Структура правового сознания, его виды и уровни



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура правового сознания, его виды и уровни



Структура правосознания включает ряд уровней. Рассмотрим некоторые (рисунок 20).

Рисунок 20 – Классификация правосознания

По строению подразделяют:

· на правовую идеологию – правовые представления, понятия, идеи, принципы, выражающие отношение общества к праву. Правовая идеология выступает главным и активным элементом в структуре правосознания и представляет собой систематизированное научное выражение правовых идей, взглядов, теорий, принципов, требований общества или населения. Правовая идеология это глубокое осмысление субъектами права правовых явлений (законов, законности, правомерного либо неправомерного поведения, прав и обязанностей), характеризующее наиболее рациональный уровень правовых оценок;

· правовую психологию – правовые чувства, эмоционально-психологический настрой индивидов и их объединений, общества в целом к праву. Она складывается стихийно и носит несистематизированный, неформальный характер;

· правовую этику – учение о правовой морали, о том, как следует поступать людям в сфере правовой жизни. Некоторые правоведы данный элемент правосознания называют правовой моралью. На наш взгляд, корректнее использовать термин «правовая этика», а не «правовая мораль»[76]. Мораль – это правила поведения, универсальный способ регуляции человеческих отношений; этика – это взгляды, теории, посвященные морали. Этика стремится выработать стратегию «правильной жизни», то есть ответить на общий для всех вопрос: как следует жить?[77].

По социальному уровню (содержанию) выделяют правосознание:

· обыденное – массовое представление и настроение общества в целом, отдельных индивидов и их коллективов по поводу права, возникающие под влиянием жизненного опыта, мудрости. Неслучайно представители общественности принимают участие в решении юридических дел (общественные обвинители, защитники, присяжные и т. д.). Этот вид правосознания свойствен лицам, для которых право не является основным занятием;

· профессиональное – чувства, убеждения, обычаи, традиции, складывающиеся у судей, прокуроров и других юристов на основе юридической практики. Имеет существенное значение при реализации правовых норм в жизни; формируется на основе юридической практики;

· научное – идеи, понятия концепции, выражающие теоретическое освоение права, его сущность, строение, механизм правового регулирования. Свойственно ученым-правоведам, специалистам в области юридической науки.

По уровню общностивыделяют правосознание:

· индивидуальное – уровень правовых знаний личности, ее жизненный опыт, которые влияют на восприятие права, его оценку, на способность принимать решение, которое будет определять правомерность или неправомерность его поведения;

· групповое – корпоративное правосознание различных социальных групп и слоев (бизнесменов, рабочих, интеллигенции, заключенных), членов различных партий, общественных организаций, банков, предприятий, представителей различных профессий (медиков, физиков, юристов и т. д.);

· общественное – правосознание общества в целом.

Функции правосознания

Основные функции правосознания:

информационно-познавательная – отражает познание правовых явлений в сфере юридических знаний. Данные знания оформляются в понятия, принципы, определения, которые могут быть: главными, глобальными («право», «законность», «истина», «ответственность за вину»); менее сложными (правосубъектность, право в объективном и субъективном смысле); простейшими (правоотношение, взятое в единстве субъективного права и юридической обязанности). Высокий уровень правосознания способствует распространению правовой информации и дальнейшему совершенствованию юридических знаний личности и общества в целом.

оценочная – формирует отношение к правовой жизни. Оно может выражаться в форме критики, пожеланий. Зрелый уровень правосознания позволяет оперативно и правильно оценивать правовые явления.

регулятивная – осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций. Высокий уровень правосознания как отдельной личности, так и общества в целом способствует выработке и распространению правомерного поведения.

прогностическая – позволяет прогнозировать развитие правовых явлений, определять пути формирования правомерного поведения индивидов и их объединений.

воспитательная – нацелена на формирование правомерного поведения, а также профилактику правонарушения и перевоспитание нарушителей правопорядка.

Выделяют следующие виды деформаций правосознания:

· правовой нигилизм, который основан на негативном отношении к праву, несет деструктивное, отрицательное начало; это патология правового сознания, обусловленная состоянием общества;

· криминальное правосознание, когда не отрицается ценность права, но оно используется в преступных целях;

· правовой идеализм, который рассматривает право как средство избавления общества от негативных явлений и др.

Правовое воспитание: цель, механизм, формы, содержание, средства

Цель правового воспитания – формирование у граждан правового сознания и правовой культуры. Правовое воспитание осуществляется органами государства, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.

Механизм и формы правового воспитания разнообразны.Формирование правосознания и правовой культуры начинается в семье. Обучение молодежи основам права и правовой культуре происходит в школе. Профессиональная правовая подготовка осуществляется в юридических вузах, колледжах, университетах, академиях.

Значимость в правовом воспитании приобретает распространение правовых знаний при помощи средств массовой информации – газеты: «Звезда», «Республика», «Советская Беларусь», «Народная газета» и др.; журналы: «Право Беларуси», «Вестник Высшего хозяйственного суда», «Судовы веснік», «Вестник Конституционного суда», «Юрист», «Вестник МВД Республики Беларусь», «Весці Нацыянальнай Акадэміі навук Беларусі», «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» и др.

С содержанием нормативных правовых актов жители Беларуси могут ознакомиться в Национальной библиотеке Республики Беларусь и в областных библиотеках. Пропаганду правовых знаний, в частности вопросов трудового законодательства и социально-экономических отношений, осуществляет Федерация профсоюзов Беларуси через газету «Беларускі час» и научно-практический журнал «Труд. Профсоюзы. Общество». С мая 2004 г. функционирует центр правовой информации «Новое радио». Получить ее можно и через справочные системы семейства «консультант Плюс», а также Интернет. Важную роль в пропаганде правовых знаний играют органы государства, их должностные лица, ученые-юристы, преподаватели и студенты юридических вузов, колледжей.

Содержание правового воспитания включает:

· знание Конституции Республики Беларусь;

· знание кодексов Республики Беларусь (трудового, уголовного, гражданского, жилищного, инвестиционного, таможенного, кодекса об административных правонарушениях и др.);

· знание законов о милиции, о профсоюзах, о гражданстве;

· знание и понимание сущности правовых учений, концепций.

Основные средства правового воспитания: убеждение; поощрение; предупреждение (профилактика правонарушений); принуждение; наказание.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.204.127 (0.011 с.)