Законотворчество в Республике Беларусь: понятие, основные стадии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законотворчество в Республике Беларусь: понятие, основные стадии



Законотворчество – вид правотворческой деятельности; специальная деятельность компетентных органов, в результате которой приобретает юридическую силу, вступает в действие закон. Законотворческий процесс включает стадии: законодательная инициатива; обсуждение законопроекта; официальное принятие закона; опубликование закона и введение его в действие.

Законодательная инициатива. Открывает законотворческий процесс. Представляет собой право органов государства, общественных организаций, граждан вносить законопроекты, влекущие обязательное рассмотрение в Высшем законодательном органе – Национальном собрании Республики Беларусь. Ею обладают обе палаты Национального собрания, Президент, Правительство, граждане, обладающие избирательным правом, собравшие не менее 50 тысяч подписей. Если законопроекты связаны с увеличением финансовых расходов, требуется согласие Президента, либо, по его уполномочению,– Правительства (ст. 99 Конституции Республики Беларусь).

Проект Закона, внесенный в Национальное собрание, включается в план законодательных работ. В назначенный срок начинается его обсуждение.

Обсуждение законопроекта. Сначала происходит в Палате представителей, затем – в Совете Республики. После окончания обсуждения переходят к третьему решающему этапу законотворчества – голосованию.

Официальное принятие закона. Осуществляется путем голосования большинством депутатов и одобрения Совета Республики от полного состава палат (ст. 100 Конституции). В соответствии со ст. 101 Конституции Палата представителей и Совет Республики могут делегировать Президенту законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона, определив предмет регулирования и срок полномочий. Временные декреты Президента, имеющие силу закона, надлежит в 3-дневный срок направить для одобрения в Палату представителей, затем – в Совет Республики. После подсчета голосов и принятия закона наступает последняя стадия законотворчества.

Опубликование закона и введение его в действие. Завершающая стадия законотворческого процесса. Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после опубликования, если в законе не установлен иной срок (ст. 104 Конституции).

С 1 июля 2012 года единственным источником официального опубликования нормативных правовых актов, в том числе и законов, зарегистрированных в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, является Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь – основной государственный интернет-ресурс в области права и правовой информатизации. Датой официального опубликования правового акта считается дата его размещения на портале. Кроме того, указанные правовые акты могут быть обнародованы (опубликованы) в сборнике правовых актов «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» и газете «Звязда» – законы Республики Беларусь на белорусском языке, в газете «Народная газета» – законы Республики Беларусь на русском языке.

Кроме того, нормативные правовые акты могут быть обнародованы (опубликованы) в следующих официальных периодических печатных изданиях:

· сборнике правовых актов «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь»;

· газете «Советская Белоруссия» – решения, принятые республиканским референдумом, декреты, указы, распоряжения Президента Республики Беларусь, межгосударственные и межправительственные договоры, постановления пленума Верховного Суда;

· газете «Звязда» – законы Республики Беларусь, постановления Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, международные договоры (на белорусском языке);

· газете «Народная газета» – законы Республики Беларусь, постановления Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, международные договоры (на русском языке);

· газете «Рэспубліка» – постановления Совета Министров Республики Беларусь, распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь, нормативные правовые акты Национального банка, Комитета государственного контроля, Следственного комитета, Управления делами Президента Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, министерств и иных республиканских органов государственного управления, международные договоры Республики Беларусь межведомственного характера;

· периодических печатных изданиях, определяемых в соответствии с законодательством областными и Минским городским Советами депутатов, областными и Минским городским исполнительными комитетами, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами базового территориального уровня.

Обнародование (опубликование) правовых актов в указанных печатных изданиях не является официальным.

Принятие международно-правовых актов с участием Республики Беларусь имеет особенности. Они приобретают юридическую силу с момента утверждения высшим представительным органом – Национальным собранием Республики Беларусь.

Профсоюзы и процесс правообразования

В процессе правообразования можно выделить условно три этапа. Профсоюзы Беларуси участвуют в процессе правообразования на всех трех.

Первый этап – рождение правовых идей, предложений, социальных программ.В недрах общества под влиянием объективных и субъективных факторов появляются новые правовые идеи, формируется, развивается, совершенствуется правосознание профсоюзных работников (обыденное, профессиональное, научное), «вызревают» правовые программы в сфере трудовых и социальных отношений. Это находит отражение в информационных средствах профсоюзов: газете «Беларускі час», научно-практическом журнале «Труд. Профсоюзы. Общество», в трансляциях по «Новому радио», решениях профсоюзных собраний, съездов Федерации профсоюзов Беларуси, а также в выступлениях на научно-практических конференциях, конгрессах, круглых столах, проводимых ежегодно в Учреждении образования ФПБ «Международный институт трудовых и социальных отношений» с участием представителей других вузов, государственных структур.

Второй этап – правотворчество. Профсоюзы через своих представителей, избранных в качестве депутатов Национального собрания Республики Беларусь, добиваются фиксации своих правовых идей, предложений, программ, прежде всего в законах, обладающих наивысшей юридической силой. Так, по инициативе ФПБ Положение о порядке рассмотрения Президентом Республики Беларусь проектов правовых актов, было дополнено нормой, согласно которой проекты правовых актов, касающиеся трудовых и социально-экономических прав граждан, до внесения в Администрацию Президента Республики Беларусь направляются для ознакомления Федерации профсоюзов Беларуси[69].

Некоторые правовые акты нормативного характера принимаются с участием профсоюзов, например Генеральное и отраслевые соглашения, коллективные договора, заключаемые между коллективом работников и администрацией предприятий (учреждений) и профсоюзной организацией.

Третий этап – систематизация нормативно-правовых документов. Профсоюзы вносят предложения по совершенствованию ныне действующего Трудового кодекса, Закона о профсоюзах, по отмене, изменению некоторых статей и включению новых, расширяющих права профсоюзов в правовой жизни белорусского общества.

Выводы

Ключевыми понятиями общей теории государства и права являются: правообразование, правотворчество, законотворчество. Данные термины характеризуют процесс создания нормы права и ее закрепления в источниках права. Термины соотносятся следующим образом: правообразование – наиболее широкое понятие и характеризует весь процесс возникновения нормы права. Процесс правообразования можно разбить на стадии, одной из которых является правотворчество (собственно формулирование нормы права). Законотворчество – вид правотворчества, охватывающий процесс создания важнейших нормативно-правовых актов – законов.

На процесс правотворчества влияет ряд факторов.

В национальном законодательстве урегулирован круг субъектов правотворчества, конкретные формы правотворчества, принципы.

Процедура законотворчества в Республике Беларусь состоит из ряда стадий: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона, опубликование закона и введение его в действие.

Активным субъектом правотворчества являются профсоюзы страны и Федерация профсоюзов Беларуси как наиболее представительное объединение граждан.

 

Тема 20. Реализация права

Понятие реализации права. Формы: соблюдение, исполнение, использование, применение права.

Закономерная (непосредственная) и особая (опосредованная) реализация права.

Соблюдение запретов, использование субъективных прав и исполнение обязанностей как формы непосредственной реализации права. Соотношение форм реализации права и разновидностей реализуемых норм.

Субъекты непосредственной реализации права. Особенности реализации права парламентом, исполнительными и распорядительными органами, судами.

Качественное функционирование органов государственного управления – основа эффективной непосредственной реализации права личностью в Республике Беларусь.

Отличие соблюдения запретов, исполнения обязанностей и использования субъективных прав от применения права.

Применение права – особая форма его реализации. Признаки: осуществление специально уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами, государственно-властный характер, деятельность в отношении конкретных жизненных случаев и в отношении конкретных субъектов права, регламентация нормативными правовыми актами, вынесение индивидуально-конкретного предписания.

Правоприменительный процесс: понятие, субъекты. Место и роль органов государственного управления в процессе правоприменения.

Стадии правоприменительного процесса: установление фактических обстоятельств дела, выявление юридической основы дела (выбор правовой нормы, подлежащей применению, законное разрешение возможных коллизий правовых норм, восполнение пробелов в праве, использование аналогии закона и аналогии права), вынесение решения по делу и его исполнение.

Правоприменительный акт: понятие, признаки, отличие от нормативного правового. Классификации правоприменительных актов: по форме (указы, постановления, приказы, приговоры и др.), по содержанию предписаний (обязывающие, запрещающие, управомочивающие), по субъектам (акты государственных органов, общественных организаций, органов прокуратуры, правосудия и др.).

Правовые акты и юридические документы: общность и различия.

Юридическая техника подготовки правоприментительного акта.

Правовое обеспечение правоприменительной деятельности в Республике Беларусь.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 884; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.014 с.)