Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Десять занятий для не умеющих плавать.

Поиск

Занятие 1.

На суше. Выполнить комплекс общеразвивающих и специальных фи­зических упражнений:

1. Шаг на месте, ходьба, бег, наклоны вперед, назад, в стороны, при­седания и др. Продолжительность — до 5 мин.

2. Сесть, упереться руками сзади, ноги прямые, носки оттянуты. Дви­жения ногами, как при плавании кролем. Не поднимать их высоко над землей. Упражнение выполняется в быстром темпе, от бедра. Рас­стояние между стопами — 30-40 см. Продолжительность — 1-2 мин.

3. Стать спиной к стене, поднять руки вверх, соединить кисти, голова между руками. Подняться на носки, потянуться вверх, прижаться спиной, головой и руками к стене и напрячь мышцы туловища, рук и ног, затем расслабиться (упражнение дает представление о положении тела во время скольжения, учит держать тело при плавании напряженным). Пов­торить «напряжение» 5—6 раз по 3—4 сек.

4. Принять основную стойку, (основная стойка — положение стоя, пятки вместе, носки врозь), согнуть руки в локтях, кисти к плечам. Круги плечами вперед и назад, сначала одновременные, затем попере­менные — не менее 20 раз.

5. Основная стойка, одна рука поднята вверх, другая опущена вниз. Круговые вращения вперед и назад («мельница»). Во время выполнения упражнения руки должны быть прямые, как палки. Положение рук в любой момент движения прямо противоположно. Это — основное упражнение, подводящее к освоению движений руками при плавании кролем на груди и на спине. Его нужно научиться делать особенно хорошо. Продолжительность — до 2 мин.

6. В положении стоя расставить ноги на ширину плеч, наклониться вперед, смотреть прямо перед собой, одна рука впереди, другая сзади у бедра. Из этого положения выполнять движения руками, как при плава­нии кролем, не менее 2 мин.

7. Упражнение 6, но выполнять его с резиновыми амортизаторами, которые прикрепляются к дереву или другому предмету. Работа с преодолением небольшого сопротивления на суше помогает быстрее ос­воить гребковые движения в воде. Продолжительность — до 5 мин.

8. Упражнение 7, но с остановкой руки в трех положениях — соот­ветствующих началу, середине и концу гребка. Во время каждой остановки не меньше 3 сек. максимально напрячь мышцы всей руки и плеча.

В воде. Выполнить следующие упражнения:

1. Ходьба, прыжки, бег в воде, держась за руки, — сначала в паре, затем самостоятельно. Выполнять 3—5 мин.

2. Принять устойчивое положение на дне и делать движение обеими руками вправо-влево, вперед-назад напряженными и расслабленными, опираясь ладонью о воду («полоскание белья»). Обратить внимание зани­мающихся на то, что только напряженная кисть руки позволяет опереть­ся о воду. Выполнять 1 мин.

3. В положении стоя сделать вдох и задержать дыхание, побрызгать себе в лицо водой («умывание»). Дети младшего возраста задержку дыхания на вдохе должны освоить на берегу. Выполнить 5—6 раз.

4. В положении стоя сделать вдох, задержать дыхание и опустить лицо в воду. Выполнить 5—6 раз.

5. Присесть, оттолкнуться ногами от дна и выпрыгнуть вверх («Кто выше выпрыгнет из воды»).

6. «Кто дольше продержит лицо в воде». Повторить 5—6 раз.

7. Пробежать в воде 4-5 м, помогая себе гребками рук («Кто быстрее пробежит намеченное расстояние»).

8. Стоя на дне напротив друг друга и держась за руки, отвести назад одну ногу, «замахнуться» и «ударить» подъемом стопы по воде; то же другой ногой («Футбол»).

Методические указания. Задача первых занятий — приучить новичка к воде, научить его без страха входить в воду, плескаться, прыгать, не бояться брызг, которые могут попасть в лицо, глаза, уши. Вначале вода, попадающая в нос, глаза, рот, доставляет немало неприятных ощущений. Постепенно (через 2—3 занятия) обучаемый научится закрывать рот и задерживать дыхание на вдохе, привыкнет к попаданию воды в лицо, в глаза, не будет тереть глаза руками. Умение свободно вести себя в воде приходит постепенно, у одного быстрее, у другого медленнее — не нуж­но торопиться и форсировать этот процесс. Как правило, дети школь­ного возраста быстрее осваиваются с водой, чем дошкольники. На первом занятии надо взять новичка за руку и самому войти с ним в воду. Ребенка 5—б лет лучше взять на руки и не мешать ему держаться за ваши плечи или шею (пока он сам не откажется от помощи). Все упражнения на первом занятии следует выполнять в парах — дети держатся за ваши руки или руки друг друга. Для упражнений «умы­вание» и опускание лица в воду можно использовать «таз», роль которого выполняет пластмассовый круг.

Занятие 2.

На суше. Повторить освоенный комплекс упражнений (см. упражне­ния на суше в занятии 1). Обратить внимание на скольжение и движения ног, как при плавании кролем.

В воде. Выполнить следующие упражнения:

1. Сесть на край берега или плота, опустить ноги в воду. Под команду и счет старшего делать движения ногами, как при плавании кро­лем. Продолжительность — 2 мин.

2. Ходьба и бег по дну, помогая себе гребковыми движениями рук, прыжки из воды и погружения в нее. Продолжительность 2 мин.

3. Упражнения «Умывание», опускание лица в воду, «Полоскание белья», «Футбол», которые выполнялись на первом занятии.

4. Стоя на месте, подбородок у поверхности воды, руки упираются в колени — погружаться с головой в воду. Сделать вдох через рот, закрыть его, задержать дыхание и присесть, опустившись под воду. Не выпускать воздух, быстро не выскакивать из воды, дать задание сосчитать в уме до 5—10, после чего выпрямиться.

5. Стоя на месте, подбородок у поверхности воды, руки упираются в колени — выдох в воду: а) дуть на воду, как на горячий чай; б) то же, опу­стив рот в воду; в) побрызгать себе в лицо водой («Умывание»), делая в этот момент выдох. Повторить 5—б раз.

6. Упереться руками в дно или взяться за руки старшего, поднять к по­верхности воды таз и пятки, носки оттянуть. По команде старшего де­лать поочередные движения ногами, как при плавании кролем. Движения выполняются до 2 мин. в быстром темпе, что не позволяет ши­роко разводить ноги и сгибать колени.

7. Упражнение 6, но в положении на спине. Выше поднять живот, не сидеть, а лежать на воде, колени не сгибать и не поднимать их вы­ше уровня воды. При правильном выполнении упражнения от движения стоп должен быть фонтанчик.

8. Стать лицом к берегу, упе­реться руками в дно, лечь на грудь, поднять к поверхности во­ды таз и пятки, сделать вдох и опустить лицо в воду. Со­считать в уме до 5—10. Повторить это упражнение несколько раз.

9. По сигналу сделать вдох и присесть, опустившись под воду («Кто быстрее спрячется?»). Повторить 3—4 раза.

10. Сделать вдох, опустить лицо в воду или погрузиться в нее с голо­вой и через приоткрытый рот выполнить продолжительный (непрерыв­ный) выдох в воду («У кого больше пузырей?»). Повторить 5—6 раз.

Методические указания. Каждое занятие нужно начинать с выполне­ния серии знакомых уже движений и упражнений, которые должны про­водиться в быстром темпе, чтобы дети сразу согрелись в воде.

Упражнения, выполняемые на месте, надо чередовать с упражнения­ми, выполняемыми в движении; упражнения с задержкой дыхания на вдо­хе — с упражнениями на освоение выдоха в воду. По такому принципу подобраны упражнения в каждом из 10 приводимых занятий, поэтому ме­нять последовательность выполнения упражнений, особенно при изуче­нии нового, нежелательно. Освоение каждого упражнения подготавлива­ет к изучению последующего. Основная задача второго занятия, как и первого, — освоение с водой.

Выполняя упражнения для освоения с водой, дети учатся без страха погружаться с головой в воду, всплывать и лежать на воде, открывать глаза в воде, делать выдох в воду и, наконец, скользить по поверхности воды. Все упражнения для освоения с водой обязательно выполняются на задержке дыхания на вдохе, что увеличивает плавучесть новичка и помо­гает ему скорее почувствовать состояние невесомости.

Особенно хорошо следует выполнять упражнение 8, так как оно под­водит к освоению скольжения. Если у новичка не сразу получается какое-либо упражнение, не нужно сосредоточивать на этом внимание, тем более говорить: «Вот видишь, какой ты невнимательный, неспособный» и т. п. Подобные замечания не приносят пользы. Они вызывают у ребенка отри­цательные эмоции, развивая неуверенность в своих силах. Напомним еще раз, что не следует настаивать на выполнении задания, если оно не получается сразу. Нужно дать другое задание, а потом вернуться к «камню преткновения».

Занятие всегда заканчивайте выполнением любимых упражнений (это укрепляет желание продолжать занятия плаванием) и играми и раз­влечениями. Не забывайте, что дети любят играть, резвиться, баловать­ся. Не отказывайте им в этом. В каждом занятии нужно дать им побрыз­гаться, поиграть и поплескаться. Тогда они будут чувствовать себя как рыба в воде.

Занятие 3.

На суше. Повторить освоенный комплекс упражнений. Ознакомить­ся с упражнениями «Поплавок»: сделав вдох, присесть, принять положение плотной группировки и, обхватив руками колени, опустить к ним лицо (рис 1).

В воде. В качестве разминки выполнить серию разогревающих дви­жений и упражнений, разученных в предыдущих занятиях: ходьба, бег, прыжки, погружения, «Полоскание белья», «Футбол» и др. Затем про­делать упражнения:

1. Сделав вдох, присесть под воду, плотно обхватить руками колени, опустить к ним лицо. В этом положении плотной группировки всплыть на поверхность воды («Поплавок» — рис. 5.2.1). Повторить несколько раз.

2. Стать лицом к берегу на расстоянии 2—3, а затем и более шагов, поднять руки вверх, соединить кисти, голова между рука­ми. Сделать вдох, задержать дыхание, при­сесть и, чуть-чуть оттолкнувшись ногами от дна, лечь на воду — скольжение на груди. Повторить 5—6 раз.

3. Стать спиной к берегу, руки прижать к туловищу, сделать вдох, задержать дыхание, присесть и, слегка оттолкнувшись ногами, лечь на спину — скольжение на спине. Поднять выше живот и прижать подбородок к груди, не садиться. Выполнить 5—6 раз.

Обратить внимание занимающихся на то, что устойчивому положению на спине помогают легкие движения кистями рук около туловища (ладони направ­лены вниз).

4. Движения ногами, как при плавании кролем на груди, с опо­рой руками о дно или с поддерж­кой партнера. Продолжитель­ность —2 мин.

5. Упражнение 4, но выполняе­мое в положении на спине.

6. Выдохи в воду 5—10 раз. Выдох должен быть непрерывным и продолжительным (приблизи­тельно раза в три длиннее вдоха). Лучший показатель правильного выдоха в воду — изобилие пузы­рей на поверхности воды.

7. Погрузиться в воду. Сосчи­тав в уме до 20—25, закончить упражнение.

8. Стоя в парах, поочередно погружаться в воду с открытыми глазами. Сосчитав пальцы партне­ра, близко поднесенные к лицу присевшего под водой, закончить упражнение.

9. Стать лицом к берегу, упереться руками в дно, лечь на грудь, под­нять к поверхности воды таз и пятки. Сделать вдох и опустить лицо в во­ду. Сосчитать в уме до 10—15. Повторить 4—5 раз.

10. Игры «Кто быстрее спрячется?», «У кого больше пузырей?», «Кто выше?» и др.

Методические указания. Основными упражнениями этого занятия яв­ляются скольжение и «Поплавок». Практически плавание начинается с момента, когда ребенок оторвал ноги от дна и почувствовал, что он мо­жет держаться на поверхности воды, не делая при этом никаких движе­ний.

Одни дети осваивают раньше «Поплавок», а затем скольжение, дру­гие наоборот. Последовательность здесь не имеет значения. Когда сколь­жение будет освоено, надо на каждом занятии включать его в игры («Тор­педы», «Кто дальше проскользит?» и др.). Во время скольжения туловище, руки и ноги следует держать напря­женными и тянуться вперед по направлению движения. Вначале лучше по­лучается скольжение на груди, чем на спине, хотя дети, как отмечалось выше, обычно быстрее осваивают плавание на спине. При выполнении скольжения на спине руки сначала рекомендуется держать вдоль тела. Затем, когда будет освоено правильное положение и занимающийся бу­дет лежать, а не сидеть на воде, руки при скольжении должны быть вытя­нуты за головой, как при скольжении на груди.

Упражнения, выполняемые на месте, нужно чередовать с упражне­ниями, выполняемыми в движении, а упражнения на задержке дыхания — с выдохами в воду.

Внимательно следите за тем, чтобы задание не надоело детям и не утомило их. Если теряется интерес к его выполнению, надо сменить зада­ние. Помните, что лучший способ оживить занятия — внести в них эле­мент соревнования («Кто лучше?», «Кто выше?» и т. д.).

Важно, чтобы занятия плаванием воспитывали у детей смелость, уве­ренность в своих силах.

Занятие 4.

На суше. Повторить освоенный комплекс упражнений. Особое вни­мание обратить на скольжение и движения ног и рук, как при плавании кролем.

В воде. В качестве разминки выполнить в быстром темпе серию зна­комых упражнений, затем следующие упражнения:

1. «Поплавок». Повторить 4—5 раз.

2. Скольжение на груди. Проделать 5—б раз.

3. Скольжение на спине. Выполнить 5—6 раз.

4. Движения ног, как при плавании кролем на груди, с опорой на месте. Выполнять 2 мин.

5. Движения ног, как при плавании кролем на спине, с опорой на мес­те. Продолжительность — 2 мин.

6. Выдохи в воду до 10—15 раз.

7. Плавание кролем на груди при помощи движений ног, с доской в ру­ках. Продолжительность — до 3 мин.

8. Плавание кролем на спине при помощи движений ног, с доской в руках. Продолжительность — до 3 мин.

9. Скольжение на спине с движениями ног кролем, руки вдоль тела. Повторить 6—8 раз.

10. Скольжение на груди с дви­жениями ног кролем. Выполнить б—8 раз.

11. Войти в воду по грудь или плечи. Руками, согнутыми в лок­тях, делать поочередно частые гребки сверху вниз перед грудью (кисти рук напряжены, пальцы сжаты, ладони опираются о воду, как о плотный предмет), ноги чуть-чуть оторвать от дна. С каждой новой попыткой стараться продер­жаться на воде как можно дольше. Повторить 3—4 раза.

12. Погрузиться под воду («Водолазы») и достать со дна специально брошенные туда яркие предметы. Повторить 3—4 раза.

13. Сделать «поплавок», медленно распрямиться, вытянуть руки и ноги и принять положение «стрелы», затем развести ноги и руки в сторо­ны. Выполнить 2—3 раза.

14. Игры «Хоровод», «Мяч по кругу»: играющие стоят в кругу и пе­ребрасывают мяч друг другу.

Методические указания. Программа данного занятия повторяет за­нятие 3. Дети тренируются в выполнении скольжении без движений и с движениями ног, как при плавании кролем. На этом и последующих заня­тиях все упражнения, выполняемые на груди, чередуются с упражнения­ми, выполняемыми на спине. Большое место отводится в этом занятии также изучению движений ног кролем (на месте с опорой, с доской, в скольжении). Несмотря на то, что движения ног были предварительно хо­рошо изучены, продолжайте напоминать, что ноги должны быть прямы­ми, как палки, носки оттянутыми, как у балерины. Специальный комп­лекс упражнений, выполняемых на суше, надо обязательно делать дома во время утренней зарядки, а также перед занятиями в воде.

Занятие 5.

На суше. Повторить освоенный комплекс упражнений, обратив внимание на скольжение и движения рук и ног, как в кроле, выдох с пово­ротом головы на вдох. После этого проделать такое упражнение:

Рис.5.2.22

поставить ноги на ширину плеч, наклониться вперед, опереться руками о коле­ни, повернуть голову в сторону. В этом положении открыть рот, сде­лать вдох, затем повернуть лицо вниз («в воду») и сделать выдох, который должен быть непрерывным, продолжительным и выполняться через рот. Продолжительность — до 2 мин.

В воде. Выполнить следующие упражнения:

1. Сесть на край берега или плота, опустить ноги в воду. Выполнять движения ногами, как при плавании кролем. Продолжительность — 2 мин.

2. Сесть на край берега или плота, поднять руки вверх и соединить кисти, голова между руками. Из этого положения низко наклониться к воде так, чтобы грудью лечь на бедра, и упасть в воду. При выполнении этого упражнения ведущий занятия должен обязательно находиться в воде (рис. 3). Выполнить упражнение 4—5 раз.

3. Скольжение на груди и на спине. Повторить 10—12 раз.

4. Движения ног, как при плавании кролем на груди и спине, с опорой на месте. Продолжительность — 5 мин.

5. Выдохи в воду до 10—15 раз.

6. Скольжение на груди и спине с движением ног, как при плавании кролем. Повторить 10—12 раз.

7. Ноги на ширине плеч, руки упираются в колени, лицо щекой лежит на воде. Делать выдохи в воду с поворотом головы на вдох: открыть рот, выполнить вдох, опустить лицо в воду, сделать выдох. Повто­рить не менее 10—15 раз.

8. Упражнение 11 из предыдущего занятия.

9. Плавание кролем на груди и на спине при помощи движений ног, с доской. Продолжительность - 5 мин.

10. Поставить ноги на ширину плеч, опустить плечи и подбородок на воду, одна рука находится впереди, другая — сзади у бедра. В этом поло­жении делать круги руками вперед, как при плавании кролем. Смотреть вперед, не раскачивать туловище, руки держать прямыми, грести под живот, делая гребок до бедра (гребок дол­жен быть как можно длиннее). Не торопиться. Продолжительность — 2 мин.

11. Скольжение на груди и спине с движением рук, как при плавании кролем. Выполнить 10—12 раз.

12. Попытки плавать кролем на груди и на спине с полной координа­цией движений, на задержке дыхания. Повторить 8—10 раз.

13. Игры «Водолазы», «Морской бой», «Торпеды», «Кто больше проплывет?», «Кто дольше продержится на воде?» и др.

Методические указания. Теперь, когда дети научились скользить и ле­жать на воде, выполнять движения ногами и руками, как при плавании кролем, им нужно в каждом занятии меньше стоять, ходить и больше пла­вать. Типичная ошибка при выполнении новичками движении ног и рук кролем — излишнее сгибание в коленном и локтевом суставах. Поэтому при выполнении этих упражнений на суше и в воде надо все время напоминать детям, что ноги и руки должны быть напряженными и прямыми («как палки»). Естественно, при выполнении гребка в воде трудно дер­жать их совершенно выпрямленными — они сгибаются, встречая сопро­тивление воды. Если на суше дети научились выполнять упражнения, не сгибая руки и ноги, то в воде они будут сгибаться настолько, насколько это требуется для выполнения эффективного гребка.

Надо объяснить детям, что гребок при плавании кролем делается «прямой рукой под себя, наискосок к противоположной ноге». В резуль­тате у них вырабатывается гребок согнутой в локте рукой.

Занятие 6.

На суше. Повторить освоен­ный комплекс упражнений и доба­вить следующие упражнения:

1. Согласование дыхания с движениями одной руки, как при плавании кролем: ноги поставить на ширину плеч, наклониться впе­ред, одной рукой упереться в коле­но, другая — в положении у бедра (конец гребка). Повернуть голову в сторону руки, вытянутой назад у бедра, и посмотреть на эту руку. В этом положении сделать вдох и на­чать движение рукой с одновременным выдохом. Следующий вдох выполняется тогда, когда рука заканчивает гребок в положении у бедра. Повторить до 15—20 раз каждой рукой.

2. Согласование дыхания с движениями рук, как при плавании кро­лем: ноги поставить на ширину плеч, наклониться вперед, одна рука вытянута вперед, другая — сзади у бедра. Повернуть голову в сторону вытянутой назад руки и посмотреть на нее. В этом положении сделать вдох и начать движения руками с одновременным выдохом (рис. 4). Руки не сгибать. Не торопиться. Выполнить 15—20 раз. Эти два упражнения можно считать ключевыми для овладения тех­никой плавания кролем на груди. Выполнение упражнений на согла-

сова­ние движений рук с поворотом головы следует довести до автоматизма


Рис. 5.2.3
(сначала на суше, потом в воде), так как именно освоение дыхания явля­ется препятствием для быстрого овладения кролем. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы вдох обязательно совпадал с концом гребка и выполнялся в тот момент, когда рука нахо­дится у бедра. Вначале для лучшего запоминания можно останавли­вать руку у бедра в момент вдоха, давая указание в конце гребка коснуть­ся бедра рукой и задержать ее в этом положении.

В воде. Проделать следующие упражнения:

1. Сесть на край берега или плота и из этого положения сделать спад в воду. Повторить 3—4 раза.

2. Принять положение плотной группировки (как при выполнении «поплавка»), носками ног зацепиться за край плота, руки поднять вверх, кисти соединить, голова между руками. Из этого положения сделать спад в воду (рис. 5.2.4). Выполнить 3—4 раза.

3. Скольжение на груди и на спине — до 10 раз.

4. Движения ног, как при плавании кролем на груди и на спине, с опо­рой на месте. Продолжительность — 5 мин.

5. Выдохи в воду с поворотом головы на вдох. Повторить 20 раз.

6. Выдохи в воду с движением одной руки, как в кроле: ноги поста­вить на ширину плеч, наклониться вперед, плечи касаются поверхности воды, одной рукой упереться в колено, или вытянуть ее вперед, или взяться за бортик, другая в положении у бедра (конец гребка). Опустить голову щекой на воду и посмотреть на руку, оставшуюся у бедра. В этом положении сделать вдох, повернуть лицо в воду и выполнить выдох одно­временно с движением одной руки. Продолжительность — 2 мин.

7. Согласование движений рук, как при плавании кролем, с дыханием: ноги поставить на ширину плеч, на­клониться вперед, плечи касаются по­верхности воды, одна рука вытянута вперед, другая — назад (у бедра). По­ложить голову щекой на воду и пос­мотреть на руку, оставшуюся сзади. Сделать вдох, повернуть лицо в воду и выполнить выдох с одновременным движением рук. Продолжи­тельность упражнения — не менее 2 мин.

8. Скольжение на груди и на спине с последующими движениями рук, как при плавании кролем. Повторить не менее 10—12 раз.

9. Плавание кролем 3 мин. при помощи движений ног, с доской.

10. Плавание 3 мин. кролем на спине при помощи движений ног.

11. Войти в воду по грудь. Руками, согнутыми в локтях, поочередно делать частые гребки перед грудью сверху вниз, опираясь ладонями о воду. Одновременно согнуть ноги и подтянуть колени к груди. Выпол­нить 3—5 раз.

12. Проплыть самостоятельно возможно большее расстояние любым способом: на груди, на спине или комбинируя эти два способа. Сделать 5—б попыток.

13. Игры и развлечения: «Салочки», «Качели», «Хоровод», «Фон­тан» и др.

Методические указания. Не настаивайте, чтобы дети плавали обяза­тельно кролем на груди или кролем на спине. Пусть плавают как кому хо­чется. Поощряйте попытки плавания на спине при помощи движений ног с небольшими поддерживающими гребками кистей рук около бедер. В этом и последующих занятиях рекомендуется сочетать плавание кролем на задержке дыхания (помогает быстрее освоить согласование движений, почувствовать непрерывные круговые движения плечами и руками) с плаванием с полной координацией. Для постановки дыхания при плавании кролем основным упражнением является сочетание движе­ний одной и обеих рук с дыханием. При выполнении этих упражнений следует обращать внимание на правильное исходное положение. Чтобы дети лучше запомнили это положение, следует сказать им: «В конце греб­ка рукой нужно дотронуться ею до бедра, остановить ее, в этот момент повернуть голову и сделать вдох». Он должен согласовываться с движе­нием руки и всегда выполняться только во время конца гребка (когда ру­ка находится у бедра). При проведении спадов и других прыжков в воду обучающий должен находиться в воде вместе с занимающимися. Глубина воды должна быть не менее 100—120 см.

Напоминаем, что в каждом занятии все упражнения (в том числе и плавание) обязательно выполняются как на груди, так и на спине.

Занятие 7.

На суше. Выполнить программу предыдущего занятия. В воде. Проделать такие упражнения:

1. Соскок в воду вниз ногами: стать на край плота, зацепиться паль­цами ног за край, прижать руки к телу, смотреть вперед. Одну ногу при­поднять над водой, другую присоединить к ней и соскочить в воду. Сразу после погружения согнуть ноги в коленях и развести руки в стороны. Пов­торить 3—4 раза.

2. Упражнение 1, но прыгнуть в воду, оттолкнувшись обеими ногами. Повторить 3—4 раза.

3. Скольжение на груди и на спине с движениями ног, как при плава­нии кролем, стараясь проплыть как можно дальше. Туловище и руки должны быть напряжены.

4. Выдохи в воду с движением одной руки, как при плавании кролем. Каждой рукой не менее 15—20 раз.

5. В положении стоя на дне согласование движений рук, как при плава­нии кролем, с дыханием. Выполнять не более 2 мин.

6. Попытки плавать кролем на груди с полной координацией, с пово­ротом головы на вдох. Повторить 8—10 раз.

7. Плавание кролем на груди с задержкой дыхания. Сделать 4—6 попыток.

8. Плавание до 5 мин. кролем на груди с полной координацией.

9. Плавание до 3 мин. кролем на груди с доской при помощи движе­ний ног.

10. Плавание до 3 мин. кролем на спине при помощи движений ног.

11. Плавание до 5 мин. кролем на спине.

12. Плавание до 5 мин. кролем на груди, чередуя плавание с полной координацией и плавание на задержке дыхания.

13. Прыжки в воду, игры и развлечения в воде.

Методические указания. На этом и последующих занятиях продолжа­ется изучение и совершенствование техники плавания кролем на груди и спине. Надо добиваться непрерывной безостановочной работы руками при плавании кролем на спине, жесткого, напряженного положения туловища и легких ритмичных движений ногами. Чтобы не сидеть, а лежать на воде при плавании на спине, следует выше поднять живот к поверхности воды. Делая гребок, не опускать руку глубоко в воду; продолжать его до бедра и вынимать руку из воды у бедра; не сгибать чрезмерно ноги в коле­нях (колени не должны выходить из воды). Во время работы ногами ак­тивно разгибать их в коленях, чтобы на поверхности воды оставался пен­ный след. При плавании кролем на груди могут быть трудности, связанные с нарушением согласования дыхания с движениями рук. Для устранения этой ошибки следует повторять упражнение на согласование движений рук с дыханием. При плавании кролем на груди надо грести руками под себя, а не в сторону от туловища; гребок рукой делать до бедра и выни­мать ее из воды у бедра; тело держать напряженным, не расслабляться; выполнять вдох только во время окончания гребка рукой, при этом не отрывать щеку от воды и не заваливаться на бок. Чтобы легче было освоить дыхание с поворотом головы в кроле, можно вначале плавать с дыханием через два, три гребка и постепенно подойти к выполнению вдоха под каждый гребок рукой.

Занятие 8.

На суше. Повторить освоенный комплекс упражнений. Обратить внимание на упражнения для согласования движений рук и дыхания при плавании кролем.

В воде. Проделать следующие упражнения:

1. Спад в воду из положения согнувшись. Стать на плот, зацепиться пальцами ног за его край. Поднять вверх прямые руки, соединить кисти, голова между руками. Согнуться вперед и медленно наклониться к воде, как бы потянуться вниз руками и, потеряв равновесие, войти в воду. Ноги держать прямыми, не сгибать в коленях. Повторить 4—5 раз.

2. Плавание до 3 мин. кролем с доской при помощи движений ног.

3. Плавание до 5 мин. кролем на спине.

4. Плавание до 3 мин. на спине при помощи дви­жений ног.

5. Выдохи в воду с движением одной руки, как при плавании кролем. Повторить до 20 раз каждой рукой.

6. Стоя на дне, согласование движений рук кро­лем с дыханием.

7. Плавание кролем на груди с полной координа­цией, чередуя его с плаванием на задержке дыхания. Сделать 10—12 попыток.

8. Проплыть возможно большее расстояние вдоль берега любым спо­собом с полной координацией, при помощи движении ног или чередуя то и другое («Кто дальше проплывет?»).

9. Лежать на спине, поворачиваться на грудь или на бок, плавать и опять лежать на спине, делая небольшие гребки кистями рук около бедер («Кто дольше продержится на воде?»).

10. Проплыть возможно большее расстояние кролем на спине.

11. Игры и развлечения в воде, прыжки в воду.

Методические указания. Для того чтобы увеличить или уменьшить нагрузку, получаемую в занятии, нужно знать направленность воздейст­вия основных упражнений. Так, плавание на груди с доской при помощи движений ног или плавание на спине при помощи движений ног — наи­более простое, легкое упражнение. Значительно сложнее и нагрузочное плавание кролем на спине с полной координацией. Но оно легче, чем пла­вание кролем на груди. Плавание кролем с резиновым кругом или доской между ногами при помощи движений одних рук намного доступнее, чем плавание кролем с полной координацией. Первое из них совершенствует согласование движений рук с дыханием (в облегченных условиях равновесия ноги не тонут). Плавание кролем с полной координацией на задержке дыхания позволяет детям почувствовать правильное положение туловища, нужный ритм движений ног и рук, возможную скорость плавания. Плавание на задержке дыхания помогает лучше сосредоточиться на правильном согласовании движений, тогда как при плавании кролем с ды­ханием все внимание обычно бывает сконцентрировано на вдохе. Чередо­вание плавания на задержке дыхания и плавания с полной координацией помогает занимающимся сохранить ощущение устойчивости, ритма, ско­рости, возникающее при плавании на задержке. Кроме перечисленных упражнений можно применять и другие, но все они должны соответствовать возрасту детей, их подготовленности, условиям занятий. В каждом занятии необходимо сочетать плавание по элементам и плавание с полной координацией.

Занятие 9.

На суше. Повторить освоенный комплекс упражнений.

В воде. Выполнить такие упражнения:

1. Спад в воду из положения согнувшись. Повторить 3—4 раза.

2. Проплыть возможно большее расстояние кролем на спине.

3. Стоя на дне, согласование движений рук кролем с дыханием. Про­должительность — до 2 мин.

4. Плавание кролем на груди, чередуя плавание с полной координа­цией и плавание на задержке дыхания. Выполнить 10—12 раз.

5. Плавание до 3 мин. кролем с доской при помощи движений ног.

6. Плавание до 5 мин. кролем на груди.

7. Плавание до 3 мин. кролем на спине при помощи движений ног.

8. Плавание до 5 мин. кролем на спине.

9. Проплыть возможно большее расстояние любым способом.

10. Кто дольше продержится на воде, пользуясь различными поддер­живающими средствами (игра «Авария»).

11. Игры, развлечения, прыжки в воду.

Методические указания. Задачей этого занятия является совершенст­вование в технике плавания, устранение ошибок и увеличение проплы­ваемых расстояний. Дети уже научились держаться на воде, плавать, прыгать в воду и нырять. Теперь за ними нужно следить особенно зорко (чтобы они не заплывали на глубокое место и т. д.), рассказать им о ко­варном характере воды. Нельзя забывать, что 80% всех трагических случаев на воде происходит с детьми в возрасте до 16 лет. Именно в этом возрасте, когда мальчики хотят казаться отважными, смелыми, они со­вершают нелепые поступки, которые могут стоить жизни (прыгнуть го­ловой вниз в незнакомый водоем, попытаться переплыть реку с течением, купаться на море при сильной волне). Чтобы приучить ребенка к глубине, психологически подготовить его не растеряться в аварийной ситуации, проведите игру «Авария». Для это­го оставьте ребенка, который держится за какое-либо поддерживающее средство, на глубине, где он не достает ногами дна, и дайте задание ос­таваться там как можно дольше, пока не придет «помощь». Разумеется, никакой реальной опасности для ребенка не должно быть. После более или менее продолжительного времени предложите: «А ну-ка попробуй добраться до берега сам». Если это получится, обязательно похвалите за смелость.

Занятие 10.

На суше. Повторить освоенный комплекс упражнений.

В воде. Проделать следующие упражнения:

1. Прыжком войти в воду и проплыть возможно большее расстояние любым способом.

2. Плавание кролем на груди и на спине с задержкой дыхания. Доби­ваться непрерывных круговых движений плечами и руками. Выполнять не более 10 раз.

3. На месте и в передвижении по дну выполнять движения руками, как при плавании кролем, в сочетании с дыханием. Повторить не более 20 раз.

4. Плавание кролем в сочетании с дыханием через несколько гребков. Выполнять до 5 раз. То же на спине.

5. Плавание до 3 мин. на спине при помощи движений ног.

6. Проплыть возможно большее расстояние кролем на спине.

7. Плавание кролем с доской 25 м при помощи движений ног.

8. Проплыть возможно большее расстояние кролем на груди.

9. «Кто дольше продержится на воде?»

10. «Кто дольше продержится на воде, пользуясь различными под­держивающими средствами?»

11. Игры, развлечения, прыжки в воду.

Методические указания. Если позволяют условия, занятия плаванием можно продолжать и дальше. Основной задачей последующих занятий будет устранение недостатков в технике плавания и увеличение проплы­ваемых расстояний. Программой могут быть 8, 9 и 10-е занятия, которые можно чередовать между собой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.48.122 (0.012 с.)