Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 4. Виды спорта и физические упражнения для достижения целей ппфпСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Подробный анализ различных видов профессиональной деятельности позволяет сформировать требования к психофизической подготовленности, определить содержание ППФП и на этой основе выбрать физические упражнения и виды спорта, обеспечивающие подготовку будущего специалиста. Этот выбор проводят так, чтобы психофизиологическое воздействие физических упражнений и видов спорта способствовали выработке необходимых профессиональных качеств. При выборе видов спорта и физических упражнений чрезвычайно важно учитывать, что в процессе обучения может произойти улучшение результатов в действиях, которые специальной тренировке не подвергались, что объясняется явлением так называемого переноса тренированности. Исследование физиологической сущности переноса навыков А.Е. Ульяницкой и Н.П. Ребровой показали, что по внешней картине движений нельзя достаточно уверенно судить об их внутренней структуре. Так, несмотря на очень большое внешнее сходство плавания и имитационных упражнений на суше, между их координационной структурой имеется существенная разница. Сравнение основных движений и тренировочных упражнений для выработки спортивных и профессиональных навыков позволило выявить отличие в их внутренней структуре при значительном внешнем сходстве. Именно поэтому неэффективными и бесперспективными для выработки и совершенствования профессиональных навыков оказались системы физических упражнений, иммитирующих трудовые движения и широко распространенные в 20-х годах. Для выбора эффективных форм ППФП необходимо исследование внутренней структуры физических упражнений для определения их адекватности трудовым и спортивным движениям и определения степени пригодности для выработки требуемых навыков. О важности того или иного вида спорта можно судить по его удельному весу в решении задач физической подготовки, в том числе и в ППФП. Легкая атлетика имеет большое значение в формировании и совершенствование многих профессионально необходимых психофизических качеств. Это объясняется тем, что легкоатлетические упражнения требуют работы многих мышц, что позволяет выбирать упражнения в соответствии с необходимостью выработки и совершенствования тех или иных качеств в зависимости от характера профессиональной деятельности будущего специалиста. Кроме того легкая атлетика занимает по объему часов учебных занятий главное место в программах физического воспитания. При планировании и проведении учебных занятий наряду с общеразвивающими упражнениями включаются специально-развивающие легкоатлетические упражнения, которые в наибольшей степени способствуют приобретению и развитию необходимых психофизических качеств. Легкоатлетические упражнения обеспечивают формирование большинства важных качеств, таких, как способность дозировать силовые напряжения (метания), общая выносливость (длительный медленный бег, кроссовый бег), статическая выносливость и устойчивость к гиподинамии (продолжительный бег, метания), сенсомоторную реакцию (бег с низкого старта, эстафетный бег), быстрота (бег на короткие дистанции), ловкость (прыжки, челночный бег), устойчивость к воздействию неблагоприятных условий (проведение занятий на открытом воздухе в любую погоду), волевое поведение в условиях эмоциональной напряженности (эстафетный бег, прыжки в высоту). Различные виды легкой атлетики включены в комплексную спартакиаду МГИУ. Участия в соревнованиях способствует формированию необходимых морально-волевых качеств будущего специалиста. Плавание включено в программу по физической подготовке, как обязательный вид подготовки, имеющий важное оздоравливающее и прикладное значение. Плавание оказывает всестороннее положительное воздействие на функционирование всех физиологических систем человека. Оно способствует пропорциональному развитию мускулатуры, улучшает работу и повышает функциональные возможности дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной системы организма, улучшает обмен веществ, снимает стрессы, является отличным закаливающим средством. Таким образом плавание способствует выработке и совершенствованию большого числа прикладных психофизических качеств, необходимых для специалистов практически любого профиля. Так, опыт МГИСиС (А.В. Лифанцев, С.С. Прапор, Р.Д. Бибенков) показывает, что плавание – эффективный способ совершенствования специфических качеств и способностей, что позволяет рекомендовать его в ППФП студентов металлургических специальностей и вузов. Плавание – одно из средств снятия эмоционального напряжения, что особенно важно для работников умственного труда. Овладение прикладными видами плавания является неотъемлемой частью профессиональной подготовки для ряда специалистов, например работников водного транспорта. Наконец умение плавать – жизненно необходимый навык. К сожалению, в последние годы наблюдается тенденция к снижению числа умеющих плавать среди молодежи, поступившей в вузы. Большое значение в решении задач ППФП имеют спортивные игры. Спортивные командные игры способствуют развитию оперативного мышления, т.к. требуют от игрока быстрой оценки игровой ситуации, принятия и осуществления правильного решения, а также развитию эмоциональной устойчивости, особенно при их проведении в соревновательных условиях в присутствии зрителей. Спортивные игры с мячом являются эффективным средством развития таких специальных прикладных качеств, как координация движений, ловкость, внимание. Действия игрока в них требуют одновременного восприятия большого числа объектов (расположение своих и чужих игроков, полет мяча, расстояние до ворот, сетки, кольца), мгновенного переключения внимания на протяжении всей игры. Занятия спортивными играми способствуют гармоничному развитию основных физических качеств – силы, выносливости, быстроты, гибкости. При занятиях спортивными играми улучшаются функции вестибулярного аппарата, совершенствуется точность движений, увеличивается поле зрения. Лыжные гонки совершенствуют выносливость, улучшают деятельность опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Этот вид спорта дает хорошую разностороннюю физическую подготовку и является ценным средством прикладной физической подготовки. Одной из обязательных программных спортивных дисциплин является гимнастика. Гимнастические упражнения способствуют развитию координации движений, ловкости, гибкости, совершенствуются функции дыхательного аппарата, улучшаются мышечно-суставные ощущения и восприятия, осанка. Высокая двигательная культура, вырабатываемая гимнастическими упражнениями, позволяет быстро осваивать сложные трудовые движения. Многие прикладные виды спорта (автомотоспорт, парашютный, водно-моторный и др.) следует рассматривать для ряда специальностей и профессий, как неотъемлемый элемент профессиональной подготовки. Эти виды спорта кроме благоприятного воздействия на улучшение функций организма и физическую подготовленность способствуют приобретению знаний и навыков в специальных инженерно-технических дисциплинах, что повышает уровень профессиональной подготовки. У молодежи большой популярностью пользуются такие виды спорта и системы физических упражнений, как атлетическая гимнастика (бодибилдинг), ритмическая гимнастика (аэробика), шейпинг, восточные системы (ушу, йога). Эти виды спорта и системы упражнений обычно не включаются в обязательные занятия, но их отдельные упражнения и элементы могут успешно использоваться для решения некоторых частных задач, а также в качестве вспомогательных средств физической подготовки при самостоятельных занятиях. Для решения задач ППФП помимо физических упражнений следует широко использовать природные и гигиенические факторы. Правильное их использование повысит эффективность физических упражнений. Эти факторы служат также эффективным средством закаливания, повышают сопротивляемость организма неблагоприятным внешним воздействиям, способствуют восстановлению и повышению работоспособности. Ежедневная гигиеническая гимнастика, водные процедуры (душ, контрастный душ, обливание, обтирание) парная баня, массаж и самомассаж, соблюдение режима дня, сна, питания, отказ от вредных привычек улучшают функциональное состояние организма. Хотя эти факторы имеют и относительную самостоятельность в решении задач ППФП, наибольший эффект достигается при их сочетании с занятиями физической культурой и спортом. Студенты, активно занимающиеся спортом, вынуждены следить за состоянием своего здоровья, сознательно и целенаправленно использовать эти факторы для поддержания и улучшения спортивной формы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 8797; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.96 (0.008 с.) |