главным критерием является соответствие программ целям и стратегии развития бизнеса

Направления социальных программ:

1. Добросовестная деловая практика — это направление, которое имеет целью содействовать принятию и распространению добросовестной деловой практики между поставщиками, бизнес-партнерами и клиентами компании.

2. Природоохранная деятельность и ресурсосбережение — это направление, которое осуществляются по инициативе компании с целью сокращения вредного воздействия на окружающую среду.

3. Развитие местного общества — это направление, которое осуществляется на добровольной основе и призвано внести вклад в развитие местного общества

4. Развитие персонала — это направление социальных программ компании, которое проводится в рамках стратегии развития персонала, с целью привлечения и удержания талантливых сотрудников

5. Социально ответственная реструктуризация — это направление социальных программ компании, которое призвано обеспечить проведение реструктуризации социально ответственным образом, прежде всего в интересах персонала компании

6. Социально ответственное инвестирование — инвестирование, заключающееся не только в извлечении финансовых доходов, но и в реализации социальных целей, обычно путем инвестирования в компании, действующие с соблюдением этических норм.

 

Типы социальных программ

1) совместные с органами государственной власти;

2) партнерские программы некоммерческих организаций;

3) программы по сотрудничеству с профсоюзами и иными общественными организациями;

4) программы по связям с общественностью и СМИ;

5) собственные программы организаций

 

Понятие социальной сферы

Соц. сфера – это самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются многообразные соц. интересы в отношениях соц. субъектов. Соц. сфера является областью деятельности людей, занятых предоставлением соц. благ и услуг. Соц. сфера помимо отношений включает в себя и материально-техническую базу. В современных условиях соц. сфера представляет собой совокупность соц. отношений и условий, влияющих на характер и поведение людей, охватывающих интересы различных социальных общностей, интересы общества и личности, отношений труда, быта, культуры, здравоохранения, соц. обеспечения.
Социальная сфера жизни общества имеет 2 аспекта в современном мире. Социальная сфера – это область взаимодействия между различными социальными общностями: кружок филателистов, нация, класс, молодежь и т.п. В Новейшей истории социальная сфера получила еще и второе значение: сфера социальной защищенности личности.

Степень развития социальной инфраструктуры — важнейший показатель уровня развития региона, страны. Хорошие дороги, надежная связь, удобные и безопасные поезда, автобусы, современные торговые комплексы, функциональные школьные здания, разветвленная сеть лечебных учреждений — первые и наглядные свидетельства экономического процветания. Создание отвечающей современным требованиям инфраструктуры является важнейшей задачей местной и центральной власти, государства в целом, всего общества.

 

Глобальный договор».

Глобальный договор ООН (ГД ООН) – это инициатива, которая позволяет компаниям обеспечить соответствие своей деятельности и стратегии десяти всеобщим принципам в области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и противодействия коррупции.

Модель совершенства.

Модели Совершенства, как и любые модельные представления о сложных объектах, представляют собой упрощенное отражение состояния сложной производственной среды. Целью создания этих моделей было выработка единых подходов для оценки деятельности различных предприятий. Поэтому в моделях, как правило, пренебрегают специфическими особенностями объектов оценок, обращая особое внимание на основные характеристики, присущие любым организациям независимо от их размера, формы собственности, отраслевой специфики и других особенностей. Это связано с тем, что наиболее известные модели разрабатывались как модели премиальных конкурсов (н премий Деминга, Болдриджа и EFQM), основной задачей которых является оценка и сопоставление деятельности различных организаций-заявителей. В то же время, содержание блоков моделей для организации существенно отличается, поскольку оно отражает специфику применяемых подходов в деятельности и управлении. Такое сочетание общего и индивидуального в моделях, с одной стороны, позволяет применять их для решения конкурсных задач, а, с другой стороны, они могут быть положены в основу диагностической самооценки деятельности, поскольку модели могут быть относительно легко адаптированы к специфике любого предприятия.

 

История социального аудита.

История социального аудита началась в США в 1940-е гг., когда социальные рейтинги компаний стали регулярными. Эти рейтинги оценивали отношения с персоналом и профсоюзами, с местным сообществом, филантропию (пожертвования), волонтерство и другие программы компаний в местных сообществах (community based programs) . В 1960-е - 1970-е гг. стало возрастать общественное недовольство в отношении негативных последствий роста производства. Все чаще экономический рост осуществлялся за счет загрязнения окружающей среды, всякого рода дискриминации, снижения безопасности производства, ухудшения качества товаров. Львиная доля ответственности за социальную несправедливость и экономическое неравенство была возложена... на бизнес. Так рассудили правительство и общественное мнение. Общественное мнение и его лидеры стали меньше доверять корпорациям, и, как следствие, число покупателей сократилось. Результатом стало общественное давление на бизнес с целью регулирования социально значимых аспектов деятельности компаний. В ответ на это бизнес стал все чаще выступать инициатором <социально ответственного поведения>.

Гуманитарная экспертиза.

Гуманитарная экспертиза – это определение состояния образовательной среды с точки зрения возможностей самоопределения участников образовательного процесса. А целью экспертного анализа в этом случае является соотнесение педагогической реальности с выявленными ценностями субъектов образовательного процесса и заключение о возможностях реализации и последствиях данного проекта. (М.М. Князева)

Гуманитарная экспертиза – это личное экзистенциальное предприятие, отличающееся свободой и ответственностью, рискованностью и непредсказуемостью. (Д.А. Леонтьев)

Отличия гуманитарной экспертизы, с точки зрения образования, от других видов экспертизы:

по целям и смыслу.

Гуманитарная экспертиза имеет гуманитарные цели – общегуманистические и общечеловеческие. Гуманитарная экспертиза в своих целях всегда выходит за пределы целей той деятельности, которую она экспертирует. В этом смысле это метаэкспертиза. Какая бы конкретная технологическая, процедурная цель не стояла перед конкретной деятельностью, гуманитарная экспертиза выходит за рамки этих прагматических ориентиров. Мы можем строить электростанцию, мы можем сеять хлеб, мы можем в школе обучать и готовить к поступлению в вуз. Гуманитарная экспертиза ставит вопрос, какой гуманитарной ценой достигаются эти цели, как это влияет на человека как человека, не как профессионала, функционала и т.д

по средствам. Гуманитарная экспертиза непременно включает в себя гуманитарные технологии, процедуры, т.е. мягкие, качественные методы, субъективные. гуманитарная экспертиза обязательно предполагает соучастие и экспертируемых, и всех заинтересованных сторон. (С.Л. Братченко

Кроме этого, можно выделить еще ряд особенностей гуманитарной экспертизы, таких как:

– гуманитарная экспертиза образования никак не структурирована в организационно-правовом плане, в отличие от законодательно регулируемых экспертиз (таких, к примеру, как военно-врачебная, медико-социальная, товароведческая и др.);

– гуманитарная экспертиза опирается не столько на нормы, сколько на ценности и ориентирована не столько на «предметы», сколько на технологии.

– гуманитарная экспертиза «напрашивается», прежде всего, там, где отсутствуют формализованные критерии и характеристики, апробированные нормативные акты, алгоритмы и прочее, в ситуациях неоднозначных, в которых не существует одного «правильного» ответа или решения. Разные решения влекут за собой как положительные, так и отрицательные следствия, одни из которых сравнительно легко предсказуемы, а другие прогнозировать невозможно.

 

Индекс КСО.

Исследователи западных компаний разработали ряд методик и показателей, которые активно используются в оценке и оптимизации корпоративной социальной ответственности. Отмечается одна из самых интересных разработок - Индекс корпоративной благотворительности (Corporate Philanthropy Index - CPI) и создание на его основе методики оценки ­ поведения главных партнеров компании (стейкхолдеров). Этот индекс разработан по заказу некоторых корпораций американским Council on Foundations (COF) совместно с компанией Walker information lnc.Индекс CPI имеет пятибалльную систему и может быть комбинированным, т.е. возможно оценить воздействие благотворительности на всех заинтересованных партнеров компании, или же обособленным, по отдельным категориям - покупателям, служащим и т.д.На основе индекса CPI и прилагаемых опросных методик каждая компания может проследить количественную взаимосвязь благотворительности и бизнеса и сделать выводы о тех показателях деятельность компании, на которые воздействует благотворительная деятельность.

 

Рейтинг КСО

Рейтинг - числовой или порядковый показатель, отображающий важность или значимость определенного объекта, или явления. Как правило, для составления таких рейтингов приглашаются эксперты, более-менее известные в мире благотворительности и в тематике социальной ответственности корпораций. Разрабатывается определённая методология, которая часто бывает довольно сложной и не всегда понятной сразу, затем проводится исследование и опросы. Необходимость составления рейтингов социальной ответственности диктуется целесообразностью создания инструментария для различных

общественных групп и корпоративной аудитории, с помощью которого они

могли бы определиться по многим актуальным для них вопросам

взаимодействия с бизнес-корпорациями. От рейтинга социальной

ответственности зависят отношение деловых партнеров и доверие населения.

Стабильные имеющие положительную динамику рейтинги существенно

снижают риск сотрудничества с компанией.

Логика RADAR

Логика RADAR (система оценки РАДАР) - это динамичная оценочная система и удобный инструмент менеджмента, обеспечивающий структурированный подход к анализу функционирования организации. В самых общих чертах логика RADAR предписывает организации:Определять Результаты, которых надо достигать в рамках реализации своей стратегии. Планировать и разрабатывать целостную сеть обоснованных Подходов для достижения необходимых результатов в настоящем и будущем.Системно Развертывать подходы, обеспечивая их реализацию. Оценивать и улучшать подходы и их развертывание на основе мониторинга и анализа достигнутых результатов и постоянной деятельности по изучению.Результаты
ЗНАЧИМОСТЬ И ПРИГОДНОСТЬ
Результаты должны быть всесторонними, актуальными, надежными, точными, правильно сегментированными и согласованными со стратегией и потребностями и ожиданиями заинтересованных сторон. Должны быть понятны взаимосвязи отдельных Результатов и их воздействие друг на друга. Должны быть определены и ранжированы по приоритетам Ключевые Результаты.
КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТОВ: в Совершенных организациях результаты демонстрируют позитивные тенденции и/или стабильно высокий уровень. Для Ключевых Результатов установлены обоснованные целевые значения, которые достигаются или превышаются. По Ключевым Результатам имеются внешние сравнения, они благоприятны для организации, в особенности, и сравнения с лучшими в данном секторе конкурентами и компаниями мирового уровня. Понимание связи между ключевыми Возможностями и Результатами создает уверенность в том, что устойчивый успех будет достигаться и в будущем.
Подход
ПОДХОД - это то, что организация планирует сделать, и причины для этого. Обоснованный подход базируется на текущих и будущих потребностях организации; он осуществляется в рамках четко определенных процессов и явно ориентирован на потребности всех участников этих процессов. Кроме того, подходы должны быть интегрированы, т.е. подход должен быть обусловлен стратегией и связан с другими соответствующими подходами. В подходы должны своевременно вноситься улучшения.
Развертывание
РАЗВЕРТЫВАНИЕ - это то, как организация реализует выбранный подход. В совершенной организации подход применяется системно во всех необходимых областях. Системность предполагает четкое планирование и использование подходящих методов работы. Должна быть предусмотрена возможность своевременного управления изменениями в подходе.
Оценка и улучшение
ОЦЕНКА И УЛУЧШЕНИЕ - это то, что делается организацией для улучшения как самого подхода, так и его развертывания. В Совершенных организациях подход и его развертывание подвергаются регулярному мониторингу по показателям результативности и эффективности, осуществляется деятельность по изучению, существует практика воплощения новых идей для улучшения подходов. Результаты измерений, изучения и творческих поисков используются при идентификации, выявлении приоритетов, планировании и внедрении улучшений и инноваций.


 


 

 

 

Сущность КСО

Корпоративно-социальная ответственность - это добровольная обязанность бизнесменов проводить такую политику, принимать такие решения и следовать таким направлениям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей общества. Иными словами, это своеобразный общественный договор между бизнесом, потребителями и властью, цель которого – способствовать благу всего общества.

КСО включает в себя, прежде всего, ответственность:

- во взаимоотношениях с партнерами;

- в отношении потребителей;

- в отношении своих сотрудников;

- экологическая ответственность;

- перед обществом в целом.

 

Истоки появления КСО

Понятие корпоративной социальной ответственности появилось в бизнесе сравнительно недавно. Считается, что ввел этот термин в употребление американский экономист Говард Боуэн, опубликовав в 1953 году работу «Социальная ответственность бизнесмена», в которой определил бизнес как «часть общества, ответственную за его стабильное развитие».

Если в западном обществе концепции корпоративной социальной ответственности стали оформляться в самостоятельное течение еще в середине прошлого века, то в Российском бизнесе практика социальной ответственности находится на стадии зарождения. Основная причина этого- «молодость» самостоятельного российского бизнеса, пришедшего на смену плановой экономике. В условиях абсолютной нестабильности страны 1990-х годов проблема социальной ответственности по уровню значимости уступала проблеме максимизации прибыли. По мере стабилизации экономической ситуации появились благоприятные условия для зарождения КСО: во-первых, рост экономического благополучия дал почву для появления активного гражданского общества, во-вторых, усиленное налаживание партнерских отношений с иностранными корпорациями, которые традиционно требуют соблюдений принципов КСО от своих партнеров.
Моментом появления практики КСО в России объективно можно считать 2002 год: именно в это время в нашей стране были опубликованы первые нефинансовые отчеты (компания «Газпром» опубликовала экологические отчеты, компания «БАТ Россия» — социальный отчет).

 

Этапы развития КСО

прошло ряд этапов:

- корпоративное гражданство (1970-е);

- социальная (корпоративная) ответственность (1990-е);

- корпоративная ответственность - устойчивое развитие (2000-е).

Следует заметить, что все термины до сих пор находятся в употреблении. Приведем лишь несколько примеров. «Корпоративное гражданство – это стратегия развития бизнеса, поддерживающая ценности, которая компания объявляет в своей миссии, а также ежедневный выбор, которые делают ее менеджеры и работники». «Быть социально ответственным означает не только оправдывать ожидания общества, но и инвестировать в людские ресурсы, охрану окружающей среды и отношения со стейкхолдерами». «КСО определяет самую суть поведения компаний и их ответственность за вклад в развитие общества. КСО не является необязательным дополнением к основной деятельности компании и не ограничивается филантропией. Социально ответственной можно считать корпорацию, которая управляет бизнесом, принимая во внимание все возможные негативные и позитивные последствия своей деятельности в области экологии, экономики и социальной сферы».

- ответственность организации за влияние ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое согласуется с устойчивым развитием и благосостоянием общества;

- учитывает ожидания заинтересованных сторон; - согласуется с международными нормами поведения;

- введено во всей организации».

«Устойчивое развитие – это такое развитие, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения без угрозы удовлетворению нужд грядущих поколений. Это не достижение статичного состояния гармонии, а процесс последовательных изменений, когда эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация на технологический прогресс и институциональные изменения соответствуют потребностям будущего и настоящего»

 

Понятие социальной ответственности бизнеса

Социальная ответственность бизнеса (СОБ) — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.

В классическом понимании социальная ответственность включает в себя:

· добросовестную деловую практику; · развитие персонала предприятия; · охрану здоровья и безопасные условия труда; · охрану окружающей среды и использование ресурсосберегающих технологий; · развитие местного сообщества

Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер:

1.Базовый уровень предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).

2.Второй уровень СОБ предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы.
Такой тип ответственности был условно назван «корпоративной ответственностью».

3.Третий, высший уровень ответственности, по мнению участников диалога, предполагает благотворительную деятельность.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.51.69 (0.019 с.)