Глава 3. Методические принципы спортивной тренировки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Методические принципы спортивной тренировки



 

Необходимого уровня состояния тренированности занимающихся студентов можно достичь только при проведении учебно-тренировочных занятий со строгим соблюдением закономерностей и выполнением мето­дических (дидактических) принципов при построении тренировочных за­нятий. Эти принципы определяют общие положения по управлению процессом совершенствования спортивной подготовки.

Методическими принципами, которыми необходимо руководство­ваться на учебно-тренировочных занятиях, являются: принцип сознатель­ности и активности, систематичности, доступности и индивидуализации, динамичности и постепенности, наглядности.

Принцип сознательности и активности предполагает углубленное изучение занимающимися теории и методики физической тренировки, осознанное отношение к тренировочному процессу, понимание цели и задач учебно-тренировочных занятий. Преподаватели со своей стороны обязаны обеспечить рациональное применение средств и методов трени­ровки на каждом занятии, вести учет объема и интенсивности выполняе­мых упражнений и физических нагрузок, анализировать и оценивать итоги тренировочных занятий. Участие студентов в учебно-тренировочных занятиях должно быть не только сознательным, но и активным, «принцип обратной связи».

Принцип систематичности требует непрерывности тренировочно­го процесса, рационального чередования физических нагрузок и отдыха на одном занятии, преемственности и последовательности тренировочных нагрузок от занятия к занятию. Необходимо, чтобы эффект каждого по­следующего занятия накладывался на след, оставленный от предыдущего занятия. Эпизодические занятия или занятия с большими перерывами (бо­лее 4-5 дней) неэффективны и приводят к снижению достигнутого уровня тренированности.

Принцип доступности и индивидуализации обязывает планиро­вать и включать в каждое тренировочное занятие упражнения, по своей сложности и интенсивности доступные для выполнения занимающимися. При определении содержания тренировочных занятий необходимо соблю­дать определенные правила: от простого к сложному, от легкого к труд­ному, от известного к неизвестному; строго учитывать индивидуальные особенности занимающихся: пол, возраст, физическую подготовленность, уровень здоровья, волевые качества, трудолюбие, тип высшей нервной деятельности и т.п.; упражнения, объем и интенсивность тренировочных нагрузок следует подбирать в соответствии с силами и возможностями организма. Однако принцип доступности ни в коей мере не означает, что физические упражнения и нагрузки должны быть упрощенными и пре­дельно элементарными. Упрощение снижает развивающее влияние учеб­но-тренировочного процесса на занимающихся.

Принцип динамичности и постепенности определяет необходи­мость постоянного повышения требований к занимающимся, применение новых, более сложных физических упражнений, увеличение тренировоч­ных нагрузок по объему и интенсивности. Переход к более высоким тре­нировочным нагрузкам должен проходить постепенно, с учетом функцио­нальных возможностей и индивидуальных особенностей занимающихся. Повышение тренировочных нагрузок может быть постепенным (прямоли­нейно-восходящим), скачкообразным, ступенчатым или волнообразным. Использование того или иного вида нагрузок зависит от цели и задач заня­тий на данный период, а также от индивидуальных особенностей зани­мающихся.

Постепенное повышение нагрузки характерно для одного занятия, для недельного и годового цикла и для многолетних тренировок. Игнори­рование принципа постепенности, ускоренная, форсированная подготовка не способствуют достижению запланированных результатов и может быть вредна для здоровья.

Если в тренировочных занятиях был перерыв из-за болезни, то на­чинать занятия следует после разрешения врача при строгом соблюде­нии принципа постепенности. В этом случае сначала тренировочные нагрузки значительно снижаются, а затем постепенно доводятся до заплани­рованного уровня.

Принцип наглядности. Исследования показали, что эффективность обучения физическим упражнениям и совершенствования физических ка­честв зависят от степени вовлечения в учебно-тренировочный процесс всех анализирующих органов занимающихся, причем не только зрительных, но и слуховых, мышечных, тактильных и других. Поэтому на практике для реализации этого принципа используются разнообразные формы нагляд­ности.

Среди них: показ изучаемых упражнений преподавателем или кем-либо из занимающихся, использование схем, плакатов, фото-кинограмм, диафильмов и кинофильмов с образцами техники изучаемых уп­ражнений. Это создает у занимающихся устойчивые зрительные представ­ления о правильном их выполнении. Использование звуковых сигналов или музыки благодаря слуховому анализатору дает представление о длительно­сти, частоте и ритме движений. Мышечные и тактильные ощущения мо­гут дать почувствовать силу движения, его амплитуду, скорость выпол­нения и т.д.

В зависимости от возраста, пола, подготовленности занимающих­ся, от этапа обучения характер и степень эффективности применения принципа наглядности различны.

Все вышеперечисленные принципы находятся в тесной взаимосвя­зи, они не могут реализовываться в процессе учебно-тренировочных занятий в отдельности. Это различные стороны единого, целостного процесса по­вышения спортивного мастерства занимающихся.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.21.86 (0.005 с.)