Организация работы с детьми шестого года жкзни



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация работы с детьми шестого года жкзни



Изучение детей пятилетнего возраста, пришедших в старшую группу из разных семей и дошкольных учреждений, а также воспитывающихся в однокомплектных детских садах, показывает значительную пестроту их знаний. Но все дети этого возраста проявляют интерес к математическим знаниям, в частности к счету. Они считают все, что попадается им на глаза (этажи домов и окна, трамваи и машины и др.).

Дети, не изучавшие программу предшествующих групп, часто называют слова-числительные (иногда даже в пределах 15), но при счете предметов совокупности не соотносят числительное точно с объектом или пропускают числительные, не умеют назвать итоговое число, не дифференцируют итог числа от процесса счета и т. д. Не умеют дети отсчитывать указанное количество из большей совокупности (забывают заданное число и др.). Это свидетельствует о том, что они не овладели еще сознательно счетной деятельностью, не поняли значения числа как показателя мощности множества; заданное число воспринимается ими лишь как сигнал к остановке, т. е. как бы указание, что надо прекратить счет или отсчет. Дети не овладели приемом практического сравнения множеств путем установления между ними взаимно-однозначного соответствия, они не замечают пространственных отношений между элементами множества на образце, укладывают предметы, тесно прижимая их друг к другу, а потому не всегда могут правильно воспроизвести столько же.

Дети не умеют упорядочивать множества по разным признакам. Если лежат пять карандашей двух цветов, дети определяют их количество лишь раздельно по признаку цвета («три красных и два синих»), не умея обобщить по более общему предметному их признаку (карандаши). Это значит, что дети не владеют операциями обобщения множеств и выделения из множества его подмножеств.

Нередко дети устно правильно называют числа в последовательности и указывают, что число восемь больше семи, однако объясняют эти отношения лишь тем, что «число восемь дальше, а число семь ближе», т. е. на основе лишь последовательности в их назывании, а не по составу данного числа из единиц.

Чаще всего дети считают предметы правой рукой лишь в одном направлении ■— справа налево.

Дети не видят численного равенства совокупностей, если элементы одной из них более крупного размера, чем элементы другой, или если равные по численности множества занимают разные по площади участки или представлены в разной форме. Это говорит о том, что количественная сторона еще не отдифферен-цировалась в сознании детей от качественных особенностей множества.

Большое количество ошибок допускают дети еще при счете звуков, предметов по осязанию, своих движений.

Итак, умение детей называть числительные по порядку до 12—15 ни в какой мере не должно успокоить воспитательницу: необходимо более точно разобраться, имеют ли дети представления о конкретных множествах и способах их образования, умеют ли, не прибегая еще к счету, оперировать с множествами, сравнивать совокупности предметов, сопоставляя их элементы один к одному.

Многие дети, пришедшие из семьи в старшую группу, не знают названий основных геометрических фигур, не разбираются в различных параметрах протяженности, путают ширину и толщину, не отличают ширины и длины; высотой считают лишь верхнюю точку, а не всю протяженность предмета по вертикали. Они испытывают значительные затруднения в правильном использовании предлогов и наречий для обозначения пространственных отношений, недостаточно развиты бывают у них и временные представления.

Конечно, не у всех детей, пришедших из семьи, обязательно окажутся все указанные недочеты, но в начале нового учебного года воспитательница должна прежде всего выявить пробелы в знаниях и навыках у детей своей группы. Ей необходимо также выравнять знания детей, чтобы успешно вести работу с ними в соответствии с программой старшей группы.

Целесообразно первый месяц работы (сентябрь) отвести на повторение программы предшествующей группы. Это дает возможность выяснить необходимость дополнительных занятий с теми или иными детьми.

В программе старшей группы очерчивается круг знаний и умений, который способствует дальнейшему умственному и математическому развитию детей.

Дети средней группы практически познакомились с множеством и научились выделять в нем части по тем или иным признакам (цвету, размеру, форме).

Дети уже умеют сравнивать между собою выделенные части большого множества, устанавливая соответствие между элементами этих частей, и определять, какая из частей множества по численности больше, меньше или они равны. Умея уже считать

до пяти, дети могут сосчитать элементы каждой из частей и выразить численность этих частей числом, указать, какая из частей больше, какая меньше.

Работа над множествами в старшей группе должна быть продолжена дальше. В этой группе можно разнообразить выделение частей (подмножеств) множества (по их признакам и по количеству частей). Например, множество игрушек сгруппировать по признаку материала: часть деревянных, часть резиновых, часть глиняных, часть пластмассовых — в едином множестве игрушек четыре части. Можно сосчитать общее количество игрушек (10) и количество игрушек в каждой части (5, 2, 2 и 1), признав за основную первую часть (5), дополнять до всего множества остальные части 2, 2 и 1. Соединение всех частей вместе вновь образует единое целое множество. Такие упражнения позволят подвести детей к пониманию того, что множество как структурно-целостное единство, обладая общим признаком, не всегда состоит из одинаковых по своим качествам элементов. В нем можно сосчитать не только количество отдельных элементов, его образующих, но и количество отдельных частей. Расчленение множества на части и объединение этих частей в единое целое будет знакомить детей и с отношениями между частью и целым. Все это развивает мышление детей, упражняет их сообразительность, углубляет понятие единицы, готовит к пониманию сущности арифметических действий.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.179.251 (0.006 с.)