Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Законотворчество в Республике Беларусь: понятие, основные стадииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Законотворчество – вид правотворческой деятельности; специальная деятельность компетентных органов, в результате которой приобретает юридическую силу, вступает в действие закон. Законотворческий процесс включает стадии: законодательная инициатива; обсуждение законопроекта; официальное принятие закона; опубликование закона и введение его в действие. Законодательная инициатива. Открывает законотворческий процесс. Представляет собой право органов государства, общественных организаций, граждан вносить законопроекты, влекущие обязательное рассмотрение в Высшем законодательном органе – Национальном собрании Республики Беларусь. Ею обладают обе палаты Национального собрания, Президент, Правительство, граждане, обладающие избирательным правом, собравшие не менее 50 тысяч подписей. Если законопроекты связаны с увеличением финансовых расходов, требуется согласие Президента, либо, по его уполномочению,– Правительства (ст. 99 Конституции Республики Беларусь). Проект Закона, внесенный в Национальное собрание, включается в план законодательных работ. В назначенный срок начинается его обсуждение. Обсуждение законопроекта. Сначала происходит в Палате представителей, затем – в Совете Республики. После окончания обсуждения переходят к третьему решающему этапу законотворчества – голосованию. Официальное принятие закона. Осуществляется путем голосования большинством депутатов и одобрения Совета Республики от полного состава палат (ст. 100 Конституции). В соответствии со ст. 101 Конституции Палата представителей и Совет Республики могут делегировать Президенту законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона, определив предмет регулирования и срок полномочий. Временные декреты Президента, имеющие силу закона, надлежит в 3-дневный срок направить для одобрения в Палату представителей, затем – в Совет Республики. После подсчета голосов и принятия закона наступает последняя стадия законотворчества. Опубликование закона и введение его в действие. Завершающая стадия законотворческого процесса. Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после опубликования, если в законе не установлен иной срок (ст. 104 Конституции). С 1 июля 2012 года единственным источником официального опубликования нормативных правовых актов, в том числе и законов, зарегистрированных в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, является Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь – основной государственный интернет-ресурс в области права и правовой информатизации. Датой официального опубликования правового акта считается дата его размещения на портале. Кроме того, указанные правовые акты могут быть обнародованы (опубликованы) в сборнике правовых актов «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» и газете «Звязда» – законы Республики Беларусь на белорусском языке, в газете «Народная газета» – законы Республики Беларусь на русском языке. Кроме того, нормативные правовые акты могут быть обнародованы (опубликованы) в следующих официальных периодических печатных изданиях: · сборнике правовых актов «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь»; · газете «Советская Белоруссия» – решения, принятые республиканским референдумом, декреты, указы, распоряжения Президента Республики Беларусь, межгосударственные и межправительственные договоры, постановления пленума Верховного Суда; · газете «Звязда» – законы Республики Беларусь, постановления Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, международные договоры (на белорусском языке); · газете «Народная газета» – законы Республики Беларусь, постановления Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, международные договоры (на русском языке); · газете «Рэспубліка» – постановления Совета Министров Республики Беларусь, распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь, нормативные правовые акты Национального банка, Комитета государственного контроля, Следственного комитета, Управления делами Президента Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, министерств и иных республиканских органов государственного управления, международные договоры Республики Беларусь межведомственного характера; · периодических печатных изданиях, определяемых в соответствии с законодательством областными и Минским городским Советами депутатов, областными и Минским городским исполнительными комитетами, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами базового территориального уровня. Обнародование (опубликование) правовых актов в указанных печатных изданиях не является официальным. Принятие международно-правовых актов с участием Республики Беларусь имеет особенности. Они приобретают юридическую силу с момента утверждения высшим представительным органом – Национальным собранием Республики Беларусь. Профсоюзы и процесс правообразования В процессе правообразования можно выделить условно три этапа. Профсоюзы Беларуси участвуют в процессе правообразования на всех трех. Первый этап – рождение правовых идей, предложений, социальных программ. В недрах общества под влиянием объективных и субъективных факторов появляются новые правовые идеи, формируется, развивается, совершенствуется правосознание профсоюзных работников (обыденное, профессиональное, научное), «вызревают» правовые программы в сфере трудовых и социальных отношений. Это находит отражение в информационных средствах профсоюзов: газете «Беларускі час», научно-практическом журнале «Труд. Профсоюзы. Общество», в трансляциях по «Новому радио», решениях профсоюзных собраний, съездов Федерации профсоюзов Беларуси, а также в выступлениях на научно-практических конференциях, конгрессах, круглых столах, проводимых ежегодно в Учреждении образования ФПБ «Международный институт трудовых и социальных отношений» с участием представителей других вузов, государственных структур. Второй этап – правотворчество. Профсоюзы через своих представителей, избранных в качестве депутатов Национального собрания Республики Беларусь, добиваются фиксации своих правовых идей, предложений, программ, прежде всего в законах, обладающих наивысшей юридической силой. Так, по инициативе ФПБ Положение о порядке рассмотрения Президентом Республики Беларусь проектов правовых актов, было дополнено нормой, согласно которой проекты правовых актов, касающиеся трудовых и социально-экономических прав граждан, до внесения в Администрацию Президента Республики Беларусь направляются для ознакомления Федерации профсоюзов Беларуси[69]. Некоторые правовые акты нормативного характера принимаются с участием профсоюзов, например Генеральное и отраслевые соглашения, коллективные договора, заключаемые между коллективом работников и администрацией предприятий (учреждений) и профсоюзной организацией. Третий этап – систематизация нормативно-правовых документов. Профсоюзы вносят предложения по совершенствованию ныне действующего Трудового кодекса, Закона о профсоюзах, по отмене, изменению некоторых статей и включению новых, расширяющих права профсоюзов в правовой жизни белорусского общества. Выводы Ключевыми понятиями общей теории государства и права являются: правообразование, правотворчество, законотворчество. Данные термины характеризуют процесс создания нормы права и ее закрепления в источниках права. Термины соотносятся следующим образом: правообразование – наиболее широкое понятие и характеризует весь процесс возникновения нормы права. Процесс правообразования можно разбить на стадии, одной из которых является правотворчество (собственно формулирование нормы права). Законотворчество – вид правотворчества, охватывающий процесс создания важнейших нормативно-правовых актов – законов. На процесс правотворчества влияет ряд факторов. В национальном законодательстве урегулирован круг субъектов правотворчества, конкретные формы правотворчества, принципы. Процедура законотворчества в Республике Беларусь состоит из ряда стадий: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона, опубликование закона и введение его в действие. Активным субъектом правотворчества являются профсоюзы страны и Федерация профсоюзов Беларуси как наиболее представительное объединение граждан.
Тема 20. Реализация права Понятие реализации права. Формы: соблюдение, исполнение, использование, применение права. Закономерная (непосредственная) и особая (опосредованная) реализация права. Соблюдение запретов, использование субъективных прав и исполнение обязанностей как формы непосредственной реализации права. Соотношение форм реализации права и разновидностей реализуемых норм. Субъекты непосредственной реализации права. Особенности реализации права парламентом, исполнительными и распорядительными органами, судами. Качественное функционирование органов государственного управления – основа эффективной непосредственной реализации права личностью в Республике Беларусь. Отличие соблюдения запретов, исполнения обязанностей и использования субъективных прав от применения права. Применение права – особая форма его реализации. Признаки: осуществление специально уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами, государственно-властный характер, деятельность в отношении конкретных жизненных случаев и в отношении конкретных субъектов права, регламентация нормативными правовыми актами, вынесение индивидуально-конкретного предписания. Правоприменительный процесс: понятие, субъекты. Место и роль органов государственного управления в процессе правоприменения. Стадии правоприменительного процесса: установление фактических обстоятельств дела, выявление юридической основы дела (выбор правовой нормы, подлежащей применению, законное разрешение возможных коллизий правовых норм, восполнение пробелов в праве, использование аналогии закона и аналогии права), вынесение решения по делу и его исполнение. Правоприменительный акт: понятие, признаки, отличие от нормативного правового. Классификации правоприменительных актов: по форме (указы, постановления, приказы, приговоры и др.), по содержанию предписаний (обязывающие, запрещающие, управомочивающие), по субъектам (акты государственных органов, общественных организаций, органов прокуратуры, правосудия и др.). Правовые акты и юридические документы: общность и различия. Юридическая техника подготовки правоприментительного акта. Правовое обеспечение правоприменительной деятельности в Республике Беларусь.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.192 (0.008 с.) |