Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И развития таможенного права↑ Стр 1 из 83Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
После изучения данной главы студент должен: знать исторические закономерности становления и развития таможенного дела и таможенно-правового регулирования в России; уметь анализировать исторические процессы, оказывающие влияние на правовое регулирование; владеть историческим методом анализа основных социальных процессов в обществе, оказывающих влияние на становление и развитие таможенного дела и таможенно-правового регулирования в России. Основные этапы развития системы таможенно-правового регулирования в России в IX-XX веках Начало истории таможенного дела в России относится к самому раннему периоду возникновения русского государства, к концу IX — началу X в. Первые письменные упоминания о существовании специальных таможенных сборов и людях, осуществлявших такие сборы, встречаются в документах конца X в. Именно в это время летописи отмечают возникновение торговых пошлин, взимаемых при въезде в города, причаливании к пристаням, проезде через заставы. Собственно формирование таможенного права на территории РФ начинается с применения в сфере налогообложения ввозимых товаров ранее существовавших обычаев и традиций, причем не только у славян. Недаром в английском языке слово «таможня» означает «обычай», т.е установленную веками практику. В договорах киевского князя Олега с Византией сборы, аналогичные современным таможенным пошлинам, и соответствующие им льготы упоминаются как давно извест- ные восточным славянам. Можно только предполагать, что наши предки еще в глубокой древности переняли систему взимания торговых (таможенных) налогов у своих соседей — греческих полисов Причерноморья, с которыми издавна имели тесные торговые связи, а часть черт административной системы, в том числе в области налогов и торговли, была воспринята вместе с православной культурой. Основной и главной целью взимания налогов на тор- -говлю, в том числе мыта, было наполнение государственной (княжеской) казны с целью содержания дружины, административного аппарата, финансирования общественного строительства и т.п. Так, например, издавна у большинства славянских племен существовали понятия «мыто» — сбор за торговлю товаром — и «мытник» — княжеский чиновник, осуществляющий сбор мытаГДаже в настоящее время в большинстве славянских языков (да и не только славянских, например, в литовском) за таможенными органами укрепилось название «мытница», «муйтене» или однокоренные с ними обозначения. В Русской Правде (древнейшей ее редакции) упоминается об обязанности купцов, провозящих товары водным или сухим путем, уплатить мыто князю на специальных заставах. Мытники были включены в состав княжеских чиновников с предоставлением специального статуса. За неуплату мыта лица наказывались штрафом, который назывался «промыт» и составлял, как правило, сумму в размере двух пошлин, или взыскивали заповедь, т.е. пеню за неуплату пошлины. Были и другие наказания (кнут,'*батоги). В Древней Руси таможенные пошлины делились на проезжие и торговые. За провоз товаров через внешние или внутренние заставы взимался мыт «сухой» (за провоз товаров по суше) и «водяной» (за провоз "по воде). За право торговли взимался «замыт», за наем амбара — «амбарное», за представление товара на заставу — «явка», за найм торгового места на гостином дворе — «гостиное», также взимались и другие таможенные сборы. Существовали «роговая» и «привязная» пошлины за привязывание скота в месте торговли; «узольцовое» — за обвязку товара с приложением таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки. Термин «таможня» более позднего происхождения, от тюркского «тамга» — печать, клеймо. Специальное
в >>£ 2 В и В t- Щ о о ч 5 Ч vo VD «\0 И о о Ч о о X в си м & се _ се Н 94 Ч & 2 >> « В о X В О се се [ч со се 3 S ^ о >, Он &VO ts ^ о
° Ччо В JB, со со К Ч ^^Й^ЙВВщ •ft В? В О S В о в % й Со ГО в С в О я ч t- О g Щ>Ф се ев со m ж.. н се со 0 IS н о s М И Ч В =S CD О S Ч н Й1 5£ §-е 24 Глава 1. Краткий очерк истории становления и развития таможенного права была проведена крупная таможенная реформа. Все внутренние пошлины и таможенные сборы были отменены, внутренние таможенные границы ликвидированы. Для возмещения потерянных доходов казны была установлена надбавка (13 коп. с рубля) к внешним таможенным пошлинам, взимаемым на пограничных таможенных заставах. В этот период в России начали укреплять государственные границы. На западе Российского государства их охрану осуществляли регулярные войска, сосредоточенные в И морских и 4 сухопутных крепостях. Вокруг крепостей была создана цепь форпостов, для противодействия беспошлинному провозу товаров по большим дорогам организовывались заставы, специальным разъездам поручалось захватывать контрабандистов с конфискацией у них всех незаконно провозимых товаров. В 1754 г. былы учреждены Корпус пограничной стражи и служба таможенных объездчиков. В 1782 г. создана таможенная пограничная стража в западных губерниях. В период царствования Екатерины II проводится либерализация таможенной политики. В таможенном тарифе 1766 г. ставки таможенных пошлин были снижены, таможенное обложение осуществлялось по ставкам от 12 до 30%. В соответствии с таможенным тарифом 1782 г. большинство ввозимых товаров освобождается от таможенного обложения, а ставки таможенной пошлины на остальные товары снижаются до 10%. С 1802 г. управление таможенным делом осуществляло Министерство коммерции, ас1811г. — Департамент внешней торговли Министерства финансов. Были учреждены Комерц-коллегия и институт Таможенного бурмистра, управлявшего таможней и избираемого из купцов. Кроме того, в 1811 г. Александр I учредил Таможенное управление по европейской торговле, в состав которого входило 11 таможенных округов. Каждый таможенный округ возглавлялся начальником, которому подчинялись таможни и таможенные заставы, входившие в округ. В 1864 г. Департамент внешней торговли Министерства финансов был преобразован в Департамент таможенных сборов. В 1819 г. были приняты: Таможенный устав по европей-ской"торТовле и новый таможенный тариф, самый либеральный из всех предыдущих, а также всех последующих таможенных тарифов. Однако молодая российская промышленность це была готова к свободной конкуренции 1.1. Основные этапы развития... таможенно-правового регулирования.. 25 с европейскими товарами, поэтому уже в 1822 г. Россия принимает протекционистский тариф с целью исправить допущенные ошибки в своей внешнеторговой политике. Последующие таможенные тарифы 1850, 1857 и 1868 гг. можно охарактеризовать как умеренно протекционистские. Либеральная внешнеторговая политика Российского государства того времени проявилась в создании зон свободной торговли в Одессе, Камчатской области, портах Приамурья и на острове Сахалин. В соответствии с Положением об устройстве Пограничной таможенной стражи 1827 г. были утверждены: цвет обмундирования таможенников (зеленый) и описание российского таможенного флага (зеленый с белым Андреевским крестом). Согласно Таможенному уставу по европейской и азиатской торговле 1857 г. действовали таможни и таможенные заставы, расположенные на внешней сухопутной и морской границе России. В крупных городах функционировали внутренние таможни. С начала 1865 г. функции по управлению таможенными учреждениями переданы вновь созданному Департаменту таможенных сборов. В 1868 г. для усиления охраны морской границы в Балтийском море создано Морское крейсерство, а в 1872 г. — таможенная флотилия. В 1877 и 1891 гг. таможенные тарифы вновь пересматривались в сторону усиления протекционистских барьеров, таможенные пошлины увеличились в этот период более чем на 50%. Происходили и организационные изменения в системе таможенных органов. Так, в соответствии с Таможенными уставами 1892, 1904 и 1910 гг. сложилась новая структура таможенной системы во главе с Департаментом таможенных сборов Министерства финансов. В его подчинении находились окружные и участковые таможенные управления, таможни, таможенные заставы, таможенные пункты и посты. Кроме того, в октябре 1893 г. пограничная стража была выведена из подчинения начальников Департамента таможенных сборов и таможенных округов, ей присвоили название Отдельного корпуса пограничной стражи, который переводился в непосредственное подчинение министра финансов. В мае 1912 г. утверждена последняя реорганизация таможенной службы в царской России. В годы Первой мировой войны деятельность российских таможенных органов была парализована, большинство таможен было закрыто. 26 Глава 1. Краткий очерк истории становления и развития тамож енного права К реформированию внешней торговли приступило уже Временное правительство. Последующие перемены произошли после Октябрьской революции 1917 г. Положением ВЦИК и СНК о рабочем контроле от 14 ноября 1917 г. вводилась государственная торговая монополия на все товары первой необходимости. С 1 января 1918 г. вводилось в действие постановление Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР «О порядке выдачи разрешения на ввоз и вывоз товаров», в соответствии с которым устанавливались подчиненность и функции таможенных органов Советской республики. Согласно предписаниям Декрета СНК РСФСР от 29.05.1918 «О разграничении прав Центральной и местных Советских властей по собиранию пошлин и о регулировании деятельности местных таможенных учреждений» таможенное обложение передавалось в исключительное ведение центральной государственной власти. Организация управления таможенным делом возлагалась на Департамент таможенных сборов Наркомата финансов (НКФ). 22 апреля 1918 г. принят декрет СНК о национализации внешней торговли. Через месяц учреждается пограничная охрана. Декретом от 29.06.1918 Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля, которое переходило в непосредственное подчинение Наркомата торговли и промышленности (НКТиП), последний в 1920 г. был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ). В первые месяцы советской власти, а затем и в период военного коммунизма таможенное обложение практически не применялось. Это объяснялось тем, что НКВТ в эти годы не продавал, а распределял товары. Почти полностью отсутствовала торговля внутри страны, и внешнеторговая деятельность была незначительной. Товарный голод в стране, дезорганизация рынка, переставшего быть регулятором производства, низкое качество продукции и высокая себестоимость отечественных товаров при недостаточном ввозе — таковы были объективные условия, благоприятствовавшие развитию контрабанды. Кроме того, инфляция произвела перераспределение доходов, осуществила «социальную реформу навыворот», вопреки интересам государства и началам справедливости, и тем самым оказала деморализующее влияние на население. 1.1. Основные этапы развития... таможенно-правового регулирования- 27 В декабре 1921 г. был принят закон о борьбе с контрабандой, в соответствии с которым при ВЧК начала работать Центральная комиссия по борьбе с контрабандой под председательством Реввоенсовета. В комиссии активно участвовали таможенные органы. Возврат к таможенно-тарифным методам во внешней торговле произошел в 1922 г. в связи с переходом к новой экономической политике (нэпу). СНК РСФСР 14 февраля 1922 г. утвердил Таможенный тариф по европейской торговле для привозных товаров, 11 апреля 1922 г. — Таможенный тариф по азиатской торговле и 15 июля 1922 г. — Таможенный тариф по отпускной торговле. Согласно этим решениям в данный период были запрещены к вывозу многие продукты питания «первой необходимости» (хлеб в зерне всякий, горох, фасоль, бобы и чечевица, картофель, мука, крупа всякая, отруби, крахмал, макароны и др.). Декретом СНК РСФСР от 23 февраля 1922 г. был утвержден Таможенно-тарифный комитет при СНК РСФСР. Таможенно-тарифный комитет занимался разработкой вопросов о введении новых и изменении действующих ставок таможенных пошлин; составлением новых и изменением старых списков товаров, запрещенных к ввозу и вывозу; решением вопросов о применении таможенного тарифа; рассмотрением жалоб по вопросам применения таможенного тарифа; составлением заключений по всем проектам законов, торговых договоров, конвенций и соглашений по вопросам таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. В пределах своей компетенции Комитет принимал постановления, которые приобретали юридическую силу после утверждения СНК. При рассмотрении споров, имеющих отношение к таможенно-тарифному регулированию, Комитет вносил свои постановления на утверждение НКВТ. Правовой статус Таможенно-тарифного комитета был закреплен в Таможенном уставе СССР 1924 г. и Таможенном кодексе СССР 1928 г., которые окончательно закрепили сформировавшуюся систему таможенного управления. Главной задачей таможенных органов стал контроль за экспортно-импортными операциями в рамках государственной монополии внешней торговли. Приказом НКВТ от 02.03.1924 было учреждено Главное таможенное управление (ГТУ) при НКВТ. Вопросами таможенно-тарифной политики занимался специально создан пый в системе ГТУ тарифный отдел. Этот орган разра- 28 Глава 1. Краткий очерк истории становлен ия и развития таможенного права батывал и готовил для Комитета материалы о необходимости введения новых и изменения действующих ставок таможенных пошлин; составлял заключения по проектам законов, международных договоров, конвенций и соглашений, касающихся вопросов таможенно-тарифного регулирования внешней торговли. На Главное таможенное управление при НКВТ СССР были возложены функции но организации борьбы с контрабандой на территории Советского государства. Таможенный устав СССР 1924 г. устанавливал четы-рехзвенную систему таможенных учреждений: 1) ГТУ; 2) отделения ГТУ в союзных республиках; 3) районные таможенные инспекторские управления; 4) таможни и таможенные посты. Управление таможенным делом на всей территории СССР было возложено на НКВТ, который осуществлял свои задачи в центре и на местах через входящие в состав НКВТ Главное таможенное управление и иные учреждения и через состоящий при НКВТ Таможенно-тарифный комитет. НКВТ открывал и упразднял таможенные учреждения, определял их месторасположение, присваивал таможням разряды. Таможенный кодекс СССР 1928 г. исключил из системы таможенных учреждений третье звено — упразднил районные таможенные инспекторские управления. В целом на рубеже 1920—30-х гг. усилился командно-бюрократический стиль управления экономикой, снова укрепляется принцип государственной монополии, резко сократилось число участников внешнеторговых связей, таможенный контроль стал вспомогательным инструментом регулирования ВЭД. 21 января 1930 г. был принят Свод таможенных тарифов СССР. В годы Великой Отечественной войны действовали таможни по сухопутной границе от Тихого океана до Черного моря, прикаспийские и северные (Мурманская и Архангельская) таможни. Работа большинства таможен была прекращена. Поступавшие в СССР благотворительные грузы пропускались (с 1943 г.) беспошлинно. 1 октября 1961 г. вступил в силу новый Таможенный тариф СССР, в котором учитывались изменения, сложившиеся в практике мировой торговли в послевоенный период, а также новые взаимоотношения между странами — членами Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). 1.2. Таможенное законодательство СССР и Российской Федерации... 29 К товарам, происходящим или ввозимым из стран, которые в торговле с СССР придерживались режима наибольшего благоприятствования (РНБ), применялись минимальные ставки таможенных пошлин, а к товарам, происходящим или ввозимым из стран, которые во взаимной торговле с СССР не применяли этого режима, — максимальные ставки пошлин. С 1 января 1965 г. Совет Министров СССР отменил таможенные пошлины на товары, экспортируемые из дружественных стран Азии, Африки и Латинской Америки. Новый Таможенный кодекс СССР был принят 5 мая 1964 г. Впервые в Кодексе вводилось понятие «таможенный режим». Таможенный кодекс предусматривал три таможенных режима: режим экспорта, режим импорта и режим транзита. Таможенным кодексом СССР 1964 г. управление таможенным делом на территории СССР передавалось в ведение Министерства внешней торговли (МВТ) СССР и осуществлялось через входящее в его состав ГТУ. К основным функциям таможенных учреждений относились следующие: контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с нарушениями таможенных правил и контрабандой. Устанавливалась двухзвенная система управления таможенным делом: 1) ГТУ; 2) таможни и таможенные посты. Вопросы создания, реорганизации и ликвидации таможенных учреждений входили в компетенцию МВТ СССР. В связи с принятием Конституции СССР 1977 г. были приняты новые Правила таможенного контроля за вещами лиц, следующих через государственную границу СССР. Эти правила упростили процедуру таможенного контроля. Постановлением Совета Министров СССР от 27.04.1981 был утвержден новый Таможенный тариф СССР, который предусматривал значительное расширение списка товаров, беспошлинно ввозимых в СССР.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.55.63 (0.015 с.) |