Безопасность на водном транспорте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Безопасность на водном транспорте.



 

Вода – это не постоянная среда обитания человека. Как говорят; «Вода не суша – долго не проживешь»! Но, все же… Человек приспособился быть в водной стихии продолжительное время. С этой целью он изобрел множество самых различных приспособлений и конструкций. При этом он очень хорошо познал природу «удерживаться на воде» – открыл закон плавучести тел. Этому человечество благодарно древнегреческому мыслителю и ученому Архимеду. Еще в школе при изучении предмета «Физика» мы знакомы с этим законом. Но, как это прискорбно бывает, многие люди забывают или не хотят помнить о «силе Архимеда». А именно ей, этой силе, мы благодарны когда с удовольствием наслаждаемся купанием в водоемах, реках, озерах и морях. На законе плавучести тел и строится вся теория и практика спасения людей, попавших в воду в экстремальных для них ситуациях. Следует напомнить об этой волшебной «СИЛЕ АРХИМЕДА».

Попав в воду, мы невольно чувствуем, что становимся несколько легче, чем стоя на суше. Почему? Все дело в том, что сила гравитации Земли (сила притяжения тела к Земле), вектор которой направлен вниз,в воде (правильно будет сказано в любой жидкости)компенсируется выталкивающей из воды это тело силой (ее вектор направлен вверх), которую назвали именем этого ученого – силой Архимеда.

Закон Архимеда: на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости, вытесненной телом [8]И, как отметил Архимед, чем больше тело имеет собственный объем, тем больше оно вытеснит этой жидкости при его полном погружении. А это означает то, что, чем больший объем будет вытеснен, тем больше и будет ее вес.Все очень просто: увеличь объем своего тела с помощью надетого на себя надувного гидрокостюма (спасательного жилета) – увеличится и сила выталкивания. Взял в руки надувной шар или большой мяч – и стало легче держаться на воде. А уж если лег на надувной матрац, то и вовсе сплошное удовольствие – лежи и загорай под солнцем.

Каждый человек может очень просто определить свою «плавучесть». Это следует сделать именно в пресной воде. Лег на воду и тебя не тянет ко дну – плавучесть «положительная», если потянуло, но когда набрал в себя побольше воздуха и эта тяга пропала – это «нулевая» плавучесть. Хуже обстоит с теми, кто, сколько бы не старался «надуться» вдыхаемым воздухом,его все равно тянет в низ. Здесь налицо «отрицательная» плавучесть. В народе говорят: «Идет на дно топориком». Таким людям без вспомогательных спасательных плавсредств в воду заходить глубже чем по пояс очень опасно. Их вода «не держит».

Все, о чем было сказано, и есть та теоретическая основа обеспечения безопасности пребывания человека на воде и в воде. А в практике это надо понимать так: любое средство, обладающее такими качествами, как, легкое по весу, прочное по составу материала и способное увеличиваться в своем объеме в несколько раз – может быть спасательным средством. По такому принципу устроены надувные спасательные жилеты, спасательные круги, спасательные лодки и шлюпки, спасательные плоты и т.п.В качестве спасательного средства вполне можно использовать прочные по составу материала надувные матрацы, шары, камеры автомобильных шин, обычные наволочки или полиэтиленовые пакеты, если их уметь «надуть» воздухом, резко раздвинув и быстро сжать открытую сторону в кулак, пластиковые бутылки – чем они больше в объёме, тем лучше, и т.п.

Кроме этого, в качестве спасательных средств используются не только надувные предметы. Это могут быть предметы, изготовленные из легких сортовдревесины (липа, осина и др.), а также и из тяжелых материалов, но при условии, чтоэти предметы будут больших объемов и пустотелые. Например, металлические понтоны, лодки и катера, плоты и т.п., изготовленные из легких металлических сплавов. При изготовлении огромных морских судов как гражданского, так и военного назначения используются различные материалы, в том числе и металл. И только благодаря знанию и правильному применению «закона Архимеда» они успешно бороздят водные просторы морей и океанов.

 

Как быть, если вы попали в экстремальные и опасные ситуации на воде? Об этом и другом будет рассказано кратко сейчас.

 

Безопасность на морском или речном судне.

· Главное правило и важнейшая заповедь: вступив на палубу корабля, вы полностью переходите под юрисдикцию и подчинение капитана судна.

· Главная ваша обязанность: досконально изучите правила поведения пассажира судна и неукоснительно их выполняйте.

 

Вам необходимо знать, что:

· Быстрый переход на спасательное средство должен быть подготовлен заранее.

· В хорошую погоду на палубе безопаснее, чем в каюте.

· Безопаснее та каюта, которая ближе к выходу на палубу.

· Постоянно имейте на себе или при себе (в сумке) что-нибудь хорошо плавучее. Можно носить под одеждой пенопластовый пояс или не надутый спасательный жилет из прорезиновойткани. Временно может помочь и большого размера обыкновенный полиэтиленовый мешок, если его открытый край собрать «гармошкой» в одной руке и самому надувать периодически воздухом изо рта. Получится надежный «поплавок», который окажет вам очень полезное спасательное дело – как можно дольше продержаться на воде до прибытия помощи.

· Свои приготовления можно замаскировать и сделать необременительными: в чемодан, сумку или рюкзак сложите мягкие вещи, предварительно завязанные в мешок побольше – полиэтиленовый или из прорезиновой ткани. За этот поплавок Вы будете держаться, оказавшись за бортом продолжительное время. В качестве надежного поплавка можно использовать пустые 1,5 литровые пластиковые бутылки плотно закрытые пробками и связанные между собой за их горловины.

· Укладываясь спать, держите наготове фонарь с герметичным (или водонепроницаемым) корпусом, нож, с привязанной к нему крепкой тесьмой (длина 1,0-1,5 м) и аварийный спасательный запас: пресная вода, сухой продовольственный паек, сигнальный порошок и др.

Безопасность за бортом.

Если вы по какой-то причине оказались в воде за бортом судна, то мы вам советуем:

· Не теряйте надежду на ваше спасение! Боритесь со стихией до победы!

· Сбросьте обувь и все, что не плавает.

· Если плыть некуда (берега не видно), то всю одежду не сбрасывайте, а только ту, что при насыщении водой будет тянуть вас вниз. В оставшейся легкой одежде вам будетчуть-чуть теплее.

· Пить морскую воду категорически не рекомендуется. Первоначально она приносит облегчение, но в организме очень быстро накапливается натрий, и катастрофически разрушается обмен веществ. Жажда увеличивается быстрыми темпами.

· Для удержания на поверхности воды достаточно иметь спасательное средство с плавучестью 1 кг. Для удержания головы над водой нужна плавучесть 6 кг.

· Чтобы оттянуть наступление гипотермии (переохлаждения), надо держать голову над водой. Голова – наиболее выделяющая тепло часть тела.

· При температуре воды 4 градуса по Цельсию время выживания 30 минут. При температуре 10 градусов – 2 часа, если плыть, и 4 часа, если "сжаться" и не двигаться.Если вы подожмете колени к животу, сложите руки на груди, вы на 50% удлините срок выживания. При температуре 10 градусов хорошим пловцам до наступления гипотермии удается проплыть до 1,5 км, плохим – не более 100 м.

· Движение в воде (в отличие от движения в воздухе), не способствует согреванию, а наоборот. Вода моментально отводит тепло от тела плывущего.

· Если вы оказались в воде не один, соберитесь в плотную кучу. Вы будете греть друг друга, и, кроме того, станете заметнее. В группе (компании) легче переносятся трудности. Как гласит поговорка: «Гуртом и батьку легче бить!»

· Вероятность нападения акул весьма незначительна по сравнению с опасностью утонуть или погибнуть от переохлаждения.

· Выбравшись из холодной воды, не спешите восстановить ток крови в конечностях: прилив холодной крови к сердцу может вызвать его остановку.

· При любых обстоятельствах думайте только о жизни!

Помните! Люди погибают не от холода и голода, а от страха!

ПОДАВАЙТЕ СИГНАЛ О ПОМОЩИ ЛЮБЫМ СПОСОБОМ!
НАДО, ЧТОБЫ ВАС ЗАМЕТИЛИ!

Безопасность на спасательном плоту.

· Если в результате катастрофы вы оказались на спасательном плоту или в лодке на большом удалении от берега, радуйтесь этому и настраивайтесь на месяц плавания.

· Если солнце припекает, сделайте защитный навес, охлаждайте тело морской водой.

· Если холодно, надо выжать одежду, удалить воду со дна плота (последние капли – губкой или тряпкой), защитить внутреннее пространство плота от брызг.

В аварийном комплекте, помимо всего прочего, должны быть:

· несколько ножей;

· брусок для заточки ножей;

· ручные гарпуны;

· материалы: липкая лента, куски прорезиненной ткани,веревки различной толщины, проволока;

· губка – для собирания воды;

· подводное ружье;

· проволочные поводки для рыболовных крючков;

· полиэтиленовые мешки;

· различные герметично закрывающиеся емкости;

· капроновый чулок – для изготовления сачка; сачком можно собирать планктон.

Безопасность в самолёте.

Общие рекомендации.

· Садясь в самолет, имейте при себе наполненную водой флягу и весь дежурный набор для выживания, скорректированный по сезону и условиям полета.

· Если полет будет проходить над водой, возьмите с собой что-нибудь достаточно плавучее, например, просто завяжите "ручной багаж" в прорезиновый мешок, а его уж замаскируйте в сумке.

· В случае аварийной посадки безопаснее середина салона. Пересядьте туда, не дожидаясь происшествия, если есть свободные места, потому что когда объявят аварийную ситуацию, середина окажется в дефиците.

· Уточните, где находится аварийный выход, какие способы эвакуации из салона предусмотрены, есть ли кислородные маски и как пустить в них кислород, какие есть средства спасения на воде.

· Контейнеры с масками обычно крепятся к потолку или к спинке переднего кресла.

· В качестве спасательных плавучих средств обычно применяются нижние кресельные подушки, надувные жилеты (находятся под креслами), надувные трапы, надувные плотики.

· Садитесь ближе к выходу из салона или к аварийному выходу.

· Может иметься аварийный выход на крыло. Им можно воспользоваться при пожаре на земле и при посадке на воду.

· Отрегулируйте привязной ремень по своему телу, потренируйтесь в быстром застегивании и расстегивании. Слабины быть не должно. Не отстегивайтесь в течение всего полета, иначе при внезапном маневре или попадании в воздушную яму можете оказаться на потолке. По этой же причине ходить по салону – опасно.

· Пристегните соседа, иначе он может упасть на Вас с потолка.

 

Аварии при взлете и посадке.

· На время взлета и посадки наденьте пальто – если оно из трудновозгораемого материала (шерсти, кожи). В случае пожара оно обеспечит Вам некоторую защиту.

· Не надевайте туфли на тонких каблуках: каблуки могут проткнуть аварийный надувной трап.

· При риске аварийной посадки позаботьтесь, чтобы на полке над Вами не было ничего жесткого и тяжелого. Свой багаж держите под креслом или на коленях.

· При аварийной посадке замотайте голову какой-нибудь одеждой, закройте лицо руками и нагнитесь к коленям. Это защитит Вас от осколков. Если пространство между креслами слишком тесное, упритесь руками в переднее кресло и положите голову на руки.

· После аварийной посадки задача номер один – выбраться из самолета, пока не взорвалось топливо.

· При намеке на панику помогите экипажу навести порядок. Например, заявите громко на низких тонах: «Кто будет орать, тому расшибу голову!» Командирский голос надо ставить заранее.Если в критической ситуации нет лидера, берите инициативу на себя. Ваши средства: спокойствие, приказ, кулак.

 

Декомпрессия.

· При аварии на большой высоте может наступить декомпрессия – падение давления воздуха в салоне.

Признаки декомпрессии: свист, боль в ушах, боль в кишечнике, потепление и пощипывание кожи. Наденьте кислородную маску и меньше двигайтесь.

При быстрой декомпрессии на большой высоте у вас на надевание кислородной маски будет только 15 секунд. Запоздав, вы потеряете сознание.

· Сначала наденьте маску сами, и только потом помогайте окружающим.

· Кислород не начнет поступать, пока Вы не включите его подачу. Обычно надо дернуть за шнурок, тянущийся от маски к предохранителю.

· Если перед вами (или над вами) внезапно открылся отсек с кислородными масками, надевайте маску немедленно. Не оглядывайтесь на других и не задавайте вопросов. Дело в том, что при падении давления этот отсек открывается автоматически.

По ощущениям трудно определить, поступает кислород или нет, так как он не имеет запаха. Закрепите маску на голове, потому что еще есть опасность потерять сознание. Стюардесса вам не поможет, поскольку будет занята другими.

 

При возникновении пожара в самолете.

· Слушайте и беспрекословно, четко выполняйте команды членов экипажа!

· Защититесь от возможных ожогов, закрыв открытые участки тела имеющейся одеждой, пледами, наденьте перчатки, шляпу, шапку и т.п.

· Защититесебя от дыма, пригнитесь и ползите к выходу на четвереньках. Чем ближе к полу, тем меньше задымленность В пространстве над полом (примерно 10-15 см) воздух более насыщен кислородом и менее всего ядовитыми продуктами горения.

· После остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, в т.ч. к аварийному.

· Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки.

· Не стойте в толпе у выхода, если очередь не двигается;

Помните, что есть другие выходы.

· Не открывайте запасные люки в тех местах, где снаружи есть огоньи дым.

· Не берите с собой ручную кладь, это может стоить вам жизни!

· Пресекайте и боритесь с паникой любыми средствами!

· После выхода из самолета быстро уходите от него на расстояние не меньше 1,5 км (удалитесь от него как можно дальше – «запас делу не помеха»).

Если это невозможно, то ложитесь на землю животом вниз, ногами в сторону к самолету, сомкните их вместе и обхватите голову руками, –возможен взрыв!

· Знайте: в случае пожара на земле вам отпущено судьбой 5 минут на эвакуацию.

 

И… по секрету:

· Имейте при себе что-либо похожее на нож (из прочной пластмассы, например, со способностью перерезать крепкую веревку или канат) некриминального размера. Должен быть под рукой хотя бы такой инструмент. Опыт показывает: через устройство проверки небольшое такое устройство проносится запросто. Он может очень пригодиться в случае, если вы запутались в каких-либо веревках и т.п. Освободившись от пут, вы получите еще один шанс остаться живым!

 

 

Аварийное приводнение самолета.

· Преждевременно надутый спасательный жилет может помешатьВам выбраться из салона, если придется нырять.

· Если Вы будете находиться непосредственно в воде, у Вас будет в 10 pаз меньше шансов выжить, чем если Вы будете на спасательном плотике, – в основном, из-за переохлаждения.

· Отправляясь в полет, одевайтесь в яркое: вас скорее обнаружат на воде.

САМОЕ ГЛАВНОЕ:САМИНЕ СОЗДАЙТЕ УСЛОВИЯ,
КОТОРЫЕ СТАНУТ ПРИЧИНОЙ ПОЖАРА!
НА БОРТУ САМОЛЕТА НАДО ОБРАЩАТЬСЯ С ОГНЕМ,
БУДТО ЕДЕТЕ НА БЕНЗОВОЗЕ!

Итак, подведем некоторые итоги.

Нами был рассмотрен комплекс вопросов, связанный с безопасным участием пассажиров при пользовании услугами транспорта общего пользования (автобус, трамвай, троллейбус, метро), специального (лифт, фуникулер, канатно-кресельный) транспорта, железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

Аналогично, как и в предыдущих параграфах пособия, посвященных проблемам формирования у людей транспортной культуры и их подготовки к безопасному участию в транспортных процессах различных видов транспорта, основной упор был сделан на то, чтобы руководствуясь приведенными правилами поведения, вы могли в своей повседневнойпрактической деятельности избежать несчастных случаев во время пользования этими видами транспорта и со знанием дел просто своевременно избежать всяческих неприятностей в пути на работу, учебу, отдых. Надо отметить, что люди зачастую неумеренно используют много разных вещей, без которых жизнь была бы, наверное, здоровее и безопаснее.

Но здесь мы не стали давать материалы, связанные с безопасным выполнением «Правил дорожного движения»для пешеходов и пассажиров, так как все это вы обязаны знать на «отлично» после изучения соответствующих тем в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

Тоже касается и тех правил для пассажиров, тексты которых вывешены в салонах всех транспортных средств общего пользования, а также изложены в инструкциях для пассажиров самолетов (они расположены во всех спинках сидений всех без исключения самолетов), правилах для пассажиров железнодорожного и водного транспорта (вывешены во всех пассажирских вагонах и в салонах пассажирских судов различного водоизмещения), а уделили основное внимание именно тем вопросам, которые составляют и научную, и практическую платформы (базы)общей теории безопасности на транспорте. По нашему глубокому убеждению, именно такой подход правилен и полностью соответствует требованиям обеспечения вашей безопасности в транспортной среде.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.05 с.)