И временных представлений у детей второй младшей группы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И временных представлений у детей второй младшей группы



Размеры и формау детей второй младшей группы важно раз-предметов,вивать восприятие размеров и формы пред­метов, обогащать и совершенствовать их чув­ственный опыт. Эта работа должна проводиться не только на занятиях, но и в дидактических играх и в повседневной жизни. Размер предмета рано привлекает внимание детей.


У детей в процессе их деятельности должны постепенно скла­дываться отчетливые и правильные представления о свойствах окружающих их предметов (цвете, размере, форме).

В действиях с предметами обогащается сенсорный опыт ре­бенка: ощупывая предметы, он познает их размер, форму. А если его действия сопровождаются словом взрослого, обозначающим качества предметов и производимые ребенком действия, у него обогащается словарь, развивается мысль. Опыт действия с раз­ными предметами подводит ребенка к простейшим обобщениям: большими, маленькими, длинными, короткими могут быть раз­ные предметы. Предметы могут быть также круглыми (тарелка, блюдце, мяч) и с уголками (книга, стол, тетрадь) и т. д.

В начале года (в сентябре) необходимо проводить занятия в виде дидактических игр, занимаясь с детьми подгруппами (по четыре-пять человек). Например, воспитательница вносит пира­мидку (конус), состоящую из 10 колец, и обращает внимание детей на то, что она гладкая, кольца одноцветные; дети гладят пирамидку, ощупывают ее форму. «Одинакового ли размера все кольца пирамидки?» — спрашивает воспитательница.

Кольца снимают. Дети, накладывая одно кольцо на другое, убеждаются, что они разных размеров. Воспитательница по оче­реди предлагает детям выбрать самое большое кольцо и надеть его на стержень. Каждый выбирает из оставшихся самое боль­шое кольцо, однако в сравнении с предыдущим оно оказывается меньше. Воспитательница обращает на это внимание детей, впер­вые знакомя их с относительностью понятия большой малень­кий. Дети обводят пальцем контур колец. Воспитательница под­черкивает, что все они круглые.

Затем вносится другая пирамидка, тоже одноцветная, но со­стоящая из квадратов постепенно убывающего размера. Внима­ние детей обращается на отличие ее от первой пирамидки (одна — гладкая, ровная, другая — угловатая, неровная). Сняв квадраты, дети знакомятся с их формой, называют ее, обводят пальцем. Сравнивая форму кольца и квадрата, дети приходят к выводу, что кольца одной пирамидки круглые, а квадраты другой пирамидки с уголками. Накладывая для сравнения один квадрат на другой, дети убеждаются, что они разных размеров. Каждому ребенку по очереди предлагается выбрать самый боль­шой квадрат и надеть его на стержень. Дети снова видят, что самый большой среди оставшихся на столе меньше того, что уже надет на стержень.

Детям даются обе пирамидки с рассыпанными кольцами и квадратами, и они вдвоем-втроем собирают их сами, следуя правилу каждый раз выбирать самое большое кольцо (или са­мый большой квадрат).

На следующих занятиях задание может быть усложнено: вы­бор колец (квадратов) пирамидки происходит по данному детям

 


образцу. На таком занятии используются две одинаковые пи­рамидки: одна — у воспитательницы, а другая — рассыпается на столе для подбора детьми колец по данному образцу. Подбор колец по образцу является более сложным заданием для детей, поэтому начинать обучение этому приему целесообразнее всего на занятиях по различению большой маленький, как. более известному для детей свойству предметов. Путем наложения де­ти сравнивают кольцо (квадрат) образца с выбранным кольцом и сначала приносят воспитательнице, а потом делают самостоя­тельно.

Варианты такого занятия могут быть чрезвычайно разнооб­разными, образцы даются в убывающем или возрастающем по­рядке, вразбивку; кольца для выбора размещаются врассыпную на одном столе или в разных местах комнаты; кольца образца подбираются одного цвета, а кольца для детей — другого цвета и т. д.

Более сложным является задание, когда нужно запомнить показанный образец и отобрать соответствующего размера коль­цо по памяти (этот прием способствует развитию глазомера).

В целях развития глазомера целесообразно использовать и народную дидактическую игрушку (кубы — вкладыши, матреш­ки, мисочки, яйца, бочонки и др.), а также некоторые пособия, рекомендуемые в системе Монтессори (бруски с цилиндрами, геометрические вкладки, длинная и широкая лестница и др.).

Народная дидактическая игрушка должна найти самое ши­рокое применение при изучении размера предмета. Она позво­ляет познакомить детей не только с понятиями больше меньше (большой маленький), но и с другими параметрами протя­женности: выше ниже (на матрешках), толще тоньше (на бочонках), глубже мельче (на мисочках) и др. Складывая матрешки, дети учатся пространственной ориентировке; разда­вая мисочки матрешкам, соотносят размеры одних предметов с другими и т. д.

Большую роль народной игрушке придавала Н. К. Круп­ская. Она писала по этому поводу: «Ребенок не различает еще величин: ему надо давать игрушки, которые помогли бы ему осваивать величины.

Тут хороши игрушки наподобие вкладных яиц, разные вклад­ные коробочки, разной величины деревянные зверушки, знако­мые детям, или фигурки людей. Дети могли бы расставлять фи­гуры по росту, по величине...» '.

Н. К. Крупская предлагает также дать детям доску и цвет­ные мелки, чтобы они могли «... проводить линии разной вели­чины, в разные стороны, стирать их и проводить другие»2.

 


I!


Далее Н. К. Крупская советует давать детям разные игрушки — жесткие, мягкие, твердые, 'крупные, мелкие, чтобы развивать их осязание, «...учить их различать предметы на ощупь, отли­чать форму на ощупь, вытаскивая из мешочка ту или иную вещь» '.

Так, на основе первичного знакомства детей с размерами и формой предмета становится возможным уже систематически обучать детей распознавать различные параметры протяженно­сти: длину, ширину, высоту.

На занятиях следует обучать детей приемам сравнения ве­личин. С этой целью необходимо иметь набор материалов, отли­чающихся по длине, ширине или высоте. Можно использовать картонные (деревянные) полоски контрастных размеров, напри­мер, длинная и короткая полоски при равной ширине или широ­кая и узкая полоски при равной длине и т. д. (см. цветные рис. 15и 16).

Воспитательница показывает прием сравнения длины или ши­рины полоски, прикладывая или накладывая одну полоску на другую. Чтобы рельефнее выделить тот или иной параметр (длину или ширину), целесообразнее брать полоски разного цвета, например длинную красную полоску и короткую желтую полоску. Обучая маленьких детей приему наложения, надо обра­тить их внимание на то, что два края (угол) одной полоски должны быть совмешены с двумя краями (с углом) другой: только тогда будет видно, какая из полосок длиннее. Сравнение следует закрепить в слове: «Красная полоска длиннее, а желтая полоска короче».

После показа и объяснения всем детям раздаются полоски разной длины, окрашенные в разные цвета. Путем наложения полосок друг на друга дети устанавливают, какая у кого полоска длиннее, а какая короче. Очень важно приучить детей не только сравнивать полоски для определения их длины, но и отражать в слове процесс сравнения, а также отношения между полоска­ми: «Красная полоска длиннее желтой, а желтая полоска коро­че красной».

В ходе занятия дети могут два-три раза обмениваться по­лосками разного цвета. Воспитательница подводит детей к вы­воду, что размер полосок не зависит от пвета.

Аналогично вышеописанному проводится занятие по обуче­нию детей приему приложения одной полоски к другой. В дан­ном случае целесообразнее использовать полоски разной длины (или ширины), но одинакового цвета. Обучая приему приложе­ния, следует обратить внимание детей на то, что должны быть совмещены две стороны полосок: самые короткие стороны, как бы продолжая одна другую, образуют прямую вертикаль-


ную линию, а длинные стороны короткой и длинной полосок должны совпадать.

Показанный прием должен быть закреплен в деятельности и в речи.

Пользуясь указанными приемами, воспитательница учит де­тей производить сравнение двух полосок и по ширине (шире — уже), (широкая — узкая).

Для ознакомления с параметром выше ниже (высокий низкий) воспитательница использует деревянную доску с гнезда­ми, диаметр которых равен диаметру двух круглых палочек раз­ного цвета, одна из которых контрастно короче другой. Длину палочек дети сравнивают, ставя их рядом на столе, и опре­деляют, что красная палочка выше зеленой, а зеленая ниже красной. Затем детям раздаются подставки из глины с двумя гнездами и по две палочки разного размера и разного цвета. Дети сами уже вставляют в гнезда палочки и рассказы­вают, какого цвета палочка выше, а какая ниже (у каждого ребенка).

Представление о толщине (толще тоньше) вполне возмож­но дать детям на карандашах, подобрав их одного размера по длине, но разного, контрастного по толщине. Те гнезда, в кото­рые дети вставляли палочки разной высоты, не годятся для дан­ного случая. В гнездо может войти лишь один тонкий карандаш, а для толстого нужно гнездо большего размера. Если дощечка сделана из свежей глины, то при детях выдалбливается гнездо и для толстого карандаша (но оно значительно больше, чем для тонкого карандаша). Затем на основе сравнения вставленных в гнезда карандашей дети приходят к выводу, что они одинаковой высоты, но один карандаш толще другого.

Выяснив различия и отношения между разными предметами (длиннее короче, шире уже, выше ниже, толще тонь­ше), дети постепенно узнают, что предметы могут отличаться друг от друга по размеру и быть одинаковыми по форме.

Едва ли целесообразно одновременно знакомить детей с не­равенством и равенством размеров. Вначале следует особо подчеркнуть неравенство размеров и лишь на основе знания о неравенстве показать, что предметы могут быть и одинаковых размеров. Полоски бывают длиннее и короче, а могут быть и одинаковой длины (шире — уже и одинаковой ширины и т. д.)-Несколько позднее слово «одинаковой» (длины, ширины, высо­ты, толщины) может быть заменено словом «равной» (длины, ширины, высоты, толщины), но спешить с этой заменой не стоит: это целесообразно сделать лишь при условии правильной ориен­тировки детей в распознавании различных параметров протя­женности и умений пользоваться выражениями длиннее (чего), короче (чего) и др.

Приобретенные знания необходимо использовать и на дру­гих занятиях, например, нарисовать широкую и узкую дорож-


ку, вылепить длинную и короткую морковку. Воспитателю нуж­но следить за тем, чтобы дети, рассматривая иллюстрации или рассказывая, использовали в речи выражение: «Дерево выше до­ма» — или на прогулке, сравнивая деревья и кустарники, опре­деляли, что деревья выше кустов, ствол одного дерева толще другого; ветви деревьев толстые и тонкие, река шире ручейка и т. д.

Важно помнить, что опознание самих параметров протяжен­ности вполне доступно очень маленьким детям, но главное за­ключается в том, чтобы отдифференцировать точность их назва­ний, а это полностью зависит от воспитательной работы, про­водимой с детьми.

Распознавание формы начинается очень рано. К трем го­дам дети усваивают и некоторые названия форм: кругленький мячик, круглая тарелка, круглое блюдце и др. Но дети еще не знают многообразных свойств геометрический фигур: квадрата, круга, треугольника, которые воспринимаются как игрушки. Это, однако, не значит, что дети не различают их формы — они гово­рят: кубик и треугольник, чтобы строить дом и крышу; круг, квадрат, треугольник, чтобы выкладывать красивый рисунок, и т. д.

В числе предметов для дидактических игр должны быть и геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дети узна­ют название и своеобразие этих форм, обследуя контур их ося­зательно-двигательным и зрительным путем.

Предметы, окружающие детей, тоже многообразны по своей форме, причем среди них значительно больше прямоугольных, чем округлых. Очень важно учить детей видеть форму предме­тов и элементарно группировать их на округлые и угольные. Основой этой группировки и должны служить известные детям геометрические фигуры. Уже сами дети говорят, что мяч, шар, тарелка — круглые, рыбка, огурец — кругленькие, но длиннень­кие, а кубик, книга, коробка — с уголками. Поэтому дети гото­вы к дифференцировке предметов.

Как же провести такое занятие?

Допустим, что дети уже различают и называют геометриче­ские фигуры (квадрат и круг). Воспитательница сначала про­веряет их знания, показывая большие круг и квадрат, потом просит найти в своих коробочках соответствующие фигуры (они у детей разного цвета) и сказать, у кого какая фигура, какого цвета. «А как узнать, что это круг (квадрат) ?» — спрашивает воспитательница. Дети, обводя контур пальчиком, говорят, что у квадрата уголки, а у круга их нет.

Затем воспитательница показывает тарелку (блюдце), пред­лагает детям обвести их пальчиком и подумать, на что похожа тарелка: на круг или квадрат. Вызванный ребенок обводит пальцем контур тарелки и говорит, что она похожа на круг. Точ­но так же предлагается определить, на что больше похожа


крышка (или дно) коробки и почему. Дети отвечают, что у нее

уголки, как у квадрата.

Дав необходимые указания о способах сравнения, воспита­тельница переходит ко второй части занятия. На один стол она кладет кружок, на другой — квадрат, а вызванным трем детям вручает по одному мелкому предмету: кому тарелку, кому блюдце (из кукольной посуды), кому лист бумаги (из тетради), кому носовой платочек. Затем она предлагает обвести форму игрушки пальчиком и отнести ее на тот стол, где находится геометриче­ская фигура, на которую больше всего похож имеющийся у детей предмет. Выполнив несколько аналогичных заданий, дети соби­раются вокруг столов, рассматривая круглые предметы и с угол­ками. Вначале обобщение делает сама воспитательница, а дети конкретизируют это обобщение, называя разложенные на столе предметы. «Здесь лежит круг и все предметы круглые»,— говорит воспитательница, а дети перечисляют: «Тарелка, блюдце, шарик, мячик». «Здесь лежит квадрат и все предметы с уголками», а дети называют: «Листик бумаги, носовой платочек». В дальнейшем дети уже сами делают подобные обобщения.

По мере усвоения приемов группировки игры-упражнения могут усложняться: каждый ребенок самостоятельно за своим столом решает аналогичное задание, обследуя уже не один, а два-три-четыре данных ему предмета, или сидящие за одним столом дети кладут круглые предметы в одну коробку, а с угол­ками — в другую. Со временем предметы могут быть заме­нены предметными картинками, что позволяет значительно раз­нообразить наборы.

Пространственные и временные представле-

Пространственные ния в Гпуппе детей четвертого года жизни

И введенные ,

представления. целесообразно развивать, используя повсе­дневную жизнь, проведение режимных мо­ментов, подвижные игры, утреннюю гимнастику.

Исследования пространственных ориентировок детей пока­зали, что основой их служит различение детьми частей своего тела. Учитывая эту особенность, крайне важно научить детей четко различать части своего тела, их названия и, опираясь на них, знакомить детей с пространственными направлениями. Осо­бое значение приобретает различение правой и левой руки, пра­вой и левой части своего тела. Дети испытывают в этом зна­чительные затруднения, которые могут быть устранены, если знакомить детей одновременно с названиями обеих рук и раз­личными их функциями: правой рукой ребенок держит ложку, а левой — кусочек хлеба или придерживает тарелку; правой ру­кой ребенок держит карандаш и рисует, а левой придерживает лист бумаги, чтобы он не скользил, и т. д.

Помня об этом и неоднократно напоминая детям, воспита­тельница формирует умение различать части тела, определять пространственное расположение


предметов и пространственное направление движений: впереди — вперед, сзади —назад, справа — направо, слева — налево.

Временныепредставления (утро, день, вечер, ночь) должны развиваться также в повседневной жизни, при проведении ре­жимных моментов. Эти части суток различаются также по* изме­нению деятельности детей и взрослых. Но поскольку деятель­ность взрослых в указанные отрезки времени неоднородна, сле­дует учитывать, что типично для той или иной местности, того или иного географического пояса. Характеристика временного отрезка должна быть конкретной и убедительной для каждого ребенка, поэтому при объяснении необходимо использовать мно­гообразные признаки.

Итак, в группе детей трех лет многие знания могут быть приобретены детьми именно в повсе­дневной жизни, и лишь в последующем эти эмпирические знания могут стать предметом спе­циальных занятий.

Маленький ребенок учится в разных условиях, и между спе­циальными обучающими занятиями и повседневной жизнью не должно быть непроходимой преграды, а, наоборот, должна быть естественная преемственность. Например, дети на прогулке осенью собрали много разных листьев, а воспитательница на­помнила, что их можно сгруппировать по разным признакам. Одни дети начали группировать свои листья по форме, другие — по величине, третьи — по цвету и т. д.

Или другой пример. Дети научились различать части своего тела и знают, что впереди — это значит перед лицом, сзади — значит за спиной и т. д. Полученные знания вполне можно за­крепить в игре с куклами.

Очень важно, чтобы и знания, приобретаемые детьми на спе­циальных занятиях, закреплялись в повседневной жизни.


ГЛАВА X



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.177.17 (0.015 с.)