Аквафитнесс в повышении уровня физической подготовленности различных категорий взрослого населения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аквафитнесс в повышении уровня физической подготовленности различных категорий взрослого населения.



Известно, что хорошее здоровье зависит от уровня развития физических качеств человека. Установлено, что вследствие возрастных изменений у мужчин и женщин уже в возрасте 25—35 лет отмечается естественное снижение физической дееспособности, которое выражается в быстром снижении в первую очередь гибкости, скоростно-силовых качеств, а также умеренном снижении общей выносливости. Поэтому в зрелом и пожилом возрасте особенно актуальным, является поддержание необходимого уровня физической подготовленности. Плавание является прекрасным средством для тренировки и поддержания скоростных, силовых и координационных способностей, подвижности в суставах и выносливости. В процессе занятий плаванием уровень физической подготовленности различного контингента статистически достоверно улучшается. Следовательно, можно считать, что плавание не только эффективно противодействует процессам естественного возрастного снижения физических качеств, но и повышает физический потенциал различного контингента занимающихся.

Двигательная активность в условиях водной среды незаменима для многих людей, имеющих существенные ограничения в выполнении физических упражнений на суше (варикозное расширение вен, опущение внутренних органов, остеохондроз, гипертония и др.). Водная среда и двигательная активность в ней способствует активизации обменных процессов, совершенствованию систем терморегуляции, укреплению опорно-двигательного аппарата, улучшение деятельности кардиореспираторной, нервной, пищеварительной систем, повышение умственной работоспособности, обладает закаливающим эффектом. В воде благодаря ее физическим свойствам, движения выполняются более плавно, с большей амплитудой, что исключает определенный риск травматизма, также в воде почти отсутствует статическое напряжение мышц, удерживающих определенную позу. Однако, необходимо учитывать, что физические свойства водной среды, резко отличаются от свойств воздушной среды, обычной для человека, и предъявляют к организму человека иные требования. Особо важное свойство воды ее плотность. Человек обычно производит передвижения в воздушной среде, значительно менее плотной, но при всяком передвижении на суше опирается на более плотную массу – на землю. Земля является средой отталкивания, воздух средой передвижения. Сопротивление воздушной среды человек ощущает только при очень большой скорости передвижения, сильном ветре, большой влажности и высокой или низкой температуре. При плавании среда однородная. Вода служит одновременно и для отталкивания и для передвижения. Она оказывает значительное сопротивление перемещению тела. Это находит свое выражение в скорости передвижения. Вследствие высокого сопротивления воды на 1 метр пути при плавании расходуется в 4 раза больше энергии, чем при ходьбе с равной скоростью.

Плавание является прекрасным средством для предупреждения старения организма еще и потому, что выполнение движений в горизонтальном положении облегчает деятельность сердечно-сосудистой системы, одновременно активизирует деятельность мышц рук, ног, туловища, повышает активность обмена веществ. В плавании человек лежит горизонтально почти в невесомом состоянии, при этом снимается нагрузка с позвоночника и суставов. На мышцы спины приходится большая нагрузка, но они развиваются равномерно. Поэтому врачи рекомендуют регулярные занятия плаванием для устранения сутулости и коррекции искривления позвоночника.

При занятиях плаванием особое внимание необходимо обратить на выполнение дыхательных движений. Этот процесс неизбежно связан с движениями головы по продольной и поперечной осям (повороты и сгибание головы вперед иназад). Названная совокупность двигательных актов ведет к активизации дыхательной мускулатуры и вестибуло – проприоцептивных механизмов пространственно – временной ориентации у лиц зрелого и пожилого возраста, занимающихся плаванием. Отмеченный комплекс нейро – моторных реакций имеет большое физиологическое значение, конечным результатом которого является развитие дыхательной системы и повышение стато – кинетической устойчивости (активизация вестибулярного анализатора), сочетающегося с ростом силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Вода оказывает давление на всю поверхность грудной клетки, облегчает выдох, но затрудняет вдох. Большое количество повторений вдоха и выдоха способствует укреплению и тренировки дыхательных мышц, повышается жизненная емкость легких, что способствует оптимизации кислородного режима организма и профилактике ряда заболеваний дыхательной системы.

Умеренный характер плавательной нагрузки благоприятно сказывается на ваготропной координации сердечно – сосудистой системы. Благодаря занятиям плаванием укрепляется мышца сердца, кровеносные сосуды делаются эластичнее, артериальное давление снижается.

Велика и гигиеническая роль плавания. Вода, омывая тело пловца, способствует очищению кожи от пыли, отмерших чешуек, выделений потовых и сальных желез, улучшается питание кожи, у пловца она становится гладкой и эластичной. Оздоровительная роль плавания по сравнению с другими видами физических упражнений заключается в разнообразном воздействии воды на организм человека, а именно это связанно с физическими, термическими, химическими и механическими свойствами водной среды. Кроме того, механическое воздействие воды способствует массированию кожи и заложенных в ней периферических нервных окончаний. Вода прекрасный массажист. Мягко обтекая тело, массируя нервные окончания, находящиеся в коже и мышцах, она тем самым благотворно воздействует на ЦНС успокаивает ее, снимает утомление. Это активизирует «игру сосудов» повышает обмен веществ, облегчает отток крови, укрепляет нервную систему.

При различных травмах, заболеваний центральной, периферической нервной системы, двигательного аппарата, наличии мышечных атрофий показано использование лечебного плавания. В облегченных условиях водной среды, в результате повторных движений укрепляются мышцы, психика, при этом присоединяется терапевтическое воздействие гидропроцедур и выздоровление значительно ускоряется.

В режиме трудовых будней регулярные занятия плаванием помогают снять усталость, поднять устойчивость организма против различных заболеваний, повысить работоспособность и производительность труда, укрепить сон.

Для огромного большинства людей плавание служит приятным средством закаливания к воздействию низких температур воздуха. Однако к купанию в холодной воде люди, страдающие атеросклерозом, гипертонической болезнью, должны относится осторожно!!! Прохладная вода в начале вызывает сужение кровеносных сосудов, а потом расширение их. Такую «гимнастику сосудов» нельзя считать полезной для людей с нездоровой сердечно-сосудистой системой. По этому применять закаливающие процедуры в воде нужно осторожно.

Таким образом, плавание способствует повышению физической работоспособности людей зрелого и пожилого возраста, замедлению процессов преждевременного старения человека, предупреждению всевозможных болезней, а значит увеличению продолжительности жизни. Именно поэтому плавание рекомендуется всем практически здоровым людям без ограничения, а в ряде случаев оно может служить и лечебным средством.

Раздел 3. Цель, задачи, средства и методы аквафитнесса.

Цель и задачи аквафитнесса.

 

Можно сколько угодно говорить о пользе занятий физическими упражнениями для улучшения здоровья (в нашем случае о пользе физических упражнений в условиях водной среды), но если у человека отсутствует мотивация к их выполнению, то все дальнейшие усилия в этом направлении не имеют смысла.

Привить мотив к занятиям возможно только под руководством грамотного педагога-тренера, который учтет все индивидуальные потребности и особенности своих занимающихся. Поэтому, именно с этих позиций в данном разделе будет рассмотрена и определена основная цель аквафитнесса.

Под словом цель подразумевается образ того к чему необходимо стремиться! К.Д. Ушинский в своей книге «Человек как предмет воспитания» писал, что основная цель воспитательной деятельности, заключается в том, чтобы сделать человека лучше, совершеннее. Но у каждого из нас свой взгляд на человеческое совершенство, где же найти его золотую середину? Сама жизнь продиктует практические цели воспитания!

А с чем же сопряжена наша жизнь сегодня? Современные экологи говорят о том, что если еще в 80-годах прошлого столетия человека можно было себе представить идущим по загазованной автостраде, то сегодня его можно представить уже бегущим. Специалисты в области психиатрии, указывают на то, что еще сто лет назад психическое состояние современного человека было бы признано ненормальным, а сегодня мы считаем себя психически вменяемыми! Специалисты-иммунологи сравнивают современного человека с лошадью, которой дают мало овса и много кнута, причем под кнутом понимается физический, психический и социальный стресс, а под овсом неудовлетворительное питание и экология! Таким образом, какие же практические цели воспитания диктует нам наша современная жизнь! Естественно, что сегодня основной целью физического воспитания человека является формирование здорового образа жизни, который не мыслим без активных занятий физическими упражнениями! Благодаря здоровому образу жизни человек сможет иметь хорошее физическое и психическое здоровье, что поможет противостоять ему всем негативным факторам окружающей среды. Наконец он будет трудоспособен и полезен обществу.

Поэтому основная цель аквафитнесса должна быть сопряжена с основной целью физического воспитания, и будет заключаться в формировании здорового образа жизни за счет преимущественного использования средств плавания!

Какие же задачи возможно решить в процессе занятий аквафитнессом?

Известные специалисты в области плавания, такие как Н.Ж. Булгакова, Т.Г. Меньшуткина (Россия), Л.М. Шульга (Украина) считают что первейшей задачей аквафитнесса является воспитание потребности в здоровом образе жизни!

Потребность – это то, чего не хватает. И это что-то необходимо восполнить! Если говорить о потребностях в отношении занятий физическими упражнениями, то они возникают по разным причинам у различных категорий населения.

Например, по данным Т.Ю. Круцевич потребность в занятиях физическими упражнениями у пожилых людей возникает из-за ухудшающего с возрастом состояния здоровья. У детей из-за того, что они хотят при выполнении этих упражнений познать себя, осознать себя как личность. Взрослые молодые люди занимаются физическими упражнениями из-за желания быть трудоспособными, иметь здоровое потомство и семью. То есть мы видим, что потребность к занятиям физическими упражнениями, обусловлена различными мотивами, зависящими от различных внешних и внутренних факторов. Например основным мотивом к занятиям физическими упражнениями у молодых начинающих бизнес-вумен является желание обладать красивой фигурой и меньше болеть. Так как именно эти требования предъявляет к ним их работа. Далее, на одной из конференций, посвященной 10-летию Олимпийской Академии Украины В.В. Петровский (тренер великого спринтера Валерия Борзова) был обеспокоен тем, что основным мотивом к занятиям физическими упражнениями у подростков конца 90 годов являлось желание быть похожими на криминальных авторитетов, или уметь дать отпор миру криминала!? И как это не прискорбно, но это вполне естественно сочеталось с реалиями нашей жизни. Но такие мотивы, конечно же, противоречат гуманистическому принципу физического воспитания. Таким образом, для того, чтобы воспитать потребность в здоровом образе жизни необходимо знать по какой причине люди хотят заниматься физическими упражнениями.В отношении мотивов к занятиям аквафитнессом, можно сказать, что эти мотивы также различны. Одни хотят научиться плавать или закалиться, другим противопоказаны другие виды двигательной активности, третьи считают, что плавание отточит их тела лучше, чем другие физические упражнения. Как же подкрепить только что родившийся мотив? А сделать это можно только при решении следующей задачи аквафитнесса – привитие интереса к занятиям аквафитнессом!

Так, основной лозунгом под которым проходил очередной всероссийский съезд специалистов по фитнессу (Москва, 2005) звучал так – ВСЕ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ ЗАНЯТИЙ!!! Но для того, чтобы человек получил от занятий удовольствие нужно прежде всего сделать их интересными и разнообразными. И естественно, что такие занятия люди будут стремиться, как можно чаще посещать! И таким образом возможно будет решить следующие не менее важные в аквафитнессе задачи.

– Развить у занимающихся необходимые человеку физические качества и таким образом повысить уровень их физической подготовленности!

Благодаря решению этой задачи занимающиеся смогут непосредственно на себе увидеть результат своей деятельности, и убедится в огромном физкультурно-оздоровительном потенциале аквафитнесса. А, как известно, если человек реально видит положительный результат своей деятельности, то она приносит ему удовольствие.

– Провести возможную коррекцию имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

В этом отношении плавание также обладает большим потенциалом. С помощью плавания проводится коррекция осанки, коррекция физических и косметических врожденных дефектов, коррекция функционального состояния различных жизненно-важных органов и систем, коррекция психического состояния, так как вода обладает антидепрессивным эффектом.

– Провести мероприятия по закаливанию организма.

Это поможет занимающимся легче адаптироваться к смене температур в окружающей среде. Причем вода в отношении средств закаливания является более удачным средством, чем воздушная среда, так как ее плотность намного больше температуры воздуха и кожные рецепторы намного лучше ее ощущают.

– Занимающиеся смогут приобрести и совершенствовать необходимые любому человеку плавательные навыки, которые являются жизненно-необходимыми. Здесь же необходимо напомнить, что за каждый курортный сезон по данным водных спасательных служб (начиная с 2000 г.) Автономной Республики Крым количество утонувших в акваториях различных регионов республики превышает в среднем 700 человек.

- И наконец, занимающиеся смогут приобрести теоретические знания о благоприятном воздействии плавания на организм человека! Кстати говоря, именно эта задача на практике решается крайне редко, а ведь именно определенные теоретические знания в этой области, как раз таки могут способствовать формированию мотивов к занятиям аквафитнессом. Зачастую отсутствие этих знаний может быть причиной неудачно-подобранных для конкретного индивида видов двигательной активности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.014 с.)