Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Психофизическая подготовленность и профессиональная

Поиск

Работоспособность

Профессиональная подготовленность человека определяется его специальными знаниями, умениями, навыками и психофизической подготовленностью.

Психофизическая подготовленность характеризуется большим числом факторов, таких, как общее состояние здоровья, уровень функционирования физиологических систем, обеспечивающих способность продуктивно трудиться, устойчивость организма к неблагоприятным внешним условиям, эмоциональная устойчивость, устойчивость внимания.

В зависимости от характера работы, в большей или меньшей степени решающими могут быть такие физические факторы, как сила, статическая выносливость различных групп мышц, быстрота, координация движений.

Общепризнанным является тот факт, что человек, имеющий хорошую разностороннюю общую и специальную физическую подготовленность, может дольше сохранять работоспособность, меньше утомляется.

Утомление - физиологический процесс, обусловленный снижением функциональных возможностей организма в результате выполнения определенного объема работы. Нарастание утомления неизбежно приводит к снижению работоспособности.

Физическое и умственное утомление имеют свои особенности. Так, восстановление после напряженного умственного труда требует в 3-4 раза больше времени, чем после тяжелого физического труда.

При длительном умственном труде в организме могут возникать функциональные изменения, связанные с малой подвижностью. Отсюда следует, что при интенсивной умственной работе возрастает роль занятий физической культурой и спортом.

Работоспособность человека во многом зависит от его индивидуальных психофизических возможностей, которые можно расширить целенаправленными занятиями физической культурой и спортом.

Важно, чтобы студент понял и почувствовал на себе неразрывную связь психофизической подготовленности и работоспособности, значение занятий физической культурой и спортом, правильного режима труда и отдыха для достижения жизненных и профессиональных целей.

 

Глава 3. ППФП студентов различных специальностей

Для определения содержания ППФП будущих специалистов необходимо проанализировать условия труда, сформулировать требования к психофизическим качествам, имеющим существенное значение в работе.

Условия работы студентов и выпускников МГИУ как на рабочих местах, так и на инженерно-технических должностях значительно различаются не только в зависимости от специальности, но и от характера работы (мастер в цехе, инженер-технолог в технической отделе, инженер-конструктор в КБ, инженер-исследователь в лаборатории). Поэтому содержание и средства ППФП студентов должны различаться не только на уровне факультета или специальности, но и на уровне студента, и организация ППФП требует глубокой ее дифференциации и индивидуализации как по времени на отдельных этапах обучения, так и по характеру трудовой деятельности.

В данных условиях наиболее целесообразным является сочетание групповых занятий по специальным программам для студентов близких специальностей и профессий, требующих развития одинаковых физических и психических качеств, и индивидуальных занятий в спортивных секциях или самостоятельно под контролем преподавателя.

Для успешной организации ППФП необходимо разработать классификацию профессий применительно к решению задач ППФП, объединив в одну группу профессии, предъявляющие сходные требования к уровню развития различных физических и психических качеств и их сочетанию. В соответствии с этим можно разделить все профессии, по которым работают студенты в период инженерно-производственной подготовки на рабочих должностях, на следующие группы:

1 группа - профессии умственного и преимущественно умственного труда (0608, 0719, 0611, 0211).

К ним следует отнести операторские виды деятельности, виды управленческого труда, как, например, нормировщик, оператор ЭВМ.

Основная особенность профессий этой группы состоит в том, что наибольшая нагрузка в процессе труда приходится на центральную нервную систему.

Перечисленные профессии относятся к видам малоподвижного труда и требуют небольших затрат физической энергии. Чаще всего их деятельность протекает в рабочей позе сидя, двигательные действия минимальны и обычно сводятся к малоамплитудным движениям с незначительным напряжением мышц кисти и пальцев рук. Успешная деятельность людей этих профессий во многом зависит от общей выносливости. При достаточной степени развития этого качества человек может в течение более продолжительного времени удерживать высокий уровень профессиональной работоспособности. Специфика труда работников этой группы является причиной ряда заболеваний (болезнь сердца, нарушение обмена веществ, миопия, обусловленная постоянным напряжением органов зрения, нарушение осанки и др.). Поэтому для них особенно необходимы занятия физическими упражнениями, обеспечивающими хорошее состояние нервной системы. Требуется так же умение быстро перерабатывать информацию, выносливость к продолжительной однообразной умственной работе, устойчивость внимания. Хорошая эмоциональная устойчивость помогает быстро оценить обстановку и выбрать наиболее подходящие пути решения возникающих вопросов.

2 группапрофессии, связанные с монтажом, наладкой и ремонтом оборудования (1201, 1202, 1203, 1204, 1205, 2102).

Монтажники и ремонтники работают часто в неудобной позе, согнувшись в положении приседа и т.п., с пребыванием на высоте, работа требует перемещения небольших грузов. Специфика выполняемых производственных операций требует значительного статического напряжения мышц, удерживающих определенную рабочую позу, мышц рук и плечевого пояса. Общая физическая нагрузка на организм средняя или большая.

Для успешного выполнения работ по монтажу, наладке и ремонту оборудования необходимо развивать силу и статическую выносливость мышц рук и плечевого пояса, точность дозирования мышечных усилий, общую выносливость организма, чувство равновесия. Рабочие этих профессий должны владеть навыками лазания по различным конструкциям, умением прыгать из различных положений, сохранять равновесие в условиях ограниченной опоры. Кроме того, они должны обладать хорошим чувством пространства, скорости движения, высоты, широким полем зрения, способностью одновременно воспринимать несколько объектов.

В ряде случаев работа людей этих профессий связана со специфическими условиями труда. Так, работа в кузнечно-прессовых цехах выполняется в зоне повышенной температуры, в условиях повышенного шума. В этих случаях необходима повышенная устойчивость организма к перечисленным неблагоприятным факторам.

3 группа - профессии станочного профиля (1201, 1202).

К ним относятся токари, фрезеровщики, шлифовщики, сверловщики. Работа протекает в основном в позе стоя на месте или передвигаясь. Основными двигательными действиями являются сложнокоординированные движения рук, пальцев кисти. Их деятельность требует устойчивого внимания, точности глазомера, тонкой дифференциации слуховых раздражителей, быстроты действий. Общие физические усилия в процессе труда средние.

Для успешного выполнения производственных операций у специалистов данных профессий должна быть хорошо развита общая выносливость организма, сила мышц туловища, удерживающая рабочую позу, координация движений рук и кистей, устойчивость внимания, мышечная чувствительность и возможность точного визуального контроля за выполнением рабочих движений.

Кроме того, станочники должны иметь хорошую подвижность суставов кистей рук и обладать навыками быстрого, точного передвижения между станками. Качество управления станком во многом зависит от устойчивости вертикальной позы.

М.В. Марцевич, исследуя особенности регуляции вертикальной позы на выполнение токарных и фрезерных работ, установил наличие надежной корреляции между точностью обработки деталей на фрезерных и токарных станках и способностью работающего удерживать вынужденное вертикальное положение тела.

4 группа - профессии поточно-конвейерного производства (1012, 1501).

Работа характеризуется однообразием выполняемых рабочих движений, которые повторяются в определенной последовательности и через определенные промежутки времени, обусловленные скоростью движения конвейера. Чаще всего конвейерные работы характеризуются монотонностью, так как в течение рабочего дня рабочим приходится многократно выполнять одни и те же движения. На автосборочном конвейере преобладает поза стоя, а иногда и другие позы, подчас неудобные, при сборке в трудно доступных местах. Необходимость успевать за скоростью движения конвейера делает этот вид труда нервно напряженным. Физические усилия при выполнении рабочих операций средние, на некоторых операциях даже большие. Успешное выполнение работ в условиях поточно-конвейерного производства зависит от уровня общей выносливости, быстроты и хорошей координации движений.

5 группа - профессии, связанные со специфическими условиями труда.

Эта работа протекает в условиях повышенных температур и их колебаний, воздействия теплового излучения, сочетающихся с напряженной мышечной деятельностью. Рабочая поза - стоя или передвигаясь. Условия работы характеризуются также загазованностью, шумом. Большая нагрузка приходится на зрение и внимание. Профессионально важными в этих видах деятельности являются общая выносливость, концентрация внимания, высокие возможности терморегуляции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 2725; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.7.53 (0.009 с.)