ТОП 10:

Денежные выплаты и льготные займы как формы поддержки внешней среды бизнеса



Денежные выплаты (или иные материальные средства) это выделяемые денежные средства на реализацию конкретных проектов с обязательной последующей отчет­ностью в установленные сроки.

Гранты выделяются на кон­курсной основе. Широкому распространению грантов как инструмента поддержки научно-образовательной и соци­ально-культурной сферы способствует их адресность, це­левой характер, повышающие прозрачность расходования средств и облегчающие проверку эффективности их ис­пользования. «Срочный» характер грантов приобретает особое значение в условиях быстрой смены экономической конъюнктуры, постоянного изменения запросов, предъяв­ляемых рынком труда к системе образования.

В современном обществе гранты приобретают все боль­шее значение и как элемент налаживания межсекторного социального партнерства в сфере поддержки научно-обра­зовательной и социально-культурной сферы. Исторически грантовые схемы финансирования начали использоваться как инструмент деятельности частных и корпоративных благотворительных фондов. Наибольшее развитие система таких фондов получила в США, которые и сейчас являются лидером в сфере негосударственной поддержки образования, науки, культуры и социальной сферы. В качестве при­мера можно привести такие организации, как фонд Форда, Карнеги, Мак-Артуров, Ч. С. Мотта, Международный совет но научным обменам (IREX) и др. К настоящему времени в США существует более 50 тыс. благотворительных фон­дов, причем за последние 20 лет их количество удвоилось.

К настоящему времени в образовательной сфере боль­шинства стран мира утвердился (или утверждается) принцип смешанного финансирования и сотрудничества различных социальных партнеров. Важным объектом фи­нансирования в рамках грантовых программ является под­держка учащихся, особенно высшей школы. Так, в США существует развитая система грантов и льготных (низко­процентных) займов, выделяемых Министерством образо­вания малоимущим студентам. Гранты Пелла (Pell grants) выплачиваются студентам (до уровня бакалавра), находя­щимся в тяжелом материальном положении. Размер гранта высчитывается на основании специального индекса, учиты­вающего финансовые возможности самого студента, доходы его семьи и др. В случае особых финансовых затруднений студент может рассчитывать на дополнительный обра­зовательный грант (Supplemental educational opportunity grants), но его предоставление зависит от возможности со- финансирования со стороны университета или колледжа.

Говоря о действующих в России системах грантово­го финансирования, необходимо отметить, что на пути их развития достигнуты определенные успехи, но в то же вре­мя существуют немалые сложности. Последние вызваны, в частности, недостаточной разработанностью норматив­но-правовой базы грантовых механизмов финансирования.

Одним из первых нормативно-правовых актов, вводив­ших понятие «грант», был Федеральный закон от 23 ав­густа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной на­учно-технической политике». Этот закон предусматривал возможность грантового финансирования инициативных исследовательских проектов специализированными вне­бюджетными фондами (Российский фонд фундаменталь­ных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействию малых форм предприятий в науч­но-технической сфере, Федеральный фонд производствен­ных инноваций). Финансирование выделялось на конкурс­ной основе. Грантом, в соответствии с законом, именовались денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами (в том числе, иностранными) для проведения конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями. Дальнейшая конкретизация понятия «грант» была проведена в Налоговом кодексе Российской Федерации (ст. 251).

 

3.3. Поддержка развития науки и образования

Принятие Закона «О науке и государственной научно- технической политике», начало деятельности специали­зированных внебюджетных фондов существенно способ­ствовали развитию грантовых программ на территории Российской Федерации. Однако в процессе их реализации возникли серьезные проблемы. Прежде всего, оказалось,трудно квалифицировать отношения, возникающие при предоставлении гранта, с точки зрения их гражданско-пра­вовой природы. Так, по отношению к конкурсам на выде­ление грантов контролирующие органы пытались приме­нять нормы Федерального закона от б мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Однако при предоставлении гранта средства вы­деляются не в качестве платы по возмездному договору на выполнение научно-исследовательских работ (каковым является государственный контракт), а для целевого без­возмездного финансирования инициативных проектов.

Попыткой уточнения правового статуса гранта стало толкование его как целевой адресной субсидии. Необходи­мо, однако, отметить, что толкование гранта как субсидии не согласуется с Бюджетным кодексом РФ. В соответствии с последним (ст. 6) под субсидией понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджеты другого уровня, физи­ческому или юридическому лицу на условиях долевого фи­нансирования целевых расходов. При выделении же гран­тов долевое финансирование (софинансирование) может и не присутствовать. Если брать присутствующие в Бюд­жетном кодексе определения, то грант в большей степени соответствует понятию субвенции.

Широкому внедрению грантовых механизмов меша­ет и то, что в российском гражданском законодательстве не определено, к какому виду сделки относятся взаимо­отношения между грантодателем и реципиентом. Самый близкий по характеру вид сделки, рассматриваемый в Граж­данском кодексе, — это договор на проведение научно-ис­следовательских и опытно-конструкторских работ (ст. 38 ГК РФ). Однако такой договор является возмездной сдел­кой, что не соответствует основным признакам гранта (без­возмездность, безвозвратность). Другой близкий к гранту вид сделки — это договор пожертвования (ст. 582 ГК РФ). Однако и здесь существует ряд проблем. Прежде всего, в Гражданском кодексе указывается, что юридические лица (в отличие от лиц физических) при получении пожертво­ваний не обязаны использовать их в рамках определенного назначения. Это противоречит целевому характеру гранта. Кроме того, Гражданский кодекс существенно ограничива­ет круг юридических лиц — возможных получателей по­жертвований.


Начало реализации грантовых программ на террито­рии Российской Федерации в постсоветский период было связано с деятельностью зарубежных фондов, однако уже с середины 1990-х гг. к ним подключились российские ор­ганизации. Начали действовать внебюджетные фонды поддержки научной и научно-технической деятельности:

Российский фонд фундаментальных исследований,

Рос­сийский гуманитарный научный фонд,

Фонд содействию малых форм предприятий в научно-технической сфере,

Фе­деральный фонд производственных инноваций.

Собствен­ные гранты на поддержку социально-культурной и научно­образовательной деятельности начали также выплачивать отдельные ведомства (грант Министерства образования и науки РФ молодым ученым на проведение научных ис­следований в педагогических коллективах) и правитель­ство РФ в целом (грант для поддержки музыкальных коллективов и др.). Постепенное внедрение грантовых про­грамм, реализуемых внебюджетными фондами и органами власти РФ, создало почву для более широкого развития этого механизма финансирования науки, культуры, обра­зования и социальной сферы, подключения к нему новых категорий грантодателей.

В приоритетном национальном проекте «Образование» предусматривается широкое использование грантовых ме­ханизмов. Предполагается выделение серии грантов — как федеральных, так и региональных и муниципальных (по­следние две категории — на началах софинансирования с мест и привлечения внебюджетных средств). К настояще­му времени накоплен значительный опыт использования грантовых механизмов.

В ходе реализации ПНП «Образо­вание» на местах проводятся конкурсы образовательных программ. Гранты получают как отдельные учащиеся и учи­теля, так и учебные заведения в целом. Наряду с выплатой грантов по итогам конкурсов выплачиваются премии, при­суждаются почетные звания и др. Целевым назначением грантов является развитие материально-технической базы учебных заведений, совершенствование программно-ме­тодического обеспечения, переподготовка преподавателей и администраторов, развитие институтов общественного участия в управлении образованием и др.

Достаточно часто грантовые программы, реализуемые в настоящее время бизнесом, — это гранты, близкие по ха­рактеру к инвестициям, т.е. к вложениям, от которых ждут конкретной экономической отдачи. Такие гранты выделя­ются корпорациями учащимся той специальности, в раз­витии которых заинтересован бизнес. Очень часто именно такие «профессиональные» гранты становятся важнейшей формой финансовой поддержки, которую оказывают биз­несмены — члены попечительского совета опекаемому ву­зу. В этом случае грантодатель ожидает, что получатели финансовой помощи со временем придут работать на его предприятие, а сам грант становится способом «привязать» к себе перспективного специалиста.

В качестве примера можно привести грантовую программу компании «Стэп Лоджик», реализуемую с 2007 г. для студентов Москов­ского института радиоэлектроники и автоматики (с по­следующим приглашением грантополучателей на работу). Близкими по характеру являются программы «Зарубежная практика студентов Норильского индустриального инсти­тута» и «Будущее Севера», реализуемые Благотворитель­ным фондом В. Потанина.

Гранты и стипендии студентам «своих» специальностей выплачивает попечительский совет Российского государ­ственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина, а также органы общественного управления ряда других ву­зов.

В 2006 г. стартовал проект «Рабочие нового поколения», подготовленный Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Министерством образова­ния и науки РФ, компанией «Базовый элемент» и фондом «Вольное дело». Механизм реализации проекта предпо­лагает осуществление ряда выплат грантового характера (на разработку тренинговых программ по переобучению преподавателей и администраторов учебных заведений, раз­витие материально-технической базы учебных заведений, подготовку молодых рабочих, владеющих рядом смежных специальностей, и др.). Близкими по характеру к грантам являются льготные социально-образовательные кредиты, внедрением которых в жизнь занимается Рабочая группа по реформированию образования РСПП. В рамках разра­батываемой программы студенты будут получать средства «на жизнь» (социальный кредит) и возможность оплатить образование (образовательный кредит). Льготный характер кредита определяется отсутствием залога, низкими процен­тами и др.

Наряду с грантами и близкими по характеру выплатами, увязанными с экономическими интересами работодателей, в рамках реализуемых бизнесом программ следует выделить еще одну категорию. Это более широкие по характеру и на­значению выплаты, носящие, по сути, благотворительный характер. Реализацией подобных программ занимаются в первую очередь частные и семейные благотворительные фонды, которые начали возникать в России в последние годы. Например, Благотворительный фонд В. Потанина реализует Федеральную стипендиальную про­грамму, через которую за восемь лет существования фонда прошло около 10 тыс. человек. Выделяемые в рамках про­граммы стипендии призваны «поддержать будущую дело­вую и интеллектуальную элиту, расширить возможности для ее самореализации». Для получения стипендии нужны не только отличные оценки, необходимо пройти тестиро­вание и специальный игровой тур, в рамках которого вы­являются лидерские качества соискателя, его способность к нестандартному мышлению, умение работать в коман­де и др. Получатели стипендий могут также подать заяв­ки на получение гранта (через участие в зимних и летних школах, где проводят занятия преподаватели — получатели грантов фонда).

Сферой деятельности фонда «Династия», основанного Д. Зиминым, является в первую очередь поддержка науки (прежде всего физики) через выплату стипендий студен­там старших курсов, аспирантам и молодым ученым. Также предусмотрено предоставление ежемесячных пособий мо­лодым кандидатам и докторам наук, поддержка учителей физики и математики в средних школах и профессиональ­ных учебных заведениях, выплата грантов на проведение научных конференций, оплата постдокторских позиций для молодых российских ученых в Институте математических паук (Лондон) и др. Поддержка науки и талантливой моло­дежи, содействие развитию материально-технической базы учебных заведений и внедрению новых образовательных программ обозначены также в качестве задач фонда «Воль­ное дело», фонда имени Д. С. Лихачева и др. Эти и другие примеры говорят о постепенном становлении в России си­стемы грантовой поддержки науки и образования, о форми­ровании в этой области механизмов межсекторного соци­ального взаимодействия и КСО.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.11.9 (0.005 с.)