Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 6. Особенности ппфп при интегрированной системе обучения↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 50 из 50 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Интегрированная система обучения, предполагающая органическое сочетание обучения с производительным трудом, находит все большее распространение. Московский государственный индустриальный университет занимает ведущие позиции в разработке научно-методических основ, организации и практическом осуществлении интегрированной системы обучения, известной ранее как система "Завод-ВТУЗ". Специфика этой формы обучения нашла свое отражение и в учебных занятиях по физическому воспитанию, при планировании которых был сделан естественный акцент на ППФП. Надо подчеркнуть особую роль ППФП в подготовке специалистов по интегрированной форме, когда студенты еще до окончания учебы приступают к работе, продолжая обучение. Это резко увеличивает нагрузки на все системы организма, может приводить к переутомлению, снижению работоспособности и, как следствие, к срывам в учебе и малоэффективной работе на производстве. Поэтому задача быстрой адаптации к изменившимся условиям, выработки оптимального режима дня в условиях возникающего дефицита времени очень актуальна. Безусловно, студенты, имеющие более высокую разностороннюю и прикладную физическую подготовку, гораздо легче справляются с этой задачей. Это диктует необходимость заблаговременной психофизической подготовки студентов и соответствующего планирования и организации ППФП.
Глава 7. Особенности требований к психофизической подготовке на разных этапах обучения
При планировании и осуществлении ППФП упор делается, как правило, на выработку психофизических качеств, необходимых будущему специалисту в соответствии со спецификой его труда. Однако надо учесть, что сама учеба - это труд высокой интенсивности с большими нагрузками на основные функциональные системы организма. В этом плане особенно сложным является период адаптации бывших школьников к системе обучения в высшей школе, к новому коллективу. Положительный эмоциональный настрой, характерный для начала учебы в вузе, способствует поддержанию высокой работоспособности, отсутствию чувства усталости, несмотря на фактическое утомление, вызванное напряженными периодами сдачи выпускных и вступительных экзаменов. Этот продолжительный эмоциональный фон постепенно сменяется эмоциональным напряжением при возникновении трудностей в учебе, неудачах, конфликтах. Далеко не все студенты могут правильно распределить свое время, выработать рациональный режим дня. Многие студенты откладывают самостоятельную учебную работу на поздние часы, что ведет к нарушению режима сна, недостаточной его продолжительности. Начинает нарастать утомление, возникает чувство усталости, снижается работоспособность, увеличивается риск заболевания. Практика показывает, что независимо от колебания погодных условий в конце октября - начале ноября увеличивается число пропусков занятий по болезни. Анализ учебных планов показывает, что сложность учебного материала, количество новых учебных дисциплин увеличиваются от семестра к семестру, и наиболее трудным семестром является третий. Об этом свидетельствуют динамика академической успеваемости и отсева студентов. Физическая и умственная работоспособность человека, возможность быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям зависит от уровня его физической подготовленности. В связи с этим на первых трех семестрах наиболее важными задачами физического воспитания следует считать поддержание на должном уровне функционального состояния всех систем организма, профилактику переутомления и связанных с ним заболеваний, поддержание высокой работоспособности путем направленного использования средств физической культуры и спорта. Эти задачи определяют организацию и содержание как всей физической подготовки, так и ППФП. Основной акцент должен быть сделан на физические упражнения и виды спорта, способствующие повышению уровня разносторонней общей физической подготовленности, выработке таких качеств, как общая и статистическая выносливость, эмоциональная устойчивость, устойчивость внимания. На 4 - 7 семестрах акцент ППФП может быть перенесен на выработку профессионально необходимых качеств, подготовке к будущей работе на производстве. Естественная адаптация к труду - длительный процесс, связанный с накоплением определенных устойчивых изменений в организме. ППФП позволяет ускорить решение этой задачи путем подбора средств и методов, влияющих в направлении естественного хода адаптации к конкретному виду труда. Соответственно меняется содержание теоретических и практических занятий. Индивидуализацию занятий на этом этапе целесообразно осуществлять в соответствии со спецификой профессий будущего специалиста. Система инженерно-производственной подготовки, являющаяся стержнем интегрированной системы обучения, предусматривает работу студентов на определенных рабочих местах в соответствии с профилем специалиста и перемещение по должностям в соответствии с графиком учебного процесса. Действующие учебные планы предусматривают работу в течение 8 и 9 семестров на рабочих должностях, 10 семестров - на инженерно-технических. Уже была дана характеристика условий труда будущих специалистов различного профиля и сформулированы основные профессионально-необходимые психофизические качества. Переход на инженерно-технические должности ведет к изменению характера и условий труда, поэтому ППФП должна быть переориентирована на выработку качеств, свойственных инженерному труду. Переход на работу на инженерно-технические должности во многих случаях связан со снижением двигательной активности, длительным пребыванием в вынужденной позе сидя или стоя. Понижение двигательной активности ухудшает профессиональную работоспособность; оказывает отрицательное влияние на жизненно важные функции и системы организма. В связи с этим важное значение приобретает воспитание у специалиста способности сохранять высокую работоспособность в условиях длительной гиподинамии, развитие статистической выносливости мышц туловища, спины, испытывающих наибольшее напряжение во время малоподвижной работы. В профессиональной деятельности любого инженера гораздо чаще, чем при работе на рабочих должностях, встречаются операции, связанные с манипулированием небольшими предметами, инструментами, органами управления, что требует умения дозировать небольшие по величине силовые напряжения, выполнять быстрые, точные и экономичные движения, ловкости и координации движений рук и пальцев. Эти качества необходимы специалистам очень многих инженерных профессий. Причем актуальность их развития возрастает в условиях научно-технического прогресса. Важную роль в деятельности инженера играют психические качества. Ему необходимы, например, такие качества, как способность одновременно воспринимать несколько объектов (объем внимания), выполнять несколько действий (распределение внимания), быстро переносить внимание с одного объекта на другой (переключение внимания), сосредотачиваться на одном объекте (концентрация внимания), способность удерживать требуемую интенсивность внимания в течении длительного времени (устойчивость внимания). Труд инженера, в отличии от труда рабочего, чаще всего сопровождается эмоциональным напряжением (стрессом), обусловленным большой ответственностью за принимаемые решения. В связи с этим для инженера исключительно важным качеством является эмоциональная устойчивость, т.е. способностью сохранять высокую работоспособность в различных стрессовых ситуациях без отрицательных последствий для себя. Перечисленные требования относятся к общим требованиям, предъявляемым к инженерной деятельности. Кроме того, к инженерам различных специальностей и занятых различным родом деятельности предъявляются специфические требования. Эти требования в большей степени зависят от характера инженерного труда, чем от специальности. Так, труд инженера в конструкторском бюро характеризуется определенными условиями, не зависящими от специальности. Это же можно сказать и о других видах инженерной деятельности. Например, инженер-механик по специальности 1201 может выполнять самые разнообразные функции: заниматься разработкой и исследованием технологических процессов механической обработки и сборки, проектированием и эксплуатацией металлорежущего оборудования. Как и от других специалистов, работа на машиностроительных заводах в должности мастера, технолога, начальника смены, механика цеха, контрольного мастера требует наблюдательности, внимания, организаторских и педагогических способностей и навыков, большой целеустремленности, энергичности, контактности, умения ладить с людьми. Специфические требования к физической и психической подготовленности предъявляются к специалистам, работающим в должностях инженеров-конструкторов, инженеров-исследователей в проектно-конструкторских бюро, лабораториях завода, специализированных технологических и конструкторских организациях. Эти специалисты многие часы проводят у кульмана, станка, работают с тонкими инструментами, чертежными принадлежностями. Все это требует от них остроты зрения, точности глазомера, хорошего слуха, высокой тактильной и кинестетической чувствительности. Необходимы также большая общая выносливость мышц рук, устойчивость к гиподинамии, статистическая выносливость мышц туловища, спины, высокая координация и точность движения рук, быстрая и точная реакция слежения, хорошо развитое пространственное воображение, чувство формы, скорости, умение концентрировать внимание. Инженерная деятельность, как и труд рабочих, часто протекает в специфических условиях, связанных с наличием производственных факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего. Это относится к инженерам, занимающим должности, связанные с непосредственной работой, в таких цехах, как термический, литейный, кузнечный. Работа в этих цехах предъявляет повышенные требования к функциональному состоянию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, системе терморегулирования, опорно-двигательного аппарата. Проведенный краткий анализ специфики обучения в МГИУ, а анализ требований, предъявленным к профессиональной подготовленности студентов, обучающихся по различным специальностям, к их работе в период прохождения инженерно- производственной подготовки на рабочих и инженерно-технических должностях, позволяет разработать рекомендации по рациональной организации, выбору средств и методов ППФП при интегрированной системе обучения.
Выводы Современная профессиональная деятельность требует от человека не только теоретических знаний, но и специальную психофизическую подготовленность. Для обеспечения необходимого уровня психофизической подготовленности существует один из разделов физической культуры – «Профессионально0прикладная физическая подготовка» (ППФП). Основными задачами ППФП являются формирование физических, физиологических и психических качеств, способствующих достижению и поддержанию объективной готовности к успешной профессиональной деятельности. Уровень профессиональной психофизической готовности (готов, практически готов, условно готов, не готов) определяется, исходя из состояния 4-х основных компонентов: физиологического статуса, функциональной устойчивости, физической подготовленности и психофизиологических характеристик. В период подготовки к профессиональной деятельности, т.е. во время учебы в вузе, студент получает возможность привести свой уровень развития психофизических качеств в соответствие с требованиями избранной специальности. В то же время сама учебная деятельность в совокупности с экологическими, экономическими и социальными негативными явлениями оказывает на человека высокую нервно-эмоциональную нагрузку, которая приводит к снижению резервных возможностей организма и развитию различных паталогических состояний. Средствами физической культуры и других оздоровительновосстановительных мероприятий можно успешно противостоять этим отрицательным явлениям. Для оперативного контроля и общей оценки состояния здоровья контингента студентов на практике многие вузы (Одесский политехнический институт и др.) используют автоматизированные системы определения уровней состояния отдельных показателей профессиональной психофизической готовности (ППФГ).
Контрольные вопросы · Психофизическая подготовленность и профессиональная работоспособность · ППФП студентов различных специальностей · Виды спорта и физические упражнения для достижения целей ППФП · Формы организации ППФП · Особенности ППФП при интегрированной системе обучения · Особенности требований к психофизической подготовке на разных этапах обучения.
Литература: 1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. 3-е издание. Кемерово 1981. 2. Анохин П.К.Общие принципы формирования защитных приспособлений организма. – Вести АМН СССР, 1982, т.17, №2, с.16-28. 3. Акифьев А.П. Генотип. БМЭ. 3-е издание, М., 1977. С. 266-267. 4. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. М.: 1993. 5. Верхошанский Ю.В. Теоретико-методические поддходы к реализации идей управления тренировочным процессом. ТиП. 1981 №4. 6. Жолдак В.И. Физическая культура в системе научной организации труда. М.: 1982. 7. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М.: ФиС, 1966. 8. В.Ильичев. Физическая культура студента. Москва, 1999. 9. Коробков А.В. Двигательный режим и здоровье. М.: 1981 10. Karvonen M.J. Physical activity andhealth. –Finnish Sports Exercise Med. 1983, v. 2, p. 4-9.Меерсон Ф.З. Общий механизм адаптации и тренировки. М., Медицина, 1973. 11. Михайлов В.В. Путь к физическому совершенствованию. М.: ФиС, 19 12. Меерсон Ф.З. Общий механизм адаптации и тренировки. М., Медицина, 1973. 13. Массовая физическая культура в вузе. Под ред. В.А. Маслякова, В.С. Мятяжова. М.: Высшая школа, 1991. 14. Теория и методика физического воспитания 15. Cannon W. B. Organisation for physiologicfl homeostasis Physiol. Revs. 1929, v/ 48, p. 510. 16. Strauzenberg S.E.Storungen der Anpassungvorgannge in Vorfeld der Kranheit. – Med. U. Sport, 1982, B. 22, S. 60-62. 17. Selye H. The Physiology and Pathology of Exposure to Stress. Med. Publ. 1950. 18. В.Ильичев. Физическая культура студента. Москва, 1999.Физическая культура. Примерная учебная программа для высших учебных заведений. М.: 1994. 19. Физическое воспитание. Учебник для студентов вузов. Под ред. В.А. Головина, А.В. Коробкова, В.А. Маслякова, А.В. Чоговадзе, В,Г, Щербакова. М.: Высшая школа 1983.
20. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физической культуры. Том 1 и 2. Род общей ред. Л.П. Матвеева и А.В. Новикова. М.: ФиС, 1976. 21. Основы теории и методики физической культуры. Учебник для техникумов физической культуры. Под общей ред. А.А. Гужаловского. М.: ФиС, 1986. 22. Саноян Г.Г. Физическая культура в режиме дня трудящихся. М.:1979.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.98.29 (0.012 с.) |