Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психофизическая регуляция организма.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Важным компонентом здорового образа жизни современного человека является умение и знание основ психофизической регуляции. Все субъективные восприятия разнообразных жизненных ситуаций, явлений и их оценка связаны с эмоциями. Они помогают мобилизации способностей человека и, часто препятствуют этому. Для большинства людей достаточно понимания того факта, что стресс сам по себе является фактором мобилизующим системы и органы человека к последующей физической работе. Поэтому лучшее средство, компенсирующее негативное влияние стресса – умеренная физическая нагрузка в последующий после возникновения стрессовой ситуации период. Более универсальным и эффективным методом является использование приемов аутогенной тренировки. Использование приемов аутогенной тренировки позволит наряду с сохранением высокой работоспособности в стрессовых (экстремальных) ситуациях развить и улучшить внимание и самооконтроль.
Контрольные вопросы · Факторы, влияющие на здоровье современного человека · Влияние состояния окружающей среды · Генетические факторы · Деятельность учреждений здравоохранения · Условия и образ жизни людей · Факторы укрепления здоровья · Функциональные проявления здоровья в различных сферах жизнедеятельности · Адаптационные процессы и здоровье · Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни · Режим труда и отдыха · Организация сна · Организация режима питания · Организация двигательной активности · Личная гигиена и закаливание · Гигиенические основы закаливания · Профилактика вредных привычек · Психофизическая регуляция организма
Литература:
1. А. Разумов, Здоровье здорового человека, М. «Медицина» 1996 г. 2. Karvonen M.J. Physical activity andhealth. –Finnish Sports Exercise Med. 1983, v. 2, p. 4-9. 3. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. 3-е издание. Кемерово 1981. 4. Акифьев А.П. Генотип // БМЭ. 3-е издание, М., 1977. С. 266-267. 5. Анохин П.К.Общие принципы формирования защитных приспособлений организма. – Вести АМН СССР, 1982, т.17, №2, с.16-28. 6.Cannon W. B. Organisation for physiologicfl homeostasis Physiol. Revs. 1929, v/ 48, p. 510. 7. Strauzenberg S.E.Storungen der Anpassungvorgannge in Vorfeld der Kranheit. – Med. U. Sport, 1982, B. 22, S. 60-62. 8. Меерсон Ф.З. Общий механизм адаптации и тренировки. М., Медицина, 1973. 9. Selye H. The Physiology and Pathology of Exposure to Stress. Med. Publ. 1950. 10. В.Ильичев. Физическая культура студента. Москва, 1999.
Тема 4. Физические качества и методика их развития Глава 1. Воспитание физических качеств Физическими качествами принято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. В отечественной спортивной теории принято различать пять физических качеств: силу» быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит от возможностей функциональных систем организма, от их подготовленности к двигательным действиям (в дальнейшем будем применять понятие «воспитание» к процессу формирования двигательного качества, а «развитие» — к уровню этого качества). Воспитание силы. Основные понятия Силой (или силовыми способностями) в физическом воспитании называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Воспитание силы сопровождается утолщением и ростом мышечных волокон. Развивая массу различных мышечных групп, можно изменять телосложение, что наглядно проявляется у занимающихся атлетической гимнастикой. Различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила - суммарная сила всех мышечных групп, участвующая в данном движении. Относительная сила — величина абсолютной силы, приходящаяся на 1 кг массы тела человека. Сила измеряется с помощью динамометров. До определенного возраста абсолютная и относительная сила увеличивается и у неспортсменов, и у спортсменов,хотя последних она всегда несколько выше (рис. 1).
Таблица 1. Сила отдельных фунп мышц мужчин и женщин (по Е.Ф. Полежаеву, В.Г. Макушину)
У квалифицированных спортсменов эти данные выше. Так, средние показатели силы кисти у мужчин находятся на уровне 60-70 кг, а у женщин — 50-55 кг. Сила формируется посредством упражнений с отягощениями собственного тела (выпрямление рук у упоре, подтягивание на перекладине и др.) или с применением снарядов (штанга, гири, резиновые амортизаторы и др.). Величину отягощения можно дозировать: · в процентах к максимальному весу; · по разности от максимального веса (например, на 10 кг меньше предельного веса); · по числу возможных повторении упражнения в одном подходе (вес, который можно поднять 10 раз).
Автор приведенных рекомендаций профессор В.М. Зациорский считает наиболее универсальным третий вариант и предлагает следующие условные обозначения: вес, который можно поднять, к примеру, максимум 25 раз, будет обозначаться как 25 ПМ (повторный максимум); 1ПМ – этот вес, который можно поднять 1 раз.
Тогда возможно применить следующую градацию весовой нарузки:
Методы воспитания силы могут быть очень разнообразными, их выбор зависит от цели. На учебно-тренировочных занятиях используются следующие методы воспитания силы. Методы максимальных усилии. Упражнения выполняются с применением предельных или околопредельных отягощении (90% рекордного для данного спортсмена). При одном подходе выполняется от 1 до 3 повторений и 5-6 подходов за одно занятие, отдых между которыми составляет 4-8 мин (до восстановления). Этот метод используется, чтобы максимально нарастить возможные результаты для конкретного занимающегося и связан с воспитанием «взрывной силы», которая зависит от степени межмышечной и внутримышечной координации, а также от собственной реактивности мышц, т.е. нервных процессов. Так, у мастеров спорта проявляется большая величина силы в меньший промежуток времени, чем у начинающих спортсменов (рис. 2). Метод повторных усилий (или метол «до отказа») предусматривает упражнения с отягощением, составляющим 30-70% рекордного, которые выполняются сериями по 4-12 повторений в одном подходе. За одно занятие выполняется 3-6 подходов. Отдых между сериями - 2-4 мин (до неполного восстановления
Рис. 2. Пример проявления «взрывной силы» при прыжке вверх с места у мастера спорта (1) и начинающего спортсмена (2), где F mах — время достижения максимальной силы; F mах — максимальное значение силы, показанное в данном движении (по В.М. Зациорскому)
Этот метод чаще всего используется с целью наращивания мышечной массы. Оптимальным весом отягощения для развития мышечной массы будет тот, который студент может поднять (отжаться, подтянуться), выполнив 7-13 движений за один подход. Метод динамических усилий связан с применением малых и средних отягощении (до 30% рекордного). Упражнения выполняются сериями по 15-25 повторений за один подход в максимально быстром темпе. За одно занятие выполняется 3-6 подходов, отдых между ними 2-4 мин. С помощью этого метода преимущественно развиваются скоростно-силовые качества, необходимые в легкоатлетических метаниях, в беге на короткие дистанции. Как вспомогательный применяется изометрический (статический) метод, при котором напряжение мышц происходит без изменения их длины. Использование изометрического метода позволяет максимально напрягать различные мышечные группы продолжительностью 4-6 с. За одно занятие упражнение повторяется 3-5 раз с отдыхом после каждого напряжения продолжительностью 30-60 с. Занятия с использованием изометрических упражнений занимают немного времени, для них используется весьма простое оборудование. С помощью таких упражнений можно воздействовать на любые мышечные группы, однако их эффективность меньше, чем при динамическом методе. У людей различных конституционных типов эффект от применения силовых упражнений проявляется по-разному. Эндоморфные типы с округлыми формами, приземистостью, мощным костяком гиперстеники быстрее достигают результатов в силовой подготовке. Представители -экзоморфных типов астеники обычно тонкокостны, стройны, без лишних жировых депо. У них прирост объема мышц и показателей происходит медленнее. Это необходимо знать во избежание ранних и необоснованных выводов об эффективности проводимых учебно-тренировочных занятий. В то же время следует знать и помнить, что человек с любым типом телосложения может увеличить объем и развить силу мышц путем регулярных и методически правильно построенных тренировочных занятий.
Воспитание быстроты Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движении, а также двигательной реакции. Между тем быстроту движений нельзя путать со скоростью передвижения. Скорость конькобежца, больше на 400-500 м, чем скорость бегуна-спринтера, однако у второго частота (быстрота) движений больше. Не случайно в новейших исследованиях по теории спорта вместо термина «быстрота» используется понятие «скоростные способности». Как видим, понятие «быстрота» в физическом воспитании не отличается смысловой конкретностью. При оценке быстроты различают: · латентное время двигательной реакции; · скорость одиночного движения; · частоту движений.
Эти проявления быстроты довольно автономны. Время двигательной реакции в ряде движений (или цикла движений) может не коррелироваться с другими проявлениями быстроты. Существенную роль играет здесь фактор наследственности. Время простой двигательной реакции у не занимающихся спортом обычно колеблется в пределах 0,2-0,3 с у квалифицированных спортсменов — 0,1-0,2 с. Иными словами, в процессе тренировки время реакции улучшается всего на 0,1 с. Между тем в беге на 100м результатыновичков и квалифицированных спортсменов отличаются уже не на десятые доли, а на целые секунды. И это не случайно. Во многих движениях, выполняемых с максимальной скоростью, различают две фазы: фазу увеличения скорости (фазу разгона) и фазу относительной стабилизации скорости. Первая фаза характеризует стартовое ускорение, вторая — дистанционную скорость. Обе фазы относительно независимы друг от друга, но если первая опирается на латентное время двигательной реакции и частоту движения, то вторая кроме частоты (темпа) движения базируется и на других составляющих дистанционной скорости (например, в беге на 100мнна технику выполнения движения, длину ног. силу отталкивания). Следовательно, дистанционной скорости присущи элементы, которые существенно изменяются под влиянием учебно-тренировочной работы — техника бега, скоростно-силовые показатели. Быстрота, скоростные возможности требуются как в циклических, так и в целом ряде ациклических видов спорта, трудовых и бытовых движениях: фехтование, бокс, спортивные игры. Предпосылками быстроты, скоростных способностей выступают не только природная подвижность нервных процессов, но и уровень нервно-мышечной координации, поддающейся направленной тренировке. Спортивная наука и практика неоднократно подтверждали, что проявление скоростных способностей человека в одной операции или упражнении не всегда будут существенны в другом. В связи с этим само содержание процесса воспитания быстроты в спортивных или в прикладных целях должно основываться на особенностях форм его проявления, так как прямой непосредственный перенос быстроты движений происходит лишь в координационно сходных движениях.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.18.59 (0.007 с.) |