Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причинно-следственный механизм возникновения ДТП.

Поиск

Анализу причин и условий возникновения ДТП как за рубежом, так и бывшем СССР, и в России всегда уделялось особое внимание. Но в России за последние три десятка лет они относятся, в подавляющем большинстве, к выявлению причин происшествий, связанных с действиями водителей транспортных средствЧто же касается пешеходов, в том числе детей, то, по нашему мнению, таких исследований в бывшем СССР и в России проведено необоснованно мало. Особого внимания в этой связи заслуживают работы В.В. Добрушина, И.К. Коршакова, М.Л. Форштатаи труды некоторых других специалистов, в которых основной акцент сделан на анализ причин, связанных с опасным (неверного, ошибочного, и зачастую пренебрежительного или халатного) поведением пешеходов на дороге, а не только с незнанием ими «Правил дорожного движения».

Проведенный анализ освещения проблемы аварийности на транспорте в рамках исследования состояния формирования транспортной культуры школьников в педагогической практике, позволил нам раскрыть причинно-следственный механизм возникновения дорожно-транспортного происшествия, схема которого приведена на рис. 24. В то же время мы увидели, к сожалению, что большинство взрослых не всегда отчетливо знают и понимают его. Между тем именно анализ этого механизма позволяет выявить основные первоначальные причины возникновения аварийных ситуаций, нередко заканчивающиеся дорожно-транспортным происшествием.

К этим причинам, как следует из приведенного рис. 24, по отношениюк школьникам мы относим следующие: неумение прогнозировать дорожную обстановку (неосознанная степень опасности); незнание мер обеспечения безопасного движения; нежелание выполнять безопасные действия; неверные, опасные привычки поведения на улице; неосознанное подражание другим лицам (младшие школьники – родителям, старшие – рядом находящимся пешеходам), нарушающим правила безопасности движения; потеря бдительности; другие опасные действия и явления.

 


 

 

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
ПРИРОДНАЯ ТЕХНОГЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ
   
ПРИЧИНА   СЛЕДСТВИЕ РЕЗУЛЬТАТ
Опасное(неверное, ошибочное, умышленное) поведение человека при подготовке и организации дорожно-транспортного процесса и участии в нем, ведущие к нарушению безопасности движения: w незнание мер обеспечения безопасного движения; w отсутствие умений и навыков выполнения безопасных действий; w неумение прогнозировать обстановку; w нежелание (пренебрежение) выполнять безопасные действия; w подчинение старым (опасным) привычкам поведения; w неосознанное подражание другим лицам, нарушающим правила безопасности движения; w потеря бдительности; w недостаточный надзор за детьми дошкольного и младшего школьного возраста; w расстройство здоровья, психологическая перегрузка; w неумение действовать безопасно в резко (внезапно) изменяющейся окружающей среде (стихийное бедствие, отключение освещения и т.п.); w другие опасные действия и явления.     Нарушение правил(условий)безопасного поведения(действия),которые регламентируются установленными нормами и правилами: w дорожного движения; w технической эксплуатации подвижного состава; w перевозки пассажиров; w крепления и перевозки грузов; w СНиП, ГОСТ, ТУ на проектирование, строительство и эксплуатацию автодорог и инженерно-технических сооружений; w СНиП, ГОСТ, ТУ на конструирование, обустройство, содержание технических средств и средств регулирования; w СНиП, ГОСТ, ТУ на конструирование и изготовление транспортных средств и др.*).  
Может не возникнуть
Может не перейти

Аварийная ситуация
ДТП
+
Может перейти
Может возникнут
+

*) В настоящее время в сфере дорожного движения действует более 200 нормативных актов, различных по юридической силе и характеру регулируемых вопросов.

Рис. 24. Причинно-следственный механизм возникновения ДТП

Согласно данным международной статистики, подавляющее число дорожно-транспортных происшествий возникает из-за ошибок самих пострадавших (водителей или пешеходов). Сегодня наукой выделено 28 ошибочных действий водителей и 180 типичных дорожно-транспортных ситуаций, повлекших ДТП.

Поэтому проблема формирования транспортной культуры школьников в значительной степени становится психологической и педагогической.

С целью более полного раскрытия причинно-следственного механизма возникновения дорожно-транспортного происшествия обратимся к ранее приведенной схеме взаимодействия элементов подсистемы «человек» системы «человек – транспортное средство – дорога и среда» на рис. 3, в параграфе 1.2 первой главы пособия.

Известно, что один и тот же человек ведет себя совершенно по-разному в различной обстановке: в общественных приемных или на хоккейном матче, на экскурсии в музее или на многолюдном городском проспекте, на пляже или в лесу. В зависимости от физических, пространственных и социокультурных структур различной среды он изменяет свое поведение. В нашем случае среда для участников движения, в том числе для пешехода, т.е. транспортная среда – это сложная, постоянно изменяющаяся и постоянно воздействующая на человека система. Воздействие этой среды на участников движения, как показывает практика, часто бывает не в пользу последних и существенно увеличивает их долю риска, а иногда прямо способствует неправильной оценке обстановки. В результате этого, поведение участников становится опасным не только для них самих, но и для окружающих.

 

**

 

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА  
ПРИРОДНАЯ ТЕХНОГЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ
   
ПРИЧИНА   СЛЕДСТВИЕ РЕЗУЛЬТАТ
Опасное (неверное, ошибочное, умышленное) поведение человека при подготовке и организации дорожно-транспортного процесса и участии в нем, ведущие к нарушению безопасности движения:     Нарушение правил (условий) безопасного поведения (действия), которые регламентируются установленными нормами и правилами: w
Может не быть
Может не перейти

ДТП
АС
Может быть
ДТП
+
Может перейти



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.232.108 (0.006 с.)