Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции и аппарат государстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сущность и социальное назначение государства реально во всей полноте и многообразии проявляются в его функциях – основных направлениях его деятельности. Функции государства носят объективный характер. В них проявляется не только фактическая деятельность государства, но и возможность определенной деятельности. Функции государства выступают основным средством выполнения задач, которые стоят перед государством в определенный период его жизнедеятельности (12.1): 12.1 Господствующий взгляд на перечень функций современных государств (12.2–12.3): 12.2
12.3 Механизм государства – система государственных органов и организаций, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства. Механизм государства состоит из двух частей, первую из которых составляют государственные органы. Вторую часть механизма государства образуют государственные организации. Государственные органы в совокупности составляют государственный аппарат. Следовательно, государственный аппарат – составная часть механизма государства, состоящая из государственных органов (12.4 – 12.5). 12.4 12.5 12.6 Все виды органов государства имеют широкую классификацию. Основания классификации могут быть различны (по характеру формирования, компетенции, территориальным пределам деятельности и т. д.) (12.7-12.8). 12.7 12.8 12.9 12.10
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО Теория правового государства исследует соотношение государства и права и доказывает, обосновывает главенствующее положение в обществе права перед государством, что государство – зависимое от права социальное явление. Правовое государство – государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках правовых законов и которое признает, уважает и охраняет права и свободы граждан. Выделяют следующие признаки правового государства: Социальной базой правового государства служит высокоразвитое гражданское общество. Для формирования правового государства необходимы реальные экономические, социальные, политические, идеологические и юридические условия и предпосылки. Без их наличия государство не может быть правовым.
ТИПОЛОГИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА Тип права, как и тип государства, – выработанная наукой классификация права по историческим ступеням его развития на основе экономического строя, классовой структуры общества, уровня развития человеческой цивилизации. Выделяют также два подхода типологии права – формационный и цивилизационный (14.1). 14.1
НОРМЫ ПРАВА Нормы права – первичный структурный элемент права. В зависимости от функционального назначения в механизме правового регулирования нормы права подразделяются на две группы. Первая группа норм – правила поведения. В этих нормах содержатся права и обязанности субъектов, на основе этих норм разрешаются конкретные юридические дела. Нормы первой группы – типичные нормы права (15.1): 15.1 Вторая группа норм – отправные государственные предписания. В этих нормах нет прав и обязанностей. Сюда относятся декларативные нормы, нормы-принципы, дифинитивные нормы и др. Нормы второй группы – нетипичные нормы права. Нормы права – установленные или санкционированные на основе идей человеческой справедливости и охраняемые государством общеобязательные правила поведения либо отправные государственные предписания, в которых выражена государственная воля. Типичные нормы права имеют определенное внутреннее строение, свою структуру. Логический анализ текста нормативного акта, в котором содержится типичная норма права, позволяет выделить в ней определенные ее элементы. Господствующий научный взгляд на структуру типичной нормы права состоит в признании в ней трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции (15.2): 15.2 15.3 В тексте нормативного акта не всегда содержатся названные структурные элементы нормы. Гипотеза и диспозиция могут опускаться, если смысл опущенного очевиден и логический анализ текста позволяет их восстановить. Структурные элементы нормы права могут фиксироваться в разных статьях закона и даже в разных нормативных актах. Все нормы права имеют широкую видовую классификацию (15.4): 15.4 Каждый вид типичных норм имеет свою специфическую классификацию. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ Правовые отношения – одна из форм идеологических, волевых общественных отношений. В них раскрывается юридический характер этих отношений, их отличие от других волевых связей людей, показан механизм возникновения правоотношений, их роль в реализации права (16.1–67.2). 16.1 16.2 Правоотношение – форма идеологических общественных отношений, урегулированных нормами права и состоящих из субъективных прав и юридических обязанностей участников индивидуализированных правовых связей (16.3–16.4). 16.3 Для имущественных правоотношений характерно наличие предмета правоотношения (материальные и нематериальные блага). Субъекты права – установленный государством круг лиц, которые могут быть участниками правоотношений, то есть носителями субъективных прав и юридических обязанностей. 16.4 Правоотношения имеют различную видовую классификацию, в том числе (16.5.): 16.5 Юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Право не порождает юридические факты. Они существуют, проявляются в жизни общества независимо от права. Право лишь придает им юридическое значение, связывает с ними возникновение правоотношений (16.6). 16.6 СИСТЕМА ПРАВА Система права – структура права, обусловленная характером общественных отношений, выражающаяся в его делении на отрасли, подотрасли и институты. Первичным элементом системы права, как и всего права, выступает норма права (17.1–17.6). 17.1 Система права есть внутренняя форма права. 17.2 17.3 17.4 17.5 17.6 От системы права следует отличать правовую систему – совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих юридических средств, с помощью которых регулируются общественные отношения. В национальную правовую систему входят нормы права, правоотношения, правосознания, правовая культура, законодательство, система законодательных, правоприменительных и правоохранительных органов, правовые символы и др. правовые категории и понятия. Группы национальных правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, образуют правовые системы (правовые семьи) мира (17.7): 17.7
ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА
Форма права – способы выражения и закрепления правовых норм, придания им общеобязательного значения (18.1):
18.1 Пределы действия нормативного акта – это действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Подробнее рассмотрим на следующей схеме (18.2): 18.2
ПРАВОТВОРЧЕСТВО Правотворчество – деятельность компетентных государственных органов, по уполномочию государства негосударственных формирований, а также непосредственная деятельность народа по разработке и принятию нормативных актов (19.1): 19.1 Правотворчество государственных органов – основной вид правотворчества. Большинство органов государства в пределах своих полномочий и с учетом вида своей деятельности принимают нормативные акты, регулирующие различные сферы жизнедеятельности общества. Среди негосударственных формирований большую правотворческую работу осуществляют профессиональные союзы. Нормативные акты профсоюзов регулируют прежде всего сферу трудовых и социально-бытовых отношений работников, других социальных слоев населения. В демократическом государстве правотворчество осуществляется на следующих важнейших принципах: – ведущая роль представительных органов; – верховенство закона; – демократизм; – гуманизм; – научность; – законность. Процесс правотворчества имеет следующие стадии (19.2): 19.2 Среди нормативно-правовых актов выделяют следующие виды (19.3): 19.3 Система нормативных правовых актов, регулирующая общественные отношения, составляет законодательство государства. Система законодательства – внешняя форма права. Деятельность по упорядочению нормативных правовых актов, приведению их в единую внутренне согласованную систему есть систематизация законодательства (19.4): 19.4
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА Реализация права – воплощение в жизнь правовых норм путем правомерного поведения субъектов. Неправомерными действиями нормы права не реализуются, а нарушаются (20.1–20.2): 20.1 20.2 Акт применения нормы права (правоприменительный акт) – правовой индивидуальный акт властного предписания, вынесенный компетентным органом на основе решения конкретного юридического дела (20.3): 20.3 ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА Толкование права – уяснение и разъяснение норм права в целях правильной их реализации (21.1–21.4). 21.1 21.2 21.3 21.4 Пробелы в праве – полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм. Пробелы в праве восполняются путем принятия норм права или преодолеваются путем аналогии (21.5). 21.5
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.23.123 (0.006 с.) |