Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И развития таможенного права

Поиск

После изучения данной главы студент должен:

знать исторические закономерности становления и развития таможенного дела и таможенно-правового регулирования в России;

уметь анализировать исторические процессы, оказывающие влияние на правовое регулирование;

владеть историческим методом анализа основных социальных процессов в обществе, оказывающих влияние на становление и раз­витие таможенного дела и таможенно-правового регулирования в России.

Основные этапы развития системы таможенно-правового регулирования в России в IX-XX веках

Начало истории таможенного дела в России относится к самому раннему периоду возникновения русского госу­дарства, к концу IX — началу X в. Первые письменные упоминания о существовании специальных таможенных сборов и людях, осуществлявших такие сборы, встреча­ются в документах конца X в. Именно в это время летописи отмечают возникновение торговых пошлин, взимаемых при въезде в города, причаливании к пристаням, проезде через заставы.

Собственно формирование таможенного права на терри­тории РФ начинается с применения в сфере налогообло­жения ввозимых товаров ранее существовавших обычаев и традиций, причем не только у славян. Недаром в англий­ском языке слово «таможня» означает «обычай», т.е уста­новленную веками практику.

В договорах киевского князя Олега с Византией сборы, аналогичные современным таможенным пошлинам, и соот­ветствующие им льготы упоминаются как давно извест-


ные восточным славянам. Можно только предполагать, что наши предки еще в глубокой древности переняли систему взимания торговых (таможенных) налогов у своих сосе­дей — греческих полисов Причерноморья, с которыми издавна имели тесные торговые связи, а часть черт админи­стративной системы, в том числе в области налогов и тор­говли, была воспринята вместе с православной культурой.

Основной и главной целью взимания налогов на тор- -говлю, в том числе мыта, было наполнение государственной (княжеской) казны с целью содержания дружины, адми­нистративного аппарата, финансирования общественного строительства и т.п.

Так, например, издавна у большинства славянских пле­мен существовали понятия «мыто» — сбор за торговлю товаром — и «мытник» — княжеский чиновник, осущест­вляющий сбор мытаГДаже в настоящее время в большин­стве славянских языков (да и не только славянских, напри­мер, в литовском) за таможенными органами укрепилось название «мытница», «муйтене» или однокоренные с ними обозначения. В Русской Правде (древнейшей ее редакции) упоминается об обязанности купцов, провозящих товары водным или сухим путем, уплатить мыто князю на специ­альных заставах.

Мытники были включены в состав княжеских чиновни­ков с предоставлением специального статуса. За неуплату мыта лица наказывались штрафом, который назывался «промыт» и составлял, как правило, сумму в размере двух пошлин, или взыскивали заповедь, т.е. пеню за неуплату пошлины. Были и другие наказания (кнут,'*батоги).

В Древней Руси таможенные пошлины делились на про­езжие и торговые. За провоз товаров через внешние или внутренние заставы взимался мыт «сухой» (за провоз това­ров по суше) и «водяной» (за провоз "по воде). За право торговли взимался «замыт», за наем амбара — «амбарное», за представление товара на заставу — «явка», за найм тор­гового места на гостином дворе — «гостиное», также взима­лись и другие таможенные сборы. Существовали «роговая» и «привязная» пошлины за привязывание скота в месте торговли; «узольцовое» — за обвязку товара с приложе­нием таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки.

Термин «таможня» более позднего происхождения, от тюркского «тамга» — печать, клеймо. Специальное


 


 

 


*° сц 'В в о в в <и % 3 ев ев СО
в в се ю и 2 vo I в §slate

в >>£ 2 В и В t-

Щ о о ч 5

Ч vo VD «\0

И о о Ч о


о

X

в

си

м & се

_ се Н

94 Ч &

2 >> «

В о X

В О се

се [ч со


се

3 S ^ о >,

Он &VO

ts ^ о


 

о н о О ci Вч Н в о J„S о О)'. Ч\С
-ft Ч Ри В В Ч

° Ччо В JB, со со К Ч ^^Й^ЙВВщ

•ft В? В О S В о


в %

й

Со ГО

в


С в

О я

ч

t-

О g

Щ>Ф се ев со m ж.. н се со 0

IS н о s

М И Ч

В =S CD О

S Ч н Й1

5£ §-е


24 Глава 1. Краткий очерк истории становления и развития таможенного права

была проведена крупная таможенная реформа. Все вну­тренние пошлины и таможенные сборы были отменены, внутренние таможенные границы ликвидированы. Для воз­мещения потерянных доходов казны была установлена над­бавка (13 коп. с рубля) к внешним таможенным пошлинам, взимаемым на пограничных таможенных заставах.

В этот период в России начали укреплять государствен­ные границы. На западе Российского государства их охрану осуществляли регулярные войска, сосредоточенные в И морских и 4 сухопутных крепостях. Вокруг крепостей была создана цепь форпостов, для противодействия беспошлин­ному провозу товаров по большим дорогам организовыва­лись заставы, специальным разъездам поручалось захваты­вать контрабандистов с конфискацией у них всех незаконно провозимых товаров. В 1754 г. былы учреждены Корпус пограничной стражи и служба таможенных объездчиков. В 1782 г. создана таможенная пограничная стража в запад­ных губерниях.

В период царствования Екатерины II проводится либе­рализация таможенной политики. В таможенном тарифе 1766 г. ставки таможенных пошлин были снижены, тамо­женное обложение осуществлялось по ставкам от 12 до 30%. В соответствии с таможенным тарифом 1782 г. большин­ство ввозимых товаров освобождается от таможенного обложения, а ставки таможенной пошлины на остальные товары снижаются до 10%.

С 1802 г. управление таможенным делом осуществляло Министерство коммерции, ас1811г. — Департамент внеш­ней торговли Министерства финансов. Были учреждены Комерц-коллегия и институт Таможенного бурмистра, управлявшего таможней и избираемого из купцов.

Кроме того, в 1811 г. Александр I учредил Таможенное управление по европейской торговле, в состав которого вхо­дило 11 таможенных округов. Каждый таможенный округ возглавлялся начальником, которому подчинялись таможни и таможенные заставы, входившие в округ. В 1864 г. Депар­тамент внешней торговли Министерства финансов был преобразован в Департамент таможенных сборов.

В 1819 г. были приняты: Таможенный устав по европей-ской"торТовле и новый таможенный тариф, самый либе­ральный из всех предыдущих, а также всех последующих таможенных тарифов. Однако молодая российская про­мышленность це была готова к свободной конкуренции


1.1. Основные этапы развития... таможенно-правового регулирования.. 25

с европейскими товарами, поэтому уже в 1822 г. Россия принимает протекционистский тариф с целью исправить допущенные ошибки в своей внешнеторговой политике.

Последующие таможенные тарифы 1850, 1857 и 1868 гг. можно охарактеризовать как умеренно протекционистские. Либеральная внешнеторговая политика Российского госу­дарства того времени проявилась в создании зон свободной торговли в Одессе, Камчатской области, портах Приамурья и на острове Сахалин.

В соответствии с Положением об устройстве Погранич­ной таможенной стражи 1827 г. были утверждены: цвет обмундирования таможенников (зеленый) и описание российского таможенного флага (зеленый с белым Андре­евским крестом). Согласно Таможенному уставу по евро­пейской и азиатской торговле 1857 г. действовали таможни и таможенные заставы, расположенные на внешней сухо­путной и морской границе России. В крупных городах функционировали внутренние таможни.

С начала 1865 г. функции по управлению таможенными учреждениями переданы вновь созданному Департаменту таможенных сборов. В 1868 г. для усиления охраны мор­ской границы в Балтийском море создано Морское крей­серство, а в 1872 г. — таможенная флотилия.

В 1877 и 1891 гг. таможенные тарифы вновь пересматри­вались в сторону усиления протекционистских барьеров, таможенные пошлины увеличились в этот период более чем на 50%. Происходили и организационные изменения в системе таможенных органов. Так, в соответствии с Тамо­женными уставами 1892, 1904 и 1910 гг. сложилась новая структура таможенной системы во главе с Департаментом таможенных сборов Министерства финансов. В его под­чинении находились окружные и участковые таможенные управления, таможни, таможенные заставы, таможенные пункты и посты. Кроме того, в октябре 1893 г. погранич­ная стража была выведена из подчинения начальников Департамента таможенных сборов и таможенных округов, ей присвоили название Отдельного корпуса пограничной стражи, который переводился в непосредственное подчи­нение министра финансов.

В мае 1912 г. утверждена последняя реорганизация тамо­женной службы в царской России. В годы Первой миро­вой войны деятельность российских таможенных органов была парализована, большинство таможен было закрыто.


26 Глава 1. Краткий очерк истории становления и развития тамож енного права

К реформированию внешней торговли приступило уже Временное правительство. Последующие перемены про­изошли после Октябрьской революции 1917 г.

Положением ВЦИК и СНК о рабочем контроле от 14 ноября 1917 г. вводилась государственная торговая монополия на все товары первой необходимости. С 1 января 1918 г. вводилось в действие постановление Совета народ­ных комиссаров (СНК) РСФСР «О порядке выдачи разре­шения на ввоз и вывоз товаров», в соответствии с которым устанавливались подчиненность и функции таможенных органов Советской республики.

Согласно предписаниям Декрета СНК РСФСР от 29.05.1918 «О разграничении прав Центральной и мест­ных Советских властей по собиранию пошлин и о регули­ровании деятельности местных таможенных учреждений» таможенное обложение передавалось в исключительное ведение центральной государственной власти. Организа­ция управления таможенным делом возлагалась на Депар­тамент таможенных сборов Наркомата финансов (НКФ).

22 апреля 1918 г. принят декрет СНК о национализации внешней торговли. Через месяц учреждается пограничная охрана. Декретом от 29.06.1918 Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление тамо­женного контроля, которое переходило в непосредствен­ное подчинение Наркомата торговли и промышленности (НКТиП), последний в 1920 г. был преобразован в Народ­ный комиссариат внешней торговли (НКВТ). В первые месяцы советской власти, а затем и в период военного ком­мунизма таможенное обложение практически не применя­лось. Это объяснялось тем, что НКВТ в эти годы не прода­вал, а распределял товары. Почти полностью отсутствовала торговля внутри страны, и внешнеторговая деятельность была незначительной. Товарный голод в стране, дезоргани­зация рынка, переставшего быть регулятором производства, низкое качество продукции и высокая себестоимость отече­ственных товаров при недостаточном ввозе — таковы были объективные условия, благоприятствовавшие развитию контрабанды. Кроме того, инфляция произвела перераспре­деление доходов, осуществила «социальную реформу навы­ворот», вопреки интересам государства и началам справед­ливости, и тем самым оказала деморализующее влияние на население.


1.1. Основные этапы развития... таможенно-правового регулирования- 27

В декабре 1921 г. был принят закон о борьбе с контра­бандой, в соответствии с которым при ВЧК начала работать Центральная комиссия по борьбе с контрабандой под пред­седательством Реввоенсовета. В комиссии активно участво­вали таможенные органы.

Возврат к таможенно-тарифным методам во внешней торговле произошел в 1922 г. в связи с переходом к новой экономической политике (нэпу). СНК РСФСР 14 февраля 1922 г. утвердил Таможенный тариф по европейской тор­говле для привозных товаров, 11 апреля 1922 г. — Тамо­женный тариф по азиатской торговле и 15 июля 1922 г. — Таможенный тариф по отпускной торговле. Согласно этим решениям в данный период были запрещены к вывозу многие продукты питания «первой необходимости» (хлеб в зерне всякий, горох, фасоль, бобы и чечевица, картофель, мука, крупа всякая, отруби, крахмал, макароны и др.).

Декретом СНК РСФСР от 23 февраля 1922 г. был утвержден Таможенно-тарифный комитет при СНК РСФСР. Таможенно-тарифный комитет занимался разра­боткой вопросов о введении новых и изменении действу­ющих ставок таможенных пошлин; составлением новых и изменением старых списков товаров, запрещенных к ввозу и вывозу; решением вопросов о применении тамо­женного тарифа; рассмотрением жалоб по вопросам при­менения таможенного тарифа; составлением заключений по всем проектам законов, торговых договоров, конвенций и соглашений по вопросам таможенно-тарифного регули­рования внешнеторговой деятельности.

В пределах своей компетенции Комитет принимал поста­новления, которые приобретали юридическую силу после утверждения СНК. При рассмотрении споров, имеющих отношение к таможенно-тарифному регулированию, Коми­тет вносил свои постановления на утверждение НКВТ.

Правовой статус Таможенно-тарифного комитета был закреплен в Таможенном уставе СССР 1924 г. и Таможен­ном кодексе СССР 1928 г., которые окончательно закре­пили сформировавшуюся систему таможенного управле­ния. Главной задачей таможенных органов стал контроль за экспортно-импортными операциями в рамках государ­ственной монополии внешней торговли.

Приказом НКВТ от 02.03.1924 было учреждено Глав­ное таможенное управление (ГТУ) при НКВТ. Вопросами таможенно-тарифной политики занимался специально соз­дан пый в системе ГТУ тарифный отдел. Этот орган разра-


28 Глава 1. Краткий очерк истории становлен ия и развития таможенного права

батывал и готовил для Комитета материалы о необходи­мости введения новых и изменения действующих ставок таможенных пошлин; составлял заключения по проектам законов, международных договоров, конвенций и соглаше­ний, касающихся вопросов таможенно-тарифного регули­рования внешней торговли.

На Главное таможенное управление при НКВТ СССР были возложены функции но организации борьбы с кон­трабандой на территории Советского государства.

Таможенный устав СССР 1924 г. устанавливал четы-рехзвенную систему таможенных учреждений:

1) ГТУ;

2) отделения ГТУ в союзных республиках;

3) районные таможенные инспекторские управления;

4) таможни и таможенные посты.

Управление таможенным делом на всей территории СССР было возложено на НКВТ, который осуществлял свои задачи в центре и на местах через входящие в состав НКВТ Главное таможенное управление и иные учреждения и через состоящий при НКВТ Таможенно-тарифный коми­тет. НКВТ открывал и упразднял таможенные учрежде­ния, определял их месторасположение, присваивал тамож­ням разряды. Таможенный кодекс СССР 1928 г. исключил из системы таможенных учреждений третье звено — упразд­нил районные таможенные инспекторские управления.

В целом на рубеже 1920—30-х гг. усилился командно-бюрократический стиль управления экономикой, снова укрепляется принцип государственной монополии, резко сократилось число участников внешнеторговых связей, таможенный контроль стал вспомогательным инструмен­том регулирования ВЭД.

21 января 1930 г. был принят Свод таможенных тарифов СССР.

В годы Великой Отечественной войны действовали таможни по сухопутной границе от Тихого океана до Чер­ного моря, прикаспийские и северные (Мурманская и Архангельская) таможни. Работа большинства таможен была прекращена. Поступавшие в СССР благотворитель­ные грузы пропускались (с 1943 г.) беспошлинно.

1 октября 1961 г. вступил в силу новый Таможенный тариф СССР, в котором учитывались изменения, сло­жившиеся в практике мировой торговли в послевоенный период, а также новые взаимоотношения между странами — членами Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ).


1.2. Таможенное законодательство СССР и Российской Федерации... 29

К товарам, происходящим или ввозимым из стран, которые в торговле с СССР придерживались режима наибольшего благоприятствования (РНБ), применялись минимальные ставки таможенных пошлин, а к товарам, происходящим или ввозимым из стран, которые во взаим­ной торговле с СССР не применяли этого режима, — мак­симальные ставки пошлин.

С 1 января 1965 г. Совет Министров СССР отменил таможенные пошлины на товары, экспортируемые из дру­жественных стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Новый Таможенный кодекс СССР был принят 5 мая 1964 г. Впервые в Кодексе вводилось понятие «таможен­ный режим». Таможенный кодекс предусматривал три таможенных режима: режим экспорта, режим импорта и режим транзита. Таможенным кодексом СССР 1964 г. управление таможенным делом на территории СССР пере­давалось в ведение Министерства внешней торговли (МВТ) СССР и осуществлялось через входящее в его состав ГТУ. К основным функциям таможенных учреждений относи­лись следующие: контроль за соблюдением государствен­ной монополии внешней торговли, совершение таможен­ных операций и борьба с нарушениями таможенных правил и контрабандой.

Устанавливалась двухзвенная система управления тамо­женным делом: 1) ГТУ; 2) таможни и таможенные посты.

Вопросы создания, реорганизации и ликвидации тамо­женных учреждений входили в компетенцию МВТ СССР.

В связи с принятием Конституции СССР 1977 г. были приняты новые Правила таможенного контроля за вещами лиц, следующих через государственную границу СССР. Эти правила упростили процедуру таможенного контроля. Постановлением Совета Министров СССР от 27.04.1981 был утвержден новый Таможенный тариф СССР, который предусматривал значительное расширение списка товаров, беспошлинно ввозимых в СССР.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.127.161 (0.013 с.)