Чем выше скорость – тем больше опасность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чем выше скорость – тем больше опасность



ЧЕМ БОЛЬШЕ ОПАСНОСТЬ – ТЕМ НИЖЕ ДОЛЖНА БЫТЬ СКОРОСТЬ

 

Каким же образом, на какие факторы воздействуя, можно обеспечить Благоприятное разрешение противоречия «скорость – опасность»?

Успешное решение этой задачи зависит от совершенства всех компонентов, элементов, «единиц» и подсистем, образующих процесс дорожного движения транспортных средств, дорожных условий и состояния среды и, главным образом, от подготовленности всех участников этого процесса, представляющего собой неотъемлемую часть сложнейшей энерговооруженной динамичной социотехнической системы – автомобильный транспорт, которую мы детально рассматривали на предыдущей лекции, посвященной транспортной культуре и безопасности транспортных систем и человека.

Можно утверждать, что правильно выбранная скорость является одним из решающих условий безопасности движения всех видов транспорта и автомобильного в том числе. Если, например, при движении автомобиля, ее величина будет выше какой-то допустимой для данных условий движения, то при возникновении опасности на пути движения у водителя не будет реальной возможности его остановить по причине действующих на автомобиль сил, порожденной энергией движения (кинетическая энергия), величина которой находится в квадратичной зависимости от скорости движения, т.е. Ek = mV2 /2, где: m – массаавтомобиля, а V – скорость его движения.

Чтобы избежать столкновения с препятствием (остановившийся автомобиль, неожиданно вышедший на проезжую часть пешеход или незамеченный в темное время суток стоящий на дороге крупногабаритный предмет и т.д.) или попадания в опасное место на дороге (яма, ухаб, открытый колодец и т.п.), которое может возникнуть неожиданно на пути следования автомобиля (см. рис. 13), необходимо двигаться с такой скоростью, при которой полный остановочный путь всегда должен быть менее расстояния до препятствия или опасного места, либо при которой существует реальная возможность безопасного маневра (объезд, «увод» автомобиля в сторону и т.д.).

 

 

Движение с предельно допустимой скоростью V

Сектор видимости Необозримая

Препятствие и невидимая зона

Поле видимости Препятствие

 
 


Полный остановочный путь

Расстояние до препятствия


Видимый участок пути

 
 

 


Рис. 13. Принципиальная схема для расчета предельно допустимой скорости

 

 

Что представляет из себя остановочный путь мы подробно рассмотрели несколько ранее.

Заладимся для себя очень важным вопросом: как выбрать допустимую скорость движения и от каких условий это зависит? Это как раз тот вопрос, ответ на который каждый водитель должен очень хорошо знать и, глубоко усвоив, всегда выполнять те условия, которые входят в содержание его ответа. Ответ на этот вопрос также хорошо должен знать и пешеход, и пассажир.

Выбор допустимой скорости движения транспортного средства зависит от ряда условий, о которых обязаны знать все без исключения участники дорожного движения. К этим условиям относят: состояние проезжей части дороги, видимость и обзорность, дальность видимости, интенсивность и характер движения, особенности устройства и техническое состояние автомобилей и вид перевозимого груза.

О влиянии состояния дороги мы уже говорили при рассмотрении параграфа «Окружающая среда и безопасность человека в дорожном движении». Сейчас же мы уделим особое внимание таким понятиям как, «видимость», «обзорность» и «дальность видимости» и попытаемся убедиться в том, что они, наряду со многими другими и очень важными понятиями в области обеспечения безопасности дорожного движения, являются ключевыми, и, пожалуй, одними из главных понятий в этой области.

Как уже отмечалось ранее, ВИДИМОСТЬ – это возможность для водителя различать детали дорожной обстановки, обусловленная прозрачностью и состоянием воздушной среды, а также состоянием осветительной системы автомобиля. Видимость зависит и определяется условиями освещения, запыленностью или задымленностью воздуха, погодными условиями (туман, снег, дождь), степнью контраста презжей части по отношению к другим элементам дороги.

ОБЗОРНОСТЬ – это возможность участников движения видеть с места своего расположения (водитель – из кабины транспортного средства, пешеход – с края тротуара или с проезжей части дороги и т.п.) окружающую среду. Определяется она наличием или отсутствием в поле зрения человека на дороге различных препятствий. Другими словами, ОБЗОРНОСТЬ это возможность для водителя наблюдать проезжую часть и дорожную обстановку перед автомобилем и по сторонам, а также некоторое пространство над автомобилем, а для пешехода наблюдать проезжую часть и дорожную обстановку в целом.

Все это необходимо, во-первых, для непрерывной оценки картины дорожной ситуации, во-вторых, для прогноза ее развития, так как за теми препятствиями и крупногабаритными предметами, которые встречаются в поле зрения участников движения всегда может быть скрытая опасность для каждого из них, в-третьих, для принятия адекватно складывающейся ситуации на дороге безопасные решения для продолжения своего перемещения.

ДАЛЬНОСТЬ ВИДИМОСТИ – это одно из важнейших условий, определяющих безопасность движения, в частности выбора скорости. Чтобы своевременно остановить автомобиль, водитель должен хорошо просматривать дорогу перед собой на расстоянии несколько большем, чем полный остановочный путь, иначе при внезапном обнаружении препятсвия он не успеет остановить автомобиль.

Следовательно, чем выше скорость движения, тем большее расстояние впереди себя необходимо просматривать. Любое препятствие, появившееся на некотором расстоянии за остановочным путем, должно быть замечено, иначе водитель не успеет затормозить движение автомобиля. Отсюда вытекает оно из важных правил: чем выше скорость, тем дальше надо не только смотреть, но и, что особенно важно для безопасности, видеть, различать и наблюдать

Дорожную обстановку.

В темное время суток надо приучить себя просматривать дорогу на границе, освещаемой лучами включенных фар.

Следовательно, чтобы избежать происшествия из-за недостаточной видимости или обзорности, необходимо выбирать такую скорость движения, при которой полный остановочный путь всегда будет меньшим, чем дальность видимости пути.

Иногда происшествия происходят потому, что водитель из-за какого-либо препятствия не видит со своего места части пространства, расположенного в непоседственной близости от автомобиля или в отдалении от него. В таких случаях говорят об ограниченной обзорности. ОБЗОРНОСТЬ также влияет на выбор допустимой скорости движения.

Из всего сказанного становится очевидным, что необходимым и главным условием обеспечения безопасности движения транспорта и пешеходов является наличие ВИДИМОСТИ и ОБЗОРНОСТИ.

Для простоты запоминания такого обстоятельства ВТОРОЙ ЗАКОН БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ назовем «ПРАВИЛОМ ТЕМНОГО ПОДВАЛА» - «НЕ ВИДИШЬ – ОСТАНОВИСЬ ИЛИ РЕЗКО ЗНИЗЬ СКОРОСТЬ»

Поясним это утверждение. Представьте себе, что вы с улицы входите в совершенно темный подвал, пусть хорошо вам известный, по которому вам надо быстро пройти. Какими будут ваши действия? Вы непременно остановитесь или резко снизите свою скорость, будете ждать, когда ваши глаза привыкнут к темноте или, в лучшем случае, пойдете вперед, но очень осторожно и медленно, крадучись и на ощупь.. Так происходит потому, что впереди может быть непредвиденная (невидимая на данный момент времени) опасность или какое-то препятствие. Предполагая это, вы невольно снижаете скорость своего движения.

ТРЕТИЙ ЗАКОН БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ«ЧУВСТВУЙ ДОРОГУ!». Иными словами, это значит: УМЕЙ ВИДЕТЬ, НАБЛЮДАТЬ, ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРЕДВИДЕТЬ И ДЕЙСТВУЙ БЕЗОПАСНО!

Ничего нет удивительного в том, что многие люди просто не научились ВИДЕТЬ дорогу. Это умение приходит лишь тогда, кошда человек усилием воли заставляет себя очень внимательно и скрупулезно НАБЛЮДАТЬ и изучать дорожный процесс, наблюдать и ОЦЕНИВАТЬ движение на том участке дороги, на котором он находится в данный момент. Оценивая обстановку, очень важным является умение ПРОГНОЗИРОВАТЬ и способность ПРЕДВИДЕТЬ те ситуации, которые могут возникнуть и в которые человек может попасть, а также и то, как он умеет ПРИНИМАТЬ БЕЗОПАСНОЕ РЕШЕНИЕ и ДЕЙСТВОВАТЬ (вести себя) БЕЗОПАСНО. Главное – это надо уметь не входить в опасную (аварийную) ситуацию, а если по воле случая или даже по своей неосторожности попал в нее, то мог бы с меньшими потерями для себя и окружающих из этой опасной ситуации выйти.

Становится уже аксиоматичным, что этим трем законам безопасного участия в дорожном движении (безопасного поведения) надо не только обучать всех участников движения, но необходимо вырабатывать у них специальные умения с последующим их закреплением в качестве навыков и привычек безопасно вести себя в процессе движения. А, чтобы такой труд не был напрасным, необходимо еще в детстве пробудить потребность быть безопасным участником дорожного движения не только в угоду себе, но и для окружающих. И все последующие годы вновь зародившуюся потребность быть безопасным пешеходом, а затем велосипедистом или мотоциклистом, водителем легкового автомобиля или любого другого транспортного средства постоянно развивать и закреплять. Также немаловажным будет побуждать их не только осознанно выполнять нормы и правила, действующие в сфере дорожно-транспортных отношений, но и проявлять дисциплинированность и высокую культуру поведения, основанную на высочайших принципах уважения к окружающим и к себе, нормах этики, общественной морали и нравственности. Именно так формируется транспортная культура в обществе – у каждого индивида в отдельности и, одновременно с этим, у каждой социальной группы и всего общества в целом исходя из основных принципов педагогики: систематичности и непрерывности, научности обучаемым знаниям, практических их значимостей и прикладной повседневной их реализацией.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.009 с.)