Глава 5. Воспитание физических качеств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. Воспитание физических качеств



 

Физическими (или двигательными) качествами принято называть отдельные стороны двигательных возможностей человека, среди которых различают: силу, быстроту движений (скорость), координацию движений (ловкость), гибкость и выносливость; их принято называть основными. Воспитание физических качеств осуществляется в процессе занятий физи­ческими упражнениями по специально разработанным методикам и представляет собой целостный процесс, объединяющий отдельные взаимосвя­занные стороны совершенствования физических, функциональных и пси­хофизиологических возможностей человека.

В начальном периоде наибольший эффект в воспитании физиче­ских качеств дает комплексный метод тренировки. В этом случае наблю­дается одновременное улучшение и повышение уровня развития всех фи­зических качеств, что связано с явлением "положительного переноса". По мере повышения тренированности величина эффекта переноса уменьшается, что требует более тщательного подбора специальных упражнений. При этом нельзя не учитывать и возможного возникновения явления интерфе­ренции - возможного усиления или ослабления эффекта переноса при "наложении" одних двигательных качеств на другие.

Связь двигательных качеств на высоком уровне их развития тако­ва, что практически развитие одного из них тормозит развитие другого. Однако характер и величина этого явления зависят не от особенностей от­дельных двигательных качеств, а от применяемых средств и нагрузок в процессе подготовки (тренировки). Например, установлено, что силовые Упражнения могут отрицательно сказываться на темпе (быстроте) движе­ний без отягощений, а также на проявлении выносливости, особенно ско­ростной и т.д.

Следовательно, явлением переноса уровня тренированности, в ча­стности, развитием двигательных качеств можно управлять путем обосно­ванного подбора объема, интенсивности, характера подготовительных и специальных физических упражнений.

В случае прекращения систематических тренировочных занятий уровень развития двигательных качеств снижается. Быстрее утрачивается скорость, медленнее - сила, еще медленнее - выносливость.

Познание этих особенностей стимулирует у студентов интерес к проведению самостоятельных занятий для поддержания необходимого уровня развития физических (двигательных) качеств в период обучения и после окончания вуза.

 

Глава 6. Разделы (стороны) спортивной подготовки

 

Спортивная подготовка - сложный специализированный процесс, оказывающий на занимающегося разностороннее воздействие. В основном, этот процесс реализуется спортивными тренировками. Во время спортив­ной тренировки в человеческом организме происходят биологические (морфологические и функциональные) изменения, протекают психофизио­логические и психические процессы. Направленное влияние на эти изме­нения и процессы достигается применением комплексной системы мето­дических принципов, методов и средств, объединенных единой целью.

Спортивная подготовка включает в себя следующие основные разделы: теоретическая подготовка; техническая подготовка; тактическая подготовка; морально-волевая и психологическая подготовка; физическая подготовка.

Состояние спортивной подготовленности спортсмена предполага­ет, как правило, интегральную оценку всех, без исключения, вышепере­численных разделов. Причем, на разных этапах тренировочного процесса весомость, внимание к каждому разделу различны.

При проведении практических занятий со студентами по предмету "физическая культура" предполагается последовательное усложнение со­держания каждой из сторон спортивной подготовки с одновременным изменением ее направленности.

 

Глава 7. Планирование учебно-тренировочного процесса

 

Для достижения занимающимися высокой степени тренирован-
ности необходимо осуществлять рациональное перспективное планирование
учебно-тренировочного процесса.

Эта деятельность преподавателей (тренеров) и спортсменов отно­сится к области предвидения и включает планирование годичных, многолетних, средних и малых циклов спортивной тренировки, а также планирование одного тренировочного занятия.

Перспективное планирование спортивной тренировки зависит от специфики видов занятий (видов спорта), связанных с особенностями при­обретения, сохранения и утраты спортивной формы, наличием периода, когда необходима наивысшая спортивная работоспособность занимающих­ся (пик спортивной формы).

При планировании определяется содержание занятий (исполь­зуемые средства, методы, сопутствующие условия), а также величины тре­нировочных нагрузок по объёму и интенсивности, реабилитационно-восстановительные мероприятия и др.

Различают следующие циклы тренировочных занятий:

· годичный цикл учебно-тренировочных занятий (за основу планирования берется планирование тренировки на один календарный год или планирование одного годичного цикла тренировки.);

· многолетний цикл спортивной подготовки (многолетняя подготовка планируется циклами по четыре года, что обусловлено периодами проведения всемирных Олимпийских игр.);

· средние циклы спортивной подготовки (мезоциклы) (средние циклы спортивной подготовки складываются из микро­циклов и имеют продолжительность, примерно, один месяц.

Различают несколько типов средних циклов:

· втягивающие мезоциклы - с них обычно начинается подготови­тельный период годичного цикла. В них преимущественно применяются общеподготовительные упражнения, а также средние по объему и малые по интенсивности тренировочные нагрузки;

· базовые мезоциклы - главные мезоциклы подготовительной трени­ровки. В них реализуются основные задачи тренировки, связанные с фор­мированием новых и совершенствованием старых двигательных навыков и повышением функциональных возможностей занимающихся. Для них характерны повышенные объемы и высокая интенсивность тренировоч­ных нагрузок;

· контрольно-подготовительные мезоциклы являются переходными между базовыми и соревновательными мезоциклами. Здесь тренировоч­ная работа сочетается с участием в соревнованиях, имеющих контрольно-тренировочное значение для подготовки к основным соревнованиям;

· предсоревновательные мезоциклы способствуют подготовке к ос­новному соревнованию. Их преимущественная направленность - инте­гральные формы подготовки. При их реализации возможно полно моде­лируется режим предстоящего соревнования, обеспечивается адаптация к его конкретным условиям, при этом создаются оптимальные условия для полного использования возможностей занимающихся в решающих спор­тивных соревнованиях;

· Соревновательные мезоциклы - основной тип средних циклов тре­нировки в период ответственных соревнований;

· Восстановительно-поддерживающие мезоциклы характеризуются переключением от больших тренировочных нагрузок к разгрузке в форме активного отдыха. Мезоциклы этого типа преимущественно используются в заключительном периоде тренировки. Предупреждая перетренировку, они способствуют сохранению на определенном уровне приобретенной тренированности и стимулируют её повышение в следующем годичном цикле.

Средние циклы в определенных сочетаниях образуют периоды го­дичных и многолетних циклов, являются как бы "строительными блоками" в структуре больших циклов тренировки.

Также для тренировочных занятий применяются:

· Малые циклы спортивной подготовки (микроциклы) (продолжительность микроциклов до одной недели. Каждый микроцикл состоит как минимум из двух фаз: стимуляционной, которая связана с утомлением, и восстановительной, которая представляет собой занятие восстановительного характера, активный или даже полный отдых.

Глава 8. Выводы

 

Спортивная подготовка оказывает существенное положительное воздействие на человека, она способствует:

· менее выраженной реакции организма на производственную и эмоциональную нагрузку;

· сохранению более высокого уровня функционирования внут­ренних систем организма человека;

· положительному влиянию на регуляцию психофизиологических качеств и механизмов, определяющих готовность к выполнению производ­ственной или спортивной деятельности;

· формированию личностных качеств и их проявлению, особенно в экстремальных условиях;

· обеспечению устойчивости к профессиональным вредностям, отрицательным воздействиям экологии, нарушениям режима труда и жиз­ни.

При проведении учебно-тренировочных занятий по использо­ванию средств физической культуры по всем направлениям (гигиениче­скому, оздоровительно-рекреативному, общеподготовительному, спортив­ному, профессионально-прикладному) необходимо учитывать закономер­ности организации и методики проведения учебно-тренировочного процес­са, отмеченные в данной главе.

В целом поддержание оптимальной физической подготовленности (тренированности) является необходимым условием крепкого здоровья, высокого уровня трудоспособности, психического благополучия.

 

 

Контрольные вопросы

 

· Сущность спортивной тренировки, ее задачи

· Методические принципы спортивной тренировки

· Методы спортивной тренировки

· Методы строго регламентированного упражнения

· Обучение двигательным действиям

· Воспитание физических качеств

· Игровой метод

· Соревновательный метод

· Методы словесного и наглядного (сенсорного) воздействия

· Структура учебно-тренировочного занятия

· Вводная часть занятия

· Подготовительная часть занятия (разминка)

· Основная часть занятия

· Заключительная часть занятия

· Динамика физической нагрузки

· Интенсивность физических нагрузок. Зоны интенсивно­сти нагрузок по частоте сердечных сокращений

· Воспитание физических качеств

· Разделы (стороны) спортивной подготовки

· Планирование учебно-тренировочного процесса

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.188.160 (0.012 с.)