Опасность и безопасность транспортных процессов как сложных и опасных социотехнических систем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опасность и безопасность транспортных процессов как сложных и опасных социотехнических систем.



«В чём и как проявляется опасность этой системы, которую мы называем «транспортный процесс»?» и «Каким образом и за счёт чего обеспечивается его безопасность?», обратимся к содержанию понятий «опасность» и «безопасность» систем. Исследуя природу опасности и безопасности систем, мы пришли к выводу, что понятие «опасность» означает способ существования системы, выраженный её состоянием, стремящимся к высвобождению своей внутренней энергии через собственное разрушение. Энергия, – как отмечает П. Эткинс, – это способность совершать работу. …она всегда присутствует во всех явлениях, тогда как силы могут появляться и исчезать».[3]

Такое состояние системы можно охарактеризовать отношением заложенного в ней характера всех существующих связей (например, по мощности, величине сил взаимодействия и т.п.) к величине напряжений, как между элементами, образующих эти системы, так и между самой системой с окружающей средой. Данное утверждение мы относим: а) ко всем структурным составляющим системы на всех без исключения её иерархических уровнях; б) к величине напряжений в связях и отношениях системы и ее элементов с взаимодействующей окружающей средой; в) к объёму веществ и состоянию их количественно-качественного содержания, уровню внутренней энергии и информации, входящих в эту систему, в том числе и в её структурные составляющие. «Способ существования системы» – это, по нашему определению, порядок устройства системы, выражающий закономерно сложившийся уклад её существования во времени и пространстве. А «безопасность» – это то же способ существования системы, но он, в противовес опасности, обеспечиваетсобственное равновесное состояние как внутри себя в целом и в своих структурных составляющих (подсистемах, элементах, «единицах» и т.п. и их структурах), так и во взаимодействии самой системы и ее структур, с окружающей средой.

« Опасность » появляется при наступлении авитальности[4] (разрушении, гибели, смерти) системы или хотя бы какой-либо её составляющей, незамедлительно приводящее к высвобождению и выбросу какой-либо части внутренней энергии, вещества и информации в окружающую среду, при этом нанося ущерб последней или ее компонентам и обитателям. Но, авитальность системы может быть или полной, или частичной. И та и другая вызывается не только разрушением всей структуры системы или её изменением, но и изменением структуры хотя бы одной из её составляющих. В свою очередь, любое такое структурное изменение (частичное или полное) обязательно приводит к изменению или разрушению как всей системы вообще, так и (или) её существенной части, в частности.

Пытаясь освободиться от содержащейся в ней энергии, система стремиться к саморазрушению и, одновременно с этим, она стремиться сохранить эту энергию в себе, пытаясь не допустить её высвобождение из себя. И такое двойственное положение этих состояний продолжается до тех пор, пока система находятся в относительном равновесии как внутри себя, так и во взаимодействии с окружающей средой. В этом и заключается единство противоположных состояний любой системы не зависимо от природы её возникновения, обозначенных нами как «опасность» и «безопасность». Поэтому эти понятия мы отнесли к философским категориям[5].

Можно сказать, что «безопасность транспортного процесса» – это такое его состояние, при котором не нарушается его равновесное и устойчивое протекание не зависимо от воздействия на него каких-либо внешнихсил природы и (или) социума или в результате действия собственных внутренних сил и напряжений.

Проблема обеспечения безопасности транспортных процессов относится к многоаспектной(социальный, психологический, педагогический, нравственный, инженерный и др. аспекты), многоуровневой и интегрированной.Она требует совершенствования системы подготовки людей к безопасному участию в этих процессах, умелому управлению всеми видами энергий, существующими в них и используемыми ими с целью и собственного передвижения, и перевозки грузов.

В перспективе мы видим новое осмысление понятия «безопасность дорожного движения» с точки зрения предложенного нами видения проблемы безопасности транспортных процессов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.004 с.)