Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика проведения занятий в начальном периоде.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1-я неделя. Занятия начинаются с беседы об осенке, показа видеофильма. На первой неделе нужно ознакомить занимающихся с основными свойствами воды, рассказать об основных правилах поведения на воде. Обучить правильно принимать исходные положения – лежа на спине, животе, сидя на гимнастическо йскамейке, стоя. 2-я неделя. Обучаем погружению в воду с открытыми глазами и продолжительным вытяжением под водой. Играем в игры «Медуза», «Звездочка». В исходном положении (И.П.) сидя объясняется и отрабатывается положение плечевого пояса и рук. Рассказывается, какие движения выполняет плечевой пояс. В И.П. стоя закрепляется правильное положение стоп. Основная часть занятий проводится по обычной схеме с постоянным контролем за точностью выполнения упражнений. 3-неделя. В каждом последующем занятии вспоминется все, что прошли на предыдущих уроках и отрабатываются новые элементы. Обучают делать 10-15 погружений в воду подряд, вспоминается положение головы в И.П. сидя. В И.П. стоя отрабатываются положения стоп и коленных суставов, которые должны быть развернуты, за исключением детей с рекурвацией в коленных суставах. 4-я неделя. Обучают скольжению на груди, (руки вытянуты вперед), играют в игры «Окуналки», «Торпеды». Детям объясняется, как правильно принимать рабочую позу при письме и чтении сидя, - данный навык необходимо довести до автоматизма. Кроме того, разбирается движение рук во время ходьмы и бега. 5-я неделя. Обучают кольжению на спине, (руки у бедер) с помощью толчка от стенки бассейна, играют в игры «Фонтан», «Водолазы». В И.П. сидя повторяют рабочие позы. Стоя оценивается осанка у стены: пять точек должны коснуться опоры - пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, и затылок. Контоль правильного принятия данного положения проводится, делая шаг вперед от стены. 6-я неделя. Скольжение на груди,(руки вытянуты в перед) и на спине, (руки у бедер) с помощью толчка от стенки бассейна. Обращать внимание на технику и дальность скольжения. В И.П. сидя с мешочком с песком на голове продолжаем закреплять рабочую позу пр чтении и письме. На этом заканчивается начальный период. Он особенно ответственен для преподавателя, он должен пробудить у ребенка волевое стремление к выработке правильной осанки, ребенок должен полюбить занятия, а для этого необходим творческий подход, добрые и ласковые отношения к ребенку. Основной период, 7-8 неделя. Закрепляется ранее пройденный материал, повторяются дыхательные упражения, скольжение, погружения в воду. Обучают способу кроль на спине (работа ног и рук). При различных И.П. обучают постепенно расслаблять мускулатуру шеи, плечевого пояса, рук, туловища и ног. 9-я неделя. Обучают облегченому способу плавания кроль на спине в полной координации. Повторяют скольжение на груди. Выполняются упражнения для мышц спины и брюшного пресса, с акцентом на плавательные движения руками и ногами; упражнения на самовытяжение; дыхательные упражнения; игры с мячом. 10-я неделя. Детям предлагаетсяпроплыть 6-8 м облегченным способом плавания кроль на спине. Обучают способу плавания кроль на груди (дыхание, работа ног). Выполняется ходьба с мешочком с песком на голове вперед, назад, в стороны. В И.П. лежа на животе и на спине используются упражнения с различными движениями рук и ног, а также упражения с предметами, с гимнастической палкой. 11-я неделя. Обучают способу плавания кроль на груди (работа рук, согласование движений), закрепляют плавание кролем на спине. Используются различные виды построений, ходьба по и против часовой стрелки, в колонну, врассыпную и т.д. С мешочками на голове выполняются различные упраженния стоя и сидя, а также в равновесии на гимнастической скамейке. 12-13-я неделя. Детям предлагают плавать крорлем на груди в полном согласовании движений, закрепляют ранее пройденный материал. Начинают обучать облегченному брассу (работа рук и ног) и дельфину (по желанию). Выполняются упражнения в И.П. сидя, стоя, на четвереньках. Продолжается выработка силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса лежа на животе и на спине с разными положениями рук и различными предметами. Используются дыхательные упражнения, упражнения на самовытяжение, раслабление и равновесие, проводятся подвижные игры. 14-15 неделя. Предлагается проплыть 6-8 метров облегченным способом кроль на груди, 6-8 м способом брасс в полном согласовании движений. Обучают облегченному способу плавания дельфин, без выхода рук из воды. Играют в игру «водное поло». Особое внимание уделяется тренировке общей и избирательной выносливости мыщц. Каждый ребенок должен знать свой вид нарушения осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях и выполнять корригирующие упражнения, укрепляющие или роасслабляющие отдельные группы его мышц. Методист должен обучить каждого ребенка четкому и правильному выполнению индивидуальных упражнений, которые отрабатываются не только в зале ЛФК, но и ежедневно дома. Заключительный период. 16-18 недели. Закрепляются ранее усвоенные знания, умения и навыки. Основные задачи – воспитание, тренировка и закрепеление навыка правильной осанки. В конечном счетев конце полного курса занятий по программе «Юность» добиваются осевой коррекции и увеличения силовой выносливости нужных мышечных групп индивидуально для каждого ребенка. По мнению авторов программы лучшим средством для коррекции осанки является плавание со спортивной направленностью. Из гимнастических упражнений особое место занимают упражнения в различных И.П. с отягощениями и в сопротивлении. Каждый ребенок должен осознать необходимость самостоятельных занятий дома и постоянного контроля за своей осанкой. При подборе упражнений необходимо учитывать форму спины в сагиттальной плоскости (кифоз, лордоз): при плоской спине не рекомендуется плавание на ней, а при кифозе следует больше плавать на спине. При лордозе в грудном отделе рекомендуется делать гребок руками брассом уже обычного или баттерфляем полгребка, без выноса рук из воды. При выраженном лордозе поясничного отдела под живот подкладывают пенопластовую доску. Все упражнения необходимо разучивать с детьми индивидуально, по мере освоения техники плавания брассом на груди и на спине, элементов техники кроля и баттерфляя. После упражнений лечебного плавания необходимо проделать дыхательные упражнения, которые улучшают, актвизируют функцию внешнего дыхания, а также способствуют снижению физической нагрузки. Выполняют их после одного-двух или трех-четырех корригирующих упражнений в зависимости от подготовленности ребенка. Содержание программ заняий при сколиозе. Сколиоз (от греч. «изогнутый, кривой») — прогрессивное заболевание, которое характеризуется дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости и торсией — скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси. Наличие торсии позвонков является основным отличием истинного сколиоза от нарушений осанки во фронтальной плоскости. Деформация позвоночника сопровождается деформацией грудной клетки и ребер, что в свою очередь вызывает изменения мышц самого позвоночника, межреберных мышц и мышц туловища. Из-за деформации грудной клетки развиваются нарушения в легких: уменьшается их жизненная емкость, снижается насыщение тканей кислородом, происходят изменения в сердечно-сосудистой системе. Лечение сколиоза включает три взаимосвязанных направления: мобилизация искривленного отдела позвоночника, коррекция деформации и стабилизация позвоночника в положении достигнутой коррекции. Помимо этого, лечение также направлено на ликвидацию патологических изменений других органов. Наиболее трудной задачей является не собственно ликвидация искривления, а стабилизация позвоночника в корригированном положении. Выполнением именно этой задачи и определяется подлинное исцеление от сколиотической болезни. Оно может быть достигнуто только длительным настойчивым лечением на протяжении всего периода роста позвоночника с обязательным комплексным использованием ортопедического лечения. Этот процесс очень сложен и, к сожалению, не всегда успешен. Ведущая роль при избавлении от сколиоза принадлежит лечебной физкультуре (ЛФК), способствующей формированию мышечного корсета, способного удерживать позвоночный столб в нужном положении. Одним из важнейших звеньев такого лечения является лечебное плавание. Во время плавания: • осуществляется естественная разгрузка позвоночника; • самовытяжение во время скольжения дополняет разгрузку зон роста; • исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц; • восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков; • укрепляются мышцы живота, спины, конечностей; • совершенствуется координация движений; • воспитывается чувство правильной осанки. Лечебное плавание рекомендуется всем больным сколиозом, независимо от тяжести заболевания. Противопоказанием является запрет лечащего врача-педиатра или терапевта, дерматолога, лор-врача, психоневролога. Со стороны сколиоза противопоказанием может быть лишь нестабильность позвоночника с разницей между углом искривления на рентгенограмме в положении стоя и лежа более 10-15°. Но и в этом случае проблема может быть решена опытным инструктором, умеющим обеспечить детей индивидуально подобранными программами. При проведении лечебного плавания с больными сколиозом необходимо учитывать некоторые важные требования: • плавательные упражнения и способ плавания подбираются строго индивидуально с учетом типа сколиоза, его степени, наличия изменений позвоночника в сагиттальной плоскости и сопутствующих заболеваний других органов; • особое внимание следует уделять постановке правильного дыхания; • учитывая нарушения координации у больных сколиозом целесообразно элементы каждого упражнения предварительно осваивать на суше; • полностью должны быть исключены упражнения, мобилизующие позвоночник, увеличивающие его гибкость; а также упражнения, вращающие позвоночник вокруг продольной вертикальной оси туловища; • использование приспособлений для пассивного вытяжения позвоночника должно быть исключено; • деторсионные упражнения в воде должны применяться очень осторожно, так как их выполнение довольно сложно технически, а неправильное выполнение очень вредно. Основным способом плавания для лечения сколиоза, исходя из описанных выше требованием, является брасс на груди с удлиненной паузой скольжения, во время которой происходит максимальное вытяжение позвоночника и максимальное напряжение мышц, возможность увеличения подвижности и вращательных движений корпуса и таза минимальна. Плечевой пояс расположен параллельно поверхности воды и перпендикулярно направлению движения, движения рук и ног симметричны, выполняются в одной плоскости. Плавание кролевыми способами (кроль на груди, на спине, баттерфляй) в чистом виде для лечения сколиоза применяться не могут. Но могут применяться элементы этих способов. Кроль на груди, например, физиологически наиболее приближен к ходьбе. Именно с него начинается обучение плаванию. При плоскостопии очень полезны движения ногами в способе кроль, для усиления воздействия на мышцы ног можно использовать ласты. При плоской спине в работу может быть введено плавание в способом баттерфляй, в полгребка, без выноса рук из воды. Подбор индивидуальной программы лечебного плавания учитывает степень сколиоза. При сколиозе I степени используют только симметричные плавательные упражнения (брасс на груди, удлиненная пауза скольжения, кроль на груди для ног). При сколиозе 2-3 степени задача коррекции деформации влечет необходимость применения асимметричных исходных положений. Плавание в позе коррекции должно занимать на уроке 40-50 % времени. Это позволяет снять нагрузку с вогнутой стороны дуги позвоночника. Особое значение приобретает подбор исходного положения коррекции: оно выбирается строго индивидуально, в зависимости от типа сколиоза. При грудном типе сколиоза, например, с вершиной на 8-9 грудном позвонке для снижения компрессии с вогнутой стороны дуги применяют асимметричные исходные положения для плечевого пояса: рука с вогнутой стороны сколиоза выносится при плавании вперед (при стоянии - вверх). При поясничном (вершина дуги на 2-3 поясничных позвонках) и грудопоясничном типе (вершина дуги на 12-м грудном позвонке или 1-м грудном позвонке) сколиозе для коррекции дуги могут использоваться асимметричные исходные положения для тазового пояса: при плавании нога с выпуклой стороны поясничной дуги отводится с фиксацией таза на доске. При комбинированном сколиозе с двумя первичными дугами (грудной и поясничной) особое внимание уделяется коррекции грудной дуги. При 4 степени на первый план выдвигается не задача коррекции деформации, а улучшение общего состояния организма, функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Поэтому, как правило, используют симметричные исходные положения, особое внимание уделяют дыхательным упражнениям. Но для тренировки сердечно-сосудистой системы и повышения силовой выносливости мышц необходимо вводить индивидуально под строгим контролем проплывание небольших скоростных участков. Чрезвычайно важно совершенствование техники плавания, в особенности, у тех больных, симптомом которых является нестабильность позвоночника. В том случае, когда угол искривления позвоночника на рентгенограммах в положении стоя и лежа заметно отличается, следует максимально исключить движения позвоночника в перпендикулярном направлении и вращения позвоночника. Занятие на воде должно начинаться подготовительными упражнениями — дыхательными упражнениями у бортика, плаванием брассом на груди. Затем следует переходить к основной программе — корригирующим упражнениям целенаправленного воздействия. Оно состоит из нескольких видов упражнений: • Упражнения, активно вытягивающие позвоночник (плавание брассом на груди с максимально удлиненной паузой скольжения). • Упражнения, выполняемые в изометрическом режиме в положении коррекции основной дуги сколиоза с асимметричным исходным положением положением для плечевого и тазового пояса. • Плавание, корректирующее положение позвоночника в сагиттальной плоскости, а также другие деформации и плоскостопие. • Упражнения, развивающие силу необходимых групп мышц — скоростное плавание, плавание в ластах или в лопатках. • Свободное плавание и игры на воде. Использование всех видов плавательных движений сопровождается постановкой правильного дыхания на суше и в воде, дыхательными упражнениями, плаванием с дозированной задержкой дыхания на вдохе и выдохе, с удлиненным выдохом. Специальные корригирующие упражнения назначаются с учетом формы спины в сагиттальной плоскости. При плоской спине плавание на ней не рекомендуется, при кифозе же, напротив следует плавать на спине как можно больше. При лордозе грудного отдела рекомендуется делать гребок руками брассом уже обычного или баттерфляем в полгребка. Если ярко выражен лордоз поясничного отдела под живот следует подкладывать пенопластовую доску. Все упражнения с детьми разучиваются индивидуально. После них обязательно следуют дыхательные упражнения. Они позволяют активизировать функцию внешнего дыхания, а также снизить физическую нагрузку. Их обязательно выполняют после 1—2-х или 3—4-х корригирующих упражнений в зависимости от подготовленности занимающихся.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.45.90 (0.008 с.) |