Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Особенности ппфп при интегрированной системе обучения

Поиск

 

Интегрированная система обучения, предполагающая органическое сочетание обучения с производительным трудом, находит все большее распространение.

Московский государственный индустриальный университет занимает ведущие позиции в разработке научно-методических основ, организации и практическом осуществлении интегрированной системы обучения, известной ранее как система "Завод-ВТУЗ". Специфика этой формы обучения нашла свое отражение и в учебных занятиях по физическому воспитанию, при планировании которых был сделан естественный акцент на ППФП. Надо подчеркнуть особую роль ППФП в подготовке специалистов по интегрированной форме, когда студенты еще до окончания учебы приступают к работе, продолжая обучение. Это резко увеличивает нагрузки на все системы организма, может приводить к переутомлению, снижению работоспособности и, как следствие, к срывам в учебе и малоэффективной работе на производстве. Поэтому задача быстрой адаптации к изменившимся условиям, выработки оптимального режима дня в условиях возникающего дефицита времени очень актуальна. Безусловно, студенты, имеющие более высокую разностороннюю и прикладную физическую подготовку, гораздо легче справляются с этой задачей. Это диктует необходимость заблаговременной психофизической подготовки студентов и соответствующего планирования и организации ППФП.

 

Глава 7. Особенности требований к психофизической

подготовке на разных этапах обучения

 

При планировании и осуществлении ППФП упор делается, как правило, на выработку психофизических качеств, необходимых будущему специалисту в соответствии со спецификой его труда. Однако надо учесть, что сама учеба - это труд высокой интенсивности с большими нагрузками на основные функциональные системы организма. В этом плане особенно сложным является период адаптации бывших школьников к системе обучения в высшей школе, к новому коллективу. Положительный эмоциональный настрой, характерный для начала учебы в вузе, способствует поддержанию высокой работоспособности, отсутствию чувства усталости, несмотря на фактическое утомление, вызванное напряженными периодами сдачи выпускных и вступительных экзаменов. Этот продолжительный эмоциональный фон постепенно сменяется эмоциональным напряжением при возникновении трудностей в учебе, неудачах, конфликтах. Далеко не все студенты могут правильно распределить свое время, выработать рациональный режим дня. Многие студенты откладывают самостоятельную учебную работу на поздние часы, что ведет к нарушению режима сна, недостаточной его продолжительности. Начинает нарастать утомление, возникает чувство усталости, снижается работоспособность, увеличивается риск заболевания. Практика показывает, что независимо от колебания погодных условий в конце октября - начале ноября увеличивается число пропусков занятий по болезни.

Анализ учебных планов показывает, что сложность учебного материала, количество новых учебных дисциплин увеличиваются от семестра к семестру, и наиболее трудным семестром является третий. Об этом свидетельствуют динамика академической успеваемости и отсева студентов.

Физическая и умственная работоспособность человека, возможность быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям зависит от уровня его физической подготовленности.

В связи с этим на первых трех семестрах наиболее важными задачами физического воспитания следует считать поддержание на должном уровне функционального состояния всех систем организма, профилактику переутомления и связанных с ним заболеваний, поддержание высокой работоспособности путем направленного использования средств физической культуры и спорта.

Эти задачи определяют организацию и содержание как всей физической подготовки, так и ППФП.

Основной акцент должен быть сделан на физические упражнения и виды спорта, способствующие повышению уровня разносторонней общей физической подготовленности, выработке таких качеств, как общая и статистическая выносливость, эмоциональная устойчивость, устойчивость внимания.

На 4 - 7 семестрах акцент ППФП может быть перенесен на выработку профессионально необходимых качеств, подготовке к будущей работе на производстве. Естественная адаптация к труду - длительный процесс, связанный с накоплением определенных устойчивых изменений в организме. ППФП позволяет ускорить решение этой задачи путем подбора средств и методов, влияющих в направлении естественного хода адаптации к конкретному виду труда. Соответственно меняется содержание теоретических и практических занятий. Индивидуализацию занятий на этом этапе целесообразно осуществлять в соответствии со спецификой профессий будущего специалиста. Система инженерно-производственной подготовки, являющаяся стержнем интегрированной системы обучения, предусматривает работу студентов на определенных рабочих местах в соответствии с профилем специалиста и перемещение по должностям в соответствии с графиком учебного процесса. Действующие учебные планы предусматривают работу в течение 8 и 9 семестров на рабочих должностях, 10 семестров - на инженерно-технических. Уже была дана характеристика условий труда будущих специалистов различного профиля и сформулированы основные профессионально-необходимые психофизические качества.

Переход на инженерно-технические должности ведет к изменению характера и условий труда, поэтому ППФП должна быть переориентирована на выработку качеств, свойственных инженерному труду.

Переход на работу на инженерно-технические должности во многих случаях связан со снижением двигательной активности, длительным пребыванием в вынужденной позе сидя или стоя. Понижение двигательной активности ухудшает профессиональную работоспособность; оказывает отрицательное влияние на жизненно важные функции и системы организма. В связи с этим важное значение приобретает воспитание у специалиста способности сохранять высокую работоспособность в условиях длительной гиподинамии, развитие статистической выносливости мышц туловища, спины, испытывающих наибольшее напряжение во время малоподвижной работы.

В профессиональной деятельности любого инженера гораздо чаще, чем при работе на рабочих должностях, встречаются операции, связанные с манипулированием небольшими предметами, инструментами, органами управления, что требует умения дозировать небольшие по величине силовые напряжения, выполнять быстрые, точные и экономичные движения, ловкости и координации движений рук и пальцев. Эти качества необходимы специалистам очень многих инженерных профессий. Причем актуальность их развития возрастает в условиях научно-технического прогресса.

Важную роль в деятельности инженера играют психические качества. Ему необходимы, например, такие качества, как способность одновременно воспринимать несколько объектов (объем внимания), выполнять несколько действий (распределение внимания), быстро переносить внимание с одного объекта на другой (переключение внимания), сосредотачиваться на одном объекте (концентрация внимания), способность удерживать требуемую интенсивность внимания в течении длительного времени (устойчивость внимания). Труд инженера, в отличии от труда рабочего, чаще всего сопровождается эмоциональным напряжением (стрессом), обусловленным большой ответственностью за принимаемые решения. В связи с этим для инженера исключительно важным качеством является эмоциональная устойчивость, т.е. способностью сохранять высокую работоспособность в различных стрессовых ситуациях без отрицательных последствий для себя.

Перечисленные требования относятся к общим требованиям, предъявляемым к инженерной деятельности. Кроме того, к инженерам различных специальностей и занятых различным родом деятельности предъявляются специфические требования. Эти требования в большей степени зависят от характера инженерного труда, чем от специальности. Так, труд инженера в конструкторском бюро характеризуется определенными условиями, не зависящими от специальности. Это же можно сказать и о других видах инженерной деятельности. Например, инженер-механик по специальности 1201 может выполнять самые разнообразные функции: заниматься разработкой и исследованием технологических процессов механической обработки и сборки, проектированием и эксплуатацией металлорежущего оборудования. Как и от других специалистов, работа на машиностроительных заводах в должности мастера, технолога, начальника смены, механика цеха, контрольного мастера требует наблюдательности, внимания, организаторских и педагогических способностей и навыков, большой целеустремленности, энергичности, контактности, умения ладить с людьми.

Специфические требования к физической и психической подготовленности предъявляются к специалистам, работающим в должностях инженеров-конструкторов, инженеров-исследователей в проектно-конструкторских бюро, лабораториях завода, специализированных технологических и конструкторских организациях. Эти специалисты многие часы проводят у кульмана, станка, работают с тонкими инструментами, чертежными принадлежностями. Все это требует от них остроты зрения, точности глазомера, хорошего слуха, высокой тактильной и кинестетической чувствительности. Необходимы также большая общая выносливость мышц рук, устойчивость к гиподинамии, статистическая выносливость мышц туловища, спины, высокая координация и точность движения рук, быстрая и точная реакция слежения, хорошо развитое пространственное воображение, чувство формы, скорости, умение концентрировать внимание. Инженерная деятельность, как и труд рабочих, часто протекает в специфических условиях, связанных с наличием производственных факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего. Это относится к инженерам, занимающим должности, связанные с непосредственной работой, в таких цехах, как термический, литейный, кузнечный. Работа в этих цехах предъявляет повышенные требования к функциональному состоянию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, системе терморегулирования, опорно-двигательного аппарата.

Проведенный краткий анализ специфики обучения в МГИУ, а анализ требований, предъявленным к профессиональной подготовленности студентов, обучающихся по различным специальностям, к их работе в период прохождения инженерно- производственной подготовки на рабочих и инженерно-технических должностях, позволяет разработать рекомендации по рациональной организации, выбору средств и методов ППФП при интегрированной системе обучения.

 

Выводы

Современная профессиональная деятельность требует от человека не только теоретических знаний, но и специальную психофизическую подготовленность. Для обеспечения необходимого уровня психофизической подготовленности существует один из разделов физической культуры – «Профессионально0прикладная физическая подготовка» (ППФП).

Основными задачами ППФП являются формирование физических, физиологических и психических качеств, способствующих достижению и поддержанию объективной готовности к успешной профессиональной деятельности.

Уровень профессиональной психофизической готовности (готов, практически готов, условно готов, не готов) определяется, исходя из состояния 4-х основных компонентов: физиологического статуса, функциональной устойчивости, физической подготовленности и психофизиологических характеристик.

В период подготовки к профессиональной деятельности, т.е. во время учебы в вузе, студент получает возможность привести свой уровень развития психофизических качеств в соответствие с требованиями избранной специальности.

В то же время сама учебная деятельность в совокупности с экологическими, экономическими и социальными негативными явлениями оказывает на человека высокую нервно-эмоциональную нагрузку, которая приводит к снижению резервных возможностей организма и развитию различных паталогических состояний.

Средствами физической культуры и других оздоровительновосстановительных мероприятий можно успешно противостоять этим отрицательным явлениям.

Для оперативного контроля и общей оценки состояния здоровья контингента студентов на практике многие вузы (Одесский политехнический институт и др.) используют автоматизированные системы определения уровней состояния отдельных показателей профессиональной психофизической готовности (ППФГ).

 

Контрольные вопросы

· Психофизическая подготовленность и профессиональная работоспособность

· ППФП студентов различных специальностей

· Виды спорта и физические упражнения для достижения целей ППФП

· Формы организации ППФП

· Особенности ППФП при интегрированной системе обучения

· Особенности требований к психофизической подготовке на разных этапах обучения.

 

Литература:

1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. 3-е издание. Кемерово 1981.

2. Анохин П.К.Общие принципы формирования защитных приспособлений организма. – Вести АМН СССР, 1982, т.17, №2, с.16-28.

3. Акифьев А.П. Генотип. БМЭ. 3-е издание, М., 1977. С. 266-267.

4. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. М.: 1993.

5. Верхошанский Ю.В. Теоретико-методические поддходы к реализации идей управления тренировочным процессом. ТиП. 1981 №4.

6. Жолдак В.И. Физическая культура в системе научной организации труда. М.: 1982.

7. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М.: ФиС, 1966.

8. В.Ильичев. Физическая культура студента. Москва, 1999.

9. Коробков А.В. Двигательный режим и здоровье. М.: 1981

10. Karvonen M.J. Physical activity andhealth. –Finnish Sports Exercise Med. 1983, v. 2, p. 4-9.Меерсон Ф.З. Общий механизм адаптации и тренировки. М., Медицина, 1973.

11. Михайлов В.В. Путь к физическому совершенствованию. М.: ФиС, 19

12. Меерсон Ф.З. Общий механизм адаптации и тренировки. М., Медицина, 1973.

13. Массовая физическая культура в вузе. Под ред. В.А. Маслякова, В.С. Мятяжова. М.: Высшая школа, 1991.

14. Теория и методика физического воспитания

15. Cannon W. B. Organisation for physiologicfl homeostasis Physiol. Revs. 1929, v/ 48, p. 510.

16. Strauzenberg S.E.Storungen der Anpassungvorgannge in Vorfeld der Kranheit. – Med. U. Sport, 1982, B. 22, S. 60-62.

17. Selye H. The Physiology and Pathology of Exposure to Stress. Med. Publ. 1950.

18. В.Ильичев. Физическая культура студента. Москва, 1999.Физическая культура. Примерная учебная программа для высших учебных заведений. М.: 1994.

19. Физическое воспитание. Учебник для студентов вузов. Под ред. В.А. Головина, А.В. Коробкова, В.А. Маслякова, А.В. Чоговадзе, В,Г, Щербакова. М.: Высшая школа 1983.

 

20. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физической культуры. Том 1 и 2. Род общей ред. Л.П. Матвеева и А.В. Новикова. М.: ФиС, 1976.

21. Основы теории и методики физической культуры. Учебник для техникумов физической культуры. Под общей ред. А.А. Гужаловского. М.: ФиС, 1986.

22. Саноян Г.Г. Физическая культура в режиме дня трудящихся. М.:1979.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.183.187 (0.009 с.)