Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного происхождения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного происхождения.



Чрезвычайная ситуация (ЧС) - одно из краеугольных понятий науки о безопасности жизнедеятельности. Само понятие четко сформулировано в официальных документах и учебных изданиях. А вот вопрос о классификации ЧС является предметом дискуссий, так как он еще не нашел своего отражения в нормативно-технической документации.

К классификациям каких-либо объектов или явлений в учебном процессе предъявляется ряд специфичных требований. Основные из них — логизм и простота классификации, что необходимо для качественного ее запоминания и усвоения. В связи с этим критерии, на основании которых производится классификация, должны быть объективными, четко определенными и должны однозначно классифицировать объекты или явления.

Как любое сомножество предметов или явлений, большое количество ЧС можно классифицировать различными способами в зависимости от классификационного признака положенного в основу конкретной классификации. Ряд классификаций ЧС совершенно однозначны и одинаковым образом изложены в различных учебно-методических изданиях и даже закреплены в официальных документах. Это следующие классификации:

а) по масштабу ЧС (классификационные признаки: территория, подвергнувшаяся воздействию ЧС, тяжесть последствий ЧС, а также силы и средства, необходимые для ликвидации последствий ЧС) — это локальные, объектовые, местные, региональные, федеральные, трансграничные ЧС (Постановление Правительства РФ.К 1094 от 13.09.1996 г.);

б) по причине возникновения (классификационный признак преднамеренность возникновения ЧС) — преднамеренные и непреднамеренные ЧС;

в) по скорости развития — взрывные, внезапные, скоротечные, плавные ЧС;

г) по возможности предотвращения — неизбежные и предотвращаемые ЧС;

д) по принципу конфликтности — конфликтные и бесконфликтные;

е) по ведомственной принадлежности —ЧС в промышленности,сельском хозяйстве, строительстве,транспорте,жилищно-коммунальной сфере, лесном хозяйстве и других отраслях экономики.

Вышеперечисленные классификации довольно редко используются в учебной литературе, разве что классификация типа (а) используется в тех случаях, когда необходимо показать ущерб, количество жертв и пострадавших. В основном же в учебной литературе неофициальных изданиях используются классификации ЧС, основанные на близких, но неодинаковых по значению классификационных критериях. Это значительно снижает логизм изложения самого предмета, запутывает обучаемых, особенно школьников, и приводит к разному количеству видов ЧС в различных изданиях.

В бесконфликтных ЧС приведено пять их видов

природные,техногенные, биолого-социальные, экологические и космические,

а в конфликтныхдевяти видах:

- военные столкновения;

- экономические кризисы;

- экстремальная политическая борьба;

- социальные взрывы;

- национальные и религиозные конфликты;

- противостояние разведок;

- терроризм;

- широкомасштабная коррупция;

- разгул уголовной преступности.

То есть всего по этой классификации имеется 14 видов ЧС. Возможно, приведенная градация удобна для статистического учета ЧС, но она совершенно не приемлема для обучения; бесполезно ожидать, что студенты или школьники запомнят надолго и без зубрежки все пункты такой классификации. Причем некоторые из типов ЧС (экономические кризисы, противостояние разведок, широкомасштабная коррупция) напрямую к дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» сегодня не относятся. Сравнение предложенных в работах классификаций с госдокладом, официально представляемым ежегодно МЧС РФ показывает, что эти классификации далеки от совершенства и не совпадают с классификацией ЧС в этом докладе.

Таким образом, резюмируя далеко не все источники (особенно учебные издания), можно отметить, что классификационным критерием наиболее часто применяемых классификаций ЧС служит возникновение ЧС, а именно:

• либо характер возникновения,

• либо природа (источник) возникновения,

• либо сфера возникновения.

Попытаемся обсудить каждый из этих критериев с точки зрения наибольшей приемлемости для учебного процесса.

Под понятием сфера возникновения ЧС (греч. sphaira — шар, область, среда, обстановка) авторами подразумеваются, вероятно, судя по пунктам классификации, следующие области жизни и деятельности человека:

• природная среда,

• техногенная сфера,

• экологическая среда,

• биолого-социальная сфера,

• военная сфера.

Но очевидно, что эти сферы неравнозначны.

Так, под экологической средой (греч.оikos — дом) обычно понимают все, что окружает человека, т.к. она включает все другие сферы жизни человека, в том числе природную, техногенную, биолого-социальную, военную.

Природная и техногенная сферы — это следующий уровень сфер жизнедеятельности человека, он включает обычно еще социальную сферу — общество.

А биолого-социальная и военные сферы — это более конкретизированные формы существования человека.

Но из-за многогранности жизнедеятельности человека существуют и другие сферы, например домашняя среда, сфера психологии и т.д. То есть как классификационный признак «сфера жизнедеятельности человека» очень неудобен ввиду его многоуровневости и многозначности видов сфер на каждом уровне.

Под природой (источником) возникновения ЧС авторами работ, судя по видам ЧС, подразумеваются:

• природная среда,

• техногенная сфера,

• социальная сфера,

• биологические или биолого-социальные явления,

• экология,

• антропогенные факторы,

• военная сфера.

Анализ приведенных источников ЧС показывает, что их количество может быть уменьшено и приведено к четырем основным средам: природ ной, техногенной, социальной и военной, наиболее полно характеризующих жизнедеятельность человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.009 с.)