Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность государства и его признакиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сущность (лат. quidditas – «чтотость») – философская категория, которая отражает внутренние, глубинные связи, основу предмета. Эти связи воплощаются в его главной определяющей стороне (субстанциональный признак) или представляются в виде внутреннего единства, совокупности всех его различных форм (единство многообразия). Эти два аспекта сущности связаны между собой и категорией «явление». При субстанциональном подходе к пониманию сущности государства все многообразие государственных явлений сводится к одному основанию, нахождению «первосубстанции». Сущность государства – абстрактная категория. С. Г. Дробязко замечает: «Сущность государства не существует, как не существует человека вообще, дерева вообще, плода вообще»[34]. На протяжении истории человечества существовало множество государств (Египет, Эфиопия, Индия, Китай, Япония, Франция, Беларусь), имеющих свои особенности, но в то же время все они имеют нечто общее, главное, остающееся с ним всегда, без чего государство как таковое не существует. Сущность государства всегда одна, не может быть несколько сущностей. Если сущность государства меняется, то оно не является государством. Таким главным, основополагающим в государстве, определяющим его содержание, назначение и функционирование является власть (С. И. Архипов)[35]. Это особая публичная власть, самая универсальная мощная политическая организация политической системы, располагающая аппаратом принуждения; организация, предназначенная для управления обществом в целях обеспечения социального прогресса[36]. Эта власть отличается от других политических институтов тем, что ей присуща высокая степень специализации и разделения труда. Законодатели издают научно обоснованные потребностями общества нормы права, управленцы (администраторы) применяют их к членам общества, судьи контролируют выполнение этих норм со стороны граждан и власти. Эта власть располагает материальными ресурсами, силовыми структурами (полиция, армия), обладающими легитимным правом на насилие в случае нарушения правовых предписаний. При рассмотрении сущности государства в юридической литературе учитываются два аспекта: 1) формальный – любое государство есть организация политической власти; 2) содержательный – чьим интересам служит данная организация. Подходы к определению сущности государства: · классовый – государство рассматривается как политическая организация экономически господствующего класса, используемая им в первую очередь для своих узких, корыстных интересов, обеспечиваемых главным образом с помощью насилия, диктатуры; · общесоциальный – государство рассматривается как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп, обеспечиваемых преимущественно методом согласия. Классовый подход доминирует в антидемократическом обществе, где главенствуют острые классовые конфликты, социальный – в демократическом. Но и в классовом обществе государство, усмиряя классовые конфликты, удерживает классы от взаимного уничтожения, а общество – от разрушения, тем самым выполняет определенные функции в интересах общества. При рассмотрении сущности государства учитываются также религиозный, национальный, расовый и иные подходы (А. В. малько). Рисунок 7 – Признаки государства Признаки государства: · наличие особой публичной власти, выделенной из общества; состоит из чиновников (управленцев), не производящих непосредственно материальных ценностей и духовных благ; располагает аппаратом управления и принуждения (армия, полиция, административный аппарат и т. д.); · система налогов, податей, займов, необходимых для содержания аппарата управления, не связанного с производством материальных ценностей и духовных благ; · верховенство (суверенитет), означающее независимость государства от всякой другой власти как на его территории, так и за его пределами; · юридическое закрепление в праве государственной власти, что делает еелегитимной, определяет границы, рамки осуществления ею определенных функций; · административно-территориальное деление населения, означающее защиту всего населения государства, проживающего на его территории, независимо от кровнородственных связей, расовой, национальной и религиозной принадлежности. Население получает защиту по месту конкретного проживания: провинция; область (навкрария в Афинах); район (дем в Афинах, центурия в Риме). Население, проживающее в административно-территориальных единицах, выступает либо в качестве подданных (в монархиях), либо как граждане (в республиках), либо как лица, подпадающие под юрисдикцию государства, на территории которого они проживают. Каждое государство имеет свои символы, памятные даты, атрибуты, свой гимн, флаг, герб, традиции в общении (рисунок 7). В международном праве под государством традиционно понимают субъекта, обладающего тремя основными характеристиками: территорией, населением и суверенной властью. Суверенитет – свойство государственной власти быть независимой вовне и полновластной внутри страны. Тема 11. Формы государства Понятие формы государства. Элементы: форма правления, форма государственного устройства, политико-правовой (политический, государственно-правовой) режим. Понятие формы правления. Виды: монархии (абсолютные, ограниченные), республики (парламентские, президентские, смешанные). Понятие формы государственного устройства. Виды: унитарные и федеративные государства. Конфедерация как союз суверенных государств. Понятие политико-правового режима. Виды: демократические (либерально-демократический, плюралистической демократии, прямой демократии), недемократические (тоталитарный, авторитарный, военно-диктаторский и др.). Характеристика Республики Беларусь с точки зрения формы государства. Конфедеративные образования с участием Республики Беларусь.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.203.255 (0.008 с.) |