Активная и пассивная безопасность автомобиля и ремни безопасности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Активная и пассивная безопасность автомобиля и ремни безопасности.



Садясь в легковой автомобиль невольно задаешь себе вопрос: «Где самое безопасное место в салоне этого транспортного средства?». Находиться на заднем сиденье безопаснее, чем на переднем. Заднее правое сидение самое безопасное место в легковом автомобиле. Это место занимают, как правило VIP-персоны, государственные лица и другие пассажиры (с детьми, близкие, дорогие и уважаемые нам люди, люди престарелого возраста, больные и инвалиды и т.д). Середина заднего сиденья – безопаснее края, так как сидящий там пассажир находится подальше от боковых стоек салона машины и его дверей, а также в момент происходящего ДТП имеет больше возможности по сравнению с другими сидящими сгруппироваться, спрятаться за переднее сидение, тем самым ограничив свое перемещение по салону в момент внезапной остановки автомобиля, т.е в момент его столкновения с препятствием.

А что же происходит с сидящими в автомобиле, если он попадает в ДТП? Какова же эффективность ремней безопасности в данном случае? Как мы должны относиться к инспектору ГАИ ГИБДД - с раздражением, потому что он к нам "пристал", или же с благодарностью за своевременное напоминание о том, что, не пристегнувшись ремнем мы во много крат увеличили степень своего риска погибнуть или получить значительные травмы в случае возникновения ДТП? Попробуем ответить на эти и другие вопросы, связанные с применением ремней безопасности.

Известно, что требования к конструктивной безопасности автомобиля распространяются на его активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасность.

АКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ - это свойство автомобиля снижать вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Оно заложено в конструкции автомобиля и проявляется постоянно при движении и в аварийной ситуации. Этот вид безопасности характеризуется обзорностью, сигнализацией, эргономическими условиями рабочего места водителя, маневренностью, управляемостью, устойчивостью, скоростными и тормозными свойствами и др. ПАССИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ - это свойство автомобиля снижать тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий. Другими словами - это способность транспортного средства обеспечивать защиту человека от травмирования или смертельного исхода при ДТП. Она делится на внутреннюю и внешнюю. Внутреннюю, или пассивную, безопасность характеризуют решения, направленные на снижение травматизма водителя и пассажиров, обеспечение сохранности грузов (травмобезопасность рулевого управления, РЕМНИ БЕЗОПАСНОСТИ, надувные подушки безопасности, прочность сидений и их крепления, травмобезопасность внутреннего оборудования, защитные свойства кузова или кабины,), а внешнюю, или активную, безопасность – снижение травматизма людей, находящихся вне автомобиля в процессе дорожно-транспортного происшествия (травмобезопасность наружных выступов). ПОСЛЕАВАРИЙНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ зависит от возможностей снизить тяжесть последствий аварии (система пожаротушения, обеспечение эвакуации пострадавших и т.п.). ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ - свойство автомобиля уменьшать вредное влияние на окружающую среду (загрязнение атмосферы отработавшими газами, запыление, осадки вредных веществ на придорожную полосу, нарушение травяного покрова, загрязнение почвы и водоемов, шум и вибрации).

Во всем комплексе мер, призванных обеспечивать безопасность водителей и пассажиров, определенную и, на наш взгляд, очень важную роль отводят ремням безопасности. Это требования безопасности дорожного движения как такового, а не прихоть ГАИ ГИБДД, как об этом иногда ошибочно думают водители транспортных средств и их пассажиры. По утверждению специалистов в области безопасности дорожного движения (Е.В.Бочаров, М.Ю.Заметта, В.С.Волошин и др.) принцип действия средств пассивной безопасности в основном состоит в уменьшении динамической нагрузки на тело человека в процессе столкновения или опрокидывания автомобиля. Это уменьшение обеспечивается некоторой растяжкой времени действия нагрузки за счет деформации элементов пассивной безопасности. При этом используются такие факторы, как ограничение перемещения людей внутри кузова, салона, кабины, закрепление в них предметов, уменьшение травмоопасности деталей, контактирующих с человеком и др.

Что же в первую очередь угрожает жизни и здоровью людей, находящихся в кабине, салоне или кузове автомобиля в момент совершения ДТП? Как показывают наблюдения специалистов - это перемещение самих людей в момент столкновения или опрокидывания, а не вторжение в салон, например легкового автомобиля, агрегатов и деталей или деформация самого кузова. Под действием сил инерции люди, перемещаясь, ударяются о различные предметы интерьера, выбрасываются из автомобиля через лобовое стекло, ударяются друг о друга. Именно в этот момент они, в основном, и получают травмы. Поэтому роль и значение ремней безопасности в предотвращении передвижения человека внутри автомобиля во время его столкновения неоспоримо велика. Главное в этом случае удержать человека на месте и, тем самым, уберечь его от травм или, в определенной степени, уменьшить их тяжесть.

Чтобы оценить степень снижения риска при применении ремней безопасности следует обратиться к результатам исследований методом скоростной съемки приведенным в книге французского автора К.Жерондо "Безопасность движения: прошлое, настоящее, будущее". По его данным в момент совершения наезда испытуемого автомобиля на неподвижное препятствие со скоростью 80 км/ч происходит следующее (цитируем):

"Спустя 0,026 секунды после удара:

- вдавливается бампер;

- сила, в тридцать раз превышающая вес автомобиля, останавливает его движение на линии передних сидений, тогда как его пассажиры - если они не пристегнуты ремнями безопасности - продолжают двигаться в салоне автомобиля со скоростью 80 км/ч.

Спустя 0,039 секунды водитель вместе с сиденьем стремительно движется вперед на 15 см.

Спустя 0,044 секунды он грудной клеткой ломает руль.

Спустя 0,050 секунды скорость падает настолько, что на автомобиль и на всех пассажиров начинает действовать сила, в 80 раз превышающая их собственный вес". В этом случае (80-кратная перегрузка) мышцы рук человека, а тем более мышцы шеи, не в состоянии удержать туловище и голову от их перемещения вперед.

"Спустя 0,068 секунды водитель с силой в 9 тонн ударяется о приборный щиток.

Спустя 0,092 секунды водитель и сидящий с ним рядом пассажир одновременно врезаются головами в переднее ветровое стекло автомобиля и получают смертельные повреждения черепа.

Спустя 0,100 секунды повисший на руле водитель отбрасывается назад, он уже мертв.

Спустя 0,110 секунды автомобиль начинает откатываться назад.

Спустя 0,113 секунды сидящий за водителем пассажир - если он тоже не пристегнут ремнем безопасности - оказывается с ним на одной линии и наносит ему новый удар и одновременно сам получает смертельные повреждения.

Спустя 0,150 секунды наступает полная тишина; осколки стекла и обломки железа падают на землю. Место столкновения окутывает облако пыли. Все окончено менее чем за две десятых секунды...".

По закону физики в момент столкновения двух тел всегда выделяется определенное количество энергии. По данным того же К.Жерондо в момент столкновения автомобиля с неподвижным препятствием при скорости движения 80 км/ч эта энергия колоссальна по своей величине: "она достаточна для того, чтобы подбросить легковой автомобиль, который в среднем весит одну тонну (в России это автомобили семейства ВАЗ, "Москвич" и равные им. - прим. А.М.Якупова) на высоту почти 30 метров, т.е. выше семиэтажного дома!"

В.И.Жулев (см. Жулев В.И. Водитель и безопасность дорожного движения. – М.: Издательство ДОСААФ СССР, 1984, с.131) сравнивает перегрузки, которые испытывают в момент столкновения люди, находящиеся в автомобиле, с перегрузками, которые воспринимает тело человека в момент падения с различной высоты. Так, наезд автомобиля на препятствие со скоростью 30 км/ч влечет перегрузки, равные тем, которые наступили бы при падении с высоты 3,5 м, т.е. с крыши одноэтажного дома. Увеличение скорости в 2 раза (до 60 км/ч) повлечет последствия, аналогичные падению с высоты 14 м, т.е. в 4 раза большей, так как величина энергии движения тела (кинетической энергии) находится в квадратичной зависимости от величины скорости его движения. Исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, подтверждают: летальный исход (смерть) может наступить при столкновении даже при скорости 30 км/ч. Так по данным Т.А.Литвинова и др. (см. Литвинов Т.А. и др. Пользуетесь ли вы ремнями безопасности? – М.: Транспорт, 1983, с.9). при происшествиях, совершенных на скорости 30, 40, 50 и даже более километров в час ремни, если они были правильно пристегнуты, гарантировали сохранение жизни водителю и пассажиру автомобиля. Но, по мере увеличения скорости возрастают смертельные травмы, которые при скоростях более 90 км/ч становятся практически неотвратимыми в момент столкновения, (внезапной остановки), так как происходит отрыв и разрыв внутренних органов человека под воздействием сил инерции, начинается сильное внутренне кровотечение и т.д. Водитель, вследствие его большей отмобилизованности в момент удара и амортизирующих свойств рулевого колеса, как правило, оказывается несколько устойчивее к травмам, чем пассажир. Распределение элементов внутреннего оборудования автомобиля по частоте причиняемых ими травм, в % (по данным В.И.Жулева, 1984 г.):

 

Для для

Водителей пассажиров

рулевое колесо 33,3

лобовое стекло 21,1 28,4

рулевая колонка 14,3

панель приборов 13,4 38,4

двери и передние

стойки 10,4 20,2

крыша автомобиля 5,2 4,0

спинка сидений 1,0 3,6

прочие предметы 2,3 5,4

 

Право же, не стоит пренебрегать требованием «Правил дорожного движения» (ПДД) об обязательном пользовании ремнями безопасности. Тот, кто не пристегивается, нарушает эти «Правила» тот подвергает себя практически смертельной опасности. Статистика же говорит, что у пассажиров и водителей, пользующихся ремнями, при столкновении в два раза большее шансов сохранить жизнь, а при опрокидывании – в пять раз. Ясно, что ремень безопасности сам по себе не предотвращает ДТП, но он устраняет перемещение водителя и пассажиров внутри салона (кузова, кабины), а также их выпадение из автомобиля. Пользование ремнями примерно на 50 процентов сокращает количество смертельных исходов и в таких же пропорциях - ранений. А при скорости движения до 60 км/ч восемь человек из десяти, пристегнутые ремнями, вообще не получают травм.

Самое главное – это тугое прилегание ремня безопасности. Ладонь на уровне груди должна проходить под ним с натягом. Но, иногда, едущие и не пристегнутые ремням, во избежание быть замеченными инспектором ГИБДД, ремень безопасности просто набрасывают на себя не закрепляя его, как это требуется, в замке-фиксаторе. В этом случае к тем бедам, которые могут произойти с не пристегнутыми, добавиться еще одна: при столкновении металлическая пряжка ремня может "хлыстом" ударить прямо в висок. Вот чем опасен наброшенный, но не пристегнутый ремень. Плата за пренебрежение к ремням безопасности слишком высока – здоровье, жизнь. Как показывают расчеты, если все водители и пассажиры станут пользоваться ремнями безопасности, то количество смертельных исходов при ДТП может сократиться примерно на 15 процентов, а это примерно восемь тысяч сохраненных жизней россиян в год.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.203.238 (0.013 с.)