Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура правового сознания, его виды и уровниСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Структура правосознания включает ряд уровней. Рассмотрим некоторые (рисунок 20).
Рисунок 20 – Классификация правосознания По строению подразделяют: · на правовую идеологию – правовые представления, понятия, идеи, принципы, выражающие отношение общества к праву. Правовая идеология выступает главным и активным элементом в структуре правосознания и представляет собой систематизированное научное выражение правовых идей, взглядов, теорий, принципов, требований общества или населения. Правовая идеология это глубокое осмысление субъектами права правовых явлений (законов, законности, правомерного либо неправомерного поведения, прав и обязанностей), характеризующее наиболее рациональный уровень правовых оценок; · правовую психологию – правовые чувства, эмоционально-психологический настрой индивидов и их объединений, общества в целом к праву. Она складывается стихийно и носит несистематизированный, неформальный характер; · правовую этику – учение о правовой морали, о том, как следует поступать людям в сфере правовой жизни. Некоторые правоведы данный элемент правосознания называют правовой моралью. На наш взгляд, корректнее использовать термин «правовая этика», а не «правовая мораль»[76]. Мораль – это правила поведения, универсальный способ регуляции человеческих отношений; этика – это взгляды, теории, посвященные морали. Этика стремится выработать стратегию «правильной жизни», то есть ответить на общий для всех вопрос: как следует жить?[77]. По социальному уровню (содержанию) выделяют правосознание: · обыденное – массовое представление и настроение общества в целом, отдельных индивидов и их коллективов по поводу права, возникающие под влиянием жизненного опыта, мудрости. Неслучайно представители общественности принимают участие в решении юридических дел (общественные обвинители, защитники, присяжные и т. д.). Этот вид правосознания свойствен лицам, для которых право не является основным занятием; · профессиональное – чувства, убеждения, обычаи, традиции, складывающиеся у судей, прокуроров и других юристов на основе юридической практики. Имеет существенное значение при реализации правовых норм в жизни; формируется на основе юридической практики; · научное – идеи, понятия концепции, выражающие теоретическое освоение права, его сущность, строение, механизм правового регулирования. Свойственно ученым-правоведам, специалистам в области юридической науки. По уровню общности выделяют правосознание: · индивидуальное – уровень правовых знаний личности, ее жизненный опыт, которые влияют на восприятие права, его оценку, на способность принимать решение, которое будет определять правомерность или неправомерность его поведения; · групповое – корпоративное правосознание различных социальных групп и слоев (бизнесменов, рабочих, интеллигенции, заключенных), членов различных партий, общественных организаций, банков, предприятий, представителей различных профессий (медиков, физиков, юристов и т. д.); · общественное – правосознание общества в целом. Функции правосознания Основные функции правосознания: информационно-познавательная – отражает познание правовых явлений в сфере юридических знаний. Данные знания оформляются в понятия, принципы, определения, которые могут быть: главными, глобальными («право», «законность», «истина», «ответственность за вину»); менее сложными (правосубъектность, право в объективном и субъективном смысле); простейшими (правоотношение, взятое в единстве субъективного права и юридической обязанности). Высокий уровень правосознания способствует распространению правовой информации и дальнейшему совершенствованию юридических знаний личности и общества в целом. оценочная – формирует отношение к правовой жизни. Оно может выражаться в форме критики, пожеланий. Зрелый уровень правосознания позволяет оперативно и правильно оценивать правовые явления. регулятивная – осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций. Высокий уровень правосознания как отдельной личности, так и общества в целом способствует выработке и распространению правомерного поведения. прогностическая – позволяет прогнозировать развитие правовых явлений, определять пути формирования правомерного поведения индивидов и их объединений. воспитательная – нацелена на формирование правомерного поведения, а также профилактику правонарушения и перевоспитание нарушителей правопорядка. Выделяют следующие виды деформаций правосознания: · правовой нигилизм, который основан на негативном отношении к праву, несет деструктивное, отрицательное начало; это патология правового сознания, обусловленная состоянием общества; · криминальное правосознание, когда не отрицается ценность права, но оно используется в преступных целях; · правовой идеализм, который рассматривает право как средство избавления общества от негативных явлений и др. Правовое воспитание: цель, механизм, формы, содержание, средства Цель правового воспитания – формирование у граждан правового сознания и правовой культуры. Правовое воспитание осуществляется органами государства, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом. Механизм и формы правового воспитания разнообразны.Формирование правосознания и правовой культуры начинается в семье. Обучение молодежи основам права и правовой культуре происходит в школе. Профессиональная правовая подготовка осуществляется в юридических вузах, колледжах, университетах, академиях. Значимость в правовом воспитании приобретает распространение правовых знаний при помощи средств массовой информации – газеты: «Звезда», «Республика», «Советская Беларусь», «Народная газета» и др.; журналы: «Право Беларуси», «Вестник Высшего хозяйственного суда», «Судовы веснік», «Вестник Конституционного суда», «Юрист», «Вестник МВД Республики Беларусь», «Весці Нацыянальнай Акадэміі навук Беларусі», «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» и др. С содержанием нормативных правовых актов жители Беларуси могут ознакомиться в Национальной библиотеке Республики Беларусь и в областных библиотеках. Пропаганду правовых знаний, в частности вопросов трудового законодательства и социально-экономических отношений, осуществляет Федерация профсоюзов Беларуси через газету «Беларускі час» и научно-практический журнал «Труд. Профсоюзы. Общество». С мая 2004 г. функционирует центр правовой информации «Новое радио». Получить ее можно и через справочные системы семейства «консультант Плюс», а также Интернет. Важную роль в пропаганде правовых знаний играют органы государства, их должностные лица, ученые-юристы, преподаватели и студенты юридических вузов, колледжей. Содержание правового воспитания включает: · знание Конституции Республики Беларусь; · знание кодексов Республики Беларусь (трудового, уголовного, гражданского, жилищного, инвестиционного, таможенного, кодекса об административных правонарушениях и др.); · знание законов о милиции, о профсоюзах, о гражданстве; · знание и понимание сущности правовых учений, концепций. Основные средства правового воспитания: убеждение; поощрение; предупреждение (профилактика правонарушений); принуждение; наказание.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.68.196 (0.01 с.) |