Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного происхождения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - одно из краеугольных понятий науки о безопасности жизнедеятельности. Само понятие четко сформулировано в официальных документах и учебных изданиях. А вот вопрос о классификации ЧС является предметом дискуссий, так как он еще не нашел своего отражения в нормативно-технической документации. К классификациям каких-либо объектов или явлений в учебном процессе предъявляется ряд специфичных требований. Основные из них — логизм и простота классификации, что необходимо для качественного ее запоминания и усвоения. В связи с этим критерии, на основании которых производится классификация, должны быть объективными, четко определенными и должны однозначно классифицировать объекты или явления. Как любое сомножество предметов или явлений, большое количество ЧС можно классифицировать различными способами в зависимости от классификационного признака положенного в основу конкретной классификации. Ряд классификаций ЧС совершенно однозначны и одинаковым образом изложены в различных учебно-методических изданиях и даже закреплены в официальных документах. Это следующие классификации: а) по масштабу ЧС (классификационные признаки: территория, подвергнувшаяся воздействию ЧС, тяжесть последствий ЧС, а также силы и средства, необходимые для ликвидации последствий ЧС) — это локальные, объектовые, местные, региональные, федеральные, трансграничные ЧС (Постановление Правительства РФ.К 1094 от 13.09.1996 г.); б) по причине возникновения (классификационный признак преднамеренность возникновения ЧС) — преднамеренные и непреднамеренные ЧС; в) по скорости развития — взрывные, внезапные, скоротечные, плавные ЧС; г) по возможности предотвращения — неизбежные и предотвращаемые ЧС; д) по принципу конфликтности — конфликтные и бесконфликтные; е) по ведомственной принадлежности —ЧС в промышленности,сельском хозяйстве, строительстве,транспорте,жилищно-коммунальной сфере, лесном хозяйстве и других отраслях экономики. Вышеперечисленные классификации довольно редко используются в учебной литературе, разве что классификация типа (а) используется в тех случаях, когда необходимо показать ущерб, количество жертв и пострадавших. В основном же в учебной литературе неофициальных изданиях используются классификации ЧС, основанные на близких, но неодинаковых по значению классификационных критериях. Это значительно снижает логизм изложения самого предмета, запутывает обучаемых, особенно школьников, и приводит к разному количеству видов ЧС в различных изданиях. В бесконфликтных ЧС приведено пять их видов — природные,техногенные, биолого-социальные, экологические и космические, а в конфликтных — девяти видах: - военные столкновения; - экономические кризисы; - экстремальная политическая борьба; - социальные взрывы; - национальные и религиозные конфликты; - противостояние разведок; - терроризм; - широкомасштабная коррупция; - разгул уголовной преступности. То есть всего по этой классификации имеется 14 видов ЧС. Возможно, приведенная градация удобна для статистического учета ЧС, но она совершенно не приемлема для обучения; бесполезно ожидать, что студенты или школьники запомнят надолго и без зубрежки все пункты такой классификации. Причем некоторые из типов ЧС (экономические кризисы, противостояние разведок, широкомасштабная коррупция) напрямую к дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» сегодня не относятся. Сравнение предложенных в работах классификаций с госдокладом, официально представляемым ежегодно МЧС РФ показывает, что эти классификации далеки от совершенства и не совпадают с классификацией ЧС в этом докладе. Таким образом, резюмируя далеко не все источники (особенно учебные издания), можно отметить, что классификационным критерием наиболее часто применяемых классификаций ЧС служит возникновение ЧС, а именно: • либо характер возникновения, • либо природа (источник) возникновения, • либо сфера возникновения. Попытаемся обсудить каждый из этих критериев с точки зрения наибольшей приемлемости для учебного процесса. Под понятием сфера возникновения ЧС (греч. sphaira — шар, область, среда, обстановка) авторами подразумеваются, вероятно, судя по пунктам классификации, следующие области жизни и деятельности человека: • природная среда, • техногенная сфера, • экологическая среда, • биолого-социальная сфера, • военная сфера. Но очевидно, что эти сферы неравнозначны. Так, под экологической средой (греч.оikos — дом) обычно понимают все, что окружает человека, т.к. она включает все другие сферы жизни человека, в том числе природную, техногенную, биолого-социальную, военную. Природная и техногенная сферы — это следующий уровень сфер жизнедеятельности человека, он включает обычно еще социальную сферу — общество. А биолого-социальная и военные сферы — это более конкретизированные формы существования человека. Но из-за многогранности жизнедеятельности человека существуют и другие сферы, например домашняя среда, сфера психологии и т.д. То есть как классификационный признак «сфера жизнедеятельности человека» очень неудобен ввиду его многоуровневости и многозначности видов сфер на каждом уровне. Под природой (источником) возникновения ЧС авторами работ, судя по видам ЧС, подразумеваются: • природная среда, • техногенная сфера, • социальная сфера, • биологические или биолого-социальные явления, • экология, • антропогенные факторы, • военная сфера. Анализ приведенных источников ЧС показывает, что их количество может быть уменьшено и приведено к четырем основным средам: природ ной, техногенной, социальной и военной, наиболее полно характеризующих жизнедеятельность человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.20 (0.009 с.) |