Пределы действия нормативных правовых актов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пределы действия нормативных правовых актов



Любой нормативный правовой акт имеет пределы действия. Традиционно в науке теории права выделяют пределы действия по предмету, во времени, в пространстве и по кругу лиц (по субъектам).

Действие нормативных правовых актов по предмету. Предметом правового регулирования могут быть:

· только волевые общественные отношения. Правовому регулированию не могут подвергаться, например, мысли и чувства человека, действия лиц, не обладающих волей, то есть не отдающих отчет своим действиям и их последствиям (душевнобольных);

· только социальные отношения. Физические, химические, биологические и иные аналогичные процессы изъяты из-под правового регулирования;

· только те общественные отношения, которые определяются правосознанием как наиболее важные – подлежащие обязательному правовому регулированию.

Последнее ограничение не всегда учитывается при создании новых правовых норм. Это ведет к выработке «пустых» – не действующих норм или к «зарегулированности» нормами права общественной жизни. Вопрос границы между «частным» и «общественным» весьма актуален в последнее десятилетие. Является ли разумным принятие норм права, регулирующих, например, воспитательный процесс в семье или вторгающихся в отношения между мужчиной и женщиной, или позволяющих прослушивать телефоны и читать корреспонденцию под предлогом борьбы с терроризмом? Эти практические вопросы имеют в основе ответ на общетеоретический вопрос о допустимой степени вмешательства государства и права в частную жизнь граждан.

Действие нормативного правового акта во времени. Выделяют проблемы момента вступления акта в силу и момента прекращения его действия.

Вступление нормативного правового акта в силу возможно:

· с момента принятия акта или его опубликования (промульгации);

· по истечении определенного срока после принятия или опубликования (в соответствии со ст. 104 Конституции Республики Беларусь законы вступают в силу через 10 дней после опубликования, если иной порядок не указан в самом законе);

· ретроспективно (действие акта распространяется на период, предшествовавший его принятию). Ретроспективное действие актов не всегда приемлемо, а в некоторых случаях (например, если акты устанавливают ответственность) невозможно. В практике встречаются ситуации, когда акт вводится в действие «задним числом», что нежелательно, поскольку всегда порождает правовые коллизии.

Прекращение действия акта возможно:

· в связи с истечением срока действия, если он был принят на определенный срок;

· наступлением события, указанного в акте (принятие другого акта, вступление в силу международного договора и т. п.);

· вследствие прямой отмены или признания утратившим силу, в том числе признания неконституционным в установленном порядке.

Действие нормативного правового акта в пространстве. Имеется в виду территория (пространственные границы), в пределах которой действует акт. Одним из свойств государственной власти является суверенитет, который предусматривает, в том числе, полновластие государства на своей территории. Это значит, что если в акте не установлено иное, то акт распространяет свое действие на всю территорию государства, а также за пределы географической территории, на пространства, где государство обладает юрисдикцией (возможностью применения норм права), например на военных
судах, космических объектах, территории консульских и дипломатических учреждений.

Географические пределы действия нормативного правового акта могут быть ограничены в самом акте, в ином нормативном правовом акте или вытекать из специфики отношений, регулируемых актом.

По общему правилу юрисдикция государства не распространяется на территорию других государств. Однако возможно иное, например, на основании международного договора. Так, Женевская конвенция о защите гражданского населения 1949 г. предусмотрела, что оккупирующая держава может вводить временные правила и постановления на оккупированной территории[66].

Вопрос о возможности применения государством своей юрисдикции к лицам, находящимся за рубежом, до сих пор не имеет единого ответа с точки зрения международного права. Данная проблема неоднократно становилась предметом рассмотрения в международных и национальных судах.

Действие нормативного правового акта по кругу лиц. Предусматривает определение категорий субъектов права, на которых распространяются действия норм данного акта. По общему правилу (вытекающему из принципа суверенности государств) нормативные правовые акты действуют на всех лиц в пределах юрисдикции государства, включая его граждан, апатридов (лиц без гражданства), бипатридов (лиц с двойным гражданством), юридических лиц, иностранцев.

Круг лиц, на которых распространяется нормативный правовой акт, обычно указан в самом акте. Физические лица могут классифицироваться по различным основаниям: возрасту (например, по общему правилу уголовная ответственность наступает с 16 лет), социальному статусу (пенсионеры, студенты), полу и т. п. Следует помнить, что дискриминация по расовым, религиозным, гендерным и иным основаниям находится под общеправовым запретом.

Выводы

Различают понятия «источник (форма) права» в широком и узком смыслах. В широком (материальном) смысле источник права – общественные отношения, ставшие причиной возникновения нормы; в узком (формальном) – конкретный способ закрепления нормы права.

Основные источники права: правовой обычай; правовой прецедент; нормативный правовой акт; правовая доктрина; нормативный договор.

В Республике Беларусь особую роль играет нормативный правовой акт.

Традиционно в науке рассматривается действие нормы права по предмету, во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Тема 19. Правотворчество

Правообразование: понятие и сущность. Соотношение понятий правообразования и правотворчества.

Правотворчество как элемент государственного управления.

Понятие правотворчества. Соотношение понятия «правотворчество» с другими схожими по содержанию: «нормотворчество», «правообразование», «формирование права». Факторы, обусловливающие правотворчество.

Принципы правотворчества: демократизм, законность, научность, своевременность и др.

Классификации правотворчества: в зависимости от субъектов (непосредственное правотворчество народа, осуществляемое им в процессе референдума, правотворчество государственных органов), по способу придания юридической силы нормативному правовому акту (непосредственное правотворчество самого государственного органа, делегированное правотворчество, санкционированное правотворчество), в зависимости от юридической силы нормативного правового акта, принимаемого в результате правотворчества (законотворчество, подзаконное правотворчество).

Понятие и виды правотворческих органов. Судебное правотворчество.

Этапы правотворчества: предпроектный, проектный, принятие нормативного правового акта.

Понятие законотворческого (законодательного) процесса, его место в процессе правотворчества. Парламентские процедуры: сессия парламента, пленарное заседание, кворум, голосование, порядок обсуждения вопросов, заседания комитетов (комиссий). Стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона, санкционирование, право «вето», промульгация, опубликование.

Основные приемы и средства законодательной техники.

Нормотворческий процесс в Республике Беларусь. Стадии: планирование нормотворческой деятельности, нормотворческая инициатива, подготовка проекта нормативного правового акта, принятие (издание) акта, включение в Национальный реестр правовых актов, опубликование.

Понятие систематизации законодательства (нормативных правовых актов).

Объекты и субъекты систематизации.

Формы систематизации: инкорпорация, кодификация, консолидация, учет.

Инкорпорация и ее разновидности: официальная, официозная, неофициальная.

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь как инкорпоративный сборник: порядок составления, структура.

Свод законов Республики Беларусь как вид систематизации нормативных правовых актов.

Кодификация законодательства: понятие, виды. Кодифицированные акты в Республике Беларусь: кодекс, правила. Особенности структуры кодифицированного нормативного правового акта: общая часть (фундаментальные положения – принципы, определения понятий, основные институты, специализированные нормативные положения – презумпции, преюдиции и др.), особенная часть (нормы, которые обозначают вид и меру возможного и должного поведения – юридические права и обязанности, вид и меру юридической ответственности и др.).

Консолидация: понятие, особенности осуществления.

Учет нормативных правовых актов: понятие, виды. Компьютеризованный учет как современная форма учета. Государственная автоматизированная система правовой информации (ГАСПИ).

Единый правовой классификатор Республики Беларусь.

 

Правообразование, правотворчество и законотворчество

«Правообразование», «правотворчество» и «законотворчество» – взаимосвязанные понятия. Они представляют собой единый сложный, происходящий непрерывно на протяжении длительного периода времени процесс формирования норм права и их закрепления в источниках права. Правообразование – понятие более широкое, оно включает правотворчество и законотворчество.

Терминами «правообразование» и «правотворчество» в юридической литературе обозначаются два крупных социальных процесса:

· Происхождение (возникновение) права. Речь идет о самоорганизующем начале в появлении права. В древности и в эпоху средневековья на процесс правообразования повлияли обстоятельства, вызванные последствиями глобальных катастроф: переход от присваивающей экономики к производящей; становление раннеклассовых обществ; возникновение городов-государств и т. д. Соответственно той эпохе шел процесс преобразования социальных норм первобытного общества в нормы права, которые фиксировались в обычном праве, судебных прецедентах, актах (законах) правителей или народных собраний, затем обобщались и находили воплощение в сводах законов, кодификациях права.

· Развитие и совершенствование права. Имеется в виду время, когда право сформировалось как целостная нормативно-регулятивная система, современный социальный институт (А. Б. Венгеров и др.). Идет процесс совершенствования существующего права, активизируется деятельность уполномоченных субъектов в правовой сфере общества, проходят процедуры создания новых норм права, изменения или отмены прежних норм.

В современной юридической литературе нет единства как в определении правообразования, так и в определении правотворчества.

Правообразованиепроцесс создания норм права и их закрепление в источниках права [67]. Право, понимаемое в структурном отношении в более широком смысле слова, включает три элемента: естественное право; позитивное право; субъективное право. Соответственно процесс правообразования включает три этапа.

Первый этап. В недрах социального организма, под влиянием объективных факторов (естественно-природных, географических, демографических, климатических) и социальных факторов (экономических, политических, геополитических, классовых, национальных, религиозных и т. д.) стихийно, естественным путем складываются новые отношения, устанавливаются новые правила поведения между индивидами и их объединениями, включая государство и его органы. Формируется обыденное, профессиональное и научное правосознание относительно действующего и желаемого права, «вызревают» правовые программы, которые излагаются в средствах массовой информации.

Второй этап. При «созревании» в обществе правовых потребностей наступает новый этап в правообразовании. Государство принимает новые нормы права, изменяет, отменяет их, утверждает новые правила поведения. Государство не «изобретает» новые нормы права, оно лишь выявляет правовые потребности, синергетически сложившиеся в обществе, учитывает их при издании правовых норм, оформляет, закрепляет в соответствующих источниках права. Этот вид государственной деятельности, в результате которой воля народа (класса, социальной группы, политических сил, стоящих у власти) воплощается в нормах права, в виде определенного источника права, в юридической литературе обозначается термином «правотворчество» (а. В. Малько, Д. А. Ковачев и др.).

Право как мерило человеческих отношений, как мера свободы, равенства и справедливости, созданная человечеством, сохраняется, со временем меняется его содержание, обусловленное объективными факторами.

Правотворчество процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, сознательного формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках юридических процедур (Ю. А. Тихомиров)[68]. Правотворчество является деятельностью специализированных компетентных государственных органов (законодательных, исполнительных, судебных).

Законотворчествоособый вид правотворчества, который относится к компетенции законодательных органов, издающих законы, обладающих наивысшей юридической силой по отношению к другим подзаконным нормативным актам. Законодательный процесс составляет ядро правотворчества (Р. Т. Мухаев).

Существует точка зрения, что на втором этапе правотворчества завершается процесс правообразования. Однако, на наш взгляд, правовые идеи, вызревшие в недрах общества на первом этапе правообразования и нашедшие воплощение в нормах позитивного права на втором этапе,– это лишь модель права. В этих нормах определена мера должного, возможного, обязательного, желательного поведения всех субъектов, а также границы их прав, свобод и интересов.

Право начинает «жить» только в реальных юридически оформленных общественных отношениях, между субъектами, участниками общественных отношений, обладающими субъективными правами и несущими юридические обязанности.

Третий этап. Осуществляется систематизация правовых документов (нормативно-правовых, правоприменительных). В процессе систематизации документов субъекты правотворчества устраняют противоречия в действующей системе законодательства, юрисдикционные органы восполняют в процессе юридической практики пробелы в праве. Возрастает роль судебного прецедента в качестве источника права.

Завершение систематизации правовых актов и их анализ позволяют сделать вывод, насколько точно отражены в нормативно-правовых актах правовые потребности общества и что представляет собой реально созданное в процессе правотворчества право как целостная нормативно-регулятивная система.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.28 (0.017 с.)