Ознакомления детей с пространственными представлениями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ознакомления детей с пространственными представлениями.



В старшей группе необходимо продолжать закреплять знания о направлении движений от себя и умения обозначать положение предмета по отношению к себе. Главной задачей в данной группе является овладение умением определять и называть словом положение предмета по отношению к другому предмету, например, справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади куклы сидит мишка, а впереди куклы стоит петух.

Понимание и применение слов, обозначающих пространственные отношения между предметами, является важным фактором, помогающим ребенку осмыслить свой чувственный опыт.

В развитии пространственных ориентировок особую роль играют прогулки, экскурсии, подвижные игры, физкультурные упражнения и бытовая ориентировка детей не только в группе, но и в помещении всего детского сада.

Специальные занятия имеют вспомогательное значение. Какие же приемы обучения могут быть использованы для решения этих задач? Рассматривание дидактических картинок и описание расположения на них предметов, подбор парных картинок с однородными предметами, но по-разному расположенными. Например, на одной паре полосок бумаги нарисованы три игрушки в ряд: в центре—мишка, слева от него — паровоз,

1 См.: Ф. Н. Б л е х е р. Дидактические игры и дидактические материалы. М., Учпедгиз, 1948, стр. 128.

2 3. А. Грачева. Значение математической игры «Танграм» для умственного развития дошкольников. «Дошкольное воспитание», 1971,I, стр. 55.

а справа— лодка; на другой паре в центре — паровоз, слева от паровоза — мишка, а справа— лодка и т. д., т. е. все три предмета меняются местами (см. цветной рис. 14). Воспитательница, показывая одну из картинок, спрашивает, у кого такая же. Ребенок, имеющий парную, поднимает картинку, описывает ее и составляет с предъявленной пару. Важно, чтобы ребенок не только нашел парную картинку, но и описал пространственное расположение предметов.

Другой прием. В разных углах комнаты воспитательница расставляет группы игрушек. Вызванный ребенок должен pad-сказать, что он видит, подойдя к данной группе предметов; например, в правом переднем углу сидит заяц, справа от него стоит конус с кольцами, а слева от зайца — кукольный стол, перед зайцем лежит морковка, а сзади зайца стоит елка. Все игрушки разные, но всего их пять.

Могут быть использованы для закрепления ориентировки в пространстве физкультурные упражнения, в процессе которых дети должны научиться изменять по команде направление движения во время ходьбы, бега, описывать свое пространственное положение по отношению к тому или иному предмету, например «я встал впереди стула, а надо встать за стулом» и др.

Могут быть использованы и такие игровые приемы, когда по заданию воспитательницы один ребенок прячет вещь за [йкаф, под шкаф, около шкафа и т. д., а другой должен отыскать ее и рассказать, где он нашел ее.

Для закрепления ориентировок в трехмерном пространстве есть много возможностей.

В старшей группе надо научить детей свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве, что не сразу дается детям и к чему не всегда оказываются достаточно подготовленными дети, приходящие в школу; они часто не знают, где у листа тетради верх, где низ. В этом следует поупражнять детей на занятиях. Прежде всего необходимо объяснить детям значение выражений: в центре, посередине, справа сбоку, слеза сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой — слева и др., затем предложить ряд практических заданий.

Приведем пример подобного занятия. Воспитательница предлагает расположить цифры на листе бумаги так, как она будет указывать: в центре листа положить цифру 5, направо от нее — цифру 6, а налево — цифру 4; над цифрой 5, сверху, положить цифру 2, направо от нее — цифру 3, а налево — цифру 1; под цифрой 5, внизу, надо положить цифру 8, направо от нее—• цифру 9, а налево от цифры 8 — цифру 7.

Цифры оказались расположенными по порядку в три строчки. Воспитательница предлагает прочесть их, начиная с первой строчки, называя слева направо.

Но расположение может быть и иным, например: в верхнем левом углу листа, в верхнем правом углу, в нижнем левом, углу, в нижнем правом углу, в центре или посередине, по боковой левой линии, по нижней линии и т. д. И в данном случае надо научить детей не только действовать по слову воспитателя, но и самим рассказывать о расположении тех или иных объектов с тем, чтобы производимые практические действия отражались в речи.

Методика



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.006 с.)