Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория и методика оздоровительной физической культуры и массового спорта

Поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени В.И. ВЕРНАДСКОГО

Кафедра спорта

ПОГОДИНА С.В.

Учебно-методическое пособие по дисциплине

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МАССОВОГО СПОРТА

(раздел «Аквафитнесс»)

Для студентов дневной и заочной форм обучения, направления 6.01.02.03 «здоровье человека», специальности

Физическая реабилитация», для специалистов в области оздоровительного плавания, работников центров физического здоровья населения «Спорт для всех».

АКВАФИТНЕСС ДЛЯ ВСЕХ

Симферополь 2007

 

 

 

 

Рекомендовано к печати научно-методическим советом ТНУ от 20.09.07, протокол №1

 


Содержание.

Введение………………………………………………………………………4

Раздел 1. Общая характеристика аквафитнесса…………………………6

Раздел 2. Потенциальные возможности укрепления здоровья населения на занятиях аквафитнессом………………………………….11

2.1. Аквафитнесс, как средство гармоничного развития детей, подростков и юношей………………………………………………………..11

2.2. Аквафитнесс в повышении физической подготовленности различных категорий взрослого населения……………………………………………..19

Раздел 3. Цель, задачи, средства и методы аквафитнесса…………….22

3.1. Цель и задачи аквафитнесса…………………………………………….22

3.2. Средства и методы аквафитнесса………………………………………25

Раздел 4. Специальное оборудование и инвентарь……………………..33

4.1. Оборудование…………………………………………………………….33

4.2. Инвентарь и специальные приспособления для занятий……………...34

4.3. Меры безопасности при проведении занятий………………………….35

Раздел 5. Содержание обучающих, кондиционных и коррекционных программ занятий в аквафитнессе……………………………………….37

5.1. Форма и структура занятий……………………………………………..37

5.2. Содержание обучающих программ занятий для детей дошкольного и школьного возраста…………………………………………………………..39

5.3. Игры на воде, как эффективное средство обучения плаванию……….60

5.4. Содержание обучающих программ занятий для взрослого контингента…………………………………………………………………...67

Раздел 6. Кондиционные программы занятий……………………………...73

6.1. Содержание кондиционных тренировочных программ на занятиях аквааэробикой………………………………………………………………..74

6.2. Особенности занятий аквааэробикой для различного контингента…79

6.3. Содержание кондиционных тренировочных программ при дистанционном плавании……………………………………………………86

6.4. Содержание коррекционных программ занятий при нарушениях осанки и сколиозах у детей…………………………………………………..92

6.5. Коррекционные упражнения, применяемые для профилактики заболеваний дыхательной системы………………………………………..107

Раздел 7. Планирование учебно-оздоровительных занятий в аквафитнессе……………………………………………………………….110

Раздел 8. Дозирование физических нагрузок и контроль состяния здоровья занимающихся на занятиях аквафитнессом……………………………….113

8.1. Дозирование физических нагрузок……………………………………113

6.3. Контроль состояния здоровья занимающихся………………………..117

Литература………………………………………………………………….120

Введение

Существуют много факторов, которые в течение

Жизни ослабляют здоровье, и лишь немногие

Способны его укрепить.

В первую очередь — это регуляр­ные занятия

физической культурой…

А.А. Виру

Важнейший фактор, определяющий жизнь нового тысячелетия, - борьба за здоровье в условиях все ухудшающейся экологии, постоянного стресса, гиподинамии. Панацеей от всех болезней в ХХI веке становится здоровый образ жизни, который немыслим без активных занятий физическими упражнениями.

В этой связи Президентом Украины издан Указ о национальном плане действий по реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта (№ 667/2006 от 2.09.2006 г.) Одной из приоритетных задач, разработанного плана является совершенствование системы подготовки и повышение квалификации специалистов сферы физической культуры и спорта, что обусловлено низким уровнем физической культуры населения, неудовлетворительным состоянием здоровья и двигательной подготовленности подрастающего поколения. Особое внимание при этом направлено на уровень методического обеспечения дифференцированных программ занятий с использованием различных видов двигательной активности.

Важность своевременной разработки и внедрения в процесс физического воспитания различных категорий населения научно-обоснованных методик оздоровительной двигательной активности определяется тем обстоятельством, что на ряду с эффектом рекреационного, профилактического и кондиционного воздействия они способствуют освоению и совершенствованию жизненно необходимых двигательных навыков, выполняя, таким образом, комплекс важнейших образовательных и развивающих программ.

Значительный интерес в этой связи вызывают вопросы эффективного использования физкультурно-оздоровительного потенциала аквафитнесса, частные методики которого формируются в результате синтеза различных компонентов дистанционного плавания и специализированных упражнений из арсенала средств новых, нетрадиционных форм дигательной активности на воде. Это объясняется несомненной практической значимостью своевременного и качественного овладения детьми, подростками, юношами и взрослыми, стойкого навыка плавания на ряду с положительным влиянием аквафитнесса на морфофункциональное состояние их организма.

Представленные, в настоящем пособии, современные данные зарубежной и отечественной литературы а также данные собственных исследований, позволяют не только определить возможности аквафитнесса в укреплении здоровья и привлечении различных категорий населения к здоровому образу жизни, но и рассмотреть средства и методы аквафитнесса в широком диапазоне их применения.

Раздел 2. Потенциальные возможности укрепления здоровья населения на занятиях аквафитнессом

Аквафитнесс, как средство гармоничного развития детей, подростков и юношей

Развитие аквафитнесса, как средства оздоровления и физического воспитания, а также популяризация его как вида двигательной активности тесно связаны с привлечением к занятиям плаванием все больше слоев населения и овладения этим жизненно-важным навыком каждым человеком с детских лет. На всех этапах онтогенетического развития двигательная активность является важнейшим средством эрготропного воздействия на организм. Адекватные возрастным периодам физиологического развития и формирования двигательного аппарата физические нагрузки, обеспечивая морфофункциональные преобразования, способствуют гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья детей и подростков.

Плавание спортивными способами гармонично развивает все группы мышц. Систематические занятия плаванием и специальная гимнастика совершенствует такие ценные физические качества, как выносливость, силу, быстроту, подвижность в суставах, координацию движений. Упражнения, выполняемые на суше и в воде, укрепляют не только мышцы туловища, что особенно важно для формирования правильной осанки у детей и подростков. Благодаря симметричным движениям и горизонтальному положению туловища, разгружающему позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание является прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим такие нарушения в осанке, как сутуловатость, сколиоз, кифоз. Непрерывная работа ног в быстром темпе с постоянным преодолением сопротивления воды, выполняемая в безопорном положении, тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы.

Плавание – аэробный вид физических упражнений, вызывающий рост энергетического (аэробного) потенциала организма. Установлено, что уровень аэробных способностей, систематически занимающихся плаванием детей и подростков выше, чем у их сверстников, ведущих неактивный образ жизни. Более того аэробные способности людей занимающихся циклическими видами спорта, какими являются плавание, гребля, велоспорт, беговые виды легкой атлетики, значительно превышают таковые у людей, занимающихся другими (ациклическими) видами двигательной активности. В таблице 2.1.1 в процентном соотношении показаны возможности реализации имеющегося фактического аэробного потенциала при использованиии субмаксимальной физической нагрузки на велоэргометре у детей, подростков и юношей, регулярно занимающихся различными видами спорта.

 

Таблица 2.1.1

Возрастная динамика соотношений фактических показателей МПК с их должными величинами (%) у детей, подростков и юношей, занимающихся различными видами спорта (х±Sх)

 

Возраст (лет) Виды спорта
Пла вание (n=65) Гре бля (n=18) Вело спорт (n=604) Л/атл. (n=243) Теннис (n=180) Борьба (n=516) Гимнастика (n=140)
  77,10 ±1,96     77,26 ±1,08 75,93 ±6,32   82,62 ±4,52
  78,47 ±1,06 64,21 ±2,06 65,86 ±6,08 79,74 ±1,16* 80,58 ±2,86 61,90 ±2,10 76,44 ±2,26
  74,12 ±0,96* 69,50 ±1,30* 76,71 ±5,48 72,54 ±2,19* 72,73 ±3,38* 69,00 ±2,68* 77,55 ±3,05
  77,60 ±0,82* 66,36 ±1,08* 69,21 ±2,33* 78,65 ±1,96* 73,30 ±2,38 76,65 ±3,52* 59,83 ±0,29*
  85,52± 1,15* 77,78 ±3,42* 86,40 ±2,06* 85,14 ±2,80* 76,36 ±2,79 74,82 ±2,88 83,57 ±4,34*
  93,08 ±1,32* 89,30 ±2,45* 98,87 ±1,66* 90,76 ±4,32* 81,38 ±2,05* 87,91 ±1,41* 76,00 ±3,49
  96,49 ±1,92 98,54 ±3,08* 109,99 ±1,32* 90,56 ±2,21 94,57 ±3,19* 87,91 ±1,41 78,67 ±14,54
  104,20 ±2,07* 105,97 ±3,16* 112,73 ±1,30 90,13 ±4,57 107,83 ±3,51* 95,73 ±2,24* 96,33 ±7,22*
  114,57 ±2,46* 115,11 ±5,38* 121,81 ±1,56* 105,40 ±4,32* 102,89 ±2,80 95,73 ±2,24 104,75 ±1,25
  117,66 ±2,39 117,89 ±3,92* 123,98 ±1,65 115,90 ±3,45* 113,40 ±10,89* 100,18 ±2,64 111,91 ±5,63*
  124,35 ±2,65* 129,20 ±9,90* 144,15 ±2,51* 130,80 ±3,61* 116,29 ±8,86 110,10 ±1,78*  
  135,20 ±4,29* 136,83 ±3,87 136,47 ±2,12* 129,67 ±4,39 112,43 ±7,71* 119,97 ±2,49*  

Перимечание: * - достоверность указана по отношению к фоновым показателям.

 

Причем значительные отличия в реализации аэробного потенциала (то есть большее его использование) у спортсменов, занимающихся циклическими видами спорта наблюдается уже с 12-13 лет.

При регулярных занятиях плаванием происходит увеличение в крови детей и подростков гормона роста – соматотропина – в 10—20 раз. Это способствует росту тела в длину и увеличению мышечной массы, массы сердца и легких.

В результате систематических занятий плаванием увеличивается жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и объем грудной клетки. Занятия плаванием, как никакой другой вид двигательной активности тренируют правильный ритм дыхания. Вынужденные при плавании задержки дыхания тренируют устойчивость к гипоксии, умение переносить недостаток кислорода. При плавании вдох и выдох затруднены, так как приходится преодолевать давление воды на тело, а при выдохе – сопротивление воды. Поэтому дыхательные мышцы со временем укрепляются и развиваются, что
сопровождается повышением скорости воздушного потока в бронхах различного калибра. На рис. 2.1.1 представлена возрастная динамика пиковой объемной скорости, достигнутой в процессе форсированного выдоха в состоянии покоя и при физических нагрузках различной мощности удетей, подростков и юношей регулярно занимающихся плаванием. Как известно, пиковая объемная скорость характеризует, главным образом величину развиваемого мышечного усилия в процессе форсированного выдоха.

Рис. 2.1.1 Возрастная динамика пиковой объемной скорости потока воздуха при форсированном выдохе в состоянии покоя и при физических нагрузках различной мощности.

 

 

Для детей и подростков характерны примерно одинаковые уровни исследуемого показателя, которые и при физических нагрузках практически не изменются. Однако, с повышением возраста и продолжительности занятий плаванием увеличение мощности выполняемой работы сопровождается ростом пиковой объемной скорости.

Также в процессе выполнения физической работы повышающейся мощности у подростков и юношей наблюдаеться увеличение пропускной способности бронхов среднего (МОС50) и малого (МОС75) калибра (рис. 2.2.2).

 

 


Рис. 2.2.2. Изменение объемной скорости воздушного потока у пловцов различных возрастных групп.

В результате регулярных плавательных тренировок происходит экономизация метаболических реакций организма пловцов, что сопровождается ростом эффективности системы внешнего дыхания. На рис. 2.2.3. представлены показатели эффективности дыхательного цикла у пловцов различных возрастных групп. Наиболее высокими резервами обеспечения кислородного режима организма при физической нагрузке обладают пловцы 14—16 лет. Кислородная эффективность дыхательного цикла у этой возрастной категории спортсменов по мере повышения мощности выполняемой работы увеличивается. У более юных пловцов в возрасте 9—13 лет возможности для значительного увеличения параметров кислородного гомеостаза ограничены.

 

Рис. 2.2.3. Показатели эффективности дыхательного цикла пловцов различных возрастных групп.

 

Не менее благоприятно плавание влияет на сердечно-сосудистую систему организма. Горизонтальное положение тела при плавании создает облегченные условия для работы сердца. В результате занятий плаванием снижается систолическое давление крови, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объем сердца, оптимизируется деятельность сердечно-сосудистой системы в целом. На рисунке 2.2.4. показано, как в процессе регулярных тренировок у пловцов различного возраста происходит формирование различных типов кровообращения. Если для детей 9—10 лет свойственным является резистивный тип, обладающий наименьшими приспособительными возможностями. То, по мере взросления спортсменов и совершенстврвания адаптивного потенциала организма, система кровообращения принимает черты свойственные емкостному типу. Чем дальше тренируются спортсмены, тем в большей степени усиливается парасимпатическое влияние на увеличение УО и на снижение тонуса периферических сосудов. Именно регулярные тренировочные занятия плаванием являются одним из ведущих факторов совершенствования функций сердечно-сосудистой системы, переводя ее на экономный режим функционирования.

 
 

Рис. 2.2.4. Формирование типов кровообращения у пловцов различного возраста в процессе систематических занятий плаванием.

 

 

В то-же время, и возрастные морфо-функциональные изменения сердечной мышцы, проходящие на фоне систематических тренировочных занятий, способствуют росту работоспособности и экономичности сердечной деятельности. На рис. 2.2.5. представлены показатели работоспособности левого желудочка (Рбт) и коэффициента эффективности миокарда (КЭМ) у пловцов различного возраста. С возрастом увеличение массы сердечной мышцы и повышение функциональных возможностей системы кровообращения сопровождается ростом, с одной стороны, работоспособности левого желудочка, и с другой стороны – повышением экономичности миокарда. К 14-16 годам работоспособность левого желудочка в состоянии покоя увеличивается в два раза. Еще более значительные возрастные различия наблюдаются при физических нагрузках. Повышение нагнетательной способности сердца обеспечивается, более чем в 3 раза, увеличением работоспособности левого желудочка у пловцов 14-16 лет, в сравнении с детьми и подростками, только начинающими заниматься плаванием.

 

 

 


Рис. 2.2.5. Показатели работоспособности левого желудочка и критерия эффективности миокарда у пловцов различного возраста.

 

Также с увеличением работоспособности левого желудочка возрастает и эффективность работы миокарда. Прослеживается закономерность: чем старше спортсмены, и чем дольше они занимаются плаванием, тем в большей степени проявляется экономизирующий эффект сердечной деятельности.

Регулярные занятия плаванием способствуют повышению защитных свойств иммунной системы крови – увеличивая сопротивляемость к инфекционным и простудным заболеваниям. Установлено, что в процессе систематических занятий плаванием у детей и подростков возрастает неспецифическая резистентность организма к физическим нагрузкам. Это проявляется в особенностях формирования адаптивных реакций на плавательные физические нагрузки (табл. 2.2.2).

Показано, что при сопоставлении показателей белой крови детей и подростков регулярно занимающихся плаванием с показателями белой крови, характерными для определенного типа и уровня реактивности неспецифических реакций, уже с 9—10 летнего возраста наблюдается рост реактивности иммунной системы. Для этих детей характерной является реакциия спокойной активации. В более старших возрастных группах характерным является формирование реакций повышенной активации, и чем выше с возрастом уровень аэробного потенциала, тем в большей степени выражены показатели белой крови, свидетельствующие о переходе организма на более эффективный уровень функционирования. Во время занятий на воде повышается интенсивность обмена веществ в организме, совершенствуется работа вестибулярного аппарата (повышается статокинетическая устойчивость, улучшается чувство равновесия).

Таблица 2.2.2.

Цель и задачи аквафитнесса.

 

Можно сколько угодно говорить о пользе занятий физическими упражнениями для улучшения здоровья (в нашем случае о пользе физических упражнений в условиях водной среды), но если у человека отсутствует мотивация к их выполнению, то все дальнейшие усилия в этом направлении не имеют смысла.

Привить мотив к занятиям возможно только под руководством грамотного педагога-тренера, который учтет все индивидуальные потребности и особенности своих занимающихся. Поэтому, именно с этих позиций в данном разделе будет рассмотрена и определена основная цель аквафитнесса.

Под словом цель подразумевается образ того к чему необходимо стремиться! К.Д. Ушинский в своей книге «Человек как предмет воспитания» писал, что основная цель воспитательной деятельности, заключается в том, чтобы сделать человека лучше, совершеннее. Но у каждого из нас свой взгляд на человеческое совершенство, где же найти его золотую середину? Сама жизнь продиктует практические цели воспитания!

А с чем же сопряжена наша жизнь сегодня? Современные экологи говорят о том, что если еще в 80-годах прошлого столетия человека можно было себе представить идущим по загазованной автостраде, то сегодня его можно представить уже бегущим. Специалисты в области психиатрии, указывают на то, что еще сто лет назад психическое состояние современного человека было бы признано ненормальным, а сегодня мы считаем себя психически вменяемыми! Специалисты-иммунологи сравнивают современного человека с лошадью, которой дают мало овса и много кнута, причем под кнутом понимается физический, психический и социальный стресс, а под овсом неудовлетворительное питание и экология! Таким образом, какие же практические цели воспитания диктует нам наша современная жизнь! Естественно, что сегодня основной целью физического воспитания человека является формирование здорового образа жизни, который не мыслим без активных занятий физическими упражнениями! Благодаря здоровому образу жизни человек сможет иметь хорошее физическое и психическое здоровье, что поможет противостоять ему всем негативным факторам окружающей среды. Наконец он будет трудоспособен и полезен обществу.

Поэтому основная цель аквафитнесса должна быть сопряжена с основной целью физического воспитания, и будет заключаться в формировании здорового образа жизни за счет преимущественного использования средств плавания!

Какие же задачи возможно решить в процессе занятий аквафитнессом?

Известные специалисты в области плавания, такие как Н.Ж. Булгакова, Т.Г. Меньшуткина (Россия), Л.М. Шульга (Украина) считают что первейшей задачей аквафитнесса является воспитание потребности в здоровом образе жизни!

Потребность – это то, чего не хватает. И это что-то необходимо восполнить! Если говорить о потребностях в отношении занятий физическими упражнениями, то они возникают по разным причинам у различных категорий населения.

Например, по данным Т.Ю. Круцевич потребность в занятиях физическими упражнениями у пожилых людей возникает из-за ухудшающего с возрастом состояния здоровья. У детей из-за того, что они хотят при выполнении этих упражнений познать себя, осознать себя как личность. Взрослые молодые люди занимаются физическими упражнениями из-за желания быть трудоспособными, иметь здоровое потомство и семью. То есть мы видим, что потребность к занятиям физическими упражнениями, обусловлена различными мотивами, зависящими от различных внешних и внутренних факторов. Например основным мотивом к занятиям физическими упражнениями у молодых начинающих бизнес-вумен является желание обладать красивой фигурой и меньше болеть. Так как именно эти требования предъявляет к ним их работа. Далее, на одной из конференций, посвященной 10-летию Олимпийской Академии Украины В.В. Петровский (тренер великого спринтера Валерия Борзова) был обеспокоен тем, что основным мотивом к занятиям физическими упражнениями у подростков конца 90 годов являлось желание быть похожими на криминальных авторитетов, или уметь дать отпор миру криминала!? И как это не прискорбно, но это вполне естественно сочеталось с реалиями нашей жизни. Но такие мотивы, конечно же, противоречат гуманистическому принципу физического воспитания. Таким образом, для того, чтобы воспитать потребность в здоровом образе жизни необходимо знать по какой причине люди хотят заниматься физическими упражнениями.В отношении мотивов к занятиям аквафитнессом, можно сказать, что эти мотивы также различны. Одни хотят научиться плавать или закалиться, другим противопоказаны другие виды двигательной активности, третьи считают, что плавание отточит их тела лучше, чем другие физические упражнения. Как же подкрепить только что родившийся мотив? А сделать это можно только при решении следующей задачи аквафитнесса – привитие интереса к занятиям аквафитнессом!

Так, основной лозунгом под которым проходил очередной всероссийский съезд специалистов по фитнессу (Москва, 2005) звучал так – ВСЕ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ ЗАНЯТИЙ!!! Но для того, чтобы человек получил от занятий удовольствие нужно прежде всего сделать их интересными и разнообразными. И естественно, что такие занятия люди будут стремиться, как можно чаще посещать! И таким образом возможно будет решить следующие не менее важные в аквафитнессе задачи.

– Развить у занимающихся необходимые человеку физические качества и таким образом повысить уровень их физической подготовленности!

Благодаря решению этой задачи занимающиеся смогут непосредственно на себе увидеть результат своей деятельности, и убедится в огромном физкультурно-оздоровительном потенциале аквафитнесса. А, как известно, если человек реально видит положительный результат своей деятельности, то она приносит ему удовольствие.

– Провести возможную коррекцию имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

В этом отношении плавание также обладает большим потенциалом. С помощью плавания проводится коррекция осанки, коррекция физических и косметических врожденных дефектов, коррекция функционального состояния различных жизненно-важных органов и систем, коррекция психического состояния, так как вода обладает антидепрессивным эффектом.

– Провести мероприятия по закаливанию организма.

Это поможет занимающимся легче адаптироваться к смене температур в окружающей среде. Причем вода в отношении средств закаливания является более удачным средством, чем воздушная среда, так как ее плотность намного больше температуры воздуха и кожные рецепторы намного лучше ее ощущают.

– Занимающиеся смогут приобрести и совершенствовать необходимые любому человеку плавательные навыки, которые являются жизненно-необходимыми. Здесь же необходимо напомнить, что за каждый курортный сезон по данным водных спасательных служб (начиная с 2000 г.) Автономной Республики Крым количество утонувших в акваториях различных регионов республики превышает в среднем 700 человек.

- И наконец, занимающиеся смогут приобрести теоретические знания о благоприятном воздействии плавания на организм человека! Кстати говоря, именно эта задача на практике решается крайне редко, а ведь именно определенные теоретические знания в этой области, как раз таки могут способствовать формированию мотивов к занятиям аквафитнессом. Зачастую отсутствие этих знаний может быть причиной неудачно-подобранных для конкретного индивида видов двигательной активности.

 

Таблица 3.2.1

Средства аквафитнесса

Термин Значение термина
Дистанционное плавание Проплывание дистанций различной продолжительности спортивными и прикладными способами в определенных тренировочных режимах
Аквааэробика Сочетание традиционных и нетрадиционных упражнений, выполняемых в аэробном режиме нагрузки в водной среде с музыкальным сопровождением.
Акватоника Силовые упражнения, оказывающие тонизирующее воздействие на мышечные группы.
Аквастретчинг Специализированные упражнения для развития гибкости и увеличения амплитуды движений.
Гидрорелаксация Упражнения на расслабление.
Акваджогинг Комплекс беговых локомоций, выполняемых с избирательной амплитудой и интенсивностью на различной глубине.
Акваданс Разнообразные элементы и комбинации сложно-координационных танцевально-гимнастических движений.
Аквабилдинг Упражнения из арсенала средств атлетизма.
Аквабокс, аквакикбоксинг, аквакаратэ Использование отдельных приемов единоборств для развития силы, координации и быстроты движений.
Свимнастик Выполнение гимнастических упражнений в опорном и безопорном положении, с предметами и без них.
Акватикгеймз Применение различных игр и развлечений на воде.
Аквастеп Упражнения с помощью степ-платформ.
Акваджим Использование специальных водных тренажеров изотонического характера.
Аквафлиппер Различные варианты дистанционного и подводного плавания, выполняемые в ластах, маске и акваланге.
Акванудлз Упражнения с гибкой шестообразной конструкцией в целях развития координации и мышечной силы.
Акваинтродакшин Введение в аквафитнесс. Занятия, направленные на изучение водной среды и базовых элементов аквафитнесса.
Аквабегинз Уроки для начинающих с использованием доступных движений с аэробным сегментом занятий.
Аквамоушин Класс для среднего уровня плавательной и физической подготовленности.
Акваинтервал Интервальная тренировка с целью повышения уровня общей выносливости.
Аквафристайл Занятия высокой интенсивности на базе широкого круга новых технологий аквафитнесса с аэробным сегментом.

 

Рассмотрим самые популярные средства аквафитнесса поподробнее.

Дистанционное плавание – как средство аквафитнесса представляет собой проплывание дистанций различной продолжительности спортивными и прикладными способами в определенных тренировочных режимах с целью увеличения двигательной активности и получения необходимого оздоровительного эффекта. Дистанционое плавание является одной из популярных и общепринятых групп средств аквафитнесса. При применении этой группы средств положительным является то, что тело находится в горизонтальном положении. В связи с этим происходит разгрузка опорно-двигательного аппарата и экономизация в деятельности сердечно-сосудистой системы (облегчается венозный возврат, ЧСС ниже на 8-14 уд/мин чем при беге). Вода оказывает меньшее давление на тело, чем при вертикальном положении. Также положительным является и то, что с помощью этой группы средств совершенствуются плавательные навыки и повышается уровень физической подготовленности. Совершенствуются волевые качества!!! Однако, отрицательным при применении этой группы средств, является то, что она может быть использована только занимающимися умеющими плавать и имеющими достаточный уровень физической подготовленности. Так же для этой группы средств, характерным является монотония, что может снижать интерес к занятиям. Именно по этой причине безумно популярной является следующая группа средств.

Аквааэробика — сочетание традиционных и нетрадиционных упражнений, выполняемых в аэробном режиме нагрузки в водной среде с музыкальным сопровождением с целью повышения двигательной активности, получения удовольствия и сохранения здоровья.

Положительным при применении этой группы средств является то, что применять ее могут люди не умеющими плавать. Занятия здесь проводятся под музыку, что блаоприятно влияет на эмоции занимающихся. Непрерывный режим работы способствует развитию аэробной выносливости и других двигательных характеристик. Отрицательным является вертикальное положение тела, что способствует увеличению давления воды на большую часть тела, чем при горизонтальном положении. Это же положение увеличивает нагрузку на опорно-двигательный аппарат и ССС и ДС (увеличивается ЧСС, затрудняется дыхание). При выполнении упражнений в опорном положении увеличивается риск травмирования нижних конечностей. Далее, неудачно подобранная музыка может вызывать дискомфортное эмоциональное состояние. Наконец, при использовании этой группы средств тяжело решается задача по совершенствованию плавательных навыков.

Акватоника – Эта группа средств позволяет развивать силовые способности в больших и малых мышечных группах в различных регионах тела. При этом применяются умеренные силовые режимы работы (изокинетический, динамический). Для этого используется специальный инвентарь с помощью которого во время плавательных движений увеличивается сопротивление воды (лопатки, (на руки) и ласты, моноласт). Также используется инвентарь усложняющий выполнение плавательных движений за счет небольших отягощений (свинцовые браслеты, которые одеваются на руки, на ноги, на пояс). Отрицательным при применении этой группы средств является то, что ее могут использовать, только хорошо подготовленные занимающиеся (плавательная и физическая подготовленность). Также эта группа средств противопоказана тем людям, которые имеют риск развития СС - заболеваний, так как она связана с натуживанием. Выполнение средств данной группы возможно только при наличии специального инвентаря.

Аквастречинг – специализированные упражнения на воде, которые применяются для развития гибкости и увеличения амплитуды движений.Многим людям, особенно тучным, очень тяжело выполнять такие упражнения в обычных условиях. В воде вес тела снижается до 3 кг, и облегчается выполнение упражнений с увеличенной амплитудой движения. Более того, если учесть, что температура окружающей среды является одним из факторов влияющим на уровень гибкости (при повышении температуры уровень гибкости возрастает), то вода в бассейне, температура которой достигает + 28—30 градусов является великолепным средством для повышения уровня подвижности в определенных суставах. Однако, в такой воде снижается болевая чувствительность, что может при излишнем упорстве в отношении развития и совершенствования гибкости может приводить к травматизму. Более того, такие занятия требуют еще и определенных двигательных навыков и специального дорогостоящего оборудования.

Гидрорелаксация – является очень популярной группой средств. Еще в 60—годах, Киевским специалистом в области плавания Вржесневским были разработаны методики, связанные с расслаблением в водной среде, которые давали великолепный эффект при восстановлении спортсменов после больших и значительных нагрузок. Было замечено, что как во время, так и после этих процедур, в большей степени снижалась частота сердечных сокращений и артериальное давление, чем при упражнениях на расслабление в обычной для человека среде. Разгружался опорно-двигательный аппарат, снижалась масса тела (до 500-600 г), происходило расслабление мышечных групп и за счет этого улучшалось их питание кислородом. Сегодня данная группа средств также применяется с целью восстановления организма в заключительной части занятия, после напряженной физической деятельности, эмоциональных стрессов и перенесенных заболеваний. Однако, применяя эту группу средств необходимо помнить, что упражнения входящие в эту группу являются пассивными, а значит занимающиеся могут переохладиться. Также эту группу средств не могут применять люди не умеющие плавать, так как страх перед водой не будет способствовать расслаблению.

Другие средства также эффективно применяются для решения задач аквафитнесса, и разработаны с учетом разнообразных интересов. Многие из этих средств применяются последовательно в процессе регулярных занятий аквафитнессом. Например в начале занятий может примяняться группа средств аквабегинза. После успешного осовения данной группы средств, являющейся первой ступенью многолетних занятий могут применяться средства аквамоушина. Далеевозможно применение акваинтервала и аквафристайла.

Для того чтобы достигнуть желаемого эффекта от занятий аквафитнессом при использовании вышеперечисленных средств предлагается применять следующие методы. Аквафитнесс заимствует эти методы из основополагающей теории и методики физического воспитания (табл. 3.2.2).

Таблица 3.2.2

Оборудование.

Занятия на воде проводятся в различных бассейнах: мелких, глубоких, а также в гидротерапевтических и бальнеологических. Содержание занятий в значительной степени зависит от глубины бассейна. К разряду мелких относятся бассейны, глубина которых достигает уровня пояса или плеч занимающихся. Занятия в этих бассейнах имеют свои особенности. С уменьшением глубины бассейна уменьшается и гидростатическое давление, которое в основном приходится на нижнюю часть тела. В результате увеличивается нагрузка (особенно на мышечный и опорно-связоч



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.154.237 (0.014 с.)