Функции и аппарат государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции и аппарат государства



Сущность и социальное назначение государства реально во всей полноте и многообразии проявляются в его функцияхосновных направлениях его деятельности. Функции государства носят объективный характер. В них проявляется не только фактическая деятельность государства, но и возможность определенной деятельности.

Функции государства выступают основным средством выполнения задач, которые стоят перед государством в определенный период его жизнедеятельности (12.1):

12.1

Господствующий взгляд на перечень функций современных государств (12.2–12.3):

12.2

 

12.3

Механизм государства – система государственных органов и организаций, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства.

Механизм государства состоит из двух частей, первую из которых составляют государственные органы. Вторую часть механизма государства образуют государственные организации. Государственные органы в совокупности составляют государственный аппарат. Следовательно, государственный аппаратсоставная часть механизма государства, состоящая из государственных органов (12.4 – 12.5).

12.4

12.5

12.6

Все виды органов государства имеют широкую классификацию. Основания классификации могут быть различны (по характеру формирования, компетенции, территориальным пределам деятельности и т. д.) (12.7-12.8).

12.7

12.8

12.9

12.10

 

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Теория правового государства исследует соотношение государства и права и доказывает, обосновывает главенствующее положение в обществе права перед государством, что государство – зависимое от права социальное явление.

Правовое государствогосударство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках правовых законов и которое признает, уважает и охраняет права и свободы граждан. Выделяют следующие признаки правового государства:

Социальной базой правового государства служит высокоразвитое гражданское общество. Для формирования правового государства необходимы реальные экономические, социальные, политические, идеологические и юридические условия и предпосылки. Без их наличия государство не может быть правовым.

 

ТИПОЛОГИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

Тип права, как и тип государства, – выработанная наукой классификация права по историческим ступеням его развития на основе экономического строя, классовой структуры общества, уровня развития человеческой цивилизации. Выделяют также два подхода типологии права – формационный и цивилизационный (14.1).

14.1

 

НОРМЫ ПРАВА

Нормы права – первичный структурный элемент права. В зависимости от функционального назначения в механизме правового регулирования нормы права подразделяются на две группы. Первая группа норм – правила поведения. В этих нормах содержатся права и обязанности субъектов, на основе этих норм разрешаются конкретные юридические дела. Нормы первой группы – типичные нормы права (15.1):

15.1

Вторая группа норм – отправные государственные предписания. В этих нормах нет прав и обязанностей. Сюда относятся декларативные нормы, нормы-принципы, дифинитивные нормы и др. Нормы второй группы – нетипичные нормы права.

Нормы праваустановленные или санкционированные на основе идей человеческой справедливости и охраняемые государством общеобязательные правила поведения либо отправные государственные предписания, в которых выражена государственная воля.

Типичные нормы права имеют определенное внутреннее строение, свою структуру. Логический анализ текста нормативного акта, в котором содержится типичная норма права, позволяет выделить в ней определенные ее элементы. Господствующий научный взгляд на структуру типичной нормы права состоит в признании в ней трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции (15.2):

15.2

15.3

В тексте нормативного акта не всегда содержатся названные структурные элементы нормы. Гипотеза и диспозиция могут опускаться, если смысл опущенного очевиден и логический анализ текста позволяет их восстановить. Структурные элементы нормы права могут фиксироваться в разных статьях закона и даже в разных нормативных актах.

Все нормы права имеют широкую видовую классификацию (15.4):

15.4

Каждый вид типичных норм имеет свою специфическую классификацию.

ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Правовые отношения – одна из форм идеологических, волевых общественных отношений. В них раскрывается юридический характер этих отношений, их отличие от других волевых связей людей, показан механизм возникновения правоотношений, их роль в реализации права (16.1–67.2).

16.1

16.2

Правоотношениеформа идеологических общественных отношений, урегулированных нормами права и состоящих из субъективных прав и юридических обязанностей участников индивидуализированных правовых связей (16.3–16.4).

16.3

Для имущественных правоотношений характерно наличие предмета правоотношения (материальные и нематериальные блага).

Субъекты права – установленный государством круг лиц, которые могут быть участниками правоотношений, то есть носителями субъективных прав и юридических обязанностей.

16.4

Правоотношения имеют различную видовую классификацию, в том числе (16.5.):

16.5

Юридические факты конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Право не порождает юридические факты. Они существуют, проявляются в жизни общества независимо от права. Право лишь придает им юридическое значение, связывает с ними возникновение правоотношений (16.6).

16.6

СИСТЕМА ПРАВА

Система права структура права, обусловленная характером общественных отношений, выражающаяся в его делении на отрасли, подотрасли и институты. Первичным элементом системы права, как и всего права, выступает норма права (17.1–17.6).

17.1

Система права есть внутренняя форма права.

17.2

17.3

17.4

17.5

17.6

От системы права следует отличать правовую системусовокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих юридических средств, с помощью которых регулируются общественные отношения. В национальную правовую систему входят нормы права, правоотношения, правосознания, правовая культура, законодательство, система законодательных, правоприменительных и правоохранительных органов, правовые символы и др. правовые категории и понятия. Группы национальных правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, образуют правовые системы (правовые семьи) мира (17.7):

17.7

 

ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

 

Форма праваспособы выражения и закрепления правовых норм, придания им общеобязательного значения (18.1):

 

18.1

Пределы действия нормативного акта – это действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Подробнее рассмотрим на следующей схеме (18.2):

18.2

 

ПРАВОТВОРЧЕСТВО

Правотворчество – деятельность компетентных государственных органов, по уполномочию государства негосударственных формирований, а также непосредственная деятельность народа по разработке и принятию нормативных актов (19.1):

19.1

Правотворчество государственных органов – основной вид правотворчества. Большинство органов государства в пределах своих полномочий и с учетом вида своей деятельности принимают нормативные акты, регулирующие различные сферы жизнедеятельности общества.

Среди негосударственных формирований большую правотворческую работу осуществляют профессиональные союзы. Нормативные акты профсоюзов регулируют прежде всего сферу трудовых и социально-бытовых отношений работников, других социальных слоев населения.

В демократическом государстве правотворчество осуществляется на следующих важнейших принципах:

– ведущая роль представительных органов;

– верховенство закона;

– демократизм;

– гуманизм;

– научность;

– законность.

Процесс правотворчества имеет следующие стадии (19.2):

19.2

Среди нормативно-правовых актов выделяют следующие виды (19.3):

19.3

Система нормативных правовых актов, регулирующая общественные отношения, составляет законодательство государства. Система законодательства – внешняя форма права. Деятельность по упорядочению нормативных правовых актов, приведению их в единую внутренне согласованную систему есть систематизация законодательства (19.4):

19.4

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА

Реализация права – воплощение в жизнь правовых норм путем правомерного поведения субъектов. Неправомерными действиями нормы права не реализуются, а нарушаются (20.1–20.2):

20.1

20.2

Акт применения нормы права (правоприменительный акт)правовой индивидуальный акт властного предписания, вынесенный компетентным органом на основе решения конкретного юридического дела (20.3):

20.3

ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА

Толкование правауяснение и разъяснение норм права в целях правильной их реализации (21.1–21.4).

21.1

21.2

21.3

21.4

Пробелы в правеполное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм. Пробелы в праве восполняются путем принятия норм права или преодолеваются путем аналогии (21.5).

21.5

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.029 с.)